Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Порядок уплаты таможенных платежей





 

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги.

По общему правилу ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант, т.е. лицо, которое напрямую имеет отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу и заинтересовано в их таможенном оформлении. Однако в связи с тем, что товары в процессе перемещения через таможенную границу фактически могут находиться у разных лиц, участвующих в процессе их перемещения, обязанность по уплате таможенных платежей может возникнуть и у других лиц. К ним относятся:

- лицо, осуществляющее грузовые операции в месте прибытия, в случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов;

- перевозчик, экспедитор, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, получившие разрешение на внутренний таможенный транзит, в случае недоставки товаров в таможенный орган назначения;

- получатель товаров или иное лицо, которому перевозчик передал товары, перевозимые в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, без разрешения таможенного органа, если будет установлено, что такое лицо знало или должно было знать о нарушениях таможенного законодательства;

- владелец склада временного хранения в случае утраты товаров, хранящихся на складе временного хранения, или их выдачи без разрешения таможенного органа;

- таможенный орган в случае утраты товаров, хранящихся на складе временного хранения таможенного органа;

- железная дорога в случае утраты товаров, хранящихся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля, либо их выдачи без разрешения таможенного органа;

- лица, ответственные за использование таможенных режимов международного таможенного транзита, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории, временного ввоза, таможенного склада, временного вывоза, беспошлинной торговли.

Таможенный кодекс устанавливает также круг лиц, ответственных за уплату таможенных платежей при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Это лица, незаконно переместившие товары и транспортные средства, лица, участвовавшие в таком перемещении, а при ввозе товаров также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства. Лица, участвовавшие в незаконном перемещении товаров и транспортных средств, и лица, которые приобрели их в собственность или во владение, несут ответственность за уплату таможенных платежей только в случае, если они знали или должны были знать о незаконности перемещения и если это подтверждено в установленном порядке.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:

1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в установленных размерах;

2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную пяти евро;

5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) обращения товаров в собственность государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза;

7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза;

8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств-членов таможенного союза;

10) возникновения обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

 

Таможенным кодексом установлен также ряд случаев, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:

1) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

2) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств-членов таможенного союза;

4) если товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

 

Обеспечение уплаты таможенных платежей - важная гарантия исполнения обязанностей, установленных Таможенным кодексом. Одним из основных принципов таможенного оформления является обеспечение декларантом и иными лицами исполнения своих обязательств перед таможенными органами. Одним из наиболее существенных и часто встречающихся случаев является обеспечение уплаты таможенных платежей.

Исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае:

1) перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств-членов таможенного союза;

3) помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории;

4) выпуска товаров для проведения экспертного исследования товаров или документов;

5) осуществления деятельности в области таможенного дела.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения;

Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм.

Если при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, размер обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.

Размер обеспечения таможенных платежей определяется таможенными органами. Для этого они используют в качестве ориентира (верхнего предела) суммы таможенных платежей и процентов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Нередко в таможенной практике оказывается невозможным определить точную сумму подлежащих уплате таможенных платежей, без которой нельзя установить размер обеспечения уплаты таможенных платежей. Этому препятствует отсутствие конкретной информации об основных параметрах (элементах) налогообложения: непредставление в таможенный орган точных сведений о наименовании товара, его количестве, стране происхождения, таможенной стоимости.

В подобных случаях размер обеспечения устанавливается исходя из наибольшей величины ставок таможенных платежей, стоимости и (или) количества товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений (п. 2 ст. 338 ТК РФ). Такой подход в целом соответствует фискальному принципу таможенного права, нацеленного на то, чтобы обеспечить своевременное и в полном объеме поступление таможенных доходов на счета федерального бюджета.

Если таможенный орган обнаруживает признаки, которые указывают на то, что заявленные при декларировании сведения, влияющие на размер таможенных платежей, могут являться недостоверными или должным образом не подтверждены, он осуществляет выпуск товаров при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены (п. 3 ст. 153 ТК РФ). В этом случае размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется как разница между суммой таможенных платежей, дополнительно начисленных с учетом требований, содержащихся в пп. 1 и 2 ст. 338 ТК РФ, и суммой уплаченных таможенных платежей.

Уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами:

1) залогом товаров и иного имущества;

2) банковской гарантией;

3) внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);

4) поручительством.

Данный перечень является открытым: правовыми актами РФ могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных платежей, не указанные в Таможенном кодексе.

Залог представляет собой гражданско-правовую категорию и определяется как правоотношение, в силу которого кредитор (залогодержатель) вправе при неисполнении должником (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, имея при этом преимущество перед другими кредиторами.

В таможенной сфере отношения залога оформляются договором, сторонами которого выступают таможенный орган - залогодержатель и лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или хозяйственного ведения, - залогодатель. Залогодателем в таможенных правоотношениях может быть лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, или любое иное лицо.

Договор о залоге товаров содержит сведения о месте его заключения, залогодателе и залогодержателе, предмете залога (наименование, индивидуальные признаки, количество и стоимость товаров и транспортных средств, передаваемых в залог, их местонахождение), правах и обязанностях сторон, сроках исполнения и последствиях неисполнения обеспеченного залогом обязательства. В договоре о залоге товаров и транспортных средств, помещенных под таможенные режимы переработки, указываются также виды товаров и транспортных средств, которыми может быть заменен предмет залога. Во всех остальных случаях замена предмета залога оформляется дополнением к основному договору.

От имени таможенного органа договор о залоге подписывается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, а также главным (старшим) бухгалтером. От имени залогодателя договор о залоге подписывается руководителем предприятия или иным уполномоченным на то лицом, а также главным бухгалтером. При этом начальник отдела таможенных платежей удостоверяет правильность указанной в договоре о залоге суммы платежей, уплата которой обеспечивается залогом.

Предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством РФ, кроме:

1) имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

2) имущества, уже заложенного для обеспечения иного обязательства либо имущества, обремененного иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц;

3) товаров, подвергающихся быстрой порче, животных;

4) электрической, тепловой и иных видов энергии;

5) предприятий;

6) имущественных прав;

7) ценных бумаг;

8) космических объектов;

9) залога товаров в обороте;

10) продукции и отходов производства, свободная реализация которых в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещена.

Товары и транспортные средства могут служить предметом залога в целях обеспечения уплаты таможенных платежей, если их рыночная цена на 20 процентов больше причитающихся к уплате сумм: таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных сборов за таможенное оформление, максимальных сумм таможенных сборов за хранение и (или) сопровождение (если такое хранение и (или) сопровождение имело место); процентов с указанных сумм по ставкам рефинансирования Банка России, а также расходов на покрытие возможных издержек по содержанию предмета залога и расходов по его обращению в собственность государства в случае неисполнения обязательств перед таможенными органами и в связи с последующей реализацией.

Порядок обращения взыскания зависит от статуса товаров, являющихся предметом залога. Если такие товары находятся под таможенным контролем и переданы таможенным органам, в этом случае удовлетворение требования таможенных органов за счет таких товаров осуществляется без обращения в суд.

На иное имущество взыскание обращается в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

Банковская гарантия – это способ обеспечения исполнения налоговых обязанностей, специфический для таможенного регулирования.

Определение банковской гарантии содержится в ст. 368 ГК РФ, предусматривающей, что «в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате». Применительно к банковской гарантии принципалом является плательщик таможенных налогов, бенефициаром - таможенный орган, а круг гарантов ограничивается банками, кредитными или страховыми организациями.

Широкое использование банковских гарантий в таможенном деле объясняется их высокой надежностью и быстротой реализации. Исходя из сложившейся практики удовлетворение требования бенефициара должно быть произведено в срок, не превышающий 3 - 5 рабочих дней.

