Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 9. Регулирование и контроль в системе менеджмента





Сущность и смысл контроля (предупреждение возникновения кризисных ситуаций). Масштаб допустимых отклонений и принцип исключения. Поведенческие аспекты контроля. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами. Внутрифирменный контроль: его формы и средства реализации. Система внутрифирменного учета и отчетности. Управление по отклонениям. Современные системы контроля. Контроль и контроллинг. Процесс регулирования.

 

Тема 10. Факторы эффективности менеджмента.

Основные факторы эффективности менеджмента: технический уровень производства, стиль управления, мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления.

Экстенсивные факторы: увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д. Научно-технические факторы (уровень механизации и автоматизации труда); организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, трудовая дисциплина и т.д.); экономические (система материального поощрения и материальной ответственности); социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения) и др. Обобщенные критерии эффективности менеджмента: действенность, экономичность, качество, прибыльность, продуктивность, качество трудовой жизни, инновационная активность. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента.

Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Менеджмент организации» используются следующие подходы:

– комплексность, учитывающая экономические, социальные, организационно-правовые и другие аспекты управленческой деятельности, а также их взаимосвязи;

– динамический подход, рассматривающий формы, методы и приемы современного менеджмента в их диалектическом развитии, причинно-следственных связях и соподчиненности;

– системность, характеризующаяся тем, что все разрабатываемые в рамках курса учебные и методические материалы должны рассматривать менеджмент как составляющую часть целого от комплекса знаний по управлению;

– каузальность, нацеленная на выделение ключевых проблем в современном управлении, а также поиск, оценку и выбор форм, методов и средств их решения;

– эксклюзивность, проявляющаяся в подборе авторских методик проведения учебных занятий, наилучшим образом соответствующих достижению образовательных целей и задач, поставленных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и концепцией дальнейшего развития РГГУ на рынке образовательных услуг.

При реализации программы дисциплины «Менеджмент организации» используются различные образовательные технологии, направленные на формирование заявленных компетенций. В аудиторную нагрузку входят лекционные и практические занятия, а также различные формы контроля. Используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Реализация программы дисциплины «Менеджмент организации» предполагает наряду с традиционными аудиторными формами обучения использование интерактивных методов обучения - проблемный метод изложения лекционного материала, презентации, мультимедийные и информационные технологии, индивидуальные консультации, разбор конкретных ситуаций по вопросам темы на практических занятиях.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, проводимым в форме разбора конкретных ситуаций; индивидуальную работу в компьютерном классе и библиотеке. Она направлена на закрепление и углубление знаний, полученных в ходе аудиторных занятий.

Изучение дисциплины заканчивается подготовкой итоговой письменной работы, написанной студентами на основе анализа материалов, собранных в ходе самостоятельной работы в компьютерном классе и библиотеке. Итоговая письменная работа по дисциплине позволяет проверить уровень овладения студентами общекультурных и профессиональных компетенций, заявленными в данной дисциплине и соответствующих ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент».

 

Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов

Оценка знаний представляет собой совокупность различных показателей работы студента в течение всего процесса обучения. По курсу «Менеджмент организации» предусматривается текущий контроль успеваемости в форме коллоквиума, тестирования и выполнение практических заданий, промежуточный контроль в форме защиты итоговой письменной контрольной и курсовой работ, сдачи зачета, экзамена по теоретической и практической частям курса. Итоговая оценка выставляется в полном соответствии с утверждённой в РГГУ рейтинговой системой контроля знаний.

 

Контрольные вопросы к зачету по курсу

«Менеджмент организации»

1. Определение понятия «менеджмент». Менеджмент как теория, практика и искусство управления.

2. Определение миссии организации, ее значение в практической деятельности.

3. «Жизненный цикл» организации и его практическое значение.

4. Модели И.Адизеса Л.Грейнера, Ф.Лидена и другие.

5. Понятия о целях, задачах и уровнях менеджмента. Цели и ценности высшего руководства.

6. Декомпозиция целей. Инструментарий целевого управления. Практическое значение «дерева целей» организации и методика построения.

7. Понятие организации: системный и поведенческий подходы к организации.

8. Общая характеристика формальных, неформальных и сложных организаций.

9. Виды полномочий в организациях. Взаимодействие линейных и функциональных руководителей в организации.

10. Делегирование полномочий, преимущества и недостатки. Определение нормы управления (диапазона контроля).

11. Понятие успешного управления организацией. Составляющие успешного управления.

12. Характеристика внутренних переменных организации.

13. Формирование системной модели внутренних переменных.

14. Характеристика внешней среды организации.

15. Влияние среды косвенного воздействия на развитие международного бизнеса.

16. Фазы развития компании и стили руководства.

17. Адаптивное руководство.

18. Классификация и оценка деловых качеств менеджера.

19. Развитие навыков и способностей менеджеров на основе использования концепции ограничений.

20. Повышение адаптивности организации к изменяющимся условиям растущего рынка.

Контрольные вопросы к экзамену по курсу

«Менеджмент организации»

 

1. Система менеджмента: механизм управления, управленческая деятельность.

