|
Техника коммуникативного общенияКоммуникация состоит в нормальном виде из чередующихся, следующих друг за другом речевых вкладов, при этом партнер по коммуникации должен признать определенное направление внутри коммуникации. На этой основе Пауль Грайс построил свои конверсационные максимы. Он различает «общепринятые импликации» и «конверсационные, или разговорные импликации». При общепринятых импликациях буквально сказанное совпадает с имплицированным содержанием. При конверсаци-онных импликациях имплицитная (скрытая) мысль скрывается за собственно сделанным высказыванием. Отсюда вытекает принцип кооперации. Принцип кооперации требует соблюдения следующих максим и постулатов: 1. Максима количества: а) вклад в общение должен быть информативно настолько выдержан, насколько это возможно; б) речевой вклад не должен быть избыточно информативным, тогда нарушается максима количества и как следствие, происходит потеря времени и замешательство. 2. Максима качества: а) вклад в общение должен быть истинным; б) никогда не должно быть сказано то, о чем думают, что это фальшиво, неверно, или для чего нет конкретных доказательств. 3. Максима релевантности: каждый вклад в общение должен быть релевантным (важным, существенным, актуальным). 4. Максима способа: а) избегать многозначности и неясности; б) делать вклады кратко и ясно, не отклоняться от темы. [1; 2]. Технология и методика ведения переговоров - наука, имеющая богатое прошлое, чрезвычайно актуальна и в настоящее время. Проблемы структуры, техники ведения переговоров обсуждаются сегодня на всевозможных семинарах по менеджменту. Для успешного ведения переговоров можно использовать известную формулу американской рекламы AJDA, где А - attention (внимание), J - interest (интерес), D - desire (желание), А - action (действие). В применении к переговорам о продаже это значит: вначале привлечь внимание будущего клиента, заинтере- совать его собственно своим продуктом и вызвать у него желание купить этот продукт. Цель достигнута, если он переходит к действию, т.е. покупает. AJDA-формула предлагает однако лишь известный каркас техники ведения переговоров. Не менее важными являются средства, в том числе и языковые, используемые при воплощении этой формулы в жизнь. При этом для каждой фразы переговоров характерны речевые клише и выражения с набором определенных грамматических конструкций и конкретным лексическим наполнением. В переговорах любого вида можно выделить 4 генеральные фазы: 1-я фаза - личное приветствие партнера; 2-я фаза - деловое введение в переговоры (с психологической точки зрения, критический момент, который должен быть хорошо продуман); 3-я фаза - аргументация. Она вытекает непосредственно из второй фазы. Здесь следует изложить преимущества и недостатки, устранить возражения партнера. 4-я фаза - достижение собственно цели переговоров, а именно согласие партнера (в случае продажи подписание договора). Приведенные ниже техники и методики ведения переговоров обсуждались на одном из семинаров по проблемам обучения коммуникативному общению в сфере экономики при Гете-институте в Москве под руководством Рольфа Роденбека. Для обсуждения были предложены главы из книги: Rolf H. Ruhleder «Management, Wissen, Methoden».. Подготовительная фаза. Для ведения переговоров необходимо продумать следующие моменты: • деловую подготовку: разработку идеи, сбор документов, использование вспомогательных средств, консультации со специалистами или советниками; • точную постановку цели: полезно точно сформулировать цель и записать ее в блокнот, желательно во время переговоров держать ее перед глазами; • внешние обстоятельства: собственное или чужое бюро или нейтральное место, атмосферу, время проведения, одежду, закуску или прохладительные напитки; • установку на делового партнера: нужно обдумать, какую Цель он преследует, каковы его интересы, также какова его личная и материальная заинтересованность. Мы заранее должны предвидеть также возражения, которые он может внести и уже обдумать наш ответ и сформулировать его заранее. Оправдал себя метод предварительного мысленного погружения в роль партнера; • и еще одно не менее важное: никакого страха перед переговорами, волнение здесь естественное явление. Нужно думать о том, что Вы хотите предложить партнеру нечто ценное, и что Вы имели успех ранее в более трудных случаях. Хорошая