|
Учебно – методический комплексСтр 1 из 8Следующая ⇒ Учебно – методический комплекс дисциплины «Дополнительные главы. Психология и педагогика профессиональной деятельности» Для специальности – Математика. Прикладная математика. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики
Учебно-методический комплекс по дисциплине Дополнительные главы. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Для специальности 010101 математика 010501 прикладная математика Кемерово 2008 г.
Содержание Рабочая программа курса 4 Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 16 Учебно-методические материалы 21 Словарь терминов и персоналий…………………………………………………..74 Оценочные и диагностические средства итоговой государственной Аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения 113
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО (КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ) Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики
«Утверждаю» Первый проректор КемГУ Б.П.Невзоров _______________ «___»________2008 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Дополнительные главы. Психология и педагогика профессиональной деятельности» (спец. 010101 математика, 010501 прикладная математика и информатика) факультет математический
Составитель: к.п.н., доцент Градусова Т.К.
Кемерово Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Протокол № ___ от «___»______ 2008 г. Зав. кафедрой __________ д.п.н., профессор Касаткина Н.Э.
Одобрено методической комиссией Протокол № ___ от «___»______ 2008 г. Председатель ________________________________________
Объяснительная записка
Дисциплина призвана вооружить будущих специалистов знаниями деятельностной теории психологии, а также определенной суммой педагогических практических умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Основными задачами дисциплины является: · Повышение общей и психологической и педагогической культуры; · Овладение понятийным аппаратом деятельностной теории; · Формирование у студентов психологических и педагогических умений профессиональной деятельности; · Приобретение опыта анализа и конструирования ситуаций совместной творческой деятельности друг с другом и в группе. Данный курс ставит задачей раскрыть содержание психологических процессов познавательной деятельности, форм общения, стилей поведения, причин конфликтов и способов конструктивного выхода из конфликта. Предусматривается использование активных методов взаимодействия преподавателя и студентов с целью повышения мотивации последних к анализу собственных способностей к определению цели деятельности и ее результата. Такие формы практических занятий как имитационные игры, решение ситуативных задач, дискуссии способствуют формированию и закреплению умений студентов конструктивной деятельности. Содержание курса Введение Многообразие форм человеческого знания. Мировоззренческие картины мира. Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста. Чувственное и рациональное познание Психология познавательных процессов человека: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, чувства, воля. Стереотипы восприятия. Восприятие человека человеком. Психологические закономерности памяти. Мышление как психологический феномен. Культура мышления. Целевые, смысловые и операциональные установки. Учет психологических установок в работе профессионала. Мышление, творчество, коммуникация и рефлексия в деятельности современного профессионала. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. Действие. Поведение. Деятельность. Действие как контакт с окружающим миром. Технология осознания действия. Структура деятельности. Сферы деятельности. Понятие ценностей, их влияние на состояние сознания и деятельность. Простейшие приемы саморегуляции. Психологическая компетентность специалиста как элемент его профессиональной компетентности. Общее и индивидуальное в психике Физиологические основы психики и здоровья человека. Темперамент и его психологические особенности. Акцентуации характера. Половые и возрастные особенности человека, их влияние на карьеру и социальный успех. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике Психологический портрет в межличностных отношениях. Ведущий стиль в межличностном взаимодействии. Характер социальных ориентаций. Структура деятельности специалиста, функции, основные задачи. Межсубъектные отношения. Понятие общения. Стиль общения, взаимодействие. Взаимосвязь стиля мышления и стиля деятельности. Общение как средство передачи форм культуры, социального и профессионального опыта. Индивидуальный деловой стиль. Организационно-психологические составляющие профессиональной деятельности. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения. Типы и виды конфликтов. Возникновение и протекание конфликтных ситуаций. Психологический анализ конфликтной ситуации. Рекомендации по предупреждению и конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Рефлексия в профессиональной деятельности. Психологическая готовность к изменениям характера своей профессиональной деятельности. Требования к уровню знаний Целью программы является подготовка специалиста к профессиональной деятельности, т.е. - Реализация основных образовательных программ на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам ВПО; - Выбор оптимальной стратегии будущей профессиональной деятельности, создание творческой атмосферы производственного процесса в коллективе; - Формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества. Студент должен знать: - Основы психологии личности и социальной психологии, биологические, психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, влияние на результаты деятельности индивидуальных различий; - Основные категории педагогики; - Сущность, закономерности, принципы, методы и формы обучения и воспитания человека. Уметь - Использовать знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития наук педагогики и психологии, их взаимосвязей с другими науками; - Использовать знания культуры и искусства в качестве средств глубокого освоения сущности, закономерностей, принципов, методов и форм обучения и воспитания человека; - Самостоятельно расширять, осваивать и интегрировать в собственную деятельность знания из основных сфер проявлений человека – деятельностной, личностной и коммуникативной. Владеть - Методами исследований и организации работы коллектива; - Методами и приемами продуктивного общения; - Основами конструктивного разрешения конфликтов; - Приемами конструирования и анализа педагогических ситуаций; - Методами и приемами эмоциональной саморегуляции; - Методами формирования навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей.
