Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Организационные отношения в системе менеджмента.





Аннотация программы

 

Дисциплина «Менеджмент организации (части 1 и 2)» входит в вариативную часть дисциплин профессионального цикла обучения студентов по направлению подготовки 080200 «Менеджмент». Дисциплина реализуется на факультете управления кафедрой управления Института управления, экономики и права.

Дисциплина должна ознакомить студентов с широким спектром теоретических и практических вопросов, связанных с основными видами деятельности организации и объединенные специфической целью и однородностью взаимосвязанных задач, выполнение которых необходимо для достижения всей организацией поставленных целей.

В настоящее время экономическая среда, в силу своей нестабильности и подвижности, требует новых методов управления, соответствующих уровню современных организационных систем. Как показывает практика, на первый план выдвигаются вопросы эффективности деятельности организации, непосредственно связанные с повышением качества управленческой деятельности. Менеджмент организации — это область управленческой деятельности, направленная на построение организации как системы, предназначенной для эффективной реализации своего целевого назначения. Для бизнес-организации — это реализация конкурентоспособных идей и получение прибыли, для государственных органов — это эффективное регулирование и целенаправленное развитие деятельности в своей сфере ведения.

Менеджмент организации становится неотъемлемой частью современной компании, встав в один ряд с такими традиционными функциями как маркетинг, управление производством, финансово-экономическое управление и т.п. Это связано с тем, что в мире резко возросла динамика изменений. А чтобы успешно конкурировать, компании должны постоянно и в адекватном темпе меняться внутренне. Изменения для компаний становится «образом жизни», не научившиеся изменяться быстро уходят с рынка. Интеграция в мировую экономику (глобализация) еще более расширяет поле конкурентной борьбы, заставляя российские компании конкурировать с лидерами мирового рынка. Причем конкурировать не только по качеству и стоимости продукции, но и в скорости создания и вывода на рынок новой продукции, инновациях в способах ее предоставлении клиентам, построении собственной бизнес-модели.

С позиции практики в менеджменте организации очень важна доказательная сторона решения поставленных проблем управления. Если теория не подтверждается практикой, не соответствует реалиям, то вряд ли ее можно использовать. Обучение менеджменту организации с помощью заданий определенного типа, предназначенных как для закрепления пройденного материала, так и для развития навыков оптимизационного мышления, составляет основу данной программы.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

- общекультурных (ОК)

- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

- способность находить организационно – управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- профессиональных (ПК)

организационно-управленческая деятельность:

- способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

- готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

- способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

- владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

- готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);

информационно-аналитическая деятельность:

- способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

предпринимательская деятельность:

- умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме тестирования и выполнение практических заданий, промежуточный контроль в форме защиты итоговой письменной контрольной и курсовой работ, сдачи зачета, экзамена по теоретической и практической частям курса. Итоговая оценка выставляется в полном соответствии с утверждённой в РГГУ рейтинговой системой контроля знаний.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (30 час.) занятия, семинары (32 час.), самостоятельная работа студента (107 час.), контроль самостоятельной работы студентов (11 час.).


Пояснительная записка

Цель курса – формирование у студентов глубоких фундаментальных теоретических и практических знаний, позволяющих ускорить их профессиональную адаптацию к деятельности современных организаций и оптимизировать их работу с учетом последних достижений и передового опыта в области менеджмента.

Задачи курса:

- ознакомить студентов с концепцией и основными понятиями менеджмента организации, как особой области знаний и профессиональной сферой деятельности менеджера, связанной с управлением организацией;

- рассмотреть основные аспекты современного менеджмента и дать представление об интегрированном подходе в вопросах концептуальной теории управления и менеджмента, и практики менеджмента в организациях различных форм собственности.

- дать представление о характере и особенностях менеджмента в отечественной и зарубежной управленческой практике; задачах профессионального менеджера по управлению современными организациями и производством с учетом специфики менеджмента России;

- ознакомить с внедрением новых принципов, форм, структур и методов управления коллективами людей во имя достижения высоких социально-экономических результатов.

