|
Сущность социально-культурных технологийСтр 1 из 30Следующая ⇒ Необходимость введения данного раздела в учебное пособие диктуется потребностью разработки общей терминологии для изучения этого сложного и многопланового процесса и выработки концептуальных подходов к самой проблеме использования технологий в сфере образования, культуры и досуга. В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий. Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования. Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обучения и развития способностей оперирования информацией с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы. Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования. В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.
Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д. В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о: • крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона; • макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.; • микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей. В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, MB. Кларина [3], В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова [4], Г.К. Се-левко, ВВ. Юдина и ряд других. Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию: 1) по уровню применения; 2) по философской основе; 3) по ведущему фактору психического развития; 4) по ориентации на личностные структуры; 5) по характеру содержания и структуры; 6) по типу организации и управления познавательной деятельностью [6]. Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире» [1]. Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях: 1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы; 2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенном - в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения. Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технщщщях^ разрабатываемых в сфере культуры и досуга. Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда. В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Кра-сильникову): 1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга); 2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других); 3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами. Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить: • концептуальность. т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей; • системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей; • управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов; • эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение; • и еще важный элемент технологии - это воспроизводи- мость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами. Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику. Контрольные вопросы 1. Дайте определение термину «технология» применительно к социально-культурной сфере. 2. Какие виды технологий вам известны? 3. Назовите технологии, применяемые в сфере культуры и досуга. 4. Что вы знаете о «педагогических технологиях» и в каких уровнях они могут существовать? 5. Что включает в себя структура технологии? Список рекомендуемой литературы 1. Жарков АД. Технология культурно-досугов ой деятельности. Учеб. пособ. М., 1998. 2. Киселева ТТ., Красипьников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., МГУК, 1995. 3. Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989. 4. Питюков ВМ. Основы педагогической технологии. М., 1997. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие. М: Народное образование, 1998. 1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности При изучении технологий социально-культурной деятельности очень важно правильно разбираться в тех процессах, которые происходят в нашем обществе, и их влиянии на развитие сферы культуры и досуга. Современная российская социокультурная ситуация характеризуется многосложностью и противоречивостью, т.к., с одной стороны, мы видим положительные перемены в ее развитии, которые заключаются в активизации социально-культурного творчества различных групп населения, расширении жанрово-видового состава художественной деятельности, создании общественных организаций и движений, любительских объединений и клубов по интересам, направленных на развитие культурно-образовательного пространства. Сегодня мы видим особенно пристальное внимание к русской народной культуре, что объясняется утратой части национальных традиций в обществе, жившем по идеологическим установкам, которые внедрялись в быт и сознание масс через искусственное создание новых традиций, обрядов и праздников. С другой стороны, снижается уровень духовности общества, наблюдается расслоение населения в образе и стиле жизни, чрезвычайно усложняется процесс социально-культурной адаптации молодежи, нарастают негативные тенденции в функционировании образовательных и досуговых институтов. Таким образом, глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряженностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении образования и культуры в жизни общества. Но, тем не менее, процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблеме развития социально-культурной сферы и организации досуга людей всех возрастов. Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и досуга уделяется оптимизации социально-педагогической и психологической помощи различным группам населения и созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий социально-культурной деятельности. В связи с этим рассмотрим основные группы социально-культурных технологий и дадим краткую характеристику современных технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных институтов (рис. 1.) Рис. 1. Основные группы социально-культурных технологий Можно говорить об обучающих и воспитательных технологиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности. Рис. 2. Виды технологий. Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «формируются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе» [3] и далее «...известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии использования хозрасчетных механизмов в культурно-досуговых центрах. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне республик, области, края, района, города» [3, с. 101-102]. Примером внедрения педагогических технологий в процесс образования, может служить п'манно-личностная технология 2] академика Ш.А. Амонашвили, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни». Целевые ориентации его технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке человека путем раскрытия его личностных качеств и познавательных способностей. Принцип активности ребенка в процессе обучения и организации свободного времени был и остается одним из самых основных. Поэтому существует довольно большое количество педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности детей, подростков и молодежи. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Ха-занкина, К.В. Маховой, Б.