|
Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35 I
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый мужик. И было у богатого мужика три сына: Семен-воин, Тарас-брюхан и Иван-дурак, и дочь Маланья-вековуха, немая. Пошел Семен-воин на войну, царю служить, Тарас-брюхан пошел в город к купцу, торговать, а Иван-дурак с девкою остался дома работать, горб наживать. Выслужил себе Семен-воин чин большой и вотчину и женился на барской дочери. Жалованье большое было и вотчина большая, а все концы с концами не сводил: что муж соберет, все жена-барыня рукавом растрясет; все денег нет. И приехал Семен-воин в вотчину доходы собирать. Приказчик ему и говорит: – Не с чего взять; нет у нас ни скотины, ни снасти, ни лошади, ни коровы, ни сохи, ни бороны; надо всего завести – тогда доходы будут. И пошел Семен-воин к отцу: – Ты, – говорит, – батюшка, богат, а мне ничего не дал. Отдели мне третью часть, я в свою вотчину переведу. Старик и говорит: – Ты мне в дом ничего не подавал, за что тебе третью часть давать? Ивану с девкой обидно будет. А Семен говорит: – Да ведь – он дурак, а она – вековуха немая; чего им надо? Старик и говорит: – Как Иван скажет. А Иван говорит: – Ну что ж, пускай берет. Взял Семен-воин часть из дома, перевел в свою вотчину, опять уехал к царю служить. Нажил и Тарас-брюхан денег много – женился на купчихе, да все ему мало было, приехал к отцу и говорит: – Отдели мне мою часть. Не хотел старик и Тарасу давать часть. – Ты, – говорит, – нам ничего не подавал, а что в доме есть, то Иван нажил. Тоже и его с девкой обидеть нельзя. А Тарас говорит: – На что ему, он дурак; жениться ему нельзя, никто не пойдет, а девке немой тоже ничего не нужно. Давай, – говорит, – Иван, мне хлеба половинную часть; я снасти брать не буду, а из скотины только жеребца сивого возьму, – тебе он пахать не годится. Засмеялся Иван. – Ну что ж, – говорит, – я пойду обротаю. Отдали и Тарасу часть. Увез Тарас хлеб в город, увел жеребца сивого, и остался Иван с одной кобылой старой по-прежнему крестьянствовать – отца с матерью кормить.
II
Досадно стало старому дьяволу, что не поссорились в дележе братья, а разошлись по любови. И кликнул он трех чертенят. – Вот видите, – говорит, – три брата живут: Семен-воин, Тарас-брюхан и Иван-дурак. Надо бы им всем перессориться, а они мирно живут: друг с дружкой хлеб-соль водят. Дурак мне все дела испортил. Подите вы втроем, возьмитесь за троих и смутите их так, чтобы они друг дружке глаза повыдрали. Можете ли это сделать? – Можем, – говорят. – Как же вы делать будете? – А так, – говорят, – сделаем: разорим их сперва, чтоб им жрать нечего было, а потом собьем в одну кучу, они и передерутся. – Ну, ладно, – говорит, – я вижу – вы дело знаете; ступайте и ко мне не ворочайтесь, пока всех троих не смутите, а то со всех троих шкуру спущу. Пошли чертенята все в болото, стали судить, как за дело браться; спорили, спорили, каждому хочется полегче работу выгадать, и порешили на том, что жеребий кинуть, какой кому достанется. А коли кто раньше других отделается, чтоб приходил другим подсоблять. Кинули жеребий чертенята и назначили срок, опять когда в болоте собраться, узнать, кто отделался и кому подсоблять идти. Пришел срок, и собрались по уговору чертенята в болоте. Стали толковать, как у кого дела. Стал рассказывать первый чертенок – от Семена-воина. – Мое дело, – говорит, – ладится. Завтра, – говорит, – мой Семен домой к отцу придет. Стали его товарищи спрашивать: – Как ты, – говорят, – сделал? – А я, – говорит, – первым делом храбрость такую на Семена навел, что он обещал своему царю весь свет завоевать, и сделал царь Семена начальником, послал его воевать индейского царя. Сошлись воевать. А я в ту же ночь в Семеновом войске весь порох подмочил и пошел к индейскому царю из соломы солдат наделал видимо-невидимо. Увидали Семеновы солдаты, что на них со всех сторон соломенные солдаты заходят, – заробели. Велел Семен-воин палить: пушки, ружья не выходят. Испугались Семеновы солдаты и побежали, как бараны. И побил их индейский царь. Осрамился Семен-воин, отняли у него вотчину и завтра казнить хотят. Только мне на день и дела осталось, из темницы его выпустить, чтобы он домой убежал. Завтра отделаюсь, так сказывайте, кому из двух помогать приходить? Стал и другой чертенок, от Тараса, рассказывать про свои дела. – Мне, – говорит, – помогать не нужно. Мое дело тоже на лад пошло, больше недели не проживет Тарас. Я, – говорит, – первым делом отрастил ему брюхо и навел на него зависть. Такая у него зависть на чужое добро сделалась, что, что ни увидит, все ему купить хочется. Накупил он всего видимо-невидимо на все свои деньги и все еще покупает. Теперь уж стал на заемные покупать. Уж много на шею набрал и запутался так, что не распутается. Через неделю сроки подойдут отдавать, а я из всего товара его навоз сделаю – не расплатится и придет к отцу. Стали спрашивать и третьего чертенка, от Ивана. – А твое дело как? – Да что, – говорит, – мое дело не ладится. Наплевал я ему первым делом в кувшин с квасом, чтобы у него живот болел, и пошел на его пашню, сбил землю, как камень, чтоб он не осилил. Думал я, что он не вспашет, а он, дурак, приехал с сохой, начал драть. Кряхтит от живота, а сам все пашет. Изломал я ему одну соху – поехал дурак домой, переладил другую, подвои новые подвязал и опять принялся пахать. Залез я под землю, стал за сошники держать, не удержишь никак – налегaет на соху, а сошники вострые: изрезал мне руки все. Почти все допахал, одна только полоска осталась. Приходите, – говорит, – братцы, помогать, а то, как мы его одного не осилим, все наши труды пропадут. Если дурак останется да крестьянствовать будет, они нужды не увидят, он обоих братьев кормить будет. Пообещал чертенок от Семена-воина назавтра приходить помогать, и разошлись на том чертенята.