- рассмотреть научно-практические подходы и образцы современного управления, доминирующие в той или иной социально-культурной среде, исходя из принципов цивилизованных рыночных отношений.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Менеджмент организации (ч. 1 и 2)» входит в вариативную часть дисциплин профессионального цикла обучения (Б3) студентов по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» и предполагает знание дисциплины «Теория менеджмента» базовой части профессионального цикла (Б3), изучаемой по образовательной программе бакалавриата «Менеджмент». В свою очередь дисциплина «Менеджмент организации» связана с дисциплинами базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б1) - «Экономическая теория», и вариативной части профессионального цикла (Б3) - «Основы теории управления», «Технология разработки управленческих решений».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

- основные понятия менеджмента, как особой области знаний и специфической сферы деятельности менеджера, связанной с управлением организацией (ОК-5, ПК-27);

- сущность организации как системы, предназначенной для эффективной реализации своего целевого назначения (ОК-8, ОК-13);

- принципы рациональной структуризации, формы организации работы и оперативного взаимодействия всех функциональных служб и подразделений организации (ПК-2);

- способы эффективного управления командой и формирования организационных коммуникаций в целях нахождения обоснованных организационно-управленческих решений (ОК-8, ПК-5);

- возможности практического использования методов современного менеджмента в целях эффективного регулирования деятельности и целенаправленного развития организации (ПК-3, ПК-17).

Уметь:

- применять на практике методы менеджмента (ПК-2, ПК-17);

- отслеживать изменения управленческих и хозяйственных ситуаций и использовать результаты функционального анализа в целях совершенствования деятельности организации (ПК-27);

- организовывать работу коллектива по реализации необходимых изменений, организации и реорганизации процессов управления в целях эффективного использования ресурсов организации (ПК-48);

- рассчитывать эффективность предлагаемых мероприятий по совершенствованию управленческой деятельности (ПК-8);

- использовать приемы современного менеджмента в целях предупреждения возникновения конфликтов, вызванных организационными изменениями от намеченных результатов (ПК-6).

Владеть:

1. Культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

2. Новыми подходами, методами и лучшей практикой в области современного менеджмента, инструментами его информационной поддержки, которые опираются на инновационные технологии, методами реализации управленческих функций (ОК-13, ПК-2, ПК-3, ПК-17, ПК-27);

3. Практическими навыками исследования организационной динамики и совершенствования организационных процессов, методами реализации структурного синтеза (ОК-5, ОК-8, ПК-2, ПК-48).

Особенности программы:

Дисциплина «Менеджмент организации» читается в качестве вариативного курса для всех студентов, обучающихся по направлению 080200 «Менеджмент», в рамках которого в РГГУ на настоящий момент открыты следующие профили – «Международный менеджмент», «Информационный менеджмент», «Маркетинг», «Управление проектами», «Финансовый менеджмент», «Управленческий и финансовый учёт».

В этой связи программа дисциплины носит комплексный характер и в то же время включает рассмотрение частных вопросов, специфичных для каждого профиля, рассматриваемых на семинарских занятиях. Программа дисциплины «Менеджмент организации» представлена в первой редакции. В этой редакции программы предусмотрено проблемное изложение изучаемых вопросов, что обусловлено нестабильностью и подвижностью внешней среды и необходимостью использования новых методов управления, соответствующих уровню современных организаций. Данный подход позволит, например, рассмотреть процессы взаимодействия функциональных служб и подразделений, и технологию эффективной организации управленческой деятельности, что обуславливает важность овладения каждым выпускником не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками эффективного менеджмента.

Курс охватывает основные аспекты современных концепций управления, анализа и организационных преобразований, что дает возможность акцентировать внимание студентов на проблему управления изменениями, которые необходимо провести в организации при переходе на новые пути ее развития и решение проектных задач. К ним относятся: формирование функциональных областей, организационной структуры и корпоративной культуры, внедрение бизнес-процессов и новых технологий, рациональное использование ресурсов и т.п.

Программа курса «Менеджмент организации» включает две части. Такой дифференцированный подход предполагает изучение в рамках первой части курса базовых понятий, категорий и методологии менеджмента, дающих представление о природе данной науки и ее рабочем инструментарии. Таким образом, цель первой части – познакомить студентов с категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть сущность концептуальных основ менеджмента в прошлом и настоящем. Цель второй части - дать представление о характере и особенностях собственно управленческой работы и деятельности профессионального менеджера. В программе предусматривается интегрированный подход к изложению вопросов собственно теории менеджмента и элементов практики менеджмента в организациях различных форм собственности. Такое построение программы обусловлено тем, что менеджмент - наука, интегрирующая в себе достижения многих отраслей знаний: системного анализа, научной организации производства, программно-целевого планирования, социологии, психологии, педагогики и т.д. В связи с этим учебная программа охватывает не только теоретические основы, но и нацелена на практическую реализацию всего комплекса знаний, полученных студентами в процессе освоения данной дисциплины, а также смежных с ней дисциплин.

