|
Тема 3. Пренатальное развитие и рождение ребенка.Вопросы к семинарским занятиям: 1. Охарактеризуйте стадии пренатального развития. 2. Назовите критические периоды пренатального развития ребенка. 3. Охарактеризуйте матрицы пренатального развития С.Грофа. 4. Проблемы клонирования человека. Вопросы для самостоятельной работы:
1. Охарактеризуйте паттерны движения плода, которые описал Дж. Де Ври с соавторами. 2. Как отражается эмоциональное состояние матери на развитии ребенка? Литература: 1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. – М.: «Когито- Центр», 2000. 2. Бертин А. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях. – М., 1999. 3. Детский практический психолог / Под ред. О. А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2001. 4. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. 5. Психология и психоанализ беременности. Хрестоматия. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский., БАХРАМ – М, 2003. 6. Хрестоматия по перинатальной психологии / Составитель А.Н.Васина.- М.: УРАО, 2005.
Дополнительная литература: 1.Брусиловкий А.И. Жизнь до рождения. – М.: Знание, 1991. 2.Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993. 3.Гроф С. Области человеческого бессознательного. – М., 1994. Семинар 4. Тема 4. Родительство в аспекте перинатальной психологии. Вопросы к семинарским занятиям: 1. Охарактеризуйте уровни психологической готовности к материнству по С.Ю. Мещеряковой. 2. Перечислите стили переживания беременности. 3. Назовите мотивы сохранения беременности.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Охарактеризуйте системы пренатального воспитания в разных культурах. 2. Раскройте психологическое состояние матери в разные периоды беременности. 3. Охарактеризуйте особенности различных подходов к проблемам пренатальной психологии. Литература: 1.Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. – СПб.: СОЮЗ. 1998. 2.Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. 3.Психология и психоанализ беременности. Хрестоматия. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский., БАХРАМ – М, 2003. 4.Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. Дополнительная литература: 1. Добряков И.В., Лазарева И.П. Здоровые роды – счастливый малыш. – СПб.: ИК «Комплект», 1998. 2.Пэрну Л. Я жду ребенка: Пер. с франц. – М.: Медицина, 1989. Семинар 5. Тема 5. Период новорожденности. Вопросы к семинарским занятиям: 1. Перечислите показатели шкалы Апгар. 2. Назовите характеристики шкалы Бразлетона. 3. Охарактеризуйте сенсорные способности новорожденных. Вопросы для самостоятельной работы:
1. Материнские функции в неонатальном периоде. 2. В чем психологические особенности женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей. Методический материал Метод оценивания по шкале Апгар
Литература: 1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. – М.: «Когито- Центр», 2000. 2. Детский практический психолог / Под ред. О. А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2001. 3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. Дополнительная литература: 1. Развитие ребенка / Х.Би. (Пер. с англ.) – СПб.: Питер, 2004. (с.) 2. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М.: Просвещение,1991. 3. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер. с фр. Репр. изд., М., 1988. Семинар 6. Тема 6. Период младенчества. Вопросы к семинарским занятиям: 1. Раскройте связь врожденного темперамента и нарушений поведения у младенцев. 2. Охарактеризуйте формирование бондинга между матерью и младенцем. 3. В чем состоит роль эмоциональных связей между матерью и ребенком. 4. Перечислить типы привязанности, выделенные М.Эйнсворт. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Охарактеризуйте материнские функции в период младенчества. 2. Роль экспериментов Г. Харлоу в развитии теории привязанности.
Литература: 1. Боулби Джон. Привязанность: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В.Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. 2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. 3. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Общ. Ред. А.М.Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. (с. 74-97) 4. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
Дополнительная литература: 1. Бауэр Т. Дж. Р. Психическое развитие младенца. М., 1979. 2.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В.Старовойтова – М.: Академический Проект, 2004. Семинар 7. Тема 7. Психическая депривация у детей. Вопросы к семинарским занятиям: 1. Определение депривации. 2. Назовите основные виды депривации. 3. Перечислите проявления синдрома госпитализма.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Назовите основных представителей, занимавшихся проблемами госпитализма. 2. Раскройте особенности развития детей в учреждениях закрытого типа. Методический материал
Литература: 1.Лангеймер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага, 1984. 2.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика,1990. 3. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2001. 4. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1990. Дополнительная литература: 1. Преодоление трудностей социализации детей-сирот.- Ярославль, 1997. Семинар 8. Тема 8. Роль семьи в развитии ребенка Вопросы к семинарским занятиям: 1. Охарактеризуйте модели родительского поведения по Д. Бомринд. 2. Как отражается развод родителей на развитии ребенка. 3. Каково влияние асоциального поведения родителей на развитие ребенка. Вопросы для самостоятельной работы: 1.Рассмотреть влияние различных моделей родительского поведения на развитие личности ребенка. 2. Рассмотреть проблемы родителей, решаемые за счет ребенка, которые выделили Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. Методический материал
Литература: 1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Самара, 2001 2. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. – М., 1999. 3. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской. – М.: Прогресс,1987. 4. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. - М., 1992. 5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2001. Дополнительная литература: 1. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М., 1998. 2. Дольто Ф. На стороне ребенка. (Пер. с фр.) – СПб.: Петербург – ХХI век, 1997. Семинар 9. Тема 9. Психологическое сопровождение родительства Вопросы к семинарским занятиям: 1. Дайте определение понятию родительство. 2. Перечислите основные концепции воспитания родителей. 3. Какие психологические методы можно использовать в работе с родителями. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Рассмотрите основные концепции воспитания родителей. 2. Охарактеризуйте модели психологического сопровождения родительства. Методический материал
Литература: 1. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. 2. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М.: Педагогика, 1996. 3. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепция, направления и перспективы. (Пер. с фр.) – М.: Прогресс, 1993. Дополнительная литература: 1. Психологическое сопровождение семьи: Материалы П Регионального съезда психологов / Науч. Ред. Р.В. Овчарова. – Курган,2002. Семинар 10. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|