Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Краткое изложение программного материала





Краткое изложение программного материала

(сокращенный курс лекций, учебник)

Краткий конспект лекций

 

Налоговая система России

 

Действующая в настоящее время налоговая система была сформирована с 1 января 1992 г. буквально в тече­ние нескольких месяцев фактически путем копирования запад­ных налоговых систем. Одновременно закладываемые при ее формировании принципы налогообложения приспосабливали к реалиям экономики переходного периода. В результате полу­чился симбиоз западных образцов и российских особенностей. Созданная таким образом налоговая система России была на­целена в первую очередь на обеспечение фискальных инте­ресов государства. Поэтому при ее формировании исходили из политики максимальных налогов. Это обеспечивалось за счет высоких налоговых ставок, введения большого числа нало­гов, установления системы значительных штрафных санкций, ограничения прав налогоплательщиков при одновременном установлении неограниченных прав фискальных органов.

Состав налогов и сборов Российской Федерации характеризуется нестабильностью. Начиная с 1991 г., в частности, отменены: налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; налог

с биржевой деятельности (биржевой налог); специальные налоги с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; налог на реализацию горюче-смазочных материалов; налог на пользователей автодорог, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

К числу налогов, которые за это же время были дополнительно введены, относятся: налог на игорный бизнес; налог на отдельные виды транспортных средств; плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог с продаж. В перспективе предполагается установление таких налогов, как налог на доходы от капитала, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов и экологический налог и др.

Система законодательства России о налогах и сборах имеет строго определенную иерархию и состоит из следующих элементов.

1) Конституция РФ;

2) специальное налоговое законодательство, которое включает:

а) федеральное законодательство о налогах и сборах (НК РФ; иные федеральные законы о налогах и сборах);

б) региональное законодательство о налогах и сборах (законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ);

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

3) общее налоговое законодательство;

4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и обложением сборами:

а) акты органов общей компетенции;

б) акты органов специальной компетенции;

5) решения Конституционного Суда РФ;

6) нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Конституция. Источниками налогового права являются положения Конституции РФ, как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики Российской Федерации, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.

Так, действующая Конституция России устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Другими словами, данная норма Конституции подчеркивает законность установления налоговых платежей и их всеобщность. Кроме того, в Конституции РФ закреплены основополагающие нормы налогового права России: предмет ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ; правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика.

Специальное налоговое законодательство. Статья 1 НК РФ определяет четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, регулирующих отношения в сфере налогообложения в Российской Федерации:

1) НК РФ (кодифицированный акт высшей юридической силы);

2) федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Кодексом;

3) законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов РФ;

4) нормативные акты представительных органов местного самоуправления.

Три последних уровня законодательных актов должны соответствовать НК РФ.

В НК РФ изложены следующие общие условия установления налогов и сборов:

1) при введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

2) в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком;

3) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

4) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д.

В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

Часть вторая НК РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.

Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам (например, налоге на землю), инструкции Федеральной налоговой службы (ФНС России), письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей системы налогообложения.

Региональное законодательство о налогах и сборах представляет собой законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. Устанавливая региональный налог или сбор законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:

а) налоговые ставки в пределах, установленных федеральными законами;

б) порядок и сроки уплаты налога, а также в) формы отчетности по данному региональному налогу.

Кроме того, они могут так же предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения — налоговую базу, объект налогообложения и т.д. устанавливают федеральные законодатели.

Органы власти субъектов Федерации в соответствии с Конституцией РФ и п. 4 ст. 1 НК РФ вправе вводить (не вводить) на своей территории региональные налоги и сборы, установленные ст. 14 НК РФ, и регулировать отдельные элементы их юридических составов в пределах, определенных НК РФ. Как следует из п. 4 ст. 1 НК РФ, законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах характеризуется тремя важными признаками:

1) состоит не только из региональных законов, но и из иных нормативных актов (решений, постановлений и т.д.);

2) принимается только законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ (областной думой, законодательным собранием и т.п.);

3) принимается в соответствии с НК РФ.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Подзаконные правовые акты в налоговой сфере можно определить как акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа, изданный на основе и во исполнение закона и содержащий нормы налогового права.

Акты органов общей компетенции:

1) указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.

Данные акты могут вносить существенную корректировку в налоговое законодательство государства.

