Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Технология культурно-досуговой деятельности с семьей





Задача технологии как науки состоит в выявлении законо­мерностей развития культурно-досуговой деятельности с целью определения и использования на практике наиболее эффектив­ных и производительных процессов. Совокупность объективных фактов требует исследования социально-культурных проблем института современной семьи в системе рекреативной деятель­ности, используя концептуальную основу социально-культурной деятельности, культурологии, индивидуальной, аналитической и социальной психологии, и в частности положения о семье как малой социальной группе.


Потребность в осмыслении жизни семьи, как малой социаль­ной группы, представляется валидной в силу многих причин. Среди них, на наш взгляд, не менее важными являются следующие:

• снижение роли и значения учреждений социально-культурной деятельности в жизни института семьи;

• недостаточная разработанность теоретико-методологиче­ских основ рекреативной деятельности для работы с семьей, как досуговым коллективом.

Нами было проведено социологическое исследование нали­чия свободного времени у респондентов с целью анализа семьи как досугового коллектива. Распределение ответов о наличии свободного времени в семьях в первичном срезе показало сле­дующее. Основная масса - около 90% работающего населения -располагает не более 1-2 часами свободного времени в день, при 1-2 двух свободных днях в неделю. Эти данные полностью соответ­ствуют современному образу жизни россиян в условиях экономи­ческих реформ. Профессиональная деятельность не обеспечивает необходимого для семьи уровня доходов. Большая часть населения ищет дополнительную занятость помимо основной работы. Это ха­рактерно для всех групп респондентов: для работающих, служа­щих, военнослужащих, студентов, профессорско-преподаватель­ского состава. С другой стороны, предельно заняты и более обеспе­ченные слои современного общества: бизнесмены и высокооплачи­ваемые предприниматели. В настоящей выборке последние соци­альные группы представлены незначительно:

• социальная общность «обеспеченных» людей в среднем по России составляет менее 7%, в провинциальном городе дан­ная пропорция еще менее, в сельской местности - ниже;

• данная общность локализуется вне площадок настоящего исследования и не доступна для методов социологического изу­чения;

• социальная общность «обеспеченных» людей имеет в силу своего материального положения иные структуры потреб­ностей, мотивов и ценностей в отличие от изучаемой общности рабочих, служащих, военносл\окащих, преподавателей, студен­тов, крестьянства, домохозяек.


Незначительно представленная часть населения обладает существенными объемами свободного времени - 8% респонден­тов. Эту категорию ответов представляют, по большей части: безработные, инвалиды и больные люди, беженцы, бомжи, и т.д. Спад производства и обнищание народа в значительной мере по­ставили перечисленные группы населения в тяжелое положение. С другой стороны, свободным временем располагают также и обеспеченные граждане, чей уровень доходов позволяет им жить по собственным ценностям и нормам.

За годы реформ количество естественного прироста населе­ния снизилось на 700 тысяч детей - такое количество детей по России в 1998 году недосчитали первые классы школ.

Наибольшая доля респондентов представлена возрастом 20-25 лет. Этот возраст является возрастом увеличения напряже­ния либидо, появления проблем социализации и стабилизации личности в обществе, а также наибольшего количества заклю­чаемых браков. Таким образом, заключение брачного союза во многом вызывает конкретные трудности и проблемы в совмест­ной жизни молодых супругов. Выявление и помощь в решении этих трудностей во многом являлись целью работы клуба семьи. Лица среднего возраста приняли не достаточно активное участие в социологическом опросе и анкетировании. Это объясняется от­носительной стабильностью образа жизни, в том числе и семей­ной, устоявшимися формами межличностного взаимодействия; инертностью отношения к макросоциальным и микросоциаль­ным процессам и явлениям; определенным фатализмом и отсут­ствием перспектив в жизни, что проявляется в смирении перед фактами бытия. Это является следствием ряда факторов. К ним отнесем:

• оптимистический взгляд на жизнь свойствен в основном молодежи;

• нарастает астенизация населения;

• усиливается социальное обусловливание пассивного типа личности.

Семейное положение респондентов во многом типично для современной России. Подавляющее число людей проживают в семьях и стремятся к созданию семьи.