подготовка приносит определенное успокоение. Начало разговора. Здесь идет речь об особой критической фазе. Первое впечатление всегда решающее, от него может зависеть дальнейший успех. Здесь помогут не только хорошее знание дела и специальности, но и влияние собственной личности, убедительное выступление, равно как и одежда (например, светлые краски делают человека моложе и свежее, темные - старше, серьезнее, опытнее), хорошие манеры поведения, сила убеждения и вдохновение, отточенная техника ведения беседы, наглядные и убедительные формулировки, дружелюбный взгляд. Желательно говорить языком партнера. Но нужно остерегаться употребления банальных и высокопарных выражений и не показывать неуверенность. Если партнер не слушает - сделать маленькую паузу. Партнера нужно постоянно называть по имени. В партнере нужно пробудить чувства, что ему хотят помочь. Необходимо создать положительную атмосферу. Это значит, что надо понять проблемы другого, т.е. меньше говорить, а больше спрашивать, больше демонстрировать, показывать, и этим пробудить интерес у собеседника. Фаза аргументации. Необходимо постоянно вести разговоры о преимуществах, а не о недостатках. Разумеется, везде есть недостатки, но нежелательно говорить о них сверх меры, необходимо пытаться постоянно переходить на преимущества, они должны быть на первом месте. Необходимо избегать всякого напряжения, не спорить, а лучше дипломатично уступить и показать понимание ситуации. Итак: не давать жесткого ответа «нет», на первый план выдвинуть согласие, не высказывать энергичный протест, открыто признавать ошибки. Для ответов на упреки, возражения существуют различные методы, например: • плюс-минус аргументация: сравниваются взвешивающе преимущества и недостатки: • переключение: признать возражение, но тут же перейти к преимуществам; • реверсивный метод, т.е. анализ недостатков с точки зрения их достоинств; • метод разложения на составные части с помощью схематичного вопроса почему? • метод свидетеля: поставить себя в позицию нейтрального третьего, союзника; • метод примеров; • метод практического опыта. Согласие партнера. Последняя фаза переговоров приносит решение, согласен ли партнер с нашими представлениями. Весь прежний ход переговоров был подчинен только этой цели. Теперь необходимо завершить переговоры уверенно и элегантно. Атмосфера вновь положительная, партнер должен лишиться страха перед принятием решения. Его еще возможное сопротивление нужно ограничить точными вопросами. Все преимущества собрать еще раз воедино. Для техники завершения переговоров характерны четыре искусных приема: • метод пробы: «Если Вы желаете с нашим материалом иметь практический опыт, тогда вначале...»; • метод приема предварительного или частичного решения; • альтернативный вопрос «или-или». Сравните известный пример: «Хотите ли Вы яйцо вкрутую или всмятку?», который не оставляет гостю альтернативы, хочет ли он вообще яйцо; • выяснить основные вопросы для принятия решения, например: «Какую площадь Вы можете предоставить?» при решении вопроса о размерах мебели. Если партнер говорит «Да», то переговоры, собственно говоря, закончены, но не закончены отношения с партнером. Поэтому необходимо до конца избегать всякого недоверия. Выс- шим законом является здесь солидное поведение. Партнер должен и в будущем оставаться партнером, довольным клиентом. Его доверие - в наш капитал. Таким образом, правильное ведение переговоров - это искусство, которому нужно учиться. Чтобы иметь успех, необходимо применять определенные методы в каждой отдельной фазе переговоров. Диалектика умелых и успешных переговоров. Один капуцин, который любил курить, спросил своего священника, можно ли во время молитвы курить. Ответ был таков: «Если ты молишься, ты должен сконцентрироваться на боге, а не заниматься мирскими наслаждениями». Иезуит, обремененный теми же проблемами, спрашивает, можно ли во время курения молиться. Ответ: «Конечно, это похвально, что ты даже при курении находишь еще время для молитвы». Наглядный пример диалектики. Вести успешные переговоры необходимо всякому руководителю. При этом можно пользоваться старыми испытанными искусными уловками диалектики. Понятие «диалектика» восходит к греческому Dialegomai, что означает беседовать. Примеры искусства беседовать и убеждать в наибольшей степени представлены у Сократа в форме