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

п/п Раздел дисциплины     Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Семинары СРС в часах
  Менеджмент организации. Часть 1              
  Сущность и содержание менеджмента, основные понятия             Собеседование
  Организационные отношения в системе менеджмента   2,3         Выполнение практических заданий
  Инфраструктура менеджмента, внутренняя и внешняя среда организации             Выполнение практических заданий
  Особенности работы современного руководителя             Опрос на занятии
  Современные тенденции развития организаций             Тестирование
  Промежуточная аттестация             Зачет
  Менеджмент организации. Часть 2              
  Природа и состав функций менеджмента   1,2         Выполнение практических заданий
  Принцип выбора и тенденции изменения организационных структур управления   3,4         Выполнение практических заданий
  Система внутрифирменного планирования   5,6         Тестирование
  Регулирование и контроль в системе менеджмента             Опрос на занятии
  Факторы эффективности менеджмента.   8,9         Опрос на занятии
  Промежуточная аттестация             Экзамен
  ИТОГО              

 

Содержание дисциплины

Часть I

Тема 1. Сущность и содержание менеджмента, основные понятия.

Образовательные задачи и цели курса. Требования к профессиональным компетенциям, которыми должны обладать современные бакалавры менеджмента в области организации управления. Основная литература по дисциплине «Менеджмент организации». Сущность менеджмента и основные понятия Менеджмент как теория, практика и искусство управления. Менеджмент как организация управления фирмой. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Цели, задачи и уровни менеджмента. Цели и ценности высшего руководства. Менеджер и его задачи. Требования к профессиональной компетенции менеджера.

Часть II

Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Менеджмент организации» используются следующие подходы:

– комплексность, учитывающая экономические, социальные, организационно-правовые и другие аспекты управленческой деятельности, а также их взаимосвязи;

– динамический подход, рассматривающий формы, методы и приемы современного менеджмента в их диалектическом развитии, причинно-следственных связях и соподчиненности;

– системность, характеризующаяся тем, что все разрабатываемые в рамках курса учебные и методические материалы должны рассматривать менеджмент как составляющую часть целого от комплекса знаний по управлению;

– каузальность, нацеленная на выделение ключевых проблем в современном управлении, а также поиск, оценку и выбор форм, методов и средств их решения;

– эксклюзивность, проявляющаяся в подборе авторских методик проведения учебных занятий, наилучшим образом соответствующих достижению образовательных целей и задач, поставленных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и концепцией дальнейшего развития РГГУ на рынке образовательных услуг.

При реализации программы дисциплины «Менеджмент организации» используются различные образовательные технологии, направленные на формирование заявленных компетенций. В аудиторную нагрузку входят лекционные и практические занятия, а также различные формы контроля. Используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Реализация программы дисциплины «Менеджмент организации» предполагает наряду с традиционными аудиторными формами обучения использование интерактивных методов обучения - проблемный метод изложения лекционного материала, презентации, мультимедийные и информационные технологии, индивидуальные консультации, разбор конкретных ситуаций по вопросам темы на практических занятиях.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, проводимым в форме разбора конкретных ситуаций; индивидуальную работу в компьютерном классе и библиотеке. Она направлена на закрепление и углубление знаний, полученных в ходе аудиторных занятий.

Изучение дисциплины заканчивается подготовкой итоговой письменной работы, написанной студентами на основе анализа материалов, собранных в ходе самостоятельной работы в компьютерном классе и библиотеке. Итоговая письменная работа по дисциплине позволяет проверить уровень овладения студентами общекультурных и профессиональных компетенций, заявленными в данной дисциплине и соответствующих ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент».

 

Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов

Оценка знаний представляет собой совокупность различных показателей работы студента в течение всего процесса обучения. По курсу «Менеджмент организации» предусматривается текущий контроль успеваемости в форме коллоквиума, тестирования и выполнение практических заданий, промежуточный контроль в форме защиты итоговой письменной контрольной и курсовой работ, сдачи зачета, экзамена по теоретической и практической частям курса. Итоговая оценка выставляется в полном соответствии с утверждённой в РГГУ рейтинговой системой контроля знаний.

 

Контрольные вопросы к зачету по курсу

«Менеджмент организации»

1. Определение понятия «менеджмент». Менеджмент как теория, практика и искусство управления.

