|
Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подросткаВ истории развития человечества до недавнего времени смена оборудования, материальных и духовных ценностей происходила гораздо медленнее, чем смена поколений людей. Ребенка воспитывали и обучали в соответствии с требованиями существующей общественной среды и политической установки. Передача опыта в процессе воспитания от более старших к младшим, творение их «по своему образу и подобию» было естественным и целесообразным, поскольку социальный строй, в котором предстояло жить ребенку, с небольшими изменениями напоминал ту социальную среду, в которой жили его родители. Современная ситуация свидетельствует о быстрой смене условий труда, общественных взглядов и убеждений. Пересматриваются многие личностные качества, приоритетные ценности. Поэтому и воспитательную работу должны оценивать ни столько по тому, как полно воспитателям удалось передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли они подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения. Чтобы жить и успешно трудиться в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе ближайшего будущего, индивид должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств. С одной стороны, нужно быть личностью, иметь устойчивое мировоззрение, социальные и нравственные убеждения, иначе на каждом крутом вираже истории, в сложной жизненной ситуации человек будет, образно говоря, распадаться на составные части или реагировать неврозами. С другой стороны, необходима высокая психологическая лабильность, гибкость, способность усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в юности, но и в возрасте, когда мы привыкли обходиться старым багажом. Без этого индивид отстанет от хода истории [3]. Формирование тех или иных качеств личности, установок, взглядов и убеждений особенно важно в подростковый период. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры, политического строя. Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними личностных качеств определяет позицию ребенка в этом обществе. Рассмотрим факторы, влияющие на формирование современного подростка. И.С. Кон выделяет несколько важнейших институтов социализации ранней юности: родительская семья, школа, общество сверстников и средства массовой коммуникации [2]. Мы считаем целесообразным добавить влияние внешкольных учреждений досуговой деятельности. И.С. Кон замечает, что нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом [2]. К сожалению, в нашей стране отношение родителей к ребенку определяется в зависимости от того, в какой мере ребенок выполняет требования родителей. Если подросток плохо учится в школе, то, как правило, и в семье к нему относятся как к неудачнику, редко хвалят, нанося тем самым тяжелые психологические травмы. Кроме того, психологически опасным представляется отчуждение детства от мира взрослых вообще. Ребенок стал как бы чужим, ненужным. У нас наблюдается серьезный дефицит внимания, уважения к ребенку, в том числе и со стороны близких людей. Сегодня дети находятся рядом, но не внутри семьи. Родители озабочены тем, как накормить и одеть ребенка, а его проблемы, переживания, внутренний мир остаются недоступными им. У взрослых нет времени и желания разбираться, чем и как живет их ребенок. А ведь подростковый возраст, как никакой другой, требует особого отношения, понимания. При нереализованном общении у многих ребят возникает чувство одиночества, доходящее до отчаяния, растет цинизм, теряется уважение к важнейшим человеческим ценностям. Вторым важнейшим фактором, влияющим на развитие современных подростков, является школа. Под словом «школа» понимается не только целенаправленный учебно-воспитатель- ный процесс, но и вся совокупность отношений между учителями и учащимися и отношения учащихся друг с другом. Как справедливо замечает Д.И. Фельдштейн, «Исторически сложилось так, что основной акцент деятельности нашей школы сделан на обучении, приобретении знаний, а воспитание до сих пор выступает, по сути, побочным продуктом обучения. Такое положение дел обусловлено многими причинами. Во-первых, общей ситуацией, сложившейся в обществе, когда социальная индифферентность, отчужденность от общественных ценностей, некритическое отношение к действительности стали нормой. Во-вторых, установками в области воспитания, когда формирование у учащихся чувства собственного достоинства, ощущение собственной значимости, по сути, подменялось воспитанием послушания. В-третьих, принципами и методами самого воспитательного процесса, где имеется отработанная система поощрений и наказаний, которая формирует не принципиальность, самостоятельность и ответственность, а приспособленчество» [3]. Более того, в школе сами учащиеся ничего не решают. В учебных заведениях