Банковская гарантия, предоставляемая таможенным органам, должна являться безотзывной и содержать:

- обязательства плательщика таможенных пошлин, налогов, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

- право на бесспорное списание таможенным органом с гаранта причитающейся суммы в случае неисполнения гарантом обязательств по банковской гарантии;

- обязанность гаранта уплатить таможенному органу неустойку в размере 0,1 процента от суммы, подлежащей уплате за каждый календарный день просрочки;

- условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных средств на счет Федерального казначейства;

- срок действия банковской гарантии.

Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные исключительно банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела

Условиями включения банка в реестр являются:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;

2) отсутствие задолженности перед таможенными органами;

3) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 200 миллионов рублей;

4) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее одного миллиарда рублей;

5) соблюдение обязательных экономических нормативов на все отчетные даты в течение последнего календарного года.

Таким образом, включение банка в этот реестр является необходимым условием для того, чтобы гарантии, выдаваемые таким банком, принимались таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей.

Денежный залог как форма обеспечения уплаты таможенных платежей может быть внесен физическими лицами, перемещающими через таможенную границу товары для личного пользования, также в кассу таможенного органа. Денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (денежный залог) вносятся на счет Федерального казначейства.

По общему правилу размер денежных средств, внесенных лицом в счет обеспечения уплаты таможенных платежей, не может превышать сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенном режимом экспорта. Исключение составляют случаи, когда при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных платежей в связи с непредставлением в таможенный орган точных сведений о таможенной стоимости товаров, размер обеспечения определяется исходя из наибольшей стоимости товаров, которая может быть определена на основании имеющихся сведений).

В подтверждение внесения в кассу таможенного органа или поступления на счет Федерального казначейства денежного залога лицу, внесшему денежный залог, выдается таможенная расписка. Таможенная расписка передаче другому лицу не подлежит. В случае утраты таможенной расписки таможенный орган, ее выдавший, на основании заявления лица, внесшего денежный залог (его правопреемника) выдает дубликат таможенной расписки.

Основанием для возвращения плательщику внесенных денежных средств либо их зачета является исполнение обеспеченного денежным залогом обязательства. В случае неисполнения обеспеченного обязательства подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов перечисляются в федеральный бюджет из сумм, внесенных в качестве денежного залога.

Поручительство. Договор поручительства определяется в ГК РФ (ст. 361) как обязательство поручителя отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства полностью или частично. В силу поручительства поручитель обязывается перед таможенными органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством договором между таможенным органом и поручителем. В таможенных правоотношениях поручителями могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога налогоплательщик и поручитель несут ответственность.

Соответственно таможенные органы могут направить требование об уплате налога непосредственно поручителю без выставления такого требования налогоплательщику. В принудительном порядке налоги взыскиваются с поручителя через суд.

Погасив налоговую задолженность, поручитель вправе требовать от налогоплательщика возврата уплаченных сумм, процентов и понесенных убытков.

В рамках общей тенденции таможенной политики по оказанию содействия участникам внешнеэкономической деятельности Таможенным кодексом предусмотрена возможность изменения срока уплаты таможенных платежей в форме отсрочки или рассрочки.

Если НК РФ предусматривает четыре формы изменения срока уплаты налога и сбора (отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит), в ТК допускается изменение срока уплаты таможенных платежей в двух формах - отсрочки и рассрочки.

Отсрочка и рассрочка - это наиболее простые (по сравнению с инвестиционным налоговым кредитом и налоговым кредитом) формы изменения срока уплаты налогов и сборов. По истечении срока, на который предоставлена отсрочка, сумма задолженности уплачивается налогоплательщиком единовременно и в полном объеме. В случае предоставления рассрочки сумма задолженности погашается поэтапно в течение периода, на который была предоставлена рассрочка. График погашения задолженности по рассрочке утверждается, как правило, при принятии решения об изменении срока уплаты налогов и сборов.

Отсрочка или рассрочка по уплате таможенных пошлин представляют собой изменение срока уплаты таможенных пошлин при наличии оснований, с единовременной или поэтапной уплатой плательщиком отсроченной (рассроченной) суммы соответственно. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин могут предоставляться в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются плательщику таможенных пошлин при наличии одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы

Законодатель называет две разновидности обстоятельств непреодолимой силы:

- стихийные бедствия (наводнения, землетрясения и т.п.);

- технологические катастрофы (аварии и т.п.).