III
Вспахал Иван весь пар, только одна полоска осталась. Приехал допахивать. Болит у него живот, а пахать надо. Выхлестнул гужи, перевернул соху и поехал пахать. Только завернулся раз, поехал назад – ровно за корень зацепило что-то – волочит. А это чертенок ногами вокруг рассохи заплел – держит. «Что за чудо! – думает Иван. – Корней тут не было, а корень». Запустил Иван руку в борозду, ощупал – мягкое. Ухватил что-то, вытащил. Черное, как корень, а на корне что-то шевелится. Глядь – чертенок живой. – Ишь ты, – говорит, – пакость какая! Замахнулся Иван, хотел о приголовок пришибить его, да запищал чертенок: – Не бей ты меня, – говорит, – а я тебе что хочешь сделаю. – Что ж ты мне сделаешь? – Скажи только, чего хочешь. Почесался Иван. – Брюхо, – говорит, – болит у меня – поправить можешь? – Могу, – говорит. – Ну лечи. Нагнулся чертенок в борозду, пошарил, пошарил когтями, выхватил корешок-тройчатку, подал Ивану. – Вот, – говорит, – кто ни проглотит один корешок, всякая боль пройдет. Взял Иван, разорвал корешки, проглотил один. Сейчас живот прошел. Запросил опять чертенок. – Пусти, – говорит, – теперь меня, я в землю проскочу – больше ходить не буду. – Ну что ж, – говорит, – бог с тобой! И как только сказал Иван про бога – юркнул чертенок под землю, как камень в воду, только дыра осталась. Засунул Иван два остальных корешка в шапку и стал допахивать. Запахал до конца полоску, перевернул соху и поехал домой. Отпряг, пришел в избу, а старший брат, Семен-воин, сидит с женой – ужинают. Отняли у него вотчину, – насилу из тюрьмы ушел и прибежал к отцу жить. Увидал Семен Ивана. – Я, – говорит, – к тебе жить приехал, корми нас с женой, пока место новое выйдет. – Ну что ж, – говорит, – живите. Только хотел Иван на лавку сесть, не понравился барыне дух от Ивана. Она и говорит мужу. – Не могу я, – говорит, – с вонючим мужиком вместе ужинать. Семен-воин и говорит: – Моя барыня говорит, от тебя дух нехорош, ты бы в сенях поел. – Ну что ж, – говорит. – Мне и так в ночное пора – кобылу кормить. Взял Иван хлеба, кафтан и поехал в ночное.