создаются такие условия, при которых от ребят требуется не проявление ответственности, а вырабатываются такие качества, как иждивенчество, пассивность, ребенок встает в позицию потребителя. К сожалению, наша школа совершенно не готовит детей для реальной жизни. Они не включены в различные сферы деятельности общества, не вовлечены в обсуждение тех проблем, которыми живут взрослые: экологических, экономических, социально-политических. Ни родители, ни школа не удовлетворяют в полной мере потребности ребенка в личном общении, которое необходимо в сложном мире взаимоотношений между людьми. Ребят, особенно в переходном возрасте, часто волнуют вопросы личной значимости, взаимоотношений между полами, проблемы нравственного и этического характера. В этот момент важно наличие старшего товарища, который смог бы помочь подростку в выборе жизненных позиций, его самоопределении. В подростковом возрасте общество сверстников является едва ли не самым существенным фактором, влияющим на разви- тие, порой превышающим влияние учителей и родителей. Потребность общения со сверстниками возникает очень рано и к подростковому возрасту усиливается. Отсутствие общения с ровесниками негативно сказывается на развитии коммуникативных способностей детей. И.С. Кон выделяет несколько причин огромного влияния этого фактора [2]. В настоящее время общение подростков принимает зачастую З'родливые формы. Отсутствие элементарной культуры общения, всевозможные комплексы и неумение справиться с ними, желание самоутвердиться, получить признание любыми известными способами толкает зачастую подростков на путь нездорового образа жизни, криминального поведения, путь конфликтов и стрессов. Отчасти в этом вина состояния современного общества. За несколько лет «шараханий» из одной крайности в другую старые идеалы и принципы были искажены или попросту забыты, а новые еще не установились. Многие нравственные качества, такие, как честность, порядочность, в современном обществе как бы нивелировались. Сама новая социальная политика не определилась в своих идеалах. Психологи отмечают, что современные подростки более жестоки и циничны. Нашим подросткам очень не хватает гуманности и человечности в отношениях друг к другу. Средства массовой информации заставляют смотреть их на жизнь с эгоистической точки зрения, с позиции «иметь», а не «быть». Качество жизни измеряется ими количеством приобретенных вещей, а не духовных ценностей. Современные подростки очень рано познают правила межполовых отношений, но лишь в примитивном их варианте. Плоды этих отношений затем пополняют дома ребенка и интернаты. Средства массовой информации, призванные обогащать духовный мир человека, в нашей стране как будто забыли о своем главном назначении. Из трех основных функций: культурно-просветительской, информационной и развлекательной, возложенной на него, - культурно-просветительной уделяется самое маленькое значение. ДН. Кондратьев, проанализировав передачи, транслируемые современным телевидением по основным каналам, пришел к вы- 20] воду, что нашим подросткам практически нечего посмотреть [ 1 ]. Это либо развлекательные передачи, не несущие практически никакого воспитательного значения, либо старые фильмы, во многом потерявшие свою актуальность и в силу этого не способные служить ориентиром в современной жизни. Либо это передачи, ориентированные на взрослых, имеющие слабую эмоциональную окраску. Из этого следует вывод, уже сделанный ранее, -современные подростки оторваны от общества. Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые неотделимы друг от друга. Самостоятельную, творческую личность формирует только самостоятельная творческая деятельность. Возможность для такой деятельности могут предоставить воспитательные учреждения досуговой сферы. Список рекомендуемой литературы 1. Кондратьев Д.Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревога / Педагогика 1998. № 4. С. 70-73. 2. Кон КС. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 3. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения. Материалы круглого стола / Вопросы философии. 1990. С. 5-12. 