|
Сосредоточенность и преданность душой
Как выдержать долгие часы чтения и занятий? Как сосредоточиться и вникнуть всей душой?
В справочнике по психологии «Фанн аль-кира’а ва-д-дарс» («Искусство чтения и учебы») говорится следующее: «Для продуктивной учебы необходимо сосредоточиться. Умение сосредоточиться в значительной степени зависит от окружения человека и особенно его физического состояния. Учись сосредотачиваться, иначе говоря, учись преодолевать все виды факторов, дезорганизующих (деятельность человека). Таковых три: дезорганизующие факторы, вызванные средой или окружением человека (шум, сверкающие огни и т.п.); дезорганизующие факторы, причина которых кроется в физическом состоянии человека (усталость и т.п.); дезорганизующие факторы, представляющиеся в виде посторонних мыслей, не имеющих отношения к изучаемому предмету. Единственной проблемой обучения является проблема влияния этих дезорганизующих факторов на успешность занятий. Лучшим способом преодоления некоторых из них является их устранение. Это – лучшее для искателя знания, желающего заняться продуктивной деятельностью, приступить к устранению всех дезорганизующих факторов. В отношении внешних факторов это означает, что следует выбрать место для учебы вдали от всякого шума, разговоров, движущихся предметов, людей, сверкающих огней, ярких цветов и др. В отношении факторов, связанных с физическим состоянием человека, это означает, что необходимо избегать переутомления, следить за своим здоровьем и твердостью намерений, стараться избавиться от расстройств желудочно-кишечного тракта, беречь глаза от перенапряжения и создавать благоприятные условия в том, что касается света, температуры и вентиляции. Данные общие положения подразумевают ряд частных моментов и правил. Упомянем некоторые из них. 1. Занимайся в тихой комнате, насколько это представляется возможным. Комната должна быть в относительной изолированности как от зрительных отвлекающих факторов, так и от шума. 2. Заставь себя почувствовать необходимость выполнения той задачи, которая стоит перед тобой в данный момент, и четко уясни ее связь с твоей последующей учебой, с твоими главнейшими целями и устремлениями. Ведь есть сотни стимулов, побуждающих к учебе. Так собери же их все перед собой. 3. Поставь перед собой задачу. Точно определи, что тебе необходимо сделать, и время, в течение которого ты должен это выполнить. Если твоя задача представляется тебе слишком большой, то раздели ее на подзадачи, затем изучи содержание первой из них, и приступай к ее выполнению. Сконцентрируй все свои мысли на той подзадаче, выполнением которой ты занимаешься в данный момент. 4. Приступай к делу! Да, приступай к делу, каким бы трудным оно тебе ни представлялось. Отвлекись от мнимых трудностей и всех остальных забот. Забудь обо всем, чтобы, в тебе проснулся интерес к самому изучаемому тобой предмету, и чтобы тебе снова не пришлось насильно заставлять себя браться за это дело. 5. Создай для себя благоприятную учебную атмосферу. Возьми бумагу и ручку… 6. Сосредоточься. Не витай в облаках. Нет сомнения в том, что плутание мыслей – это первый враг учебы. Бесспорно, один час сосредоточенной учебы лучше, чем десять часов несобранной и рассеянной. Приступив к делу, работай напряженно и упорно. Остерегайся рассеянности своих мыслей, и, если почувствуешь в себе подобное, то постарайся вновь сосредоточиться, насколько сможешь. Ведь работа в благоприятной атмосфере и пробуждение интереса к собственной учебе – это два верных средства на пути к сосредоточенной деятельности, к которой ты стремишься».[352] Часть четвертая У кого тебе следует учиться?
состоит из 3 глав
Глава первая. Приобретение знания у шейхов Глава вторая. Как выбирать учителя? Глава третья. Путешествие в поисках знания Приобретение знания у шейхов
Введение. Побуждение брать знание из уст знающих людей. Предостережение не ограничиваться лишь изучением книг. Введение Если Великий и Могущий Аллах даст тебе такое благо учиться у знающего и заслуживающего доверия шейха, то это явится залогом твоего успеха и удачи, поскольку он возьмет тебя за руку и приведет к знанию кратчайшим путем, угостит вкуснейшим нектаром из собранного им меда (знания). Он начнет твое обучение с самого нужного для тебя знания[353], последовательно закладывая и укрепляя в тебе его основы. Тебе ясно представится путь (к знанию), и тебе не придется в растерянности бросаться из стороны в сторону в его поисках.