IV
Отделался в эту ночь чертенок от Семена-воина и пришел по уговору Иванова чертенка искать – ему помогать дурака донимать. Пришел на пашню, поискал, поискал товарища – нет нигде, только дыру нашел. «Ну, – думает, – видно с товарищем беда случилась, надо на его место становиться. Пашня допахана – надо будет дурака на покосе донимать». Пошел чертенок в луга, напустил на Иванов покос паводок, затянуло весь покос грязью. Вернулся на зорьке Иван из ночного, отбил косу, пошел луга косить. Пришел Иван, стал косить, махнет раз, махнет другой – затупится коса, не режет, точить надо. Бился, бился Иван. – Нет, – говорит, – пойду домой, отбой принесу да и хлеба ковригу. Хоть неделю пробьюсь, а не уйду, пока не выкошу. Услыхал чертенок – задумался. – Калян, – говорит, – дурак этот, не проймешь его. Надо на другие штуки подниматься. Пришел Иван, отбил косу, стал косить. Залез чертенок в траву, стал косу за пятку ловить, носком в землю тыкать. Трудно Ивану, однако выкосил покос – осталась одна делянка в болоте. Залез чертенок в болото, думает себе: «Хоть лапы перережу, а не дам выкосить». Зашел Иван в болото, трава – смотреть – не густая, а не проворотить косы. Рассердился Иван, начал во всю мочь махать, стал чертенок подаваться – не поспевает отскакивать, видит – дело плохо, забился в куст. Размахнулся Иван, шаркнул по кусту, отхватил чертенку половину хвоста. Докосил Иван покос, велел девке грести, а сам пошел рожь косить. Вышел с крюком, а кургузый чертенок уж там, перепутал рожь так, что на крюк нейдет. Вернулся Иван, взял серп и принялся жать – выжал всю рожь. – Ну, теперь, – говорит, – надо за овес браться. Услыхал кургузый чертенок, думает: «На ржи не донял, так на овсе дойму, дай только утра дождаться». Прибежал чертенок утром на овсяное поле, а овес уже скошен. Иван его ночью скосил, чтоб меньше сыпался. Рассердился чертенок. – Изрезал, – говорит, – меня и замучил дурак. И на войне такой беды не видал! Не спит, проклятый, за ним не поспеешь! Пойду, – говорит, – теперь в копны: прогною ему все. И пошел чертенок в ржаную копну, залез между снопами – стал гноить: согрел их и сам согрелся и задремал. А Иван запряг кобылу и пoexaл с девкой возить. Подъехал к копне, стал кидать на воз. Скинул два снопа, сунул – прямо чертенку в зад; поднял – глядь, на вилах чертенок живой, да еще кургузый барахтается, ужимается, соскочить хочет. – Ишь ты, – говорит, – пакость какая! Ты опять тут? – Я, – говорит, – другой, то мой брат был. А я, – говорит, – у твоего брата Семена был. – Ну, – говорит, – какой ты там ни будь, и тебе то же будет! – Хотел его об грядку пришибить, да стал его просить чертенок: – Отпусти, – говорит, – больше не буду, а я тебе что хочешь сделаю. – Да что ты сделать можешь? – А я, – говорит, – могу из чего хочешь солдат наделать. – Да на что их? – А на что, – говорит, – хочешь их поверни, они все могут. – Песни играть могут? – Могут. – Ну что ж, – говорит, – сделай. И сказал чертенок: – Возьми ты вот сноп ржаной, тряхни его о землю гузом и скажи только: «Велит мой холоп, чтоб был не сноп, а сколько в тебе соломинок, столько бы солдат». Взял Иван сноп, тряхнул оземь и сказал, как велел чертенок. И расскочился сноп, и сделались солдаты, и впереди барабанщик и трубач играют. Засмеялся Иван. – Ишь ты, – говорит, – как ловко! Это, – говорит, – хорошо – девок веселить. – Ну, – говорит чертенок, – пусти же теперь. – Нет, – говорит, – это я старновки делать буду, а то даром зерно пропадает. Научи, как опять в сноп поворотить. Я его обмолочу. Чертенок и говорит: – Скажи: «Сколько солдат, столько соломинок. Велит мой холоп, будь опять сноп!» Сказал так Иван, и стал опять сноп. И стал опять проситься чертенок. – Пусти, – говорит, – теперь. – Ну что ж! Зацепил его Иван за грядку, придержал рукой, сдернул с вил. – С Богом, – говорит. И только сказал про Бога – юркнул чертенок под землю, как камень в воду, только дыра осталась. Приехал Иван домой, а дома и другой брат, Тарас, с женой сидят – ужинают. Не расчелся Тарас-брюхан, убежал от долгов и пришел к отцу. Увидал Ивана. – Ну, – говорит, – Иван, пока я расторгуюсь, корми нас с женой. – Ну что ж, – говорит, – живите. Снял Иван кафтан, сел к столу. А купчиха говорит: – Я, – говорит, – с дураком кушать не могу: от него, – говорит, – потом воняет. Тарас-брюхан и говорит: – От тебя, – говорит, – Иван, дух нехорош – поди в сенях поешь. – Ну что ж, – говорит. Взял хлеба, ушел на двор. – Мне, – говорит, – кстати в ночное пора – кобылу кормить.
