Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выбор и благосостояние: роль государства





1. Классификация экономических благ. Особенности спроса на общественные блага.

2. Роль государства в преодолении провалов рынка. Общественный сектор и предложение общественных благ.

3. Предложение общественных благ через политические институты. «Фиаско» правительства.

 

Задачи и вопросы для обсуждения и контроля

1. А.Маршалл высказывается следующим образом относительно расходов на образование: «Подлинные экономисты единодушно считают, что такие расходы дают настоящую экономию, и, что отказ от них является, с точки зрения интересов страны, и ошибочным, и безнравственным решением». (Маршалл А. Принципы экономической науки). Поясните на чем основано такое утверждение?

2. Оцените правильность высказывания:

а) принятие решения путем единогласного голосования не гарантирует отбор только таких вариантов, которые являются улучшениями распределения по Парето;

б) монопольные прибыли, “диссипированные” в борьбе за получение монопольного преимущества, представляют собой такие же потери общественного благосостояния, как и потери мертвого груза от монополии;

в) благо является общественным тогда и только тогда, когда предельные издержки его производства близки к нулю;

г) торговля голосами является важным способом защиты прав меньшинства при демократическом устройстве общества и правиле большинства.

3. Средние затраты на чистое общественное благо увеличиваются при росте его производства. Если его выпуск финансируется за счет добровольных износов, а проблема безбилетника может быть в данном случае успешно разрешена, то будет ли такое благо производиться, и как отразится итоговый результат на бюджетах потребителей данного блага?

4. Сформулируйте принцип определения эффективных по Парето состояний, который можно было бы применить к анализу политических событий (в том числе, например, голосования в парламенте или на собрании общественной организации).

5. Имеются два проекта, предложенных государству. Первый — строительство автомагистрали — выгоден обществу и дает хорошую экономическую отдачу на вложенные средства. Второй — финансирование перестройки системы среднего образования — менее выгоден с точки зрения приведенной стоимости (и принесет отдачу только в отдаленном будущем), но будет способствовать снижению неравенства и росту доходов бедной части населения. Чем следует руководствоваться при выборе проектов? Как Вы думаете, чем в реальности руководствуются при отборе такого рода проектов? Противоречат ли это общественной выгоде?

6. Группа отечественных производителей автомобилей добилась государственного решения о запрете импорта иностранных автомашин, которое привело к монополизации этой отрасли. Если предположить, что средние издержки в этой отрасли постоянны, то каким будет объем ренты? А какими будут потери эффективности? Покажите это на графике.

7. В таблице даны индивидуальные объемы спроса трех субъектов А, Б и В на определенный продукт:

 

Цена                
Величина проса А                
Величина проса Б                
Величина проса В                

 

а) определите объемы рыночного спроса на данный продукт, если это чистое частное благо;

б) определите объемы общественного спроса на данный продукт, если он является чистым общественным благом;

в) найдите оптимальный объем выпуска такого чистого общественного блага, если его предложение дано в таблице:

 

Цена                
Объем предложения                

 

г) если бы данный продукт производился в частном секторе, каков был бы объем его выпуска?

8. Объясните парадокс голосования, используя следующую таблицу:

Общественные блага Предпочтения голосующих
Андрей Борис Виктор
Школа      
Парк      
Кафе      

9. В ситуации, охарактеризованной в задаче 3, после встреч депутатов с избирателями стали известны количественные значения функций полезности депутатов:

Общественные блага Предпочтения голосующих
Андрей Борис Виктор
Школа   -250 -60
Парк -100   -80
Кафе -210 -150  

а) какие решения будут приняты в результате голосования депутатов?

б) как повлияют на эти решения возможности покупки голосов и взаимной поддержки? Определите в каждом случае значения простой аддитивной функции общественного благосостояния, и прокомментируйте полученные результаты.

10. Что из перечисленного является чистым общественным благом?

а) общественные библиотеки;

б) общественные туалеты;

в) общественные стоянки для автомобилей;

г) программа общественного здравоохранения по изоляции людей с заразными заболеваниями.