Полномочия Президента в сфере нормотворчества до сих пор четко не определены, и поэтому здесь необходимо руководствоваться п. 3 ст. 75 Конституции РФ, где указано, что система федеральных налогов и общие принципы налогообложения устанавливаются только федеральными законами. Президент России уполномочен принимать нормативные акты по налогообложению только в двух случаях: при наличии пробела в законодательном регулировании определенных отношений или в случае, если такие полномочия даются тем или иным федеральным законом;

2) постановления Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

Нормативные акты Правительства РФ в системе налогового законодательства представлены не так широко и в основном потому, что нормотворчество Правительства РФ распространяется в первую очередь на регулирование вопросов взимания налоговых платежей, а в сфере налогообложения полномочия Правительства РФ определяются федеральными налоговыми законами. Постановлением Правительства РФ, в частности, устанавливаются ставки таможенных пошлин, состав затрат по производству и реализации продукции и др.;

3) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ - нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные ими, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК РФ).

Налоговый кодекс особо оговаривает круг лиц, в отношении которых действуют правила и нормы налогового законодательства. Акты, выраженные в нормах налогового права, предписания, закрепленные в актах налогового законодательства адресованы широкому кругу лиц, являющихся субъектами налоговых правоотношений, регулируемых российским налоговым правом. При этом такими лицами могут выступать:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане;

3) лица без гражданства;

4) российские организации;

5) иностранные организации.

При разрешении вопроса о действии акта налогового законодательства в отношении конкретного лица (группы) применяются так называемые принципы территориальности или резидентства.

Так, в соответствии с принципом территориальности, все указанные выше лица, имеющие объекты налогообложения на территории РФ, подпадают под сферу действия налогового законодательства Российской Федерации. Кроме того, действие налогового законодательства распространяется на суда, приписанные к российским портам, а также на посольства и консульства Российской Федерации в других странах.

В соответствии с принципом резидентства обязанность по уплате налога или сбора распространяется на лиц, являющихся резидентами Российской Федерации (даже если объект налогообложения возник за пределами территории РФ) и не резидентами РФ, но лишь в той части доходов, которые получены ими из источников, находящихся на территории Российской Федерации. Налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Вопрос о пределах действия акта налогового законодательства во времени имеет очень большое практическое значение. От правильного решения этого вопроса нередко зависит, какой закон (новый или старый) будет применяться судом или правоприменителем (например, налоговым органом) к конкретным отношениям, как будут осуществляться его предписания.

Статья 5 НК РФ устанавливает особый порядок действия законодательства о налогах и сборах во времени. Согласно положениям указанной статьи акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем:

- по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и

- не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», а не дата их подписания.

Налоговый кодекс РФ также устанавливает специальные ограничения в отношении ведения в силу законов о новых налогах и сборах, а именно: такие законы вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Предположим, что 1 июля 2010 г. опубликован областной закон Ростовской области, вводящий новый сбор. Этот сбор не может вступить в силу ранее 1 января 2011 г.

Особенности налогового законодательства также проявляются и в действии законов о налогах и сборах во времени. По общему правилу, в соответствии с положениями ст. 54 Конституции РФ 1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него установлена или смягчена, применяется новый закон. Кроме того, в ст. 57 Конституции РФ специально предусматривается, что обратной силы не имеют законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.

Смысл требования о непридании закону обратной силы состоит в том, что изменения, вносимые в законодательство (в том числе налоговое), не должны пагубно влиять на устойчивость отношений между субъектами права, не должны подрывать уверенность граждан в стабильности их правового и экономического положения, в прочности публичного правопорядка. Придание законам о налогах обратной силы означает не только принятие соответствующего закона по истечении срока уплаты налога, но и до этой даты, однако после совершения событий или действий, в результате которых возникла обязанность уплатить налог. Поэтому применительно к налоговому законодательству

рассматриваемый принцип является важной гарантией обеспечения прав и законных интересов налогоплательщиков и плательщиков сборов.

В соответствии с рассматриваемым конституционным принципом в п. 2 ст. 5 НК РФ установлено правило, в соответствии с которым обратной силы не имеют акты законодательства о налогах и сборах:

а) устанавливающие новые налоги и сборы;

б) повышающие налоговые ставки;

в) устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения;

г) устанавливающие новые обязанности;

д) иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Естественно, конституционный запрет на придание законам о новых налогах обратной силы распространяется только на случаи ухудшения положения налогоплательщиков и плательщиков сборов. Одновременно Конституция Российской Федерации допускает придание обратной силы актам налогового законодательства, если они улучшают положение налогоплательщиков. При этом важным условием в этом случае является то, что благоприятный для субъектов налогообложения характер такого закона должен быть понятен и очевиден, причем как для налогоплательщика, так и для налогового органа.

Следует отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает два режима обратной силы актов, улучшающих положение налогоплательщиков:

а) в первом случае, в соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ всегда имеют обратную силу законы:

— устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

— устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;

б) во втором случае, в соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ имеют обратную силу, в случаях, когда это прямо предусмотрено в самих этих актах:

— акты, отменяющие налоги и сборы;

— акты, снижающие размеры ставок налогов и сборов;

— акты, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, или иным образом улучшающих их положение.

Система налогов и сборов представляет собой форму организации порядка налогообложения.