вопросов и ответов. Гегель в своей философии также обращается к диалектическому методу. Он работает с понятиями «тезис», «антитезис», «синтез» и становится отцом диалектического материализма. Со временем диалектика преобразовалась в метод мышления и технику ведения переговоров, которая не стремилась к истине, на первый план здесь выдвигалось достижение собственных целей любым путем, правдой или неправдой. Сегодня диалектика определяется как «искусство ведения умелых и успешных переговоров». Она неразрывно связана с логикой, с психологией и основами риторики. Целью корректной, безупречной диалектики является склонение собеседника с помощью собственных аргументов на свою сторону. Нужно помнить о том, что собеседник внимательно слушает Вас очень короткое время (45 секунд). После этого концентрация его внимания ослабевает. В какой мере и когда интерес собеседника снова обратится к Вам, зависит от многих факторов. Любой раз- говор, любая дискуссия, любой дебат требуют различных тактик и мер их осуществления. Но следующие предварительные условия должны быть соблюдены: • Вы должны быть основательно убеждены в своих собственных высказываниях. Только тот, кто может честно представлять свое мнение, может надеяться на полный успех в переговорах. • Попытайтесь установить визуальный контакт со своим партнером. Неуверенный взгляд или отвод глаз в сторону на предметы в помещении неизбежно ведут к неудачному исходу дела и могут дополнительно произвести впечатление незаинтересованности. «Борьбу с глазами» Вы выиграете легко, если Вы будете смотреть противнику не в глаза, а между глаз. • Обдумайте вначале, с кем Вы хотите говорить, к кому хотите обратиться и кого привлечь для своих целей (одной из причин проигрыша Никсона на президентских выборах в 1960 году явилось то, что он в важнейших телевизионных дискуссиях обращался не к зрителям, т.е. к своим избирателям, а к Кеннеди.) • Выберите подходящую одежду, соответствующую этому случаю. • Покажите своему партнеру свою заинтересованность в поставленной проблеме. • Оставайтесь спокойными, не поддавайтесь на провоцирование и не позволяйте загонять себя в угол. • Подавайте себя так, как это соответствует Вашей сущности. - Попытайтесь добиться расположения собеседника и обра -Согласитесь с ошибками, если они всеобще известны. «На ошибках учатся», «Всякому свойственно ошибаться». Но попытайтесь заблуждения другого представить особенно отягощающими. - Избегайте намеков на правовые средства. Это лишь пока - Покажите своему собеседнику его недостающую компетенцию в деловой области: «По прежним высказываниям я должен подвергнуть сомнению Вашу компетенцию по этому делу». Никогда не доказывайте свою собственную эрудицию: «Я это, в конце концов, изучал». - Отдайте должное личным усилиям Вашего собеседника. Поставьте себя в его положение и скажите ему, что Вы как раз в этих обстоятельствах действовали бы по-другому. «Мы знаем, что Вы являетесь специалистом по этим вопросам и признаем Ваши заслуги в этой области и как раз поэтому...». - Приведите в качестве подтверждения Вашей точки зрения и для обоснования Ваших тезисов отдельные конкретные примеры, но усвойте сами, что примеры Вы приводите для разъяснения, но не для доказательства. Помните, что одним единственным противоположным примером Ваши тщательно построенные переговоры можно разрушить как карточный домик. - Полагайтесь на свою логику. Метод дедукции - излюбленный метод доказательств. Например: Все рыбы могут плавать. Окунь - рыба. Окунь может плавать. Этот вывод, называемый силлогизмом, является правильным в том случае, если первое и второе высказывания истинны. - Подчеркивайте общее. Покажите, что Вы по многим пунктам со своим противником едины. Это поможет Вам избежать агрессии и служит созданию положительной атмосферы. «Я рад, что мы по этому вопросу полностью согласны» - Собеседника не интересуют преимущества, которых достигните Вы. Укажите ему поэтому на те преимущества, которые получит он, приняв Ваши аргументы. - Заканчивайте Ваши краткие выступления вопросом. Это ведет при длительном повторе к ослаблению позиций противоположной стороны. «Не так ли?», «Не думаете ли Вы, что...?». Технику вопросов Вы можете использовать также во избежание провокаций. Добавляйте сюда также частицу «тоже», «также». «Вы тоже не думаете, что...?» «Вы также не верите, что...». В