11. Когда благо является неконкурентным, но исключения из его потребления возможно, то:

а) оптимально с общественной точки зрения исключать некоторых потребителей;

б) оптимально с общественной точки зрения исключать тех потребителей, которые получают выгоды от потребления данного блага последними;

в) неоптимально с общественной точки зрения исключать кого бы то ни было, так как они обязаны платить за потребление данного блага;

г) неоптимально с общественной точки зрения исключать кого бы то ни было, так как их потребление данного блага никому не мешает получать точно такие же выгоды.

12. Конкурентные рынки не могут обеспечить предоставление оптимального количества общественных благ, так как:

а) общественные блага требуют больше затрат, чем частные фирмы могут осуществлять;

б) не всем нужно одинаковое количество общественного блага;

в) существует проблема “безбилетника”;

г) обеспечение общественными благами — это задача правительства.

13. Экономисты определяют тип благ, называемых общественными, которые характеризуются тем, что:

а) издержки предоставления этих благ потребителям малы по сравнению с частными выгодами от их потребления; издержки по защите от “безбилетников” сравнительно низки;

б) издержки предоставления этих благ потребителям существенно выше, чем частные выгоды от их потребления; издержки по защите от «безбилетников» сравнительно велики;

в) издержки предоставления этих благ потребителям велики по сравнению с частными выгодами от их потребления; издержки по защите от “безбилетников” сравнительно низки;

г) издержки предоставления этих благ потребителям малы по сравнению с частными выгодами от их потребления; издержки по защите от “безбилетников” очень большие;

д) решения о производстве этих благ принимаются исключительно государственными (общественными) институтами.

14. “Безбилетник”- это тот, кто:

а) потребляет больше общественного блага, чем другие;

б) старается убедить остальных не потреблять данное общественное благо;

в) не платит налогов, используя лазейки в законах;

г) преуменьшает ценность потребляемого общественного блага, для того чтобы получать его с меньшими издержками при соответствующем налогообложении.

15. Проблема “безбилетника” будет тем менее значительной, чем:

а) больше будет число получающих выгоды;

б) легче будет исключить неплательщиков из числа получающих выгоды;

в) труднее будет определять получающих выгоды;

г) больше будет число получаемых выгод.

16. В небольшом городе 198 семей; для каждой из первых 100 из них ценность общественного блага (очистки улиц от снега) представлена такой формулой индивидуального спроса на G: P1d = 1—0,1G,

где Р — цена, G - количество дворников в городе;

спрос для каждой из остальных 98 на G: P2d = 2—0,2G.

Предельные издержки найма дворника постоянны и составляют $148. Каково оптимальное количество дворников?

а) 10; б) 2,5; в) 5; г) 2,45; д) 0, поскольку никто из потребителей не станет платить $148 за первого дворника.

17. Депутат Х согласился поддержать проект депутата У о выделении субсидии на строительство мебельной фабрики в округе депутата У. В обмен депутат У согласился проголосовать за выделение дотаций сельскому хозяйству (которое имеет большое значение в округе депутата Х). Это является примером: а) взаимной поддержки; б) принципа “среднего избирателя”; в) парадокса голосования; г) поиска ренты.

18. Городские власти приняли решение, что каждая закусочная в городе должна получить лицензию на право заниматься своей деятельностью. Это является примером:

а) поиска ренты части владельцев закусочных; б) попытки властей защитить потребителей от вероятных отравлений некачественными продуктами; в) перераспределения доходов от той части владельцев закусочных, которые не смогут получить такую лицензию; г) всего вышеперечисленного.

19. Какие из нижеследующих факторов могут увеличить получаемые привилегии при поиске ренты?

а) увеличение размеров денежных взысканий и сроков заключения за взяточничество;

б) возрастание раскрытия случаев взяточничества при повышении эффективности наказаний за сокрытие незаконных доходов;

в) снижение возможностей фирм давать взятки;

г) безразличие избирателей к поведению государственных служащих.

 

 

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Экономическая теория». Часть I. Микроэкономика

1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

2. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

3. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

4. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

5. С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?

6. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

7. В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

8. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.

9. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

 

Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:

 

Античные теории > Меркантилизм > Классическая политэкономия >
|   |   |  
Традиционная экономика с элементами товарности   Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал      
|   |   |  
Первые теории товара и денег   Богатство = деньгам = золоту      

 

Марксизм > Маржинализм > Кейнсианство >
|   |   |  
             
|   |   |  
             

 

 

Неоклассика (монетаризм) > Институционализм >   >
|   |   |  
          Глобализация, экология, терроризм, Интернет  
|   |   |  
             

Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий?

 

 

В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

Эмпирический метод > Статистический метод > Метод научных абстракций >
|   |   |  
    Наблюдение за количественной стороной экономических процессов      
Причинно-следственный метод > Функциональный метод > Эконометрические методы  
|   |   |  
           

Тесты

Тест Обоснование
1. Экономическая теория: это наука a) О том, как улучшить личное экономическое положение b) О регулировании государством национальной экономики c) О средствах удовлетворения человеческих потребностей d) О том, как общество решает вопросы "что, как и для кого" производить e) О законах функционирования рыночной экономики  
2. Какая пара понятий отражает фундаментальную проблему экономической теории? a) Спрос и предложение b) Эффективность и справедливость c) Предпринимательство и прибыль d) Ограниченность и выбор e) Производство и потребление  
3. Редкость (ограниченность) ресурсов – это проблема, которая: a) Существует только в бедных странах b) Связана с определенными типами цивилизаций c) Типична для социализма (экономика дефицита) d) Никогда не возникает в богатых странах e) Существует при всех экономических системах независимо от степени богатства  
4. Экономическая модель призвана решать все перечисленные ниже проблемы, кроме: a) Объяснять законы функционирования реальной экономики b) Давать обобщенное представление о том или ином фрагменте экономической деятельности c) Содержать сведения о свойствах изображаемой модели d) Отражать все детали экономического развития общества e) Подтверждать или опровергать выдвигаемые гипотезы  
5. Если экономика изучается как целостная система, то это анализ: a) Макроэкономический b) Нормативный c) Описательный d) Микроэкономический e) Позитивный  
6. Микроэкономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает: a) Как обществу достигнуть полной занятости b) Экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов c) Проблемы ускорения экономического роста d) Вопросы экономической безопасности e) Организацию деятельности отдельных фирм  
7. К характеристикам экономических благ относится все, кроме: a) Способность удовлетворять потребности b) Ценность c) Редкость d) Могут быть в неограниченном количестве e) Могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми  
8. Полное использование всех ресурсов общества показывает: a) Сдвиг кривой производственных возможностей вправо b) Точка вне кривой производственных возможностей c) Точка внутри кривой производственных возможностей d) Точка на кривой производственных возможностей e) Сдвиг кривой производственных возможностей влево  
9. Кривая производственных возможностей показывает: a) Все возможные комбинации выпуска продуктов b) Все возможные комбинации выпуска продуктов при условии полной загрузки имеющихся факторов производства c) Оптимальную комбинацию выпуска продуктов d) Фиксированный объем выпуска продукции с помощью разных комбинаций факторов производства e) Степень социального неравенства в обществе  

 

Эссе

А. Что важнее: пушки или масло?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Экономическая теория утверждает, что все точки на кривой производственных возможностей являются Паретто-оптимальными. То есть каждая из комбинаций пушки/масло считается наилучшей. Почему экономисты так странно определяют понятие оптимума?

· Роль ограниченности ресурсов в экономике и необходимость выбора.

· Существует ли объективно оптимальная пропорция производства благ? В частности, согласились ли бы вы с тезисом «Масло важнее пушек» в канун Второй мировой войны? Или с обратным постулатом «Пушки важнее масла» для СССР конца 70-ых годов (эпоха ввода войск в Афганистан)?

· Какая пропорция пушек и масла нужна современной России?

· Если пропорции производства должны быть разными в разных ситуациях, то как определить, оптимальны ли они в конкретном случае?

· Продумайте эту же проблему для пары «потребительские товары – инвестиционные товары». Можно ли предложить для этого случая критерий выбора самого лучшего их сочетания.

Б. Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Обдумайте, влияет ли ответ на вопрос «Что производить?» на решение вопроса «Для кого производить?». Есть ли обратное влияние решения вопроса «Для кого производить?» на проблему «Что производить?». Связаны ли вопросы «Что производить?» и «Как производить?». Рассмотрите и другие парные взаимосвязи всех трех фундаментальных вопросов экономики.