6.2. Основные проблемы в организации досуга детей и подростков В последнее время в обществе происходит совершенно иное восприятие подростков. Современное общество зачастую видит в подростках лишь источник своих проблем и выказывает опасения по поводу будущего нации. Однако многие негативные подростковые проявления в социальной среде уходят своими корнями в проблемы самих ребят. Именно неумение справиться со своими личными переживаниями, тревогами и опасениями побуждает подростков решать свои трудности наиболее известны- ми средствами. Какие же затруднения чаще всего испытывают дети в подростковом возрасте? В результате анализа психолого-педагогических исследований и собственной экспериментальной работы были выявлены следующие проблемные области подростков: «Родители», «Будущее», «Сверстники», «Школа», «Свободное время», «Другой пол», «Собственное Я» [1]. Остановимся подробнее на проблеме свободного отдыха и досуга. Эта проблема заключается в отсутствии мест для проведения ребятами своего свободного времени, так как они не знают, чем занять свой досуг, реализовать себя. Существует несколько причин такого положения вещей. В связи с тяжелым экономическим положением в образовательной системе многие школьные кружки и секции прекратили свое существование. Маленькая заработная плата и большие требования к организаторам школьных кружков не способствуют привлечению специалистов досуговой сферы в школы. Их функции зачастую выполняют учителя-предметники в «догрузку» к основным часам. Вследствие этого школа может предложить не блещущий разнообразием список кружков и секций, многие из которых существуют лишь формально. Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, кружков, пользующихся спросом у подрастающего поколения, стали платными. Переход многих учреждений, осуществляющих организацию досуга во внешкольное время, на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих, порой месячная плата за занятия в какой-либо студии соизмерима с месячной зарплатой родителей ребят. Группа подростков, живущих в семьях с низким материальным достатком (а таких с каждым днем становится все больше), оказалась отрезанной от этой сферы досуга. Еще одна важная проблема досуга - неспособность удовлетворить потребности подростка. А первая потребность подросткового возраста - потребность в общении. Научиться петь, вышивать и т.д. - это все второстепенное. Главная причина посещения всевозможных учреждений досуга - ощущение комфорта в их стенах, а также возможность реализовать свои способности, самоутвердиться среди сверстников, особенно если школа и родители не удовлетворяют этих потребностей. Трудности подростков, связанные с досугом и свободным временем, порождают в свою очередь целый спектр общественно-социальных проблем. Неумение правильно организовать свой досуг приводит современных подростков к долгому сидению перед телевизором, компьютерной зависимости и т.п. Несмотря на невинность такого времяпрепровождения, это наносит существенный вред их здоровью. Долгое просиживание перед телевизором приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гиподинамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Ребенок становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение. Компьютеризация общества также не могла не отразиться на подростках. Кроме вреда, приносимого компьютерами при несоблюдении правил гигиены пользования ЭВМ, присутствует и негативное влияние другого плана. Компьютер используется подростками в основном как возможность поиграть в различные развлекательные игры, хотя существует множество интересных программ различных направлений, способствующих общему развитию. Возможность выхода в сеть Интернет и виртуального общения не способствует развитию навыков общения с реальными сверстниками. Наоборот, некоторая безответственность за свои слова все дальше отталкивает ребят от реального общения. «Домашние» дети до поры до времени не вызывают опасений родителей, проблемы появляются потом в виде различных болезней, конфликтов со сверстниками и т.п. Вторую крайность представляют так называемые «дворовые» дети, которые предпочитают проводить свободное время не возле телевизоров и компьютеров, а в непосредственном общении со сверстниками, но не на спортивных площадках и стадионах, а в грязных подвалах. Это подростки, стремящиеся к общению, но не умеющие его организовать. В результате из-за скуки, за компанию здесь учатся курить, пить, пробуют наркотики, принимают участие в противоправных деяниях. Свободное время подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целена- правленно организованным. Для того, чтобы максимально использовать воспитательный потенциал свободного времени, следует как можно раньше включать подростка в социально-активную деятельность. Деятельность может быть организована в различных структурах. Например: • по месту действия (школа, внешкольные учреждения, летние центры, детские лагеря); • по целям деятельности (учеба, отдых, сбор детских организаций); • в зависимости от ведущего вида деятельности (спорт, игра, труд); • по коллективному составу (центр, отряд, микрогруппа); • по половому составу (однополые, разнополые) (по А.