данном случае речь идет о педагогической диалектике. Дальнейшую помощь может оказать техника повторяющихся вопросов, если на какой-либо определенный вопрос Вы непременно хотите получить положительный ответ. Задайте собеседнику два, три вопроса, на которые он во всяком случае должен ответить утвердительно. - Попытайтесь представить Ваши аргументы на высоком моральном уровне и обозначьте исходный базис недосягаемым для Вашего собеседника. - Никогда не выдвигайте общие утверждения, которые легко уязвимы. Выбирайте сравнения, конкретные отдельные примеры и работайте со средствами, рассчитанными на внешний эффект. - Выставляйте все аргументы. Запомните, однако, следующий порядок следования. Если у Вас пять аргументов разного значения, никогда не выдвигайте в начало беседы самый сильный, а в конце самый слабый. Самый сильный аргумент должен стоять на третьем месте, а следующий за ним по силе аргумент произнести последним. - Заставьте своего противника сконцентрироваться на тематике переговоров. - Никогда не прерывайте сами беседу или дебаты. Не используйте стандартных или пустых фраз, а попытайтесь прийти к резюме, приемлемому для обеих сторон. - Попытайтесь акцентировать мелочи, в которых Ваш противник не прав, чтобы основное дело, которое Вы не хотите оспаривать, показалось бесспорным. - Переведите мелкие жаргонные слова на литературный язык. Этим Вы завоюете симпатию слушателей. - Если у Вас нет контраргументов, объявите себя некомпетентным в этом вопросе, иначе это будет похоже на капитуляцию с Вашей стороны. «К решению этого вопроса я хотел бы привлечь моего постоянного делопроизводителя, который охотно даст Вам соответствующую справку». Это звучит тем убедительнее, чем выше Ваше общественное положение. - Тактика замешательства. Склоните Вашего собеседника дать определение понятиям, которые он использует. Вы установите, как легко привести его в замешательство. Сделайте другие неудобные заключения и докажите тем самым их непригодность. «Если бы даже это было так...» - Тактика неуверенности. Посмотрите особенно критично и задайте собеседнику неприятные контрвопросы. Выразите также неодобрение средствами кинесики и проксемики (скрестите руки, слегка отклоните корпус назад). - Тактика нападения. Оказывайте воздействие на своего собеседника, атакуйте его корректной диалектикой до тех пор, пока он не будет готов к деловой дискуссии. - Фразовая тактика. Если не действуют другие методы, то попытайтесь окружить своего партнера красивыми фразами. Поговорите о высоких ценностях, отечестве, родине, великодушии, чести и социальной справедливости. Эти слова редко не действуют на слушателей. - Техника передвижения. Выскажите свою позицию по обсуждаемой проблеме позже, выиграйте время встречными вопросами. Излюбленным способом здесь является: «Не могли бы Вы еще раз повторить Ваш вопрос?» - Техника молчания. Слушайте и пропускайте мимо все нападки, или впадайте в другую крайность. Отделайтесь от клиента громкой фразой и неожиданно замолчите. Таким образом, правильное ведение переговоров - это искусство, которому надо учиться. Их успешное завершение обусловлено применением определенных методов в каждой отдельной фазе переговоров. Технологии обучения общению. Перед началом беседы инициирующий коммуникант должен четко представлять то, о чем он хочет говорить. «Порция» информации, которую адресант намерен сообщить адресату, носит организованный характер. Данный тип знаний репрезентируется в понятии «фрейма». Довольно хорошо известна и описана фреймовая структура таких ситуаций, как «В магазине», «На почте», «В ресторане (кафе, столовой)», «На вокзале» и т.п. Изучены и описаны методики обучения общению в названных фреймовых ситуациях, разработан необходимый лексический минимум и упражнения с ним, о чем свидетельствуют соответствующие разделы в учебниках по практике речи. Более сложными по описанию, структурированию и обучению являются диалоги, коммуникативная интенция которых заключается в совершении таких речевых действий, как. договориться о чем-либо, проинформировать о чем-либо, сделать запрос о чем-либо, объяснить что-либо, растолковать, рекомендовать, запретить, оспорить, предупредить, аннулировать что-либо, выразить сочувствие, похвастаться, сделать выговор, пригласить, успокоить и прочее. Обучение деловому общению может быть построено в несколько этапов. На первом этапе обсуждаются некоторые общие аспекты ведения деловых переговоров. Например: что отличает деловые беседы от других речевых ситуаций, от чего зависит успех переговоров и т.