П. Никитина и другие. Функциональные технологии (рис. 3) подразделяются на: • технологию информационно-познавательной и просветительной деятельности; • технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений; • технологию организации отдыха и развлечения. При изучении технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности следует рассмотреть такие понятия, как «информация» и «пропаганда», а также некоторые особенности влияния информационных процессов на динамику общественного развития. Термин «информация» происходит от латинского слова infomatior и имеет несколько трактовок. Это «сообщение» или «изложение» чего-либо в письменной или устной форме; разъяснение, сообщение, осведомленность. а современных условиях развития нашей страны, когда общество перешло на рыночные отношения, информационным процессам уделяется все большее внимание. К основным факторам, способствующим совершенствованию системы информационного обеспечения, можно отнести социально-культурные, социально-экономические и технические, которые в полной мере обеспечивают процесс информации. Академик В.М. Глушкова считает, что «информация в самом общем ее понимании представляет собой меру неоднократности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. Информацию несут в себе не только испещренные буквами листы книг или человеческая речь, но и солнечный свет, складка горного хребта, шум водопада, шелест листвы и т.д.» [4]. Особое значение в информационных процессах имеет информация о достижениях в области науки и техники, в результате чего возрастает роль научно-библиографической информации по отдельным отраслям научного знания, способной обеспечить изучение проблем государственного права, политики, экономики и т.д. Таким образом, возрастает значение библиотек. Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной и пропагандистской работе учреждений социально-культурной сферы, на которые и возлагается задача информирования населения об изменениях и прогрессе в социальной сфере, способах государственного и общественного развития общества. Работники учреждений социально-культурной сферы должны правильно выбирать необходимые формы культурно-досу-говой работы, чтобы в полной мере донести до аудитории точную оценку свершаемых событий и помогать на практике реали-зовывать насущные интересы людей. Итак, современная информационно-просветительная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей. Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности. Рассматривая вопрос о развитии самодеятельного творчества, нельзя не говорить о возрождении общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечивают каждому краю свою самобытность и неповторимость. Самодеятельное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Исследования самодеятельного творчества и любительских объединений, проводимые в последнее время в различных регионах России, показали необходимость осуществления организационной перестройки системы руководства в развитии самодеятельных масс - главный момент возрождения художественно- бытовых традиций. Важным при этом является перенесение акцентов с организационных и сугубо контролируемых функций на функции содействия и сотрудничества с любительским объединением и клубом по интересам, а также выявления «неорганизованных любителей». Другим существенным элементом перестройки организации самодеятельного досуга может явиться активное и комплексное использование всех типов любительских объединений за счет различных средств организации. Технология рекреативно-оздоровительной деятельности ориентирована на оздоровление образа жизни людей и организацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности. В настоящее время основное внимание работники учреждений социально-культурной сферы уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют: • восстановлению эмоционального равновесия людей; • возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний; • акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях. К числу дифференцированных технологий (рис.4) можно отнести: 1) методику организации досуга детей и подростков; 2) методику молодежного досуга; 3) методику семейного досуга; 4) методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста. На этих методиках мы более подробно остановимся в последующих главах нашего учебника.
1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса Рассматривая технологию социально-культурной деятельности, нельзя не остановиться на основных методах, формах и средствах, которые используются в практике работы учреждений культуры и досуга. Попытка проанализировать сущность терминов, так или иначе связанных с технологией социально-культурной деятельности, позволила сформулировать обозначаемые этими терминами понятия. 1.4.1. СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности. Постараемся представить схематично основные средства социально-культурной деятельности (рис. 5). Как показывает рисунок, в арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и способы воздействия на человека. Как специалист широкого профиля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения. «Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала» [5]. Рис. 5. Основные средства социально-культурной деятельности К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность. Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.). Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил: • выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство; • количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны; • всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны; • имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности» [3, с. 218]. 1.4.2. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Попытки исследовать формы социально-культурной деятельности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций [1, 2, 3,5] свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно. Так, например, академик А.Д. Жарков рассматривает формы как: 1) выражение содержания культурно-досуговой деятельности; 2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.); 3) способ организации культурно-досуговой деятельности [1, с. 218]. Он же отмечает, что «под формами-программами культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания» [1, с. 219], Вместе с тем, В.Е. Триодин определяет форму клубной работы как «способ организации педагогического процесса в клубе» [8, с. 134]. «В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой, индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей [2, с. 104]. Нет оснований для опровержения всех приведенных формулировок. Все они имеют право на существование. На наш взгляд, форма социально-культурной деятельности - это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель - донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта. На рис. 6 представлены наиболее часто используемые в социально-культурных институтах формы организации досуга населения. Выбор форм, их разработка и проведение - дело нелегкое и очень ответственное, т.к. формы социально-культурной деятельности обладают определенной самостоятельностью и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию.