Г. Кирпичнику); • по возрастному составу (одиовозрастные, разновозрастные). отношению к подростку. Выстраивая целенаправленное воздействие для выполнения конкретных задач, определенный вид деятельности приобщает подростка к труду, учебе, игре. Несмотря на загруженность подростка школьными дисциплинами, у него все же остается масса времени. В среднем 180 дней составляют каникулы, воскресные дни и праздники и еще около 100 дней остаются свободным за счет часов, находящихся в личном распоряжении подростка. То есть 280 дней у подростков предоставлено в полное личное использование. А вот как они это время проводят? Для многих подростков это не свобода выбора любимого вида деятельности, а пустое времяпрепровождение. Если разобраться, чему же современные подростки отдают предпочтение в свободное время, то вырисовывается следующая картина. Из 100% внеурочной деятельности, организованной школой, приблизительно 87% - это зрительско-слушательские мероприятия. Нельзя сказать, что это никому не нужная и бесполезная форма проведения досуга. Несомненно, подросток прислушивается к беседам на темы о прекрасном и вечном, посещает кинозалы, театральные постановки. Но уже во время просмотра и прослушивания в нем зарождается потребительское зерно. Пассивное проведение свободного времени отрицает наличие какой-либо активной формы досуга. В стенах школы мероприятия, направленные на зрительско-слушательскую аудиторию, почти не достигают своей цели. А вот дома подросток все свое свободное время проводит у телеэкрана. А ведь каждую неделю, по самым скромным подсчетам, по телевидению можно посмотреть от 20 до 30 (!) художественных фильмов и мультфильмов, не считая других весьма заманчивых телепередач. И получается, что свободное время, которое остается у подростка в его личном пользовании, полностью поглощает «голубой экран». Нельзя отрицать полезность той информации, которую подросток получает из увиденного и услышанного, но это лишь пассивное времяпрепровождение. Пассивность досуга порождает пассивность поведения, удовлетворенность тем, что есть. Актуальность проблемы свободного времени подростка является для педагога - организатора досуга социально значимой. Свободное время у подростка предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, интеллектуальных, физических и др.). Главное для организатора досуга - выстроить ряд задач, которые помогут развить эти способности. Перечислим основные задачи по организации свободного времени подростка. Это: • создание условий для развития и саморазвития; • управление процессами развития (формирования) личности посредством создания необходимых для этого условий; • целенаправленная деятельность по формированию ценностных ориентации; • восстановление и развитие физических данных (игры на воздухе, забавы, развлечения, соревнования); • повышение интеллектуальных способностей, развитие памяти, мышления, логики (тесты, тренинги, КВНы, брейн-ринги); • развитие коммуникативных качеств (диспуты, вечеринки, творческие мастерские); • выявление творческих способностей личности (выставки, конкурсы, смотры). Следует учитывать, что интересы подростка постоянно меняются, происходит их переоценка, изменяется целевая направленность. Поэтому организаторам досуга следует максимально разнообразить формы проведения свободного времени подростков. Какие же досуговые формы наиболее предпочтительны. Самая доступная форма - игра. Игра - это не просто имитация жизни, это очень серьезная деятельность, направленная на развитие познавательных, интересов, формирование нравственных оценок социального закаливания, проектирование собственной деятельности. Существует большое разнообразие игры для детей и подростков среди них: спортивные, подвижные, двигательные, дидактические, познавательные, игры-упражнения, игры-развлечения, ролевые, сюжетные, деловые. Роль игры трудно переоценить. Игру рассматривают как «наслаждение» (Шиллер), «радость и забавы» (Бейтендайк). Различают народные и национальные игры, комнатные, и застольные, уличные игры и игры на местности, командные, коллективные. Развитию творческих способностей подростка способствуют разнообразные студии («Березка», макраме), объединения, кружки (при Дворцах творчества, в Академиях Детства, подростковых клубах), секции туризма, турклубы, секции борьбы. Они помогают подростку пережить минуты романтики (турслеты, походы, марш-броски), увидеть мир приблизиться к природе. В походах дети раскрепощаются, преодолевают «зажим» и комплексы, вступают в новые отношения друг с другом и особенно с педагогами. Как видно, проблема досуга, несмотря на внешнюю безобидность, является одной из причин социальных проблем общества, касающихся подросткового возраста. Список рекомендуемой литературы 1. Наш проблемный подросток: Учеб. пособие. СПб.: Союз, 1998. 