Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Пренатальное развитие и рождение ребенка.





Вопросы к семинарским занятиям:

1. Охарактеризуйте стадии пренатального развития.

2. Назовите критические периоды пренатального развития ребенка.

3. Охарактеризуйте матрицы пренатального развития С.Грофа.

4. Проблемы клонирования человека.

Вопросы для самостоятельной работы:

 

1. Охарактеризуйте паттерны движения плода, которые описал

Дж. Де Ври с соавторами.

2. Как отражается эмоциональное состояние матери на развитии ребенка?

Литература:

1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. – М.: «Когито- Центр», 2000.

2. Бертин А. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях. – М., 1999.

3. Детский практический психолог / Под ред. О. А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2001.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

5. Психология и психоанализ беременности. Хрестоматия. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский., БАХРАМ – М, 2003.

6. Хрестоматия по перинатальной психологии / Составитель А.Н.Васина.- М.: УРАО, 2005.

 

Дополнительная литература:

1.Брусиловкий А.И. Жизнь до рождения. – М.: Знание, 1991.

2.Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.

3.Гроф С. Области человеческого бессознательного. – М., 1994.

Семинар 4.

Тема 4. Родительство в аспекте перинатальной психологии.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Охарактеризуйте уровни психологической готовности к материнству по С.Ю. Мещеряковой.

2. Перечислите стили переживания беременности.

3. Назовите мотивы сохранения беременности.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте системы пренатального воспитания в разных культурах.

2. Раскройте психологическое состояние матери в разные периоды беременности.

3. Охарактеризуйте особенности различных подходов к проблемам пренатальной психологии.

Литература:

1.Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. – СПб.: СОЮЗ. 1998.

2.Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.

3.Психология и психоанализ беременности. Хрестоматия. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский., БАХРАМ – М, 2003.

4.Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

Дополнительная литература:

1. Добряков И.В., Лазарева И.П. Здоровые роды – счастливый малыш. –

СПб.: ИК «Комплект», 1998.

2.Пэрну Л. Я жду ребенка: Пер. с франц. – М.: Медицина, 1989.

Семинар 5.

Тема 5. Период новорожденности.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Перечислите показатели шкалы Апгар.

2. Назовите характеристики шкалы Бразлетона.

3. Охарактеризуйте сенсорные способности новорожденных.

Вопросы для самостоятельной работы:

 

1. Материнские функции в неонатальном периоде.

2. В чем психологические особенности женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей.

Методический материал

Метод оценивания по шкале Апгар

 

 

Оцениваемые характеристики младенца Показатели шкалы в баллах
    2
Частота сердечных сокращений Отсутствие <100/ мин >100/мин
Дыхательная деятельность Отсутствие дыхания Слабый плач и поверхностное дыхание Хороший сильный плач и регулярное дыхание
Мышечный тонус Слабый Гибкость конечностей частичная Достаточная гибкость
Реакция на стимуляцию ног Отсутствует Движение Плач
Цвет Синюшный, бледный Тело розовое, конеч­ности синюшные Полностью розовый

Литература:

1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. – М.: «Когито- Центр», 2000.

2. Детский практический психолог / Под ред. О. А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2001.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

Дополнительная литература:

1. Развитие ребенка / Х.Би. (Пер. с англ.) – СПб.: Питер, 2004. (с.)

2. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М.: Просвещение,1991.

3. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер. с фр. Репр. изд., М., 1988.

Семинар 6.

Тема 6. Период младенчества.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Раскройте связь врожденного темперамента и нарушений поведения у младенцев.

2. Охарактеризуйте формирование бондинга между матерью и младенцем.

3. В чем состоит роль эмоциональных связей между матерью и ребенком.

4. Перечислить типы привязанности, выделенные М.Эйнсворт.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте материнские функции в период младенчества.

2. Роль экспериментов Г. Харлоу в развитии теории привязанности.

 

Литература:

1. Боулби Джон. Привязанность: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В.Бурменской. – М.: Гардарики, 2003.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

3. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Общ. Ред. А.М.Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. (с. 74-97)

4. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

 

Дополнительная литература:

1. Бауэр Т. Дж. Р. Психическое развитие младенца. М., 1979.

2.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В.Старовойтова – М.: Академический Проект, 2004.

Семинар 7.

Тема 7. Психическая депривация у детей.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Определение депривации.

2. Назовите основные виды депривации.

3. Перечислите проявления синдрома госпитализма.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Назовите основных представителей, занимавшихся проблемами госпитализма.

2. Раскройте особенности развития детей в учреждениях закрытого типа.

Методический материал

 

Основные виды депривации
Сенсорная депривация
Когнитивная депривация
Эмоциональная депривация
Социальная депривация

 

Литература:

1.Лангеймер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага, 1984.

2.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика,1990.

3. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2001.

4. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1990.

Дополнительная литература:

1. Преодоление трудностей социализации детей-сирот.- Ярославль, 1997.

Семинар 8.

Тема 8. Роль семьи в развитии ребенка

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Охарактеризуйте модели родительского поведения по Д. Бомринд.

2. Как отражается развод родителей на развитии ребенка.

3. Каково влияние асоциального поведения родителей на развитие ребенка.

Вопросы для самостоятельной работы:

1.Рассмотреть влияние различных моделей родительского поведения на развитие личности ребенка.

2. Рассмотреть проблемы родителей, решаемые за счет ребенка, которые выделили Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В.

Методический материал

Три различных типа родительского контроля по Д. Бомринд.
Авторитетный – высокий контроль + теплота
Ав­торитарный – высокий контроль + холодность
Либеральный – отсутствие контроля + теплота

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Самара, 2001

2. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. – М., 1999.

3. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской. – М.: Прогресс,1987.

4. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. - М., 1992.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2001.

Дополнительная литература:

1. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М., 1998.

2. Дольто Ф. На стороне ребенка. (Пер. с фр.) – СПб.: Петербург – ХХI век, 1997.

Семинар 9.

Тема 9. Психологическое сопровождение родительства

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Дайте определение понятию родительство.

2. Перечислите основные концепции воспитания родителей.

3. Какие психологические методы можно использовать в работе с родителями.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Рассмотрите основные концепции воспитания родителей.

2. Охарактеризуйте модели психологического сопровождения родительства.

Методический материал

 

Основные концепции воспитания родителей  
Адлеровская модель (А. Адлер).
Учебно-теоретическая модель (Б. Ф. Скиннер).
Модель чувственной коммуникации (Томас Гордон)
Модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джон-гард).
Модель групповой терапии (X. Джинот).
Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (И. В. Гребенников).

 

Литература:

1. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006.

2. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М.: Педагогика, 1996.

3. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепция, направления и перспективы. (Пер. с фр.) – М.: Прогресс, 1993.

Дополнительная литература:

1. Психологическое сопровождение семьи: Материалы П Регионального съезда психологов / Науч. Ред. Р.В. Овчарова. – Курган,2002.

Семинар 10.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.