Рис. 6. Классификация форм социально-культурной деятельности Сегодня в организации досуга населения мы наблюдаем сложные и противоречивые явления. С одной стороны, посетители часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени. Что же сегодня могут сделать учреждения социально-культурной сферы для того, чтобы привлечь к себе как можно больше посетителей? • Во-первых, необходимо комплексное исследование направленности и структуры проведения свободного времени населения; • во-вторых, должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России - это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи; • в-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности. Учреждения социально-культурной сферы должны притягивать подростков и молодежь не меньше, чем уличная компания; • в-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки; • в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения. В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, которая должна базироваться на преемственности, сохранении и создании опыта предшествующих поколений. Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершенствуются методики по организации художественно-эстетического воспитания и образования. В школах происходит освоение культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных традиций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания. В городах Тамбове, Липецке, Воронеже, Рязани успешно реализуются многие социально-культурные программы и проекта. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педагогические, экономические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации федеральной программы «Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова разработаны программы: «Возрождение», «Я для России», «Экология и дети», «Взрослые и дети», которые включают множество других познавательных и образовательных про- ектов и программ. Достаточно назвать программы «Рост», «Познай себя и узнаешь мир людей», «Мир красотой спасется», «Милосердие и забота», которые вызвали интерес и нашли последователей в других регионах России. Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации. 1.4.3. Методы социально-культурной деятельности Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности». Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо». Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым [5]. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности: а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутиро-вание по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформатора; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении мас- совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение); б) методы формирования сознания личности - убеждение в) методы организации деятельности и формирования опыта г) методы стимулирования общественного поведения и куль- Приведенная классификация методов (рис. 7) довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей. Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее определение. Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченн ые результаты. Изучение форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило нам прийти к следующим выводам: 1. Современная технология социально-культурной деятельности характеризуется большим разнообразием средств, форм и методов организации досуга.
2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня направлен на развитие региональной культурной политики и целенаправленную поддержку культурных инноваций. 3. Технологические инновации обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом, будучи воплощенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности, они способствуют не только развитию личности, но и противостоят девальвации культуры. Контрольные вопросы 1. Дайте определение формам социально-культурной деятельности. Аргументируйте свою позицию. 2. На конкретном примере из практики дайте оценку современным формам социально-культурной деятельности. 3. Что вы понимаете под средствами социально-культурной деятельности. 4. Дайте классификацию средств социально-культурной деятельности. 5. Назовите требования, предъявляемые к использованию средств социально-культурной деятельности в практике работы учреждений культуры и досуга. 6. Приведите общую классификацию методов социально-культурной деятельности. 7. Какие методы, на ваш взгляд, наиболее часто применяются в практике социально-культурной деятельности? 8. Дайте характеристику каждому методу социально-культурной деятельности. Список рекомендуемой литературы 1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998. 2. Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995. 3. Культурно-досуговая деятельность. Уч. пособие / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М: МГУК, 1998. 4. Мышление и кибернетика // Вопросы философии. 1963. № 1. С.36. 5. Новаторов В.Е. Словарь-справочник. 6. Образование и культура: традиции и новаторство. Материалы научн. конференции. СПб., 1998. С 50. 7. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалева. М.: МГКИ, 2000. 8. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1984. С.134.
Д.С. Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом: • уровень 0 - информационная емкость отдельного человека 107бит; • уровень 1 - устное общение внутри общины (деревни, племени), где количество циркулирующей информации приблизительно 109 бит; • уровень 2 - письменная культура; мерой информированности Александрийская библиотека, имеющая 532000 свитков с объемом информации в 1017 бит; • уровень 3 - индустриальное общество с информационными коммуникациями в 1020 бит; • уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом в 1025 бит. По мере развития и углубления познания окружающего мира становится очевидной необходимость не только профессионального, но и самодеятельного интеллектуального творчества, массового приобщения к информационной культуре. «Технологическая революция», «цифровое будущее», «портативные кибертехнические устройства», «компьютерные программы», «виртуальные миры», и информатизация... - эти и другие понятия все больше входят в нашу реальность и дополняют привычные познания и представления о современном мире. В мировом рекреационно-досуговом опыте одним из важнейших направлений социально-культурной деятельности населения является прикладная педагогика досуга, в которой наиболее полно реал Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|