2. Определение миссии организации, ее значение в практической деятельности.

3. «Жизненный цикл» организации и его практическое значение.

4. Модели И.Адизеса Л.Грейнера, Ф.Лидена и другие.

5. Понятия о целях, задачах и уровнях менеджмента. Цели и ценности высшего руководства.

6. Декомпозиция целей. Инструментарий целевого управления. Практическое значение «дерева целей» организации и методика построения.

7. Понятие организации: системный и поведенческий подходы к организации.

8. Общая характеристика формальных, неформальных и сложных организаций.

9. Виды полномочий в организациях. Взаимодействие линейных и функциональных руководителей в организации.

10. Делегирование полномочий, преимущества и недостатки. Определение нормы управления (диапазона контроля).

11. Понятие успешного управления организацией. Составляющие успешного управления.

12. Характеристика внутренних переменных организации.

13. Формирование системной модели внутренних переменных.

14. Характеристика внешней среды организации.

15. Влияние среды косвенного воздействия на развитие международного бизнеса.

16. Фазы развития компании и стили руководства.

17. Адаптивное руководство.

18. Классификация и оценка деловых качеств менеджера.

19. Развитие навыков и способностей менеджеров на основе использования концепции ограничений.

20. Повышение адаптивности организации к изменяющимся условиям растущего рынка.

Контрольные вопросы к экзамену по курсу

«Менеджмент организации»

 

1. Система менеджмента: механизм управления, управленческая деятельность.

2. Понятие организации: системный подход и поведенческий подход к организации.

3. Характеристика организации как системы.

4. Определение миссии организации, ее значение в практической деятельности.

5. Особенности современного подхода к жизненному циклу организации. Модели жизненного цикла организации.

6. Понятия о целях, задачах и уровнях менеджмента. Цели и ценности высшего руководства.

7. Понятие о целевом управлении организацией. Практическое значение «дерева целей» организации и методика построения.

8. Общая характеристика формальных, неформальных и сложных организаций.

9. Виды полномочий в организациях. Взаимодействие линейных и функциональных руководителей в организации.

10. Делегирование полномочий, преимущества и недостатки.

11. Определение нормы управления (диапазона контроля).

12. Характеристика внутренних переменных организации. Формирование системной модели внутренних переменных.

13. Характеристика внешней среды организации.

14. Влияние среды косвенного воздействия на развитие международного бизнеса.

15. Фазы развития компании и стили руководства.

16. Адаптивное руководство.

17. Повышение адаптивности организации к изменяющимся условиям растущего рынка.

18. Понятия о функциях менеджмента, общая характеристика. Характеристика состава функций, прав и обязанностей на разных уровнях менеджмента.

19. Метод системно-функционального анализа деятельности организации. Матрица распределения административных функций управления.

20. Функциональная департаментализация: условия реализации, преимущества и недостатки.

21. Общая характеристика стратегического и текущего планирования в системе менеджмента.

22. Сущность внутрифирменного планирования, виды планов. Принципы и методы планирования.

23. Понятие и основные элементы бизнес-планирования. Схема организации разработки бизнес-плана. Структура бизнес-плана и содержание основных разделов.

24. Методики разработки бизнес-планов. Программные средства разработки бизнес-планов.

25. Особенности бизнес-планирования в России и за рубежом.

26. Значение функции «организация» в менеджменте. Понятие «организационной культуры». Имидж менеджера и организации.

27. Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе: дивизиональные и адаптивные структуры управления.

28. Факторы, определяющие выбор типа организационных структур управления. Количественные характеристики и оценка эффективности организационных структур управления.

29. Практическое значение мотивации в менеджменте.

30. Понятие регулирования и контроля в менеджменте. Прогностический характер процесса регулирования.

31. Управление по отклонениям. Контроль и контроллинг.

32. Внутрифирменный контроль: его формы и средства реализации.

33. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе.

34. Управление изменениями через формирование новой корпоративной культуры.

35. Характеристика основных факторов эффективности менеджмента.

36. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента.

Примерные вопросы контрольной работы

1. Какие структурные нововведения становятся необходимыми при переходе растущей организации с одной стадии жизненного цикла к другой.

2. Какой вид полномочий имеет руководитель административно-хозяйственного отдела производственной организации?

3. На каком этапе деятельности организации понятия «менеджер» и «предприниматель» совпадают по значению.

4. В чем заключается практическое значение «дерева целей»?

5. Какая организационная структура должна соответствовать поточной технологии?