Среди разводящихся пар вступающие в брак после сравни­тельно кратковременного знакомства составляют 52%. Среди пар, продолжающих жить в браке, только 17,1%. Соответственно пары, вступающие в брак, зная друг друга не менее года, состав­ляют в первом случае 34%, во втором - 58%.

Связь между культурным уровнем молодежи и прочностью брака проявляется в степени обоснованности не только решения о вступлении в брак, но и решениями, принимаемыми в различ­ные периоды супружеской жизни. Содержание брака не исчер­пывается любовью и счастьем. В браке супруги сразу же встре­чаются с трудностями приспособления друг к другу и к новым условиям существования.

Проблема подготовки молодежи к браку стоит сейчас перед обществом как одна из важных проблем. Требуются серьезные уси­лия для преодоления дезорганизации и примитивизации сексуаль­ной жизни людей, которые проявляются в поведении значительной части населения. Эти трудности в значительной степени обуслов­лены также и деятельностью средств массовой информации.

Наибольшее значение в свете настоящего исследования имел блок вопросов, посвященный предпочтениям свободного време­ни респондентов, их интересам, мотивам и потребностям. По­давляющее большинство респондентов указали, что имеют про­блемы с недостатком времени и средств, их наиболее волнуют недостаток стабильности в жизни, тревога за судьбы близких людей и будущее Родины. Следующую значительную группу проблем представляют трудности в семейной жизни: воспитание детей, конфликты с членами семьи, в частности с родителями супруга или супруги. Последние в значительной мере коррели­руют с жилищными проблемами, хозяйственными и бытовыми затруднениями. Также значительное число респондентов имеют трудности в общении, что отражено в ответах на вопрос об оди­ночестве и сексуальном фантазировании. Проблемы со здоровь­ем, недостаток сил также является значительной проблемой в со­временных условиях у членов семьей. Одной их значимых про­блем является проблема с работой, в частности материальная и психологическая неудовлетворенность ею. Необходимо класси­фицировать проблемы по степени их решения психолого-


педагогическими методами. Актуальные проблемы респондентов были классифицированы на три группы, по степени их разреше­ния в системе рекреативной деятельности. К первой группе наи­более разрешимых проблем отнесены следующие:

• воспитание детей;

• одиночество;

• конфликты и трудности в общении с родителями супруга или супруги, с матерью или отцом, с детьми, с супругой или супругом;

• неудовлетворенные сексуальные фантазии;

• низкое общественное положение.

Затруднения следующего ряда могут быть разрешены пси­холого-педагогическими методами с меньшими результатами:

• здоровье;

• хозяйственные и бытовые трудности;

• тревога за судьбы близких людей;

• недостаток сил.

Данные проблемы можно в какой-то степени облегчить и решить методами и формами социально-культурной деятельно­сти. Конкретные методы и формы психолого-педагогической деятельности в реализации общественного заказа нашли свое во­площение в описанном ниже эксперименте.

Следующие проблемы непосредственно этими методами практически не решаются:

• недостаток времени;

• нехватка средств;

• стабильность в жизни;

• будущее Родины;

• трудности с жильем;

• проблемы с работой.

Первичный социально-кз'льтурный аспект деятельности «Клуба молодой семьи» заключался в организации встреч семей военнослужащих, для которых «в складчину» приобретались про­дукты, силами жен и детей проводились самодеятельные меро­приятия, празднования Дня 8 Марта, Нового года, профессио­нальные праздники, чествования и юбилеи. Эти мероприятия не


исчерпывали потребности членов клуба Наблюдался устойчивый спрос на психологические знания процессов и явлений в семейной жизни. Эпизодически приглашаемые психологи центра планиро­вания семьи поддерживали интерес и потребности членов клуба. Такого рода деятельность не соответствует общеметодическим принципам последовательности, систематичности и постоянства.

Социально-психологический портрет респондента клуба се­мьи показывает, что он является типичным представителем ис­следуемой общности населения. Социально-экономические и культурно-психологические характеристики участников экспе­риментальной работы полностью тождественны аналогичным характеристикам респондентов в регионе. В экспериментальной группе пропорция соотношения мужчин и женщин имеет более гармоничные показатели по сравнению с данными по региону. В этой группе несколько меньше разведенных и вдовых. Семейное положение респондентов объединения полностью соответствует социальным пропорциям для исследуемых возрастных групп.