Если факт стихийного бедствия, как правило, не нуждается в подтверждении, то в случае технологической катастрофы наличие обстоятельств непреодолимой силы не всегда является очевидным. Таможенный орган вправе потребовать от плательщика предоставления документов, подтверждающих наличие соответствующего обстоятельства непреодолимой силы;

2) задержка плательщику таможенных пошлин финансирования из федерального (республиканского) бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ. На эти обстоятельства для получения отсрочки или рассрочки таможенных платежей могут ссылаться плательщики, имеющие право на получение бюджетных средств (бюджетные учреждения, получатели субвенций и субсидий, лица, выполняющие государственный заказ по договору с органом государственной власти, и т.д.);

3) ввоз товаров, подвергающихся быстрой порче. Предоставление отсрочки или рассрочки таможенных платежей в данном случае может существенно сократить время на осуществление таможенных процедур, что имеет существенное значение для торговли скоропортящимися товарами;

4) осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство-член таможенного союза, если законодательством государства-члена таможенного союза не установлено, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин;

5) ввоз товаров, включенных в утвержденный Комиссией таможенного союза перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин;

6) ввоз организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность либо поставки для указанных организаций, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники субпозиций 8424 81, 8433 51, 8433 59 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, товаров для кормления животных, кроме кошек, собак и декоративных птиц;

7) ввоз товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин не предоставляется, если в распоряжении таможенного органа имеется информация о том, что лица, претендующие на предоставление отсрочки или рассрочки, имеют задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, либо в отношении указанных лиц возбуждена процедура банкротства или возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства, а также если плательщиком таможенному органу не представлены необходимые сведения и документы.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин принимается по письменному заявлению плательщика. Подача заявления должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, предусмотренных настоящим Соглашением.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин либо об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки принимается в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня подачи заявления об этом.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются на срок не более шести месяцев и только в отношении товаров, которые будут помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Срок предоставления рассрочки – не более шести месяцев, а в отношении товаров, указанных подверженных быстрой порче, - на срок не более двух месяцев.

За предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, а также в иных случаях, предусмотренных подразделом 2 раздела II настоящего Кодекса, взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Проценты уплачиваются до уплаты или одновременно с уплатой суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, но не позднее дня, следующего за днем истечения срока предоставленной отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций (ст. 40 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Ставки рефинансирования, устанавливаемые Советом директоров Банка России, оперативно доводятся до сведения кредитных организаций и иных заинтересованных лиц телеграммами Банка России.

Неисполнение плательщиком требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки является основанием для применения таможенными органами мер по принудительному взысканию таможенных платежей. Принудительное взыскание таможенных платежей является одной из разновидностей финансово-правового принуждения. Сущность государственного принуждения, в том числе финансово-правового, состоит в том, что при применении принудительных мер игнорируется воля лица, противоправное поведение которого они призваны пресечь.

Принудительные меры по взысканию таможенных платежей отличают следующие характерные черты:

- целью их применения является удовлетворение фискальных интересов государства в сфере таможенного дела путем зачисления в федеральный бюджет ранее неуплаченных или уплаченных не полностью таможенных платежей;

- они состоят в принуждении лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, к исполнению своей обязанности или в удовлетворении фискальных интересов государства в сфере таможенного дела за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены;

- они могут применяться либо в административном (на основании решения таможенного органа), либо в судебном порядке.

Принудительные меры, направленные на взыскание таможенных платежей, могут применяться в отношении лиц, ответственных за их уплату, либо в отношении собственников товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не были уплачены.

Принудительное взыскание таможенных платежей может быть осуществлено в четырех формах:

- путем обращения взыскания на денежные средства недоимщика, находящиеся на его банковском счете;

- путем обращения взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены;

- путем обращения взыскания на денежные средства недоимщика, находящиеся на счетах таможенных органов в качестве авансовых платежей или денежного залога;

- путем обращения взыскания на иное имущество недоимщика.