2. Понятие организации: системный подход и поведенческий подход к организации.

3. Характеристика организации как системы.

4. Определение миссии организации, ее значение в практической деятельности.

5. Особенности современного подхода к жизненному циклу организации. Модели жизненного цикла организации.

6. Понятия о целях, задачах и уровнях менеджмента. Цели и ценности высшего руководства.

7. Понятие о целевом управлении организацией. Практическое значение «дерева целей» организации и методика построения.

8. Общая характеристика формальных, неформальных и сложных организаций.

9. Виды полномочий в организациях. Взаимодействие линейных и функциональных руководителей в организации.

10. Делегирование полномочий, преимущества и недостатки.

11. Определение нормы управления (диапазона контроля).

12. Характеристика внутренних переменных организации. Формирование системной модели внутренних переменных.

13. Характеристика внешней среды организации.

14. Влияние среды косвенного воздействия на развитие международного бизнеса.

15. Фазы развития компании и стили руководства.

16. Адаптивное руководство.

17. Повышение адаптивности организации к изменяющимся условиям растущего рынка.

18. Понятия о функциях менеджмента, общая характеристика. Характеристика состава функций, прав и обязанностей на разных уровнях менеджмента.

19. Метод системно-функционального анализа деятельности организации. Матрица распределения административных функций управления.

20. Функциональная департаментализация: условия реализации, преимущества и недостатки.

21. Общая характеристика стратегического и текущего планирования в системе менеджмента.

22. Сущность внутрифирменного планирования, виды планов. Принципы и методы планирования.

23. Понятие и основные элементы бизнес-планирования. Схема организации разработки бизнес-плана. Структура бизнес-плана и содержание основных разделов.

24. Методики разработки бизнес-планов. Программные средства разработки бизнес-планов.

25. Особенности бизнес-планирования в России и за рубежом.

26. Значение функции «организация» в менеджменте. Понятие «организационной культуры». Имидж менеджера и организации.

27. Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе: дивизиональные и адаптивные структуры управления.

28. Факторы, определяющие выбор типа организационных структур управления. Количественные характеристики и оценка эффективности организационных структур управления.

29. Практическое значение мотивации в менеджменте.

30. Понятие регулирования и контроля в менеджменте. Прогностический характер процесса регулирования.

31. Управление по отклонениям. Контроль и контроллинг.

32. Внутрифирменный контроль: его формы и средства реализации.

33. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе.

34. Управление изменениями через формирование новой корпоративной культуры.

35. Характеристика основных факторов эффективности менеджмента.

36. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента.

Примерные вопросы контрольной работы

1. Какие структурные нововведения становятся необходимыми при переходе растущей организации с одной стадии жизненного цикла к другой.

2. Какой вид полномочий имеет руководитель административно-хозяйственного отдела производственной организации?

3. На каком этапе деятельности организации понятия «менеджер» и «предприниматель» совпадают по значению.

4. В чем заключается практическое значение «дерева целей»?

5. Какая организационная структура должна соответствовать поточной технологии?

6. Сформулируйте основную задачу системы управления.

7. В чем заключается практическое значение «жизненного цикла организации»?

8. Зависит или нет миссия от текущего состояния организации? Дайте обоснование.

9. Сущность и значение процессного подхода в менеджменте.

10. Какие возможности для персонала организации дает использование управления по отклонениям?

11. Почему незначительные отклонения чаще всего являются причиной кризисных явлений на фирме?

12. Что конкретно можно спланировать в предварительном, текущем и итоговом контроле?

13. Перечислите принципы формирования и основные виды организационных структур управления.

14. Какой вид организационной структуры соответствуют технологиям массового и крупносерийного производству и почему?

15. Обоснуйте, почему бизнес-план можно назвать основой стратегического планирования.

16. Назовите основные и характерные черты зрелой организации.

Примерные вопросы коллоквиума по курсу «Менеджмент организации»

1. Проведение изменений в организации при переходе к международным стандартам управления: особенности и характеристика.

2. Создание и использование консультативного аппарата: условия эффективного функционирования, примеры.

3. Характеристика развития проектного управления в организациях.

4. Какие методы преобладают в работе руководителя, имеющего авторитарный и либеральный стиль руководства?

5. Особенности применения термина «менеджмент» к управлению социально-экономическими процессами.

6. Понятие «организационная структура управления» и ее основные типы.

7. Отличительные особенности менеджмента деловых предприятий (хозяйственных организаций) от прочих видов управления.

8. Какие 3 элемента входят в состав управленческой деятельности системы управления?

9. Каким образом решается проблема взаимодействия линейного и функционального руководства в ЛФС управления?

10. Какой вариант делегирования полномочий оказывает влияние на структуру управления?

 

Примерные тестовые задания по курсу «Менеджмент организации»

1. На каком этапе деятельности организации понятия «менеджер» и «предприниматель» могут совпадать по значению:

а) в период создания и наиболее активной деятельности организации

б) в период перехода от комплексного менеджмента к дифференцированному

в) в период реформирования по программам внутренней перестройки

г) в любой период

2. Какие факторы в начале XXI века стали определяющими при формировании принципов управления в условиях предпринимательских структур?