Литература 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997. 2. Байярд Р., Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1981 3. Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики. М., 1991. 4. Богуславский М.В. XX век российского образования. М., 2002. 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 6. Вербицкий А.А, А.Г.Чернявская. Менеджер в роли учителя: Материалы к курсу Психология и педагогика. Жуковский. 1999. 7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991. 8. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М. ИЦ, 1999. 9. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: ИЦ, 2000. 10. Возрастная и педагогическая психология /под ред. А.В. Петровского. М.,1979. 11. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. М.В.Гамезо. М.,1984. 12. Возрастная и педагогическая психология./ Сост. М.М. Щуаре. 1992. 13. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. М.,1983. 14. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.,1985. 15. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995. 16. Гиппенрейтер Ю.Б. "Введение в общую психологию". Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1996 17. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Перевод с французского. - М.: Мир, 1992 18. Гуткина Н.И. Психологическая готовность ребенка к школе. М.,1993. 19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,1986. 20. Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М., 1996. 21. Драгунова Т.В. Подросток. М.,1970. 22. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991. 23. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. 24. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001. 25. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М.,1976. 26. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд. М., 1999. 27. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994 28. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М.:, 1993. 29. Ительсон Л.Б. Психология обучения. М.,1979. 30. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990. 31. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели, М., 1997. 32. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989. 33. Коул Майкл. Культурно-историческая психология. -М., 1997. 34. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М.,1976. 35. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М. 1977. 36. Краткий психологический словарь /Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. - Ростов на\Дону, "Феникс", 1998 37. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.,1997. 38. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1997. 39. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.,1975. 40. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1963. 41. Лихачев Б. Педагогика. М., 1998. 42. Маркова А.К. Психология обучения подростков. М.,1975. 43. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М.,1989. 44. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002. 45. Милорадова Н.Г. Мышление в дискуссиях и решениях задач. Учебное пособие. 2-е изд. М.: изд-во АСВ, 2000. 46. Милорадова Н.Г. Психология. Учебное пособие в трех книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. "Я" - в зеркале психологических характеристик. - Жуковский, ЛИНК, 1999 47. Мир детства. Дошкольник. (Младший школьник; Подросток; Старший школьник) М.,1989. 48. Миронов А.Н. Трудные периоды детства. М.,1989. 49. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.,1981 50. Мудрик А.В. Социализация в "смутное" время. М.,1989. 51. Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений. М., Просвещение, 1999 52. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.,1992. 53. Новиков A.M. Профессиональное образование в России.- М, 1997. 54. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.,1996. 55. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1997. 56. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. /под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. М 1988. 57. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. Смирного С.А. М. "Академия", 1998 58. Подласый И. П. Педагогика. М.,1996. 59. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М.,1987. 60. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов /Под ред. Радушна А. А., Кроткова Е. А. - М., 1996 61. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой и др.-М.1998. 62. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Леонтьева Д.А., Щур В.Г. - М.: Смысл, 1997 63. Российская педагогическая энциклопедия. - М., т. I, II, 1993-99 гг. 64. Сатир В. Как построить себя и свою семью. М., 1992 65. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000. 66. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995 67. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.,1995 68. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М.,1978. 69. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту, /под ред. И.В. Дубровиной. М.,1987 70. Формирование личности старшеклассника, /под ред. И.В. Дубровиной. М.,1989. 71. Формирование системного мышления в обучении, /под ред. З.А. Решетовой. М.,2002. 72. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., 1999. 73. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1988.