V
Отделался в эту ночь и от Тараса чертенок – пришел по уговору товарищам помогать – Ивана-дурака донимать. Пришел на пашню, поискал, поискал товарищей – нет никого, только дыру нашел. Пошел на луга – в болоте хвост нашел, а на ржаном жниве и другую дыру нашел. «Ну, – думает, – видно, над товарищами беда случилась, надо на их место становиться, за дурака приниматься». Пошел чертенок Ивана искать. А Иван уж с поля убрался, в роще лес рубит. Стало братьям тесно жить вместе, велели дураку себе на избы лес рубить, новые дома строить. Прибежал чертенок в лес, залез в сучья, стал мешать Ивану деревья валить. Подрубил Иван дерево как надо, чтоб на чистое место упало, стал валить – дуром пошло дерево, повалилось куда не надо, на суках застряло. Вырубил Иван рочаг, начал отворачивать – насилу свалил дерево. Стал Иван рубить другое – опять то же. Бился, бился, насилу выпростал. Взялся за третье – опять то же. Думал Иван хлыстов полсотни срубить, и десятка не срубил, а уж ночь на дворе. И замучился Иван. Валит от него пар, как туман по лесу пошел, а он все не бросает. Подрубил он еще дерево, и заломило ему спину, так что мочи не стало, воткнул топор и присел отдохнуть. Услыхал чертенок, что затих Иван, обрадовался. «Ну, – думает, – выбился из сил – бросит; отдохну теперь и я». Сел верхом на сук и радуется. А Иван поднялся, вынул топор, размахнулся да как тяпнет с другой стороны, сразу затрещало дерево – грохнулось. Не спопашился чертенок, не успел ног выпростать, сломался сук и защемил чертенка за лапу. Стал Иван очищать – глядь: чертенок живой. Удивился Иван. – Ишь ты, – говорит, – пакость какая! Ты опять тут? – Я, – говорит, – другой. Я у твоего брата Тараса был. – Ну, какой бы ты ни был, а тебе то же будет! Замахнулся Иван топором, хотел его обухом пристукнуть. Взмолился чертенок. – Не бей, – говорит, – меня, я тебе что хочешь сделаю. – Да что ж ты сделать можешь? – А я, – говорит, – могу тебе денег сколько хочешь наделать. – Ну что ж, – говорит, – наделай! И научил его чертенок. – Возьми ты, – говорит, – листу дубового с этого дуба и потри в руках. Наземь золото падать будет. Взял Иван листьев, потер – посыпалось золото. – Это, – говорит, – хорошо, когда на гулянках с ребятами играть. – Пусти же, – говорит чертенок. – Ну что ж! – Взял Иван рочаг, выпростал чертенка. – Бог с тобой! – говорит. И как только сказал про Бога – юркнул чертенок под землю, как камень в воду, только дыра осталась.
VI
Построили братья дома и стали жить порознь. А Иван убрался с поля, пива наварил и позвал братьев гулять. Не пошли братья к Ивану в гости. – Не видали мы, – говорят, – мужицкого гулянья. Угостил Иван мужиков, баб и сам выпил – захмелел и пошел на улицу в хороводы. Подошел Иван к хороводам, велел бабам себя величать. – Я, – говорит, – вам того дам, чего вы в жизнь не видали. – Посмеялись бабы и стали его величать. Отвеличали и говорят: – Ну что ж, давай. – Сейчас, – говорит, – принесу. – Ухватил севалку, побежал в лес. Смеются бабы: «То-то дурак!» И забыли про него. Глядь: бежит Иван назад, несет севалку полну чего-то. – Оделять, что ли? – Оделяй. Захватил Иван горсть золота – кинул бабам. Батюшки! Бросились бабы подбирать; выскочили мужики, друг у дружки рвут, отнимают. Старуху одну чуть до смерти не задавили. Смеется Иван. – Ах вы дурачки, – говорит, – зачем вы бабушку задавили. Вы полегче, а я вам еще дам. – Стал еще швырять. Сбежался народ, расшвырял Иван всю севалку. Стали просить еще. А Иван говорит: – Вся. Другой раз еще дам. Теперь давайте плясать, играйте песни. Заиграли бабы песни. – Не хороши, – говорит, – ваши песни. – Какие же, – говорят, – лучше? – А я, – говорит, – вот вам покажу сейчас. Пошел на гумно, выдернул сноп, обил его, поставил на гузо, стукнул. – Ну, – говорит, – сделай холоп, чтоб был не сноп, а каждая соломинка – солдат. Расскочился сноп, стали солдаты, заиграли барабаны, трубы. Велел Иван солдатам песни играть, вышел с ними на улицу. Удивился народ. Поиграли солдаты песни, и увел их Иван назад на гумно, а сам не велел никому за собой ходить, и сделал опять солдат снопом, бросил на одонье. Пришел домой и лег спать в закуту.