· Существует ли среди трех фундаментальных вопросов экономики главный? Многие социалистические концепции, например, в явной или неявной форме исходят из того, что главным является вопрос «Для кого производить?». Сформулируйте свое отношение к такому подходу.

· Не являются ли три фундаментальных вопроса внешними проявлениями какой-то более общей проблемы? Попробуйте ее сформулировать.

В. Объективно ли экономическое знание?

· Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход).

· С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику).

· Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными?

· Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества?

· Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности?

· Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины?

 

 

2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое “экономическая система”?

2. Какова взаимосвязь понятий “экономическая система” и “цивилизация”?

3. Какие типы цивилизаций вы знаете? Что служит решающим признаком для выделения того или иного типа цивилизации?

4. Назовите главные черты традиционной цивилизации.

5. Какие основные черты присущи социалистической цивилизации? В чем ее сильные и слабые черты? Дайте прогноз дальнейших перспектив социалистической цивилизации.

6. Есть ли что-то общее между традиционной и социалистической цивилизациями?

7. Назовите определяющие черты рыночной цивилизации. Все ли они одинаково важны по вашему мнению? Какова роль отношений собственности в рыночной системе?

8. Сравните рыночную и социалистическую цивилизации.

9. В чем состоит суть формационного подхода к анализу общественно-экономических систем?

10. В чем заключаются специфические черты чистого капитализма, смешанной и переходной экономик? Каковы плюс и минусы развития России по каждой из этих моделей общества?

11. В чем состоят достоинства и недостатки рыночной системы? Как усилить первые и ослабить вторые?

12. Какие факторы производства вы знаете?

13. Перечислите основные субъекты экономики и опишите их роль.

 

Б. Опишите взаимосвязи основных черт рыночной экономики.

На приводимой ниже схеме в виде прямоугольников схематически изображены основные черты рыночной экономики. Соедините стрелками те черты, которые, на ваш взгляд, являются взаимосвязанными. Подпишите на стрелках характер влияния одной черты на другую. Например, черта А «порождает» (стрелка с соответствующей надписью) черту Б, которая в свою очередь «противодействует» (надпись на стрелке) черте В и т.д.

Личный (корыстный) интерес   Частная собственность    
         
  Свобода предпринимательства   Суверенитет потребителя  
         
    Принцип «невидимой руки»   Конкуренция
Роль государства        
      Рынок и цены как механизм саморегуляции  
                       

Тесты

Тест Обоснование
1. Исходным критерием разграничения типов экономических систем служит: a) Темпы экономического роста b) Используемые технологии и уровень благосостояния членов общества c) Способ ответа на три фундаментальные проблемы экономической жизни d) Эффективность использования редких ресурсов e) Степень социальной справедливости  
2. В конкурентной рыночной экономике при производстве и распределении продукта приоритет отдается интересам: a) Государства b) Продавцов c) Покупателей d) Производителей e) Общества  
3. Что из перечисленного не является фактором производства? a) Капитал b) Земля c) Деньги d) Предпринимательские способности e) Труд  
4. Способность рыночной экономики к cаморегулированию объясняется: a) Умением предпринимателей верно оценивать объем и динамику рынка b) Значительной степенью правительственного вмешательства c) Развитием политической демократии d) Конкурентным механизмом, действующим на основе цен, прибылей и убытков e) Координацией деятельности крупнейших фирм (в современных условиях)  
5. К числу преимуществ, которыми обладала плановая экономика, можно отнести: a) Быстрый технический прогресс и внедрение изобретений b) Широкий выбор потребительских товаров c) Определение цен на большинство товаров государственными органами и связанная с этим дешевизна d) Отсутствие безработицы и небольшая социальная дифференциация населения e) Эффективное использование ресурсов  
6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняют: a) Рынки факторов производства b) Рынки потребительских товаров c) Производители (фирмы) d) Взаимодействие всех сегментов данной модели e) Потребители  
7. К экономическим функциям государства в рыночной экономике не относятся: a) Антимонопольное регулирование b) Обеспечение общественными благами c) Определение цен на продукты и ресурсы d) Перераспределение доходов e) Достижение макроэкономической стабилизации  
8. Как бы вы определили экономическую систему в современной России? a) Рыночная экономика b) Смешанная экономика c) Переходная экономика нового типа d) Переходная экономика e) Рыночная экономика нового типа  
9. Экономика является смешанной, если: a) Существует полная свобода конкуренции ("laissez faire") b) Не завершился процесс перехода к рынку от традиционной или социалистической экономики c) Государство обладает монопольным правом на собственность и предпринимательскую деятельность d) Действия рыночных сил дополняются государственным регулированием e) Преобладает смешанная (частная с участием государства) форма собственности  