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов Психология и педагогика профессиональной деятельностиявляется интегративной дисциплиной в системе общей и профессиональной подготовки будущих специалистов, основная цель которой - формирование систематизированного представления об общих основах психологии и педагогики, изучаемых ими феноменах и связях между ними и интериоризации их в практической профессиональной деятельности. Содержание данной дисциплины разработано на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и соответствует государственным требованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Существенное значение имеет мировоззренческий аспект дисциплины «Педагогика и психология профессиональной деятельности», предполагающей формирование устойчивого интереса студенческой молодежи к проблемам воспитания и развития личности, ознакомлению и анализу ими современных отечественных и зарубежных теорий и концепций образования и воспитания, формированию собственной профессиональной позиции. Курс «Психология и педагогика профессиональной деятельности» предусматривает практическую направленность осваиваемого материала. В связи с этим необходимо осуществление психолого-педагогического анализа основных направлений, тенденций, проблем и перспектив современного обучения и воспитания в условиях модернизации системы образования, изменений производственных отношений, с учетом преподавателями специфики факультета и будущей профессиональной деятельности студентов. Задачи дисциплины: - ознакомить студентов с современными направлениями развития психологической и педагогической науки; - овладеть понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития; - приобрести опыт анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности; - изучить опыт учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности; - усвоить теоретические основы проектирования, организации и осуществления современного производственного процесса, диагностики его хода и результатов; - усвоить методы воспитательной работы с обучающимися, с сотрудниками; - ознакомить с методами формирования креативности и развития профессионального мышления и др. Требования к уровню освоения содержания курса: - знать основные категории и понятия психологической и педагогической наук; - иметь представление о предмете и методе психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях; - знать основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки; - иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения; - иметь представление о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности; - знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; - владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования; - владеть системой знаний о сфере образования и производства, сущности образовательных и воспитательных процессов; - знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных и производственных процессах и социуме; - знать формы организации учебной и производственной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Программа курса составлена на основе: - государственных требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»; - учебных пособий по психологии обучения, воспитания и производственных отношений авторов А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.С. Крутецкого, Р.С. Немова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Н.С.Пряжникова и др.; - учебных пособий по педагогике Ю.К. Бабанского, И.П. Подласого, А.А. Радугина, А.А. Сидорова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, С.А. Смирнова, И.Ф. Харламова, Н.Э.Касаткиной и др. Усвоение содержания данной программы организуется через мультимедийное лекционное сопровождение, практические аудиторные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Раздел «ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА» ГСЭ.Ф.07. предназначен для студентов математического факультета КемГУ очной и заочной форм обучения. В программе учтены рекомендации Примерной программы дисциплины педагогика и психология, утвержденной 3 июля 2000г. МО РФ (Интернет публикация) Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: ГСЭ. Ф.07 Психология и педагогика
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России: цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Т. К. Градусова ББК Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» Рецензенты: Л. А.Араева, доктор филолог. наук, профессор, зав. кафедрой стилистики и риторики КемГУ; А. В. Кандаурова, кандидат педагогич. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики филиала ОмГПУ в г. Тара.
Градусова Т. К. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб.-метод. пособие. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 2005. - 84 с.
Учебно-методическое пособие разработано по курсу «Педагогика и психология» для специальностей 080502 экономика и управление на предприятии, 080105 финансы и кредит, 080107 налоги и налогообложение, 010501 прикладная математика и информатика, 010101 математика, юрислингвистика в соответствии с требованиями ГОС ВПО. В пособии содержатся краткая теория, описание форм, приемов и методов организации учебной и практической деятельности студентов на занятии. Главным критерием в выборе методов, предложенных в пособии, является их результативность в развитии способностей каждого студента. Учебно-методическое пособие предназначено студентам, может быть использовано непосредственно на занятиях по дисциплине «Педагогика и психология» и на педагогической практике.