20*7 6.3. Роль педагога в организации досуга детей, подростков и юношества Центральной фигурой в работе внешкольных учреждений досуговой сферы является педагог - творческая, социально активная личность, умеющая нешаблонно мыслить, профессионально действовать, создавать новые общественные ценности. Требования к педагогу, работающему с подростками в досуговой сфере деятельности, включают в себя общие профессиональные направления в педагогической деятельности, обусловленные досуговой сферой, и требования к личным качествам. В учебном пособии «Педагогика» [1] Л.Н. Макаровой был предложен ряд профессиональных и личных характеристик, которым должен удовлетворять педагог нового типа. Мы полностью поддерживаем их точку зрения и будем придерживаться ее в изложении. Под педагогом нового типа понимается не просто преподаватель, транслирующий знания, «он прежде всего творит личность, утверждает человека в человеке». Его характеризуют: • высокая гражданская ответственность и социальная активность; • любовь к детям, потребность в общении с ними, способность проникнуть в их мир; • подлинная интеллигентность, духовная культура, личное достоинство; • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; • потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии и готовность к этому; • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. Центральное место в профессионализме педагога занимает направленность его личности. В ней выделяют социально-нравственный, профессионально-педагогический и познавательный аспекты. Идейная убежденность лежит в основе социальных потребностей, моральных и ценностных ориентации, чувства граждан- ской ответственности, социальной активности учителя. В процессе воспитания педагог воздействует на убеждения личности, а это возможно только при наличии собственных убеждений. Профессиональная направленность педагога включает интерес к своей профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Интерес к профессии выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, конкретным видам педагогической деятельности, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления педагогом опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. В профессиональные качества входят педагогический долг и ответственность. В пределах своих прав и компетенции учитель обязан оказать помощь детям в любых конфликтных ситуациях. Кодекс педагогической морали обязывает педагога предъявлять к себе повышенные требования, что является особенно актуальным в настоящее время. Педагогический такт включает в себя и чувство меры, и сознательную дозировку действия, и способность проконтролировать его. Он во многом зависит от личных качеств педагога, его культуры, кругозора, воли и профессионального мастерства. Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, отмечает Л.Н. Макарова, является четкость профессиональной позиции ее представителей. Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности, которые являются источником ее активности. Решающими среди факторов, влияющих на выбор профессиональной позиции, оказываются профессиональные установки педагога, индивидуально-типологические особенности его личности, темперамент и характер. Л.Н. Макарова дает характеристику типичным ролевым педагогическим позициям. Педагог может выступать в качестве: • информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм и так далее (например, надо быть честным); • друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка; • диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников; • советчика, если он использует осторожное уговаривание; • просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь, порой до унижения и лести; • вдохновителя, если он стремится увлечь интересными целями и перспективами. Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя, но всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол, подыгрывание ребенку, превращение его в маленького диктатора или кумира, подкуп, неуважение к личности ребенка, «Овладеть педагогической профессией можно только на индивидуально-личностном уровне, когда имеются возможности для самореализации личности каждого педагога, то есть для выявления и развития его творческой индивидуальности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей» [2]. Творчество педагога проявляется при решении разнообразных задач, где требуются умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории, используя разнообразные приемы) и другое. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность, - способность создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Можно выделить следующие признаки креативности: оригинальность, эври-стичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инертности мышления, высокая потребность в достижении целей, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. В практике социально-культурной сферы чаще всего используются следующие принципы досуговой деятельности: Принцип «красной линии». Красная линия - это грань риска, грань меры, грань разумного и допускаемого, В отношениях содружества педагога и детей создается демократическая сфера. Переступив эту грань риска, педагог может оказаться в ситуации панибратства, лжедружбы. Нарушения красной линии могут привести к отсутствию субординации. На информационном уровне красную линию обязательно нужно соблюдать в вопросах политики, истории, национальных проблемах, эротики и секса, организации деятельности, связанной с жизнью и здоровьем. Принцип «могучей кучки». Досуг - это дело коллективное. Для того, чтобы радость коллективной победы была для каждого индивидуальна, необходим соответствующий психологический климат. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Для того чтобы соблюсти этот принцип, необходимо быть терпеливым и ничего не предпринимать в ситуациях, которые могут разрешиться сами. Досуг - это личное дело ребят, и помощь им должна быть оказана только в том случае, когда она им действительно нужна. Принцип «горы». Если ребенок достиг чего-то, то следующий его продукт должен быть выше по уровню. Принцип «антиканона». Этот принцип основан на высказывании: «Гениев порождает не система, а противостояние системе». Дети не должны ограничиваться рамками принятой взрослыми педагогики. Принцип опоры на положительные эмоции. Этот принцип основан на высказывании: «Ищи в ребенке лучшее - его больше». Увидеть доброе в ребенке и опираться на это - в этом заключается этот принцип. По мнению педагогов Г.Ф. Терещенко и Ю.Т. Минеевой, в последнее время работать с подростками стало труднее. Сегодняшние проблемы школьников есть специфическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество. Утеряны ориентиры социальной жизни, еще недавно казавшиеся незыблемыми, а новые еще не утвердились. Затруднения в отношениях вызваны и тем, что общество стало сильно меняться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Учителя сами должны быть способны к изменениям и не относиться к своему сложившемуся опыту как единственно ценному, уметь понять позицию сегодняшних подростков [3]. 12-13-летние подростки стремятся определить свое место в событиях общественной жизни, реально оценить свои возможности. Они испытывают потребность действовать в соответствии со своими убеждениями через поступки, где самостоятельно принятые решения они проверяют посредством реальности нравственных норм, предложенных им в процессе воспитания. Через собственную интеллектуальную деятельность у ребят идет дальнейший процесс формирования собственных позиций, проявляется стремление познать сложный мир человеческих отношений, самого себя, и все это порождает состояние внутреннего напряжения, которое они скрывают под маской внешней развязности, шутовства и иронии. Это период поиска и созидания собственного «Я». Идет процесс полового созревания, появляются новые потребности, переживания по поводу несоответствия собственных личностных качеств принятым социально-ценным установкам, оценкам окружающих и самооценке. В период социальной адаптации у подростков ярко проявляются индивидуальные особенности, способность к широким контактам с новыми людьми. Иногда они увлекаются внешне престижными атрибутами взрослого поведения, избавляя тем самым себя от внутренней работы по созиданию собственной личности. Долго и мучительно подростки ищут себя, не могут разобраться, определить свое место во взаимоотношениях с окружающими. Моральные принципы их неустойчивы, отношения с людьми порой непредсказуемы. Педагоги, плохо знающие внутренний мир подростков, часто не могут объективно оценить их поступки, что приводит к сложным ситуациям, отчуждению, личностным конфликтам. В то же самое время ребята активно ищут среди воспитателей тех, с кем можно обо всем поговорить откровенно. Взаимоотношения с педагогами становятся для них ареной для демонстрации новых возможностей в личностном общении, способом выработки отношений со взрослыми людьми в целом. В этот ответственнейший период формирования личности происходят сложные, противоречивые процессы определения подростками своей гражданской позиции, профессионального выбора и нравственных ориентиров, рождается стремление к личностной неповторимости и оригинальности, что требует напряженной внутренней работы чувств и разума ребенка, чтобы самостоятельно принятые решения не привели к драматическим ошибкам. Непонимание детей некоторыми педагогами связано с отсутствием интереса к внутреннему миру учащихся, положительного отношения к педагогическому труду. В умении понять детей, важна профессионально-педагогическая направленность педагога. Если воспитатель удовлетворен своей профессией, он испытывает потребность в общении с детьми, стремится познать их внутренний мир и применить полученные знания в работе