 

Эссе

А. Не является ли рыночная экономика эффективной только для богатых?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Как известно, рыночная экономика с помощью цен выравнивает объемы спроса и предложения, не допуская, таким образом, возникновения дефицитов или излишков. То есть производится то и только то, на что существует спрос. Это свидетельствует об эффективности рыночной экономической системы.

· Однако в этом рассуждении под спросом понимается только платежеспособный спрос. Последний же прямо связан с распределением доходов в обществе. То есть богатые, имеющие деньги для оплаты своих запросов, действительно могут быть уверены в том, что рынок эффективно удовлетворит их потребности. Потребности бедных, не имеющих денег, напротив, останутся неудовлетворенными. В итоге в рыночной экономике вполне возможна ситуация, когда производство товаров и услуг будет ориентировано на удовлетворение прихотей и даже нелепых причуд богатых, в то время как бедные будут умирать от голода, холода и отсутствия медикаментов. Такая экономика не заслуживает названия эффективной.

· При этом рыночная экономика не имеет естественных или, как говорят экономисты, «встроенных» механизмов выравнивания доходов разных социальных групп. Или, по-вашему, такие механизмы все-таки есть?

· С другой стороны, существует так называемый «исторический аргумент» в пользу капитализма, предложенный великим австро-американским экономистом Йозефом Шумпетером. Он сравнил положение современного рабочего с положением крестьянина эпохи французского «солнце-короля» Людовика XIV. Ясно, что положение бедных радикально улучшилось за истекшие столетия господства рыночной экономики. Если же сравнить жизнь современного магната и аристократа старых времен, то сдвиги окажутся куда меньше. Они коснутся скорее формы удовлетворения потребностей, чем их сути (у маркиза времен «солнце-короля» не было электробритвы, но вряд ли он от этого страдал, так как его брил личный брадобрей). Вывод Шумпетера: история показывает, что от существования рыночной экономики бедные выигрывают не меньше богатых.

· Известен и контраргумент взглядам Й. Шумпетера. Современные бедные действительно живут лучше бедных прежних времен, но произошло это не из-за закономерностей функционирования рыночной экономики, а вопреки им. В частности, положение низов улучшилось из-за классовой борьбы и перераспределительной роли государства.

Б. Россия (не?) является особым типом цивилизации и особой экономической системой.

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Хорошо известно, что историческая судьба нашей страны отличается исключительным своеобразием. В разные эпохи (при Иване III, Петре I, Николае I, в конце XIX в., в настоящее время) активно обсуждалась проблема «особого русского пути». При этом четко сложились два основных подхода к проблеме: славянофильский и западнический.

· Лейтмотив славянофильского подхода состоит в подчеркивании особости, «инаковости» российского общества и экономики. Согласно этой точке зрения, копирование институтов западного общества не совместимо с природой России, а реформы, переносящие их на российскую почву, только вредят стране.

· Наиболее радикальные сторонники этого подхода считают, что в России действуют особые экономические законы, а хозяйство страны не должно быть ни социалистическим, ни капиталистическим (рыночным), а представлять некий третий национально-русский тип.

· Сторонники западнического подхода полагают, что существуют лишь общемировые цивилизационные типы. Конкретнее, наиболее эффективным типом организации хозяйственной жизни является в настоящее время рыночная экономика. России надлежит заимствовать институты развитых стран (чаще всего упоминаются так называемые «либеральные ценности»). Только переход к ним введет нашу страну в число процветающих экономик.