Утверждено: на заседании кафедры зав. каф. профессор Н. Э. Касаткина _______________________________ «» сентября 2005г. ВВЕДЕНИЕ
Современная экономическая и социальная обстановка в России определяет приоритеты в подготовке специалиста всей системой образования. Эта система, в соответствии с требованиями общества, должна по отношению к человеку носить характер субъектности, самостоятельности, активности и толерантности. Выпускнику вуза, ставшему руководителем или сотрудником большого или малого трудового коллектива предстоит овладеть широким кругом новых обязанностей. Успешность трудовой деятельности будет зависеть от вузовской подготовки, от избранного способа управления собой и людьми, главными из которых являются овладение конструктивными подходами и продуктивными психолого-педагогическими технологиями в выполнении практических задач. Определенная психолого-педагогическая подготовка нужна сегодня каждому менеджеру, любому специалисту. Именно они оказывают непосредственное влияние на формирование сознания людей, которыми руководят, с которыми взаимодействуют в профессиональной деятельности. От позиции руководителя, от его умения видеть и анализировать, управлять и оценивать, мыслить и осознанно действовать зависит результат совместной с коллективом деятельности. Способы деятельности будущего менеджера начинают формироваться еще в студенческие годы, его опыт складывается и накапливается в процессе обучения, т. е. в процессе взаимодействия с преподавателем, с сокурсниками, в процессе аудиторных и вне аудиторных занятий. Образцы этого взаимодействия студент переносит в свою деятельность. Особую роль в формировании образа деятельности будущего специалиста играет дисциплина «Психология и педагогика», актуальность которой заключается в личностной ориентации приобретаемых компетентностей. Полученные знания при изучении психологии и педагогики превращаются в убеждения, воплощаются в деятельности в условиях постоянного тренинга и закрепления. В диалоге, в дискуссии формируются убеждения, установка на самостоятельную деятельность, на формирование компетентностей. В пособии содержатся краткая теория, описание форм, приемов и методов организации учебной и практической деятельности студентов на занятии. Каждое занятие ориентировано на то, чтобы каждый студент выполнил определенные действия, целью которых является развитие способностей мыслить, общаться, осознавать собственные действия, т. е. на обретение мыслетехнической, коммуникативной, рефлексивной культуры. Методы в профессиональном образовании несут на себе функцию овладения профессиональными способами деятельности. Главным критерием в выборе методов, предложенных в пособии, является их результативность в развитии способностей каждого студента. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 1. 1. Выявите проблемы в становлении профессионала. В чем Вы видите проявление особенностей человека в профессии? 2. Какие характеристики и условия необходимы человеку для самореализации в профессии? 3. Укажите место психологии в системе наук, ее методы в познании мира и себя.
План семинарского занятия. 1. Обсуждение предложенных вопросов. Дискуссия «Хороший исполнитель и профессионал это тождественные понятия?» 2. Психологическое исследование собственных личностных качеств (тестирование, взаимоопрос).