с ними. Наоборот, в случае неудовлетворенности своей профессией и при равнодушии к детям возникает предубеждение, мешающее правильному познанию их. Предпосылкой глубокого понимания детей является высокий уровень образованности и воспитанности педагога, внутренней готовности к педагогической деятельности. Неполное, в известной степени, искаженное восприятие подростка связано с косным подходом к воспитательной деятельности. Такие педагоги слабо знают и понимают индивидуальные свойства воспитанников. Разностороннее познание подростка, умение увидеть в нем личность с ее активным отношением к окружающему миру способствуют установлению хороших отношений педагога и воспитанников. Подростки должны быть уверены в доброжелательности, чуткости, доброте педагога. Даже в конфликтных ситуациях воспитатель обязан быть выдержанным, сдерживать свои отрицательные эмоции, предвидеть возможные последствия своих слов и поступков. Взгляды и убеждения педагога, его поступки оказывают решающее влияние на отношения, складывающиеся между ним и подростками. Как показывают наблюдения, педагоги часто категорично оценивают подростков, хотя позиция «взрослый всегда прав» уже потеряла свою силу. Ребенок, соблюдая требования педагога, должен верить, что они справедливы, что это не каприз, произвол или чудачество. Если отношения между воспитателем и воспитанником складываются неправильно, то главная вина за это ложится на педагога. Сложность в отношениях между педагогом и ребятами создается различием в знаниях, опыте и социальной зрелости. Чаще всего воспитатель и подросток - это люди разных поколений, опыта и жизненных интересов. Педагог смотрит на жизнь более трезво, уверенно, спокойно. Подростку она во многом представляется непонятной, загадочной. Из-за недостатка опыта подростки не всегда правильно понимают поступки взрослых. Ученика легко обидеть даже невзначай, так как он склонен случайный незначительный поступок оценивать как преднамеренный, переживать даже кажущуюся несправедливость воспитателя. Поэтому в поведении педагога нет мелочей, ему не прощается слабость, плохое настроение, повышенная раздражительность. Педагог должен быть терпимым к неправильным поступкам, мнениям, убеждениям, уметь переубеждать своих подопечных и терпеливо разъяснять им их ошибки. Даже вполне правильный поступок педагога может быть превратно истолкован подростком, если он недостаточно мотивирован воспитателем или его форма в чем-то не соответствовала содержанию. Подростки ценят в воспитателе доброжелательность, честность, принципиальность, ответственность, деловитость. Но еще более - человечность. И педагогу не следует надевать на себя маску бесстрастности и равнодушия. Пусть ребята видят, что воспитатель, как и все, может радоваться, огорчаться, гневаться. Проявление педагогом человеческих чувств, естественное поведение сближает его с подростками, формирует подлинно человеческие отношения между ними. Поэтом5' педагогу надо чаще разговаривать со своими воспитанниками, спорить, играть, отдыхать, смеяться. Отношения педагога с подростками должны носить товарищеский характер. Чисто деловые отношения воспринимаются ими бездушно, человечность же воспитателя вызовет ответную человечность ребят и они начнут понимать, что воспитатель так же, как и все, переживает, радуется, сердится. При соблюдении дистанции, когда на первый план выступает деловая официальная сторона, педагог действует только как человек, выполняющий определенные служебные обязанности. Дистанция ограничивает человеческие контакты. Она создается самими обстоятельствами из-за различий в социальном опыте, знаниях, положении, и мера этой дистанции зависит лишь от педагога. Преувеличение ее может привести к отчуждению, а, следовательно, к уменьшению педагогического влияния воспитателя. Некоторые педагоги, стремясь не показать своих личных или профессиональных слабостей, напускают на себя ложную значительность, становятся в позу непогрешимого человека. Такому педагогу трудно открыть душу, спросить совет, так как ученик не ждет сочувствия от него. Учитель, занявший такую позицию, плохо информирован о них, не осведомлен, чем живут его подопечные, что их волнует. Но нельзя впадать и в другую крайность. Педагоги, намереваясь ликвидировать дистанцию между собой и детьми, желая заслужить их любовь, повысить свой авторитет, забывают при этом о своей ведущей роли в педагогическом процессе, во всем идут на поводу у детей, проявляют всепрощение. Такие люди иногда вообще перестают выполнять функции воспитателя. Конечно, и в близких, обыденных отношениях подростки будут ожидать от воспитателя некоего образца поведения, порядочности, честности, педагогической мудрости. Не каждый воспитатель спр ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|