· Наиболее радикальные сторонники западничества настаивают на ускоренном и насильственном (или полунасильственном) внедрении западного опыта. В ходе этого процесса особенности российской экономики (трактуемые радикальными западниками как признаки отсталости) исчезнут.

· Какая из позиций представляется более обоснованной? Какие аргументы можно привести в их пользу? О чем говорит исторический опыт российских реформ в разные эпохи?

· Возможен ли компромисс между обеими позициями (некий средний вариант)?

 

3 СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.

2. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?

3. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.

4. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России?

5. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Опишите неравновесные ситуации в переходной экономике.

6. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам. Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 году. Почему спрос на разные товары изменился не одинаково?

7. Эластичность рыночного предложения по цене.

8. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий.

9. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.

10. Сопоставьте объяснение процессов рыночного ценообразования теориями предельной полезности и трудовой стоимости. Какое из них представляется вам более обоснованным?

 

Б. Как влияют на спрос и предложение различные сдвиги в экономической ситуации? Пометьте крестиками в приводимой ниже таблице клетки, соответствующие наличию влияния. Клетки, где влияние отсутствует, оставьте пустыми. В первой строке таблицы в качестве примера нужные клетки уже помечены.

 

  Сдвиг кривой спроса Движение вдоль кривой спроса Сдвиг кривой предложения Движение вдоль кривой предложения
a) Изменение цен   Х   Х
b) Изменение цен товаров-заменителей        
c) Внедрение новой технологии производства        
d) Изменение моды        
e) Изменение доходов потребителей        
f) Изменение цен на сырье        
g) Изменение цен дополняющих товаров        
h) Появление сильных инфляционных ожиданий        

 

Тесты

Тест Обоснование
1. Какую из перечисленных ниже зависимостей отражает закон спроса? a) Прямую зависимость объема спроса от его цены b) Обратную зависимость объема спроса от его цены c) Прямую зависимость между объемом предложения и объемом спроса d) Прямую зависимость между объемом спроса и доходами потребителей e) Прямую зависимость цены от качества товара  
2. Взаимозаменяемые товары: a) Одновременно производятся b) Имеют одинаковую цену c) Дополняют друг друга при сбыте d) Конкурируют друг с другом на рынке e) Стимулируют сбыт друг друга  
3. Все перечисленное ниже может быть причиной сдвига кривой спроса на товар, кроме: a) Изменения вкусов потребителей b) Увеличение доходов покупателей c) Уменьшение цены товара d) Увеличение цены взаимодополняемого товара e) Уменьшение цены взаимодополняемого товара  
4. Если рост цен на 1% вызывает увеличение предложения на 1,2%, то оно является: a) Эластичным b) Неэластичным c) С единичной эластичностью d) Абсолютно эластичным e) Абсолютно неэластичным  
5. Наличие на рынке избыточного предложения товара может являться следствием того, что: a) Цена на товар равна равновесной цене b) Цена на товар ниже равновесной цены c) Сократился объем предложения данного товара d) Цена на товар выше равновесной цены e) Увеличился объем спроса на данный товар  
6. Предположим, что эластичность спроса по цене для конкретного товара равна 1,5. Если произошло увеличение объема спроса на 30%, то процентное уменьшение цены в этом случае было: a) 10 b) 15 c) 20 d) 30 e) 50  
7. На эластичность предложения оказывают влияние: a) Уровень доходов потребителей b) Наличие на рынке товаров заменителей c) Фактор времени d) Доля расходов в бюджете на данный товар e) Не влияет ни один из указанных факторов  
8. Государство увеличивает налог с продаж на некий товар. При этом: a) Чем более эластичен спрос, тем большую долю налога платит покупатель b) Чем более эластично предложение, тем большую часть налога платит продавец c) Чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит покупатель d) Чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платит покупатель e) Чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит продавец  

Эссе

А. Страшный неурожай зерновых в рыночной экономике.

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Как можно более полно опишите последствия гипотетического неурожая, особое внимание уделяя тому, какие последствия будут, а какие не будет проявляться в рыночной экономике.

· Будет ли ощущаться дефицит зерна в стране?

· Как изменятся цены на зерно и продукты его переработки?

· Как изменятся спрос и предложение на другие товары (например, на картофель, х







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.