VII
Узнал наутро про эти дела старший брат Семен-воин, приходит к Ивану. – Открой ты мне, – говорит, – откуда ты солдат приводил и куда увел? – А на что, – говорит, – тебе? – Как на что? С солдатами все сделать можно. Можно себе царство добыть. Удивился Иван. – Ну? Что ж ты, – говорит, – давно не сказал? Я тебе сколько хочешь наделаю. Благо мы с девкой много насторновали. Повел Иван брата на гумно и говорит: – Смотри же, я их делать буду, а ты их уводи, а то коли их кормить, так они в один день всю деревню слопают. Обещал Семен-воин увести солдат, и начал Иван их делать. Стукнет по току снопом – рота, стукнет другим – другая, наделал их столько, что все поле захватили. – Что ж, будет, что ли? Обрадовался Семен и говорит: – Будет! Спасибо, Иван. – То-то, – говорит. – Коли тебе еще надо, ты приходи, я еще наделаю. Соломы нынче много. Сейчас распорядился Семен-воин войском, собрал их как следует и пошел воевать. Только ушел Семен-воин, приходит Тарас-брюхан – тоже узнал про вчерашнее дело, стал брата просить: – Открой мне, откуда ты золотые деньги берешь? Кабы у меня такие вольные деньги были, я бы к этим деньгам со всего света деньги собрал. Удивился Иван. – Ну! Ты бы давно, – говорит, – мне сказал. Я тебе сколько хочешь натру. Обрадовался брат. – Дай мне хоть севалки три. – Ну что ж, – говорит, – пойдем в лес, а то лошадь запряги – не унесешь. Поехали в лес, стал Иван с дуба листья натирать. Насыпал кучу большую. – Будет, что ли? Обрадовался Тарас. – Пока будет, – говорит. – Спасибо, Иван. – То-то, – говорит. – Коли тебе еще надо, приходи, я натру еще – листу много осталось. Набрал Тарас-брюхан денег воз целый и уехал торговать. Уехали оба брата. И стал Семен воевать, а Тарас торговать. И завоевал себе Семен-воин царство, а Тарас-брюхан наторговал денег кучу большую. Сошлись братья вместе и открылись друг другу, откуда у Семена солдаты, а у Тараса деньги. Семен-воин и говорит брату: – Я, – говорит, – царство себе завоевал, и мне жить хорошо, только у меня денег нехватка – солдат кормить. А Тарас-брюхан говорит: – А я, – говорит, – нажил денег бугор большой, только одно, – говорит, – горе – караулить денег некому. Семен-воин и говорит: – Пойдем, – говорит, – к брату Ивану, – я велю ему еще солдат наделать – тебе отдам твои деньги караулить, а ты вели ему мне денег натереть, чтобы было чем солдат кормить. И поехали они к Ивану. Приезжают к Ивану, Семен и говорит: – Мне мало, братец, моих солдат, сделай мне, – говорит, – еще солдат, хоть копны две переделай. Замотал головой Иван. – Даром, – говорит, – не стану больше тебе солдат делать. – Да как же, – говорит, – ты обещал? – Обещал, – говорит, – да не стану больше. – Да отчего ж ты, дурак, не станешь? – А оттого, что твои солдаты человека до смерти убили. Я намедни пашу у дороги, вижу, баба по дороге гроб везет, а сама воет. Я спросил: «Кто помер?» Она говорит: «Мужа Семеновы солдаты на войне убили». Я думал, что солдаты будут песни играть, а они человека до смерти убили. Не дам больше. Так и уперся, не стал больше делать солдат. Стал и Тарас-брюхан просить Ивана-дурака, чтоб он ему еще золотых денег наделал. Замотал головой Иван. – Даром, – говорит, – не стану больше тереть. – Да как же, ты, – говорит, – обещал? – Обещал, – говорит, – да не стану больше. – Да отчего же ты, дурак, не станешь? – А оттого, что твои золотые у Михайловны корову отняли. – Как отняли? – Так отняли. Была у Михайловны корова, ребята молоко хлебали, а намедни пришли ее ребята ко мне молока просить. Я и говорю им: «А ваша корова где?» Говорят: «Тараса-брюхана приказчик приезжал, мамушке три золотые штучки дал, а она ему и отдала корову, нам теперь хлебать нечего». Я думал, ты золотыми штучками играть хочешь, а ты у ребят корову отнял: не дам больше! И уперся дурак, не дал больше. Так и уехали братья. Уехали братья и стали судить, как им своему горю помочь. Семен и говорит: – Давай вот что сделаем. Ты мне денег дай солдат кормить, а я тебе половину царства с солдатами отдам – твои деньги караулить. Согласился Тарас. Поделились братья, и стали оба царями и оба богаты.