6. Сформулируйте основную задачу системы управления.

7. В чем заключается практическое значение «жизненного цикла организации»?

8. Зависит или нет миссия от текущего состояния организации? Дайте обоснование.

9. Сущность и значение процессного подхода в менеджменте.

10. Какие возможности для персонала организации дает использование управления по отклонениям?

11. Почему незначительные отклонения чаще всего являются причиной кризисных явлений на фирме?

12. Что конкретно можно спланировать в предварительном, текущем и итоговом контроле?

13. Перечислите принципы формирования и основные виды организационных структур управления.

14. Какой вид организационной структуры соответствуют технологиям массового и крупносерийного производству и почему?

15. Обоснуйте, почему бизнес-план можно назвать основой стратегического планирования.

16. Назовите основные и характерные черты зрелой организации.

Примерные вопросы коллоквиума по курсу «Менеджмент организации»

1. Проведение изменений в организации при переходе к международным стандартам управления: особенности и характеристика.

2. Создание и использование консультативного аппарата: условия эффективного функционирования, примеры.

3. Характеристика развития проектного управления в организациях.

4. Какие методы преобладают в работе руководителя, имеющего авторитарный и либеральный стиль руководства?

5. Особенности применения термина «менеджмент» к управлению социально-экономическими процессами.

6. Понятие «организационная структура управления» и ее основные типы.

7. Отличительные особенности менеджмента деловых предприятий (хозяйственных организаций) от прочих видов управления.

8. Какие 3 элемента входят в состав управленческой деятельности системы управления?

9. Каким образом решается проблема взаимодействия линейного и функционального руководства в ЛФС управления?

10. Какой вариант делегирования полномочий оказывает влияние на структуру управления?

 

Примерные тестовые задания по курсу «Менеджмент организации»

1. На каком этапе деятельности организации понятия «менеджер» и «предприниматель» могут совпадать по значению:

а) в период создания и наиболее активной деятельности организации

б) в период перехода от комплексного менеджмента к дифференцированному

в) в период реформирования по программам внутренней перестройки

г) в любой период

2. Какие факторы в начале XXI века стали определяющими при формировании принципов управления в условиях предпринимательских структур?

а) технологические

б) технические

в) экологические

г) социальные

д) экономические

3. Термин «менеджмент» можно применять к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы:

а) в условиях хозяйственной деятельности фирмы

б) в условиях государственного регулирования хозяйственной деятельности

в) в условиях, не имеющих специальных ограничений

г) в любых условиях

4. Когда возникла практика управления?

а) вместе с созданием Ф. Тейлором Школы управления

б) вместе с возникновением системного подхода

в) вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена

г) в XX веке, в ходе индустриализации промышленности

д) вместе с развитием административного управления

5. Организационная структура управления это:

а) графическое изображение связей в организации

б) совокупность функциональных областей (подразделений), обеспечивающих решение поставленных задач

в) совокупность формальных и неформальных коммуникаций в организации

г) коллектив сотрудников организации

6. Выделите элементы инфраструктуры менеджмента:

а) система информационного обеспечения

б) рынок товаров и услуг

в) рынок трудовых ресурсов

г) функции управления

д) методы управления

е) мотивация персонала

7. Отличается ли менеджмент хозяйственных организаций от прочих видов управления?

а) не отличается

б) отличается в постановке целей и задач

в) термины «менеджмент» и «управление» являются синонимами

г) отличаются в любом случае

8. Что является продуктом труда менеджера?

а) власть

б) информация

в) решение

г)полномочия

9. Степень влияния внешней среды на организацию может зависеть:

а) от качественного уровня менеджмента

б) от количества менеджеров, работающих в организации

в) от факторов международного окружения

г) от структуры организации

10. Какие функции менеджмента являются специфическими:

а) организация

б) снабжение предприятия ресурсами

в) планирование

г) мотивация

д) сбыт продукции

е) контроль

 

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Список источников и литературы

Источники

Основные

Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. – 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 200 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 496 с.

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ /Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1).

Литература

Основная

Учебная

Буров В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учеб. пособие./ В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 192 с.

Виханский О.С. Менеджмент: Учебник./О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономист, 2006. – 670 с.

Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. пособие. / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. - М.: Инфра-М, 2008. – 440 с.

Дятлов А.Н. Общий менеджмент. Концепции и комментарии: Учебник. / А.Н. Дятлов, И.А. Мутовин, М.В. Плотников. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.

