Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЪНОЙ





ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Понятие игры и игровой деятельности

Понятие «игра» включает в себя огромный спектр представ­лений, и разные авторы по-своему подходят к трактовке этого определения.

Так, например, согласно Д. Г. Миду игра - это процесс, в ко­тором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли.

Н.Д. Ушинский отмечает, что «игра - развитие души», а Л.С. Выготский охарактеризовал игру как первую школу воспи­тания ребенка, как арифметику социальных отношений. Есть оригинальные формулировки термина «игра». X. Хогленд считает, что «понимание атома - это детская игра по сравнению с пони­манием детской игры». Нельзя не согласиться и с мнением Ж. Колларитса о том, что: «точное определение игры невозмож­но, всякие поиски таких определений должны быть квалифици­рованы как «научные игры» самих авторов [1, с. 14-15].

Исследования теории игры начались еще во второй половине XIX века, и самыми значительными, на наш взгляд, являются работы К. Гросса, Г. Спенсера, Ф. Бойтендака, Е.Л. Покровского, Ф. Шиллера, Ф. Фребеля, К. Бюлера и многих других.

К. Гросс в работах создает теорию возникновения игры как упражнения, тренинга навыков, необходимых человеку для жиз­необеспечения.

Теория Г. Спенсера основывается на том, что появление иг­ры связано с «избытком сил», которые человек не растрачивает в процессе своей жизнедеятельности. Это противоречие опровер­гается мнением немецкого психолога М. Лацорса, который при­шел к выводу о том, что для того, чтобы восстановить свои силы, затраченные в процессе трудовой деятельности, человек играет.

Многие советские ученые в 20-30-е годы также занимались разработкой теории игры, как важнейшего средства всесторонне-


го развития и воспитания человека. Но научные исследования в основном ориентировались на изучение игры как метода само­образования.

Если обратиться к расшифровке понятия «игра», то русский энциклопедический словарь 1877 года относит к играм хорово­ды, спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрации зверей в цирке.

В Большой энциклопедии под редакцией С. Южакова (1902 г.) понятие игра определяется как занятие, не имеющее практиче­ской цели и служащее для развлечения или забавы, а также при­менения на практике некоторых искусств.

Наиболее подробное определение понятию «игра» дает В.И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра... то, чем играют и во что играют: забава, установ­ленная по направлениям, и вещи, для того служащие» [2].

Современные подходы к понятию «игра» рассматриваются в работах Э. Берна, И. Хейзинга, А. Леонтьева, Д. Эльконина, И. Кона, С. Шмакова, П. Ершова.

Создатели теории психоанализа определяют три основных мотива, которые приводят человека к игре. Первым является влечение к повторению, тем самым опосредованно солидаризи­руясь с теорией упражнений К. Гросса. Вторым - влечение к ос­вобождению, снятию препятствий, сковывающих свободу, ука­зывая на психологически-индивидуальный характер потребности в игре. И третьим определяется влечение к слиянию с общно­стью и окружающим миром.

В опубликованном издании «Потребности человека» П.М. Ершова, вышедшем в 1990 году, автор предлагает рассмат­ривать игру как одну из трансформаций потребности, присущей всем высшим животным и человеку - потребности в вооружен­ности (вспомогательные потребности в накоплении и совершен­ствовании средств удовлетворения своих потребностей.

А.Н. Леонтьев считает, что игра - свобода личности в вооб­ражении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». Но как бы различные авторы ни трактовали термин «игра», она всегда являлась одной из ведущих форм развития психических функций человека и способом реального познания мира. Игра -


это вид деятельности, возникающий на определенном этапе он­тогенеза и направленный на воссоздание и усвоение обществен­ного опыта, в котором складывается и совершенствуется само­управление поведением.

Попытка вывести свое определение в большом разнообразии понятий «игра», сделанная учеными XIX-XX века, считается на­ми нецелесообразной, так как может просто пополнить термино­логический ряд. Однако мы остановимся на ряде положений, очерчивающих границы этого явления (по Т.С. Бибарцевой):

• игра есть определенное действие: физическое, эмоцио­нальное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое;

• игра инициируется внутренней потребностью в чем-либо: отдыхе, обучении и так далее, но без энергетической заря-женности мотивационной сферы игра не может состояться;

• игра является не только «школой» общения, но и школой взаимодействия между конкретными игроками;

• игра - необязательное и своего рода безответственное занятие, поскольку оно осуществляется всегда не в реальной, а в условной нарочито-вымышленной ситуации [3, 17-18].

С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей при­сущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, ди­агностическая, коррекционная, коммуникативная, социализирую­щая, воспитательная, познавательная, самореализации, игроте-рапевтическая. Последняя из вышеназванных играет немаловаж­ное значение, так как способствует преодолению различных труд­ностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека.

Учитывая то, что игровая деятельность всегда является доб­ровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят по­становку и реализацию цели, планирование, анализ результатов. Игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. В процессе игры не толь­ко реализуются и стимулируются способности человека, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание. Именно игровая деятельность способствует быстрому усвоению и закре-


плению информации, используемой в игре. Не случайно в по­следнее время популярными стали ролевые и деловые игры, ис­пользуемые в учебном процессе.

Таким образом, к основным характеристикам игровой дея­тельности можно отнести: доступность, активность, прогрес­сивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизационность. добровольность, креатив­ность, удовольствие.

Список рекомендованной литературы

1. ЭлъконшД.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

2. Даль В.И. Толковый словарь: В 4 т. Т.2. М: Русский язык, 1989. 779 с.

3. Бибарцева Т.С. Учебно-игровой тренинг специалистов социо-культур-ной сферы: Учеб. пособие. СПб., 1999. 64 с.