Тест на самоопределение Мы начинаем большую и серьезную работу над собой. Но сначала нам нужно понять, каковы мы на самом деле. Для этого предлагается тест, который поможет Вам ответить на этот вопрос. А в дальнейшем мы будем постоянно возвращаться к результатам этого теста. Так что будьте внимательны и откровенны сами с собой, если вы хотите действительно изменить себя, стать более сильными и ответственными, научиться понимать свои чувства и контролировать свое поведение. Вам предлагается ответить на вопросы, сгруппированные по блокам, в каждом блоке 5 вопросов. Каждая группа обозначается буквой. Вам нужно ответить на каждый вопрос «да» или «нет». Не стоит долго раздумывать над каждым вопросом, отвечайте первое, что приходит в голову. Тест А1. Есть ли у тебя чувство юмора? А2. Доверчив и откровенен ли ты с друзьями? A3. Легко ли тебе просидеть больше часа, не разговаривая? А4. Охотно ли ты одалживаешь свои вещи? А5. Много ли у тебя друзей? Б1. Умеешь ли ты занять гостей? Б2. Точность, пунктуальность тебе свойственны? БЗ. Делаешь ли ты денежные сбережения? Б4. Любишь ли ты строгий стиль в одежде? Б5. Считаешь ли ты, что правила внутреннего распорядка необходимы? В1. Проявляешь ли ты публично свою антипатию к кому-либо? В2. Заносчив ли ты? ВЗ. Силен ли в тебе дух противоречия? В4. Стараешься ли ты стать центром внимания в компании? В5. Подражают ли тебе? Г1. Употребляешь ли ты грубые слова, разговаривая с людьми, которых это шокирует? Г2. Любишь ли ты накануне экзамена похвастаться, что отлично все знаешь? ГЗ. Имеешь ли ты обыкновение делать замечания, читать нотации и т. п.? Г4. Бывает ли у тебя желание, во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью? Г5. Доставляет ли тебе удовольствие высмеивать мнения других? Д1. Предпочитаешь ли ты профессии жокея, актера, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа? Д2. Чувствуешь ли ты себя непринужденно в обществе малознакомых людей? ДЗ. Предпочитаешь ли ты заняться вечером спортом вместо того, чтобы посидеть спокойно дома и почитать книгу? Д4. Способен ли ты хранить секреты? Д5. Любишь ли ты праздничную атмосферу? Е1. Строго ли ты соблюдаешь в письмах правила пунктуации? Е2. Готовишься ли ты заранее к воскресным развлечениям? ЕЗ. Можешь ли ты точно отчитаться в своих покупках и расходах? Е4. Любишь ли ты наводить порядок? Е5. Свойственна ли тебе мнительность? Обработка ответов. Подсчитайте количество ответов «да» в каждой части теста, обозначенной буквой. В тех частях, где большинство ответов «да», ставьте индекс: А, Б, В, Г, Д, Е. Затем там, где большинство ответов «нет», поставьте «О». Должен получиться один из вариантов ответа по каждой группе индексов: 1) А, Б, В; 2) Г, Д, Е. Например: 1) АО Г; 2) ОДО. Интерпретация ответов. 1. По трем первым группам (А, Б, В), или «Каким ты кажешься окружающим». АОО. Тебя часто считают надежным человеком, хотя в действительности ты чуть-чуть легкомыслен. Ты весел и разговорчив, делаешь подчас меньше, чем обещаешь. Друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты поддаешься влиянию других. Однако в серьезных вещах ты можешь настоять на своем. АОВ. Ты производишь впечатление человека не очень застенчивого, иногда даже невежливого. Стремясь к оригинальности, противоречишь другим, а подчас и себе, опровергая сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, неаккуратным, необязательным. Но стоит захотеть — станешь ловким и энергичным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью. АБО. Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен, уважаешь мнение других, никогда не оставишь друзей в трудную минуту. Но дружбу твою заслужить нелегко. АБВ. Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказывая свое мнение, не думаешь о том, какое воздействие твои слова могут оказать на людей. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты их обидишь. ООО. Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем ты думаешь. Понять тебя трудно. ООВ. Не исключено, что о тебе говорят: «Какой несносный характер». Ты раздражаешь собеседников, не даешь им высказаться, навязываешь свое мнение и никогда не делаешь уступок. ОБО. Такие люди, как ты, — примерные ученики, вежливые, аккуратные, дисциплинированные, всегда с хорошими отметками. Учителя уважают их и доверяют им. Что же касается товарищей, то одни считают таких «задаваками», другие предлагают им свою дружбу. ОБВ. Возможно, кое-кто считает тебя человеком, которому постоянно кажется, что его обижают. Ты ссоришься из-за пустяков. Иногда» бываешь в хорошем настроении, но это случается нечасто. В общем, ты производишь впечатление обидчивого и мнительного человека. 