Макаров В.М. Менеджмент: Учеб. пособие (стандарт третьего поколения) / В. М. Макаров, Г. В. Попова. – СПб.: Питер, 2011. – 256 с.

Маленков Ю.А. Современный менеджмент: Учебник. / Ю.А. Маленков. – М.: Экономика, 2010. – 439 с.

Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. М.П. Переверзев. — 2-e изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 330 с.

Мескон М.Х. Основы менеджмента. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М: Дело, 2008. – 672 с.

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 864 с.

Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. В.И. Королева. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. — 620 с.

Пригожин А.И. Методы развития организаций./ А.И. Пригожин. – М.: МЦФЭР, 2003. – 863 с.

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник./ З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 304 с.

Современный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. М.М. Максимцов, В.Я. Горфинкель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. — 299 с.

Теория менеджмента: Учебник (стандарт третьего поколения) / Под ред. А.М. Лялина. СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие./ О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. — М.: НИЦ Инфра-М, 2012. — 256 с.

Шеметов П.В. Менеджмент: Учебное пособие./ П.В. Шеметов., Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 406 с.

 

Научная

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия./ И. Ансофф. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с.

Коэн Д.С. Суть перемен: путеводитель./ Д.С, Коэн. – М.: Олимп-Бизнес, 2007. – 320 с.

Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 454 с.

Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. / В.В. Репин, Елиферов В.Г. – М.: «Стандарты и качество», 2004. – 408 с.

Дополнительная

Учебная

Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие./ Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова и др. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 336 с.

Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие./ А.П. Балашов. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. — 288 с.

Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник./ И.Н. Герчикова. 4-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2008. – 621 с.

Демидова А.В. Организационный менеджмент. Конспект лекций. / А.В. Демидова. - М.: Приор-издат, 2010. – 128 с.

Игнатьева А.В. Менеджмент: Учебно-практическое пособие. / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов, И.В. Вдовина и др. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. — 284 с.,

Менеджмент: Учебник / Под ред. И. Н. Шапкина. – М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2011. – 704 с.

 

Научная

Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному. /Ч. Биннер./ Пер. с нем. – М.: OOO «Альпина Паблишерз», 2010. – 282 с.

Друкер П. Классические работы по менеджменту. / Питер Ф. Друкер./ Пер. с англ. – М.: Изд. ООО «Юнайтед Пресс», 2010. – 219 с.

Друкер П. Энциклопедия менеджмента. / Питер Ф. Друкер. / Пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. — 432 с.

Фидельман Г.Н. Альтернативный менеджмент. Путь к глобальной конкурентоспособности. / Г.Н. Фидельман, С.В. Дедиков, Ю.П. Адлер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 186 с.

План практических занятий

Темы курса   Количество аудиторных часов
1. Организационные отношения в системе менеджмента  
2. Инфраструктура менеджмента  
3. Особенности работы современного руководителя  
4. Современные тенденции развития организаций  
5. Природа и состав функций менеджмента  
6. Принципы выбора и тенденции изменения организационных структур  
7. Система внутрифирменного планирования  
8. Регулирование и контроль в системе менеджмента  
9. Факторы эффективности менеджмента.  
Всего часов по учебному плану  

 

Практическое занятие 1. Организационные отношения в системе менеджмента.

Вопросы:

1. Характеристика организации как системы

2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.

3. Закономерности организации: понятие закономерностей, целевое управление, единство распорядительства, делегирование полномочий, объем полномочий, согласованность целей формальных и неформальных структур.

4. Система полномочий.

5. Организационное регулирование этапов жизненного цикла.

6. Внутренние и внешние ситуационные переменные, влияющие на успех.

Литература

Виханский О.С. Менеджмент: Учебник./О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономист, 2006. – С. 12-25, 327-362.

Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. пособие. / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. - М.: Инфра-М, 2008. - Глава 8.

Дятлов А.Н. Общий менеджмент. Концепции и комментарии: Учебник. / А.Н. Дятлов, И.А. Мутовин, М.В. Плотников. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – Главы 1,2,8.

Макаров В.М. Менеджмент: Учеб. пособие (стандарт третьего поколения) / В. М. Макаров, Г. В. Попова. – СПб.: Питер, 2011. – С.182-185.

Менеджмент: Учебник / коллектив авторов; под ред. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2011. – С. 34-40, 62-72, 261-272.

Мескон М.Х. Основы менеджмента. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М: Дело, 2008. – Глава 1.

Румян







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.