п. На втором этапе с помощью использования дополнительного текстового материала учащиеся знакомятся с основами, структурой и техникой ведения переговоров. Наряду с вопросами членения дискурса, фаз обсуждаются языковые аспекты. Здесь вводятся элементы анализа видеофрагментов и транскрипций деловых бесед, нацеленные на сенсибилизацию и рефлексию использования языковых единиц и авербаль-ных средств в типичных деловых ситуациях. На третьем этапе используются задания типа «клоуз-тест», т.е. незаконченные предложения с выборочным ответом. В качестве вариантов ответа предлагается та или иная формула речевого этикета, соответствующая установке, заданности в незаконченном высказывании. Таким образом, перед коммуникантами ставится задача, создающая условия, адекватные речевым. Примерами речевых задач могут служить такие незаконченные высказывания: «Когда я представляю кого-либо, я говорю...»; «когда я хочу спросить о чем-либо, я говорю...»; «Когда я прощаюсь с кем-либо, я говорю...». В данной ситуации осуществляется принцип параллельного усвоения формы и функции лексических единиц. На этом же этапе может быть поставлена задача моделирования тех или иных пропусков в диалоге. На следующем этапе используются элементы проблемного обучения, связанные с нормами поведения, с речевым этикетом. И в заключение проводятся ролевые игры, которые служат стимуляции использования всех изученных языковых и неязыковых средств для осуществления успешной коммуникации. Примерами ролевых игр могут быть: заключение контракта на покупку какого-либо товара в зарубежной или русской фирме, обсужде- ние рекламации, репрезентация своего предприятия и т.п. Здесь активно используются речевые клише, выражения и грамматические конструкции, репрезентирующие обращение, вопрос, аргументацию, просьбу, согласие, несогласие и прочее. При обучении общению в сфере профессиональной коммуникации необходимо научить обучаемых составлять фреймовую схему разговора в соответствии с коммуникативной интенцией, развивать и совершенствовать все виды коммуникативной компетенции: иллокутивной - способности формировать иллокутивные (речевые) акты - попросить, пригласить, представить, запретить, поблагодарить и т.п. - в соответствии с ситуацией общения: социолингвистической - способности оформлять свои мысли с помощью языкового материала, соответствующего данному' социолингвистическому контексту; этнолингвистической - способности учитывать в речевых актах культурологические особенности страноведческого и языкового характера; психолингвистической - способности учитывать эмоциональное состояние коммуниканта; дискурсивной - способности организации беседы, овладению техникой мены коммуникативных ролей, способности аргументировать, осуществлять коммуникативное лидерство, избегать коммуникативных неудач; рефлексивной -способности к рефлексии, пониманию цели и смысла высказываний собеседника. Список рекомендуемой литературы 1. Грайс ГЛ. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М, 1985. С. 217-237. 2. Grice, Paul H.: Logik und Gasprachsanalyse, In: Kussmaul, Paul: Sprechakttheorie. Ein Reader. Wiesbaden: Athenaion, 1980. 3. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения. М., МГУК, 1998. 4. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика. М., МГУК, 1998. 5.6. Технологические приемы организации досугового общения в учреждениях Социально-культурной сферы Социально-культурная сфера - главная сфера общения. В другой сфере, например, на работе, общение, как правило, жестко регламентировано. Именно в социально-культурной сфере личность имеет возможность действовать в своих собственных интересах, тогда как в сфере профессиональной деятельности она служит интересам всего общества и нередко государства, а в бытовой сфере - кроме того, и обеспечивает свое биологическое существование. Конечно, для многих людей эти сферы сливаются, работа и отдых воспринимаются такими субъектами как деятельность в одном и том же русле, но таких счастливчиков не так много. Поэтому личность использует досуг как средство доступа к тем ценностям, которые невозможно получить в процессе труда. В социально-культурной сфере обнаруживается