VIII
А Иван дома жил, отца с матерью кормил, с немой девкой в поле работал. Только случилось раз, заболела у Ивана собака дворная старая, опаршивела, стала издыхать. Пожалел ее Иван – взял хлеба у немой, положил в шапку, вынес собаке, кинул ей. А шапка продралась, и выпал с хлебом один корешок. Слопала его с хлебом собака старая. И только проглотила корешок, вскочила собака, заиграла, залаяла, хвостом замахала – здорова стала. Увидали отец с матерью, удивились. – Чем ты, – говорят, – собаку вылечил? А Иван и говорит: – У меня два корешка были – от всякой боли лечат, так она и слопала один. И случилось в это время, что заболела у царя дочь, и повестил царь по всем городам и селам – кто вылечит ее, того он наградит, и если холостой, за того и дочь замуж отдаст. Повестили и у Ивана в деревне. Позвали отец с матерью Ивана и говорят ему: – Слышал ты, что царь повещает? Ты сказывал, что у тебя корешок есть, поезжай, вылечи царскую дочь. Ты навек счастье получишь. – Ну что ж, – говорит. И собрался Иван ехать. Одели его, выходит Иван на крыльцо, видит – стоит побирушка косорукая. – Слышала я, – говорит, – что ты лечишь? Вылечи мне руку, а то и обуться сама не могу. Иван и говорит: – Ну что ж! Достал корешок, дал побирушке, велел проглотить. Проглотила побирушка и выздоровела, сейчас стала рукой махать. Вышли отец с матерью Ивана к царю провожать, услыхали, что Иван последний корешок отдал и нечем царскую дочь лечить, стали его отец с матерью ругать. – Побирушку, – говорят, – пожалел, а царскую дочь не жалеешь! Жалко стало Ивану и царскую дочь. Запряг он лошадь, кинул соломы в ящик и сел ехать. – Да куда же ты, дурак? – Царскую дочь лечить. – Да ведь тебе лечить нечем? – Ну что ж, – говорит, и погнал лошадь. Приехал на царский двор и только ступил на крыльцо – выздоровела царская дочь. Обрадовался царь, велел звать к себе Ивана, одел его, нарядил. – Будь, – говорит, – ты мне зятем. – Ну что ж, – говорит. И женился Иван на царевне. А царь вскоре помер. И стал Иван царем. Так стали царями все три брата.
IX
Жили три брата – царствовали. Хорошо жил старший брат Семен-воин. Набрал он со своими соломенными солдатами настоящих солдат. Велел он по всему своему царству с десяти дворов по солдату поставлять, и чтобы был солдат тот и ростом велик, и телом бел, и лицом чист. И набрал он таких солдат много и всех обучил. И как кто ему в чем поперечит, сейчас посылает этих солдат и делает все, как ему вздумается. И стали его все бояться. И житье ему было хорошее. Что только задумает и на что только глазами вскинет, то и его. Пошлет солдат, а те отберут, и принесут, и приведут все, что ему нужно. Хорошо жил и Тарас-брюхан. Он свои деньги, что забрал от Ивана, не растерял, а большой прирост им сделал. Завел он у себя в царстве порядки хорошие. Деньги держал он у себя в сундуках, а с народу взыскивал деньги. Взыскивал он деньги и с души, и с водки, и с пива, и со свадьбы, и с похорон, и с проходу, и с проезду, и с лаптей, и с онуч, и с оборок. И что ни вздумает, все у него есть. За денежки к нему всего несут и работать идут, потому что всякому деньги нужны. Неплохо жил и Иван-дурак. Как только похоронил тестя, снял он все царское платье – жене отдал в сундук спрятать, – опять надел посконную рубаху, портки и лапти обул и взялся за работу. – Скучно, – говорит, – мне: брюхо расти стало, и еды и сна нет. Привез отца с матерью и девку немую и стал опять работать. Ему и говорят: – Да ведь ты царь! – Ну что ж, – говорит, – и царю жрать надо. Пришел к нему министр, говорит: – У нас, – говорит, – денег нет жалованье платить. – Ну что ж, – говорит, – нет, так и не плати. – Да они, – говорит, – служить не станут. – Ну что ж, – говорит, – пускай, – говорит, – не служат, им свободнее работать будет, пускай навоз вывозят, они много его нанавозили. Пришли к Ивану судиться. Один говорит: – Он у меня деньги украл. А Иван говорит: – Ну что ж! значит, ему нужно. Узнали все, что Иван – дурак. Жена ему и говорит: – Про тебя говорят, что ты дурак. – Ну что ж, – говорит. Подумала, подумала жена Иванова, а она тоже дура была. – Что же мне, – говорит, – против мужа идти? Куда иголка, туда и нитка. Подняла царское платье, положила в сундук, пошла к девке немой работе учиться. Научилась работать, стала мужу подсоблять. И ушли из Иванова царства все умные, остались одни дураки. Денег ни у кого не было. Жили – работали, сами кормились и людей добрых кормили.