Побуждение брать знание из уст Знающих людей
Ничто не даст тебе такого знания, как знающих Стремись же к знанию и без скуки учись у них, но никогда Не черпай знания из книг, (довольствуясь лишь Ведь их недуг, то бишь ошибки, тебя охватит Автор «Хильйат талиб аль-‘ильм» сказал: «В основе своей знание приобретается путем его преподавания и перенимания у учителей, тесного общения с шейхами[354] и его восприятия из уст знающих людей, а не из (написанных) страниц и книг. Что касается первого, то это означает, что знатное (т.е. знание) должно восприниматься от знатного человека, умеющего говорить, – Это учитель. Что же касается второго, т.е. восприятия из книг, то они книги безмолвны, и какое же они могут иметь отношение к знатности? Говорят: «Кто войдет в (мир) знания один, тот один оттуда и выйдет». Т.е. кто примется за учебу, не найдя себе шейха, тот закончит ее, не приобретя никакого знания. Ведь знание – это мастерство, а любое мастерство немыслимо без мастера, а значит, для того, чтобы ему научиться, необходим искусный учитель. С этим согласны почти все люди, обладающие знанием, лишь за некоторым исключением, например, ‘Али ибн Ридван аль-Мисри ат-Табиб (ум. 453 г.х.). Но ему возразили ученые как из числа его современников, так и более поздние из них. Аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, в его биографии сказал: «У него не было шейха, и он учился по книгам. Он написал книгу о научении делу по книгам, (сказав), что это лучше, чем (учиться) у учителей. И это ошибка (с его стороны)».[355] Приобретение знания у шейхов имеет свои особенности и преимущества, которых не найти, занимаясь по книгам. «Ведь они ученые, которые долгое время учились и обучали. Воспринимая знание у них, они поправят написанное, уточнят, объяснят все тонкости знания, передадут опыт. И ничего подобного ты не сможешь найти в книгах».[356]
Предостережение не ограничиваться Лишь изучением книг
«Одной из бед, постигающих знание, является удовлетворенность человека собой, его уверенность в своем знании и своей проницательности и нежелание обращаться к ученым, чтобы перенять у них знание и свет их мыслей. Ученые всегда предостерегали от этого и строго-настрого запрещали…».[357] Аль-Ауза‘и говорил: «Знание было уважаемо, и люди перенимали его друг у друга. Когда же оно попало в книги, то попало в руки тех, кто его не достоин». Автор «Тазкират» сказал: «Вначале пусть он остерегается опираться (лишь) на книги. При изучении любого знания пусть опирается на того, кто лучше всех его преподает, больше других его изучил и лучше знает книгу, по которой занимался, но только приняв во внимание перечисленные выше качества: набожность, благочестие, доброту и др.».[358] «В книгах есть много недостатков, препятствующих приобретению знания, коих нет у учителя. Это и неправильное прочтение из-за схожести некоторых букв при их отдельном написании. Это ошибки человека, которого подвело зрение. Это ошибки из-за недостатка опыта чтения слов с полными окончаниями или вследствие их неправильного написания. Это реставрация книги, написание нечитаемых букв и необходимость прочтения букв, не обозначаемых на письме. Это приверженность автора к определенному течению, неправильно переписанный текст, плохой перевод. Это слитное прочтение тех мест, где следует читать раздельно, запутанность принципов подачи материала, употребление специальных выражений, присущих данной отрасли, а также слов греческого происхождения, не разъясненных переводчиком, например науруз.[359] Все это мешает овладевать знанием. Читая же книгу своему учителю, ученик избавляет себя от подобных трудностей. Если дело обстоит так, то читать учителю лучше и полезней, чем читать самому себе, а это именно то, что мы хотели сказать… Ас-Сафади сказал: «И поэтому ученые сказали: “Не бери знание у человека, выучившегося по книгам, и у человека, изучившего Коран по мусхафу”, – т.е. не читай Коран тому, кто выучил его по написанному, а хадис и др. тому, кто изучил все это по книгам…».[360] Как выбирать учителя?
Введение. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|