истинный облик личности, ее сущность. Досуговая деятельность в гораздо большей степени, нежели профессиональная, выявляет иерархию ценностей субъекта, его отношение к вопросу о смысле жизни, цели человеческого существования. Поэтому работники клубов и других досуговых учреждений должны сами иметь развернутые и прочувствованные представления об основных экзистенциальных проблемах. Только в этом случае они будут способствовать осознанию ценности жизни у субъектов досуговой деятельности, особенно подростков и молодежи. Ведь не секрет, что главная причина алкоголизма и наркомании - зтрата смысла жизни. В теории социально-культурной деятельности рассматриваются такие формы межличностного общения, как повседневное, игровое, творческое, интимно-дружеское и т.д. Изучаются специфика общения детей, подростков, молодежи, людей среднего и пожилого возраста; технологии общения в различных социально-культурных условиях (клубы и Дома культуры, посиделки, салоны и гостиные, клубные кафе, театры-клубы, подростковые клубы и клубы молодежи, семейные вечера и клубы ветеранов и т.п.); технологии организации деятельности и общения людей при проведении различных мероприятий. Например, Э.В. Соколов так сгруппировал ситуации общения по степени серьезности их содержания: беседа, отдых, развлечения, праздник. Чтобы беседовать, надо знать предмет разговора, уметь слушать и говорить. Во время отдыха, игр, на празднике главным становится непринужденность, чувство юмора. Технология как алгоритм, ведущий к цели, как четкая совокупность и последовательность методов, форм, приемов, средств воздействия распадается на ряд конкретных взаимосвязанных технологических компонентов: диагностики, планирования, первоначального этапа работы и общения, создании ситуации успеха, коррекции, предупреждения и решения конфликтов, регулирования профессионального самочувствия. При разработке конкретных технологий учитываются прежде всего цель и задачи, содержание деятельности и общения, все связи и контакты, распределение ролей, ресурсное и нормативное обеспечение, анализ результатов. Так, в жизнедеятельности подростковых клубов по месту жительства главными являются следующие компоненты: • взаимодействие подростковых клубов со всеми учебно-воспитательными, культурными, правозащитными, оздоровительными учреждениями, находящимися в микрорайоне; • диагностика социального положения каждого подростка, посещающего клуб (дети, переданные под опеку, дети-инвалиды, подростки из «трудных семей», правонарушители); • выявление сущности социальных проблем каждого подростка, знание того, кому и какая помощь, прежде всего, нужна; • проектирование педагогами совместно с детьми и их родителями конкретных мер, направленных на решение выявленных проблем, накопление банка коллективных идей; • совместное планирование достижения общей цели, поиск оптимальных способов решения общей задачи (например, через «мозговую атаку»); • включение подростков в различные виды деятельности: спортивно-туристическую, художественно-эстетическую, оздо-ровительно-валеологическую, образовательную, коммуникативную, культурно-досуговую, социально-педагогическую, прикладное творчество, техническое творчество; 194,,. • распределение ролей, поиск исполнителей коллективной деятельности, включение желающих в работу с подростками, самих подростков в работу с младшими, больными, пожилыми людьми; • ресурсное и нормативное обеспечение жизнедеятельности клуба; • наблюдение и коррекция групповой и индивидуальной деятельности подростков, апробация механизмов реализации задуманного; • взаимная помощь и поддержка; • анализ результатов, совместное оценивание деятельности, переживание успехов и неудач; • организация диалогического общения, положительно-эмоциональных доверительных отношений. Ориентация в общении с подростками на высшие нравственные ценности. Технология развития социальной защищенности подростков девиантного поведения включает в себя прежде всего следующие задачи: формирование моральных представлений и понятий, снижение эмоционального напряжения, развитие способности понимать состояние другого человека и умение выразить свои мысли, передать свое эмоциональное состояние, обучение саморелаксации. Основные этапы технологии: знакомство с подростком и определение конкретной ситуации условий социального развития; изучение социальной среды и ближайшего окружения, т.