2. По трем последним группам (Г, Д, Е), или «Каков ты на самом деле». ООО. Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение, однообразие тебе в тягость. Но мало кто доподлинно знает, каков ты на самом деле. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремишься к жизни, наполненной яркими событиями. ООЕ. Скорее всего, ты застенчивый человек. Это видно, когда тебе приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой бываешь только в кругу семьи или ближайших друзей. В присутствии посторонних чувствуешь себя скованно, но стараешься скрыть это. Ты добросовестен, трудолюбив. У тебя есть много хороших замыслов, идей, проектов, но из-за своей скромности ты нередко остаешься в тени. ОДО. Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, собирать их вокруг себя. Даже думать не можешь о том, чтобы остаться одному, считая, что тогда «все пропало». Тебе трудно даже запереться в комнате, чтобы написать какую-нибудь важную бумагу. Очень силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но большей частью сдерживаешься. ОДЕ. Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру, общителен, вежлив со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких на то усилий с твоей стороны. Без общества друзей тебе не по себе. Тебе приятно делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности витать в облаках. ГОО. Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные точки зрения. Поэтому у тебя немало противников, даже друзья не всегда тебя понимают. Но тебя это мало волнует. ГОЕ. Тебе придется выслушать не очень приятные слова. Как это тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно трудный, крайне неуступчивый. Недостаточно развито чувство юмора, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и заставляешь других поступать так, как ты хочешь. А если тебе не подчиняются, начинаешь злиться. Поэтому у тебя мало друзей. ГДО. Ты большой оригинал и любишь удивлять друзей. Если кто-нибудь даст тебе совет, делаешь все наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. Тебя это забавляет, а других раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты не так самоуверен, как кажется. ГДЕ. Ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой, общителен, но, похоже, любишь общество друзей только при условии, что ты играешь в компании главную роль. Любишь быть арбитром в спорах и организовывать игры. Окружающие признают твой авторитет, так как в твоих суждениях всегда есть большая доля здравого смысла. Но тем не менее твое стремление вечно поучать утомляет окружающих. 2. Принятие себя. А. Давайте поработаем с некоторыми нашими недостатками и привычками, теми, которые нам помог выявить проведенный тест, и теми, о которых вы хорошо знали еще до начала занятий. Для этого разделите лист бумаги на две половинки. Слева в колонку «Мои недостатки» предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту работу всем отводится 5 минут. Не жалейте себя, заполняя левую часть таблицы, недостатки есть у всех, и в этом нет ничего страшного.
После этого напротив каждого недостатка напишите одно из своих достоинств, т. е. то, что можно противопоставить недостатку. Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам так же отводится 5 минут. Б. Следующий этап – объединение в группы по 3 - 4 человека и обсуждение записей. Будет лучше, если вы сядете в группу с теми людьми, которых вы меньше всего знаете, с которыми еще не общались на данном занятии. Во время обсуждения будьте предельно откровенны в своих высказываниях и внимательны к тому, что вам говорит ваш партнер. Помните, пожалуйста, о наших правилах. Вы можете задавать друг другу вопросы, но ни в коем случае не «критиковать» выступившего перед вами. Просто поблагодарите его за искренность и доверие к вам. На обсуждение внутри группы вам дается 10 минут. Подведение итогов занятия. Что нового Вы узнали? Выскажите свои замечания, рекомендации и ожидания. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 2 Психология познавательных процессов, психология личности 1. Мышление. Виды мышления. Основные мыслительные операции. Формы мышления. Стили мышления. Каков ваш стиль мышления? 2. Память. Виды памяти. Какие виды и процессы памяти у вас наиболее эффективны? 3. Ощущения. Восприятие. Воображение. Внимание. Их свойства, виды и качества. 4. Разум как сопряжение эмоционального и интеллектуального.
Литература 1. Аткинсон, В. Память и уход за ней / В. Аткинсон. - Орел, 1992. 2. Алексеев, А., Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления…./ А. Алексеев, Л. Громкова. - СПб, 1993. 3. Айзенк Уз ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|