|
Правило второе: постепенностьПо крупицам знание собирая, сегодня так же, как вчера, Все лучшее я отбираю, ну а крупицы мудреца Из человека сделать могут, коль не скривит его душа, Когда посмотрит он на каплю, которая день ото дня Своих подружек собирает. И вот ручей, вот капля потекла! Аль-Хатиб сказал: «Пусть искатель знания не возлагает на себя непосильное, а лишь ограничится тем малым, что сможет правильно усвоить, хорошо выучить и овладеть в полной мере». Передают слова аз-Зухри: «Кто будет стремиться обрести все знание целиком, оно целиком ускользнет от него, и знания добивается лишь (тот, кто берется учить) по одному или два хадиса».[312] Знай, искатель знания, что высот и выдающихся результатов в какой бы то ни было области знания можно добиться, «только приобретя соответствующие навыки: умение понять его принципы и основы, ознакомиться с его вопросами, вывести второстепенное из главного. И пока человек не приобретет таких способностей, он не сможет добиться выдающихся результатов в изучаемой им области».[313] И для того, чтобы приобрести такие навыки, ты должен изучить это знание трижды. Первый раз: изучение основных и важнейших вопросов каждого раздела постигаемой тобой области знания. Второй раз: всецелое знакомство с предметами исследования собственно изучаемого знания, опираясь на книги среднего уровня сложности, тогда как на первом этапе ты уже подготовил себя к осмыслению постигаемого тобой знания и изучению его вопросов, разъясненных и ясно изложенных на основе приводимых доводов и примеров. Третий раз: учащийся глубоко овладевает собственно изучаемым им знанием во всех деталях, не оставляя неясным или непонятным ни одного вопроса, как следует уясняя их и раскрывая все тайные двери. Таким образом, он завершает изучение этой области знания, приобретя вместе с этим соответствующие навыки.[314] Также при изучении любой области знания можно идти следующим путем: 1. заучивание его основных положений, изложенных в краткой форме, уточнив и хорошенько исправив перед этим (все ошибки).;[315] 2. чтение комментариев хорошо знающему шейху, если это представляется возможным; 3. полностью предайся изучению той книги, по которой занимаешься, чтобы овладеть ею в полной мере. Не переходи от одной книги к другой без надобности, поскольку это является признаком досады и неудачи. Берись за заучивание и чтение комментариев по мере своих сил, не слишком усердствуя, что может утомить, и не проявляя небрежности, что может навредить. 4. Не приступай к изучению деталей и чтению различных книг, пока хорошо не освоишь и как следует не овладеешь его изложенными в краткой форме положениями, иначе ты потеряешь время и рассредоточишься. Ибн Халдун сказал: «Ему не следует вникать еще во что бы то ни было, помимо той книги, изучению которой он предался, насколько это представляется возможным… и примешивать к вопросам, рассматриваемым в этой книге, другие. Тогда он сумеет изучить ее от начала до конца, добиться желаемого результата и приобрести навыки, которые он сможет применить и в другом».[316] 5. Автор «Тазкират ас-сами‘» сказал: «Когда он ознакомится с комментариями к изложенным в краткой форме основным положениям, которые он выучил и точно усвоил важнейшие сведения, содержащиеся в них, то пусть переходит к рассмотрению ясно изложенных вопросов. При этом он должен постоянно читать, стремиться к разъяснению ценных сведений, тонких вопросов и непонятных второстепенных проблем, которые встречаются ему или которые он слышит, а также разбираться в проблемных и разнящихся решениях по сомнительным вопросам, встречающимся во всех областях знания».[317]
Правило третье: последовательность И преемственность
Разные этапы освоения одной области знания должны следовать друг за другом поочередно, поскольку непоследовательность «и разрыв между ними – это один из путей, ведущих к забыванию и оторванности отдельных вопросов этой области знания друг от друга, что затрудняет приобретение человеком соответствующих навыков. А если человек, не забывая, сможет держать в голове и начало, и конец, то приобрести навыки ему будет легче, они будут более тесно связаны и больше будут соотноситься с ним по характеру, поскольку навыки приобретаются только благодаря последовательности и повторяемости мысли».[318]
4. Правило четвертое: необходимость изучения каждой области знания отдельно от другой [319] Рассредоточение мысли более чем в одном направлении ослабляет ее, подобно тому, как полководец дислоцирует свои войска по нескольким направлениям или торговец распределяет деньги между несколькими фирмами. Не приступай к изучению сразу двух областей знания одновременно, если сможешь, поскольку в этом случае ты не овладеешь в совершенстве ни одной из них, «ведь мысль окажется рассредоточенной и будет переходить от осмысления одного знания к постижению другого».[320] Автор «Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим» сказал: «Пусть он, (т.е. преподаватель), не предоставляет своему ученику возможности заниматься изучением сразу двух областей знания, если он не овладел ими, а пусть научит его сначала более важному, а затем менее важному».[321] Осмысленное заучивание Введение. Что необходимо заучивать. Высказывания ученых, побуждающих заучивать наизусть. Наше пренебрежительное отношение к заучиванию наизусть сегодня. Определенные средства, помогающие заучивать Священный Коран. Заучивание – не самоцель. Способность заучивать – не то же самое, что способность понимать. Яркий пример связи заучивания с пониманием.
Введение Таким заголовком, как «Осмысленное заучивание», мы хотели подчеркнуть необходимость именно заучивания, потому что необходимость осмысления вряд ли кто будет отрицать. Для прежних ученых заучивание, сопровождающее понимание, было само собой разумеющимся делом. Аль-Халил сказал: «Выбирайте в книгах небольшую часть, с тем, чтобы заучить, и читайте как можно больше, с тем чтобы понять». Что необходимо заучивать
Есть разделы знания, которые немыслимы без заучивания, особенно, (если речь идет о) младших учащихся. И искатель знания должен обратить свое внимание на это. Ибн аль-Джаузи сказал: «Есть люди, которые проводят время, заучивая не самое потребное. Несмотря на то, что всякое знание благо, лучше всего начинать с более важного и лучшего».[322] Наиболее важным из того, что следует заучивать, являются следующие пять разделов знания, приводимые в порядке своей значимости: 1. заучивание Священного Корана; 2. заучивание как можно большего числа хадисов и преданий о делах предшественников; 3. заучивание стихотворных произведений по различным областям знания, как, например, «Альфийа» Ибн Малика по грамматике, «Альфийа» аль-‘Ираки или ас-Суйути по терминологии хадисов и др;[323] 4. заучивание стихов, побуждающих к отрешенности, призывающих к воспитанию в себе лучших нравственных качеств и т.п; 5. заучивание мудрых изречений и высказываний, передаваемых со слов предшественников.
Высказывания ученых, побуждающих Заучивать наизусть
Говоря о подобных областях знания, ученые и поэты восхваляют (стремление человека) заучивать наизусть, побуждают к этому и наставляют: Кому даровано судьбой запоминать, Тот истины бесспорно постигает, А кто не смог сберечь такой бесценный дар, Тот с заблуждением своим не совладает. А также: О собирающий листки, В которых пишешь ты о том, Что люди передали в знании, Учи, иначе будешь (за окном), Как ветер, что бушует беспрестанно. Аль-Халил ибн Ахмад сказал: «Я записывал все, что слышал, и заучивал все, что записывал».
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|