а) технологические

б) технические

в) экологические

г) социальные

д) экономические

3. Термин «менеджмент» можно применять к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы:

а) в условиях хозяйственной деятельности фирмы

б) в условиях государственного регулирования хозяйственной деятельности

в) в условиях, не имеющих специальных ограничений

г) в любых условиях

4. Когда возникла практика управления?

а) вместе с созданием Ф. Тейлором Школы управления

б) вместе с возникновением системного подхода

в) вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена

г) в XX веке, в ходе индустриализации промышленности

д) вместе с развитием административного управления

5. Организационная структура управления это:

а) графическое изображение связей в организации

б) совокупность функциональных областей (подразделений), обеспечивающих решение поставленных задач

в) совокупность формальных и неформальных коммуникаций в организации

г) коллектив сотрудников организации

6. Выделите элементы инфраструктуры менеджмента:

а) система информационного обеспечения

б) рынок товаров и услуг

в) рынок трудовых ресурсов

г) функции управления

д) методы управления

е) мотивация персонала

7. Отличается ли менеджмент хозяйственных организаций от прочих видов управления?

а) не отличается

б) отличается в постановке целей и задач

в) термины «менеджмент» и «управление» являются синонимами

г) отличаются в любом случае

8. Что является продуктом труда менеджера?

а) власть

б) информация

в) решение

г)полномочия

9. Степень влияния внешней среды на организацию может зависеть:

а) от качественного уровня менеджмента

б) от количества менеджеров, работающих в организации

в) от факторов международного окружения

г) от структуры организации

10. Какие функции менеджмента являются специфическими:

а) организация

б) снабжение предприятия ресурсами

в) планирование

г) мотивация

д) сбыт продукции

е) контроль

 

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Список источников и литературы

Источники

Основные

Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. – 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 200 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 496 с.

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ /Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1).

Литература

Основная

Учебная

Буров В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учеб. пособие./ В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 192 с.

Виханский О.С. Менеджмент: Учебник./О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономист, 2006. – 670 с.

Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. пособие. / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. - М.: Инфра-М, 2008. – 440 с.

Дятлов А.Н. Общий менеджмент. Концепции и комментарии: Учебник. / А.Н. Дятлов, И.А. Мутовин, М.В. Плотников. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.

Макаров В.М. Менеджмент: Учеб. пособие (стандарт третьего поколения) / В. М. Макаров, Г. В. Попова. – СПб.: Питер, 2011. – 256 с.

Маленков Ю.А. Современный менеджмент: Учебник. / Ю.А. Маленков. – М.: Экономика, 2010. – 439 с.

Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. М.П. Переверзев. — 2-e изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 330 с.

Мескон М.Х. Основы менеджмента. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М: Дело, 2008. – 672 с.

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 864 с.

Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. В.И. Королева. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. — 620 с.

Пригожин А.И. Методы развития организаций./ А.И. Пригожин. – М.: МЦФЭР, 2003. – 863 с.

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник./ З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 304 с.

Современный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. М.М. Максимцов, В.Я. Горфинкель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. — 299 с.

Теория менеджмента: Учебник (стандарт третьего поколения) / Под ред. А.М. Лялина. СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие./ О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. — М.: НИЦ Инфра-М, 2012. — 256 с.

Шеметов П.В. Менеджмент: Учебное пособие./ П.В. Шеметов., Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 406 с.

 

Научная

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия./ И. Ансофф. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с.

Коэн Д.С. Суть перемен: путеводитель./ Д.С, Коэн. – М.: Олимп-Бизнес, 2007. – 320 с.

Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 454 с.

Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. / В.В. Репин, Елиферов В.Г. – М.: «Стандарты и качество», 2004. – 408 с.

Дополнительная

Учебная

Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие./ Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова и др. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 336 с.

Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие./ А.П. Балашов. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. — 288 с.

Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник./ И.Н. Герчикова. 4-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2008. – 621 с.

Демидова А.В. Организационный менеджмент. Конспект лекций. / А.В. Демидова. - М.: Приор-издат, 2010. – 128 с.

Игнатьева А.В. Менеджмент: Учебно-практическое пособие. / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов, И.В. Вдовина и др. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. — 284 с.,

Менеджмент: Учебник / Под ред. И. Н. Шапкина. – М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2011. – 704 с.

 

Научная

Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному. /Ч. Биннер./ Пер. с нем. – М.: OOO «Альпина Паблишерз», 2010. – 282 с.

Друкер П. Классические работы по менеджменту. / Питер Ф. Друкер./ Пер. с англ. – М.: Изд. ООО «Юнайтед Пресс», 2010. – 219 с.

Друкер П. Энциклопедия менеджмента. / Питер Ф. Друкер. / Пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. — 432 с.

Фидельман Г.Н. Альтернативный менеджмент. Путь к глобальной конкурентоспособности. / Г.Н. Фидельман, С.В. Дедиков, Ю.П. Адлер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 186 с.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.