е. социальная диагностика; анализ информации, проектирование и планирование направлений, форм, методов и средств работы и общения с подростком; коррекция (игротерапия, арттера-пия, музыкотерапия. хоротерапия, цветотерапия, библиотерапия, трудотерапия и т.п.), М. Садовский и С. Семенов предложили технологию окультуривания подростков, у которых жизнь в детстве была крайне однообразной и потому у них снижена социальная компетентность, утеряна способность к маневру, отсутствуют представления о средствах коммуникации, об эффективных способах разрешения конфликтов. Главная задача - помочь подросткам приобрести более разнообразный социальный опыт, расширить рамки социальной компетенции. Принципы работы: 1. Включение рефлексии, т.е. приобретение подростками навыков осмысления ситуации и собст- венного поведения в течение прожитого дня. 2. Безоценочность в подходе к анализу поведения подростка. Совершенный поступок обсуждается как сделанный выбор одного из возможных вариантов поведения, рассматриваются позитивные и негативные следствия этого выбора и альтернативные способы поведения в данной ситуации, более подходящие. При этом необходимо отчуждение ситуации совершения поступка, что позволяет снять эмоциональное напряжение и психологическую защиту. 3. Создание успешности подростку в различных видах деятельности при включении его в широкий круг социальных отношений. 4. Четвертый принцип предполагает формировать нормативность поведения подростка при помощи образцов, демонстрируемых педагогами в отношении к детям и друг другу. Цель - вывести подростка из позиции ребенка в позицию взрослого. Это значит не только присвоить новые способы общения, взаимодействия с окружающими, присущие взрослым (аргументирование просьб и требований, выбор интонаций и т.п.), но и принять на себя ответственность за совершаемые действия и поступки. Ответственность за внедрение новых технологий социально-культурной деятельности несут не только работники данной сферы, но и руководители образовательных учреждений, воспитатели. Именно на базе образовательных учреждений за последние годы созданы десятки общественных центров, работающих по оригинальным технологиям: социально-педагогическая служба «Доверие», «Забота», «Милосердие», «Школа социальных инициатив», «Школа малышей», «Школа выживания», «Фотоателье на дом}'». «Общественная парикмахерская», «Сладкий стол», «Модельный дом ДИМСИ» и др. Социально-культурная сфера существует в конкретном общественном механизме и функционирует как его часть. Общество навязывает личности определенные стандарты поведения, которые иной раз могут способствовать разрушению самого общества. Стихийный процесс формирования массовых предпочтений нуждается в контроле со стороны учреждений культуры, которые значительно ослабили свою роль в последние десятилетия. Необходимо повышение воспитательной роли данных учреждений, которые должны руководствоваться идеалами формирова- ния свободной личности, которая послужит фундаментом сво-■бодного общества. Недостаток государственного финансирования способствует тому, что данная работа держится только на энтузиазме работников социально-культурной сферы. Существующие формы досугового общения необходимо совершенствовать, повышать их уровень. В противном случае общество неминуемо ждет деградация. Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте сущность общения как феномена культуры. 2. Дайте понятие о межличностном взаимодействии как социально-педагогическом процессе. 3. Охарактеризуйте основные стили, виды, уровни педагогического общения. 4. Какова возрастная динамика общения? В чем специфика общения подростков? 5. Назовите технологические приемы организации досугового общения в учреждениях социально-культурной сферы. 6. Межличностные взаимодействия как социально-педагогическая проблема. 7. В чем сущность общения как феномена культуры? 8. Назовите технологические приемы организации общения в сфере свободного времени. 9. Охарактеризуйте основные стили и виды педагогического общения. 10. Что понимается под единицами коммуникативного общения? 11. Дайте характеристику типов коммуникативного общения. 12. В чем заключается техника коммуникативного общения? г ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА лава VI [ дЕТЕИ и ПОДРОСТКОВ Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|