Классификация игр

До сих пор нет единой классификации игр, а также точного определения самого понятия «игра». Как отмечает Т.С. Бибарце­ва, классификация может быть точной лишь в том случае, если правильно определен сущностный классификационный признак. Безусловно, игра - деятельность. Э. Кант сущность игры сопос­тавлял с деятельностью, цель которой не выходила за ее преде­лы. Он отмечал, что в игровой деятельности самоценен любой момент. Сущностью понятия «досуг» также является деятель­ность. Поэтому игры и досуговые развлечения - имитация на­стоящей деятельности. В результате каких-либо увлечений про­исходит реализация продуктивной деятельности, считающейся объективно досуговой. Участие игропрактики на работе, в учеб­ном процессе, на досуге подводит к размышлениям о том, что все игры включают досуговедческую сущность, содержащую познавательные, обучающие, рекреационные и воспитательные аспекты. При осуществлении различной игровой деятельности, в зависимости от места, условий, правил, целей и задач часто при­меняются игры-задания, игры-тренинги, игры-развлечения, иг­ры-упражнения из процессов человеческой жизнедеятельности и


используются различные области знаний (философия, педагоги­ка, психология, экология, искусствоведение и т.д.). Этим и опре­деляется трудность написания четкой квалификационной типо­логии. Однако бесспорно то, что все игры имеют развлекатель­ный и познавательный характер, обусловленный досуговым и педагогическим началом. Поэтому игровая деятельность беско­нечна. Используя даже исторические элементы игровой практи­ки, игра находится всегда в настоящем и поэтому, может внезап­но начинаться, прерываться, менять свои правила и действия. Но, тем не менее, при рассмотрении классификаций, предложен­ных различными исследователями игр, чаще всего игры разде­ляют по месту и времени их проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению игр, а именно:

по области деятельности (физические, интеллектуаль­ные, трудовые, социальные, психологические);

по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориента-ционные, психотехнические);

по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);

по предметной области (математические, экологиче­ские, физические, искусствоведческие, музыкальные, литератур­ные, прикладные, производственные, спортивные, народные, ту­ристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговедческие и др.);

по игровой среде (с предметами и без предметов, ком­пьютерные (игры-автоматы и аттракционы), осуществление по­средством технических приспособлений; пространственно-временные).

Все эти подразделы до настоящего времени относили только к педагогике игры. Однако мы считаем их ближе к досуговедче-ским, в то же время выделяя в этом функционале игр интеллек­туальное творчество: спортивно-оздоровительные игры; азарт-


ные, коммерческие и престижные; имитационные и театральные; игровые программы; традиционные.

Наиболее полно раскрывающей классификационный функ­ционал педагогических (дидактических) игр является теория профессора В.И. Андреева в учебном курсе для творческого са­моразвития. Автор относит педагогические игры к одной из форм организации общения и воспитания. Он предлагает свою классификацию, в которой раскрывает виды учебной деятель­ности, такие, как обучающие, воспитывающие и развивающие, контролирующие, диагностические и многие другие, относящие­ся к группе «по целям их применения». По характеру деятель­ности отмечаются такие виды, как интеллектуальные, физиче­ские, трудовые, социальные и другие. В группу раздела «по осо­бенностям методики и технологии их организации» относят­ся следующие виды; ролевые, эвристические, имитационные, деловые, психодрама и другие. Математические, физические, литературные, музыкальные, спортивные - к группе по учебному предмету, а тренинговые, репродуктивные и творческие - по уровню проблемности. Соотношение индивидуальных, парных, групповых и коллективных игр В.И. Андреев относит к группе по коммуникативному взаимодействию. В группу игр по при­менению технических средств входят тренажерные, компью­терные, телевизионные и другие [1].

С детских игр начинается формирование культуры поведе­ния, миропонимания, закладывается основа мечтательности, раз­виваются фантазия и способность к творчеству. В.А. Сухомлин-ский писал об игре как живительном потоке представлений и понятий об окружающем мире. Он отмечал, что она вырабатыва­ет пытливость и любознательность. Важным организационным моментом для проведения игры является обеспечение благопри­ятной обстановки для игровой деятельности, способствующей развитию гармонизации интеллектуальных и физических воз­можностей каждого участника, независимо от возраста, так как игра по своей природе многофункциональна и вариативна, и способствует выработке позитивного отношения к постижению культуры в целом.


Из всего многообразия игр нами выделены основные груп­пы, которые можно отнести к условиям проведения игр, содер­жащим классификационные признаки:

• игры по времени проведения;

• игры по месту проведения;

• игры по возрасту участников;

• игры по степени регулирования;

• игры с предметами и без предметов:

• игры по содержанию.

Нельзя не отметить и тот факт, что игровая деятельность включает теоретические и практические аспекты внедрения в различные области жизнедеятельности общества, а также опре­деляет специфику востребованности кадров в области социаль­но-педагогической и культурно-досуговой деятельности. Рас­смотрение игр с позиций развлекательных, досуговых, педагоги­ческих, психологических и многих других подтверждает мысль теоретиков и практиков о ее вездесущности.

Важность игр бесспорна, так как они сопровождают челове­ка на протяжении всей его жизни, при этом открывая мир позна­ния, развлечения и отдыха, духовного и физического совершен­ствования. Любая игра содержит регулятивный принцип, вклю­чает педагогические основы и может быть организована как вос­питателем, учителем, так и самими играющими.

Поэтому, говоря о классификации игр и технологических приемах их использования и применения, мы обязаны ввести понятия «субъект игры» и «объект игры». Таким образом, на ри­сунке 1 представлена классификация, которая, на наш взгляд, наиболее точно раскрывается в общей системе игровых техноло­гий и обосновывается вышеизложенным нами текстом.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.