Х
Ждал, ждал старый дьявол вестей от чертенят о том, как они трех братьев разорили, – нет вестей никаких. Пошел сам проведать, искал, искал нигде не нашел, только три дыры отыскал. «Ну, – думает, – видно, не осилили – надо самому приниматься». Пошел разыскивать, а братьев на старых местах уже нет. Нашел он их в разных царствах. Все три живут-царствуют. Обидно показалось старому дьяволу. – Ну, – говорит, – возьмусь-ка я сам за дело. Пошел он прежде всего к Семену-царю. Пошел он не в своем виде, а оборотился воеводой – приехал к Семену-царю. – Слышал я, – говорит, – что ты, Семен-царь, воин большой, а я этому делу твердо научен, хочу тебе послужить. Стал его расспрашивать Семен-царь, видит – человек умный, взял на службу. Стал новый воевода Семена-царя научать, как сильное войско собрать. – Первое дело – надо, – говорит, – больше солдат собрать, а то, – говорит, – у тебя в царстве много народа дурно гуляет. Надо, – говорит, – всех молодых без разбора забрить, тогда у тебя войска впятеро против прежнего будет. Второе дело – надо ружья и пушки новые завести. Я тебе такие ружья заведу, что будут сразу по сту пуль выпускать, как горохом будут сыпать. А пушки заведу такие, что они будут огнем жечь. Человека ли, лошадь ли, стену ли – все сожжет. Послушался Семен-царь воеводы нового, велел всех подряд молодых ребят в солдаты брать, и заводы новые завел; наделал ружей, пушек новых и сейчас же на соседнего царя войной пошел. Только вышло навстречу войско, велел Семен-царь своим солдатам пустить по нем пулями и огнем из пушек: сразу перекалечил, пережег половину войска. Испугался соседний царь, покорился и царство свое отдал. Обрадовался Семен-царь. – Теперь, – говорит, – я индейского царя завоюю. А индейский царь услыхал про Семена-царя и перенял от него все его выдумки, да еще свои выдумал. Стал индейский царь не одних молодых ребят в солдаты брать, а и всех баб холостых в солдаты забрал, и стало у него войска еще больше, чем у Семена-царя, а ружья и пушки все от Семена-царя перенял, да еще придумал по воздуху летать и бомбы разрывные сверху кидать. Пошел Семен-царь войной на индейского царя, думал, как и прежнего, повоевать, да – резала коса, да нарезалась. Не допустил царь индейский Семенова войска до выстрела, а послал своих баб по воздуху на Семеново войско разрывные бомбы кидать. Стали бабы сверху на Семеново войско, как буру на тараканов, бомбы посыпать, разбежалось все войско Семеново, и остался Семен-царь один. Забрал индейский царь Семеново царство, а Семен-воин убежал куда глаза глядят. Обделал этого брата старый дьявол и пошел к Тарасу-царю. Оборотился он в купца и поселился в Тарасовом царстве, стал заведенье заводить, стал денежки выпускать. Стал купец за всякую вещь дорого платить, и бросился весь народ к купцу деньги добывать. И завелось у народа денег так много, что все недоимки выплатили и в срок все подати подавать стали. Обрадовался Тарас-царь. «Спасибо, – думает, – купцу, теперь у меня денег еще прибавится, житье мое еще лучше станет». И стал Тарас-царь новые затеи затевать, зачал себе новый дворец строить. Повестил народу, чтоб везли ему лес, камень и шли работать, назначил за все цены высокие. Думал Тарас-царь, что по-прежнему за его денежки повалит к нему народ работать. Глядь, весь лес и камень к купцу везут, и весь рабочий народ к нему валит. Прибавил Тарас-царь цену, а купец еще накинул. У Тараса-царя денег много, а у купца еще больше, и перебил купец царскую цену. Стал дворец царский; не строится. Затеян был у Тараса-царя сад. Пришла осень. Повещает Тарас-царь, чтоб народ шел к нему сад сажать, – не выходит никто, весь народ купцу пруд копает. Пришла зима. Задумал Тарас-царь мехов собольих купить на шубу новую. Посылает покупать, приходит посол, говорит: – Нету соболей – все меха у купца, он дороже дал и из соболей ковер сделал. Понадобилось Тарасу-царю себе жеребцов купить. Послал покупать, приходят послы: все жеребцы хорошие у купца, ему воду возят пруд наливать. Стали все дела царские, ничего ему не делают, а все делают купцу, а ему только купцовы деньги несут, за подати отдают. И набралось у царя денег столько, что класть некуда, а житье плохое стало. Перестал уж царь затеи затевать; только бы уж как-нибудь прожить, и того не может. Во всем стесненье стало. Стали от него и повара, и кучера, и слуги к купцу отходить. Стало уж и еды недоставать. Пошлет на базар купить что – ничего нет: все купец перекупил, а ему только денежки за подати несут. Рассердился Тарас-царь и выслал купца за границу. А купец на самой на границе сел – все то же делает: все так же за купцовы денежки от царя тащат все к купцу. Совсем плохо царю стало, по целым дням не ест, да еще слух прошел, что купец хвалится, что он у царя и жену его купить хочет. Заробел царь Тарас и не знает, как быть. Приезжает к нему Семен-воин и говорит: – Поддержи, – говорит, – меня – меня индейский царь повоевал. А Тарасу-царю самому уж узлом к гузну дошло. – Я, – говорит, – сам два дни не ел.