В отношении юридических лиц принудительное взыскание таможенных платежей производится либо в административном (на основании решения таможенного органа), либо в судебном порядке (на основании решения арбитражного суда); в отношении физических лиц принудительное взыскание таможенных платежей может быть произведено только в судебном порядке (на основании решения суда общей юрисдикции).

Принудительное взыскание таможенных платежей с юридических лиц на основании решения таможенного органа производится в следующих случаях:

- при обращении взыскания на денежные средства плательщиков, находящиеся на их банковских счетах, при условии, что не пропущен срок взыскания, составляющий 3 года;

- при обращении взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены;

- при обращении взыскания на денежные средства недоимщиков, находящиеся на счетах таможенных органов в качестве авансовых платежей или денежного залога;

- при обращении взыскания на иное имущество плательщиков.

В судебном порядке производится принудительное взыскание таможенных платежей с физических лиц, а также с юридических лиц в следующих случаях:

- если был пропущен срок обращения взыскания на денежные средства плательщика, находящиеся на его банковских счетах;

- при обращении взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не были уплачены, если иное не установлено ТК РФ.

Для применения мер принудительного взыскания таможенным органом выставляется требование об уплате таможенных платежей. По своей сути требование представляет собой извещение, уведомление плательщика об имеющейся у него задолженности по таможенным платежам с предложением уплатить соответствующую сумму таможенных платежей и пени в установленный срок.Требование об уплате таможенных платежей должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком, и об основаниях выставления требования. Неисполнение плательщиком требования об уплате таможенных платежей не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности.

Срок направления требования составляет 10 календарных дней со дня обнаружения таможенным органом факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Данный факт может быть установлен таможенным органом, в частности, при проверке таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении (ст. 359 ТК РФ), проверке достоверности сведений после выпуска товаров (ст. 361 ТК РФ), проведении таможенной ревизии (ст. 376 ТК РФ).

Срок исполнения требования, как уже было отмечено выше, должен быть не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней, исчисляемых со дня получения требования плательщиком.

При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банках в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей, указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения.

Решение о бесспорном взыскании является основанием для направления таможенным органом в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счетов плательщика и перечисление на счет Федерального казначейства или на счет, определенный международным договором государств-членов таможенного союза, необходимых денежных средств.

В коммерческой практике встречаются случаи излишней уплаты таможенных платежей. Излишне уплаченной суммой признается сумма фактически уплаченных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате. Указанная переплата, как правило, носит случайный характер и может произойти при исчислении плательщиком подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, например, в результате арифметической ошибки плательщика таможенных платежей, неправильного применения ставки таможенных пошлин, налогов.

Факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов может быть обнаружен как самим плательщиком таможенных платежей, так и таможенным органом. В случае обнаружения указанного факта таможенным органом (например, при проведении таможенной ревизии) он обязан уведомить плательщика о сумме излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей не позднее одного месяца со дня обнаружения.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей независимо от того, кем была обнаружена излишняя уплата или излишнее взыскание, производится на основании заявления плательщика. Указанное лицо вправе обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей только в течение трех лет со дня их уплаты или взыскания.

ТК предусмотрен месячный срок, в течение которого таможенный орган обязан рассмотреть заявление плательщика, принять решение о возврате и возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины, налоги. Указанный срок исчисляется со дня:

- подачи заявления о возврате (если таможенный орган обладает всеми документами, подтверждающими факт излишней уплаты или излишнего взыскания);

- представления всех необходимых документов (если в ходе рассмотрения заявления о возврате таможенным органом запрашивались дополнительные документы).

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов может осуществляться следующими способами:

1) путем перечисления денежных средств на счет, указанный в заявлении плательщика о возврате;

2) в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет указанных денежных средств осуществляется в порядке, установленном применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В этом случае по заявлению плательщика (его правопреемника) м







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.