Под системой налогов и сборов в Российской Федерации понимается регламентированная совокупность обязательных платежей, обладающих сходными признаками (все налоги имеют объект налогообложения, налоговую базу, ставки, налоговые периоды и т.п.).

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13-15 НК РФ.

Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков. Перечень налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, закреплен статьями 13–15 Налогового кодекса РФ. Классификация налоговых платежей имеет важное значение для налогового менеджмента. Она позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.

Рассмотрим некоторые классификационные группы налоговых платежей, влияющие на принятие управленческих решений.

1. В зависимости от уровня власти, который устанавливает, изменяет и отменяет налоги они получают статус федеральных, региональных и местных.

Перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые могут быть установлены на российской территории, закреплены в ст. 13-15 НК РФ. Федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут. Кроме того, федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются также исключительно Налоговым кодексом.

Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Федеральные налоги по всем элементам налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ и взимаются на территории всей страны. К ним относятся:

· налог на добавленную стоимость,

· акцизы,

· налог на доходы физических лиц,

· налог на прибыль организаций,

· налог на добычу полезных ископаемых,

· водный налог,

· государственная пошлина,

· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Несмотря на федеральный статус названных налоговых платежей, наиболее крупные из них в порядке межбюджетных отношений зачисляются не только в федеральный, но и в нижестоящие бюджеты.

Ко всему прочему значимым федеральным налоговым платежом является таможенная пошлина, которая регламентируется Таможенным кодексом РФ.

Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. К ним относятся:

· налог на имущество организаций,

· транспортный налог,

· налог на игорный бизнес.

Органы власти субъектов Федерации устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности. Региональные налоги поступают в бюджеты субъектов РФ.

Местные налоги вводятся местными представительными органами власти соответствующими решениями и поступают в местные бюджеты. К местным налогам относятся:

· налог на имущество физических лиц,

· земельный налог.

Органы местного самоуправления устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает также введение специальных налоговых режимов – особых порядков исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К ним на сегодняшний день относятся:

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),

· упрощенная система налогообложения,

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Единые налоги, заменяющие в первых трех специальных налоговых режимах наиболее крупные налоги по общему режиму налогообложения, имеют статус региональных.

Важно отметить, что представленное выше видовое деление налоговых платежей предполагает их распределение не по уровням бюджетной системы, а по уровням власти и управления, которые устанавливают, изменяют и вводят их в пределах своих полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Тем самым, данная классификация определяет налоговые полномочия, фискальные и регулирующие возможности субъектов государственного налогового менеджмента различных уровней власти и управления.

Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (сборщики налогов и сборов);

6) органы государственных внебюджетных фондов.

В России сформирована достаточно четкая и уже устоявшаяся система органов власти, в компетенцию которых входят вопросы регулирования, взимания, контроля за уплатой налогов и таможенных платежей. К ним относятся:

1) Министерство финансов Российской Федерации – орган, отвечающий за формирование федерального бюджета и определяющий основные направления налоговой политики

2) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

5) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, — ФТС России, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

6) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (далее – сборщики налогов и сборов);

7) органы государственных внебюджетных фондов.

 

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Ключевая роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства. Структура налоговых органов представлена на схеме:

 

 

На Минфин России возложена задача разработки совместно с ФНС России и другими федеральными органами исполнительной власти предложений о налоговой политике государства, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы страны. Что касается конкретных проблем взаимоотношения налогоплательщиков и государства, то на Минфин России и финансовые органы в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность давать письменные разъяснения налогоплательщикам по во­просам применения законодательства о налоговых платежах и сборах. Кроме того, Минфином России утверждаются формы налоговых деклараций по налогам и порядок их заполнения.

 

Центральным органом управления налогообложением в РФ является Федеральная налоговая служба России.

Основные функции, возложенные на ФНС России, заключаются в контроле и надзоре по следующим направлениям:

- за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;

- за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;

- за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

- за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;

- за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

- представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

- для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;

- для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;

- для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

1. разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;

2. разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;

3. производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;

4. электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;

5. производство и реализация продукции металлургической промышленности;

6. оказание транспортных услуг;

7. оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев, областей) выполняют следующие задачи:

- осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;

- обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Для реализации своих полномочий налоговые органы обладают целым комплексом прав. Налоговые органы имеют право:

- требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);

- проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);

- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);

- осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);

- определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);

- взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);

Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НК РФ:

- соблюдать законодательство о налогах и сборах – главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);

- осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);

- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;

- проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);

- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);

- соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

В соответствии со ст. 34 НК РФ таможенные органы Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, налоговым законодательством, а также иными федеральными законами,

выступая при этом в качестве участников налоговых правоотношений.

Поэтому к основным функциям таможенных орг







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.