XI
Обделал старый дьявол обоих братьев и пошел к Ивану. Оборотился старый дьявол в воеводу, пришел к Ивану и стал его уговаривать, чтоб он у себя войско завел. – Царю, – говорит, – не годится без войска жить. Ты мне прикажи только, а я соберу из твоего народу солдат и войско заведу. Отслушал его Иван. – Ну что ж, – говорит, – заведи, да песни их научи играть половчее, я это люблю. Стал старый дьявол по Иванову царству ходить, солдат по воле собирать. Объявил, чтоб шли все лбы брить, – каждому штоф водки и красная шапка будет. Посмеялись дураки. – Вино, – говорят, – у нас вольное, мы сами курим, а шапки нам бабы какие хочешь, хоть пестрые сошьют, да еще с мохрами. Так и не пошел никто. Приходит старый дьявол к Ивану. – Нейдут, – говорит, – твои дураки охотой – надо их силом пригонять. – Ну что ж, – говорит, – пригоняй силом. И повестил старый дьявол, чтоб шли все дураки в солдаты записываться, а кто не пойдет, того Иван смерти предаст. Пришли дураки к воеводе и говорят: – Говоришь ты нам, что, коли мы в солдаты не пойдем, нас царь смерти предаст, а не сказываешь, что с нами в солдатстве будет. Сказывают, и солдат до смерти убивают. – Да, не без того. Услыхали это дураки, уперлись. – Не пойдем, – говорят. – Уж лучше пускай дома смерти предадут. Ее и так не миновать. – Дураки вы, дураки! – говорит старый дьявол. – Солдата еще убьют ли, нет ли, а не пойдешь – Иван-царь наверно смерти предаст. Задумались дураки, пошли к царю Ивану-дураку спрашивать: – Проявился, – говорят, – воевода, велит нам всем в солдаты идти. «Коли пойдете, – говорит, – в солдаты, там вас убьют ли, нет ли, а не пойдете, так вас царь Иван наверно смерти предаст». Правда ли это? Засмеялся Иван. – Как же, – говорит, – я один вас всех смерти предам? Кабы я не дурак был, я бы вам растолковал, а то я и сам не пойму. – Так мы, – говорят, – не пойдем. – Ну что ж, – говорит, – не ходите. Пошли дураки к воеводе и отказались в солдаты идти. Видит старый дьявол – не берет его дело, пошел к тараканскому царю, подделался. – Пойдем, – говорит, – войной, завоюем Ивана-царя. У него только денег нет, а хлеба и скота и всякого добра много. Пошел тараканский царь войною. Собрал войско большое, ружья, пушки наладил, вышел на границу, стал в Иваново царство входить. Пришли к Ивану и говорят: – На нас тараканский царь войной идет. – Ну что ж, – говорит, – пускай идет. Перешел тараканский царь с войском границу, послал передовых разыскивать Иваново войско. Искали, искали – нет войска. Ждать-пождать – не окажется ли где? И слуха нет про войско, не с кем воевать. Послал тараканский царь захватить деревни. Пришли солдаты в одну деревню – выскочили дураки, дуры, смотрят на солдат, дивятся. Стали солдаты отбирать у дураков хлеб, скотину, дураки отдают, и никто не обороняется. Пошли солдаты в другую деревню – все то же. Походили солдаты день, походили другой – везде все то же, все отдают – никто не обороняется и зовут к себе жить. – Коли вам, сердешные, – говорят, – на вашей стороне житье плохое, приходите к нам совсем жить. Походили, походили солдаты, видят – нет войска, а все народ живет, кормится и людей кормит, и не обороняется, и зовет к себе жить. Скучно стало солдатам, пришли к своему тараканскому царю. – Не можем мы, – говорят, – воевать, отведи нас в другое место, добро бы война была, а это что – как кисель резать. Не можем больше тут воевать. Рассердился тараканский царь, велел солдатам по всему царству пройти, разорить деревни, дома, хлеб сжечь, скотину перебить. – Не послушаете, – говорит, – моего приказа, всех, – говорит, – вас расказню. Испугались солдаты, начали по царскому указу делать. Стали дома, хлеб жечь, скотину бить. Все не обороняются дураки, только плачут. Плачут старики, плачут старухи, плачут малые ребята. – За что, – говорят, – вы нас обижаете? Зачем, – говорят, – вы добро дурно губите? Коли вам нужно, вы лучше себе берите. Гнусно стало солдатам. Не пошли дальше, и все войско разбежалось.
XII
Так и ушел старый дьявол – не пронял Ивана солдатами. Оборотился старый дьявол в господина чистого и приехал в Иваново царство жить, хотел его, так же, как Тараса-брюхана, деньгами пронять. – Я, – говорит, – хочу вам добро сделать, уму-разуму научить. Я, – говорит, – у вас дом построю и заведенье заведу. – Ну что ж, – говорят, – живи. Переночевал господин чистый и наутро вышел на площадь, вынес мешок большой золота и лист бумаги и говорит: – Живете вы, – говорит, – все, как свиньи, – хочу я вас научить, как жить надо. Стройте мне, – говорит, – дом по плану по этому. Вы работайте, а я показывать буду и золотые деньги вам буду платить. И показал им золото. Удивились дураки, у них денег в заводе не было, а они друг дру Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|