Образовательный уровень респондентов клуба семьи также отражает социальные пропорции исследуемого региона. У рес­пондентов мужского пола уровень образования несколько выше, чем у женщин, что отражает некоторые тенденции брачного по­ведения в исследованной среде. Это может как стабилизировать семью, так и способствовать конфликтности и нестабильности ее, но не имеет принципиального значения для исследования.

Локализация клуба семьи предопределила социально-про­фессиональное положение членов клуба. Преобладающую часть членов клуба семьи составляют мужчины - военнослужащие, курсанты и военнослужащие в запасе, а также служащие, домо­хозяйки, безработные и студенты. Занятость мужчин - членов клуба - значительно выше занятости в регионе. Занятость жен­щин - членов клуба - аналогична или меньше занятости в регионе.

Отношение к профессиональной деятельности детерминиро­вано социальными ожиданиями, оплатой конкретного труда, снижением общественного статуса деятельности и коррелирзтот с социальным положением респондента. Вторичный исследова­тельский замер показал значимое положительное изменение от­ношения к профессиональной деятельности респондентов, при


небольшом, до 3% негативном изменении общественного поло­жения членов клуба. Таким образом, морально-культурные ха­рактеристики микросоциума в определенной мере могут проти­востоять социальной деструкции.

В условиях современного кризиса, в условиях дороговизны баров, клубов и дискотек клуб семьи стал основным социокуль­турным объединением в конкретном сообществе. Наполненность свободного времени отличается от среднестатистической по не­скольким показателям. Интересы и потребности респондентов практически не отличаются от данных, полученных при состав­лении социально-психологического портрета респондента в ре­гионе. Несколько больше внимания уделяется увлечению спор­том и физической культурой, чтению, больше проводится време­ни в кругу друзей и знакомых, культивации здорового образа жизни. Типичны также данные по месту проживания респонден­тов и количеству детей в их семьях. Меньше времени и внима­ния по сравнению с регионом отдается просмотру телевизора, общению в кругу семьи, танцам и музыке, реже посещают дис­котеки и бары. Значительно ниже - около 5% показатель «ничего не делаю», что отражает конструктивную занятость респонден­тов, в том числе в созидательном досуге, предложенном Клубом семьи. Значительно уменьшились пассивные виды досуга: про­смотр телепередач, посещение дискотек, танцев и баров.

Социально-культурная работа клуба семьи активизировала спрос на духовные виды досуга. Возросло на 9% время, выде­ляемое на чтение; на проведение времени в кругу семьи на 12%; на работу в объединениях по интересам, на увлечение фото- и киносъемкой, туризмом и народными промыслами - на 2%; из­готовление одежды - на 5%. Дополнительные корреляции вносят экономические проблемы, побуждающие членов семьи к веде­нию натурального хозяйства. Происходит увеличение затрат времени и повышение ранга интереса к изготовлению одежды на 5% и работе на сельскохозяйственном участке. Выявлено повы­шение рангов интереса к работе досугового объединения более чем на 16%. Возросло в ходе работы объединения удовлетворе­ние актуальных проблем респондентов: прослеживается устой­чивая по времени и показателям тенденция к снижению проблем


и конфликтов в семье, налаживанию взаимопонимания, умень­шилось количество одиноких людей на 9%, утратили остроту хо­зяйственно-бытовые трудности. Проблемы материального плана, такие, как трудности с жильем, нехватка средств, отсутствие стабильности в жизни и сопутствующие им социально-психологические проблемы семьи - недостаток времени, низкое общественное положение, тревога за будущее Родины и судьбы близких людей - требуют глобальных изменений семейной по­литики. Региональные социально-культурные мероприятия, на каком бы высоком теоретическом и практическом уровне ни проводились, разрешить социально-культурные проблемы семьи не могут. Состояние членов семьи и ее морально-нравственная атмосфера зависят от возможностей сплоченно трудиться, удов­летворять витальные потребности: в еде и жилье, в стабильности завтрашнего дня и судьбах своих детей. Если это условие не бу­дет выполнено, система национальной рекреативной деятельно­сти окажется невостребованной большинством семей.

Исследование выявило, на какие конкретные формы соци­ально-культурной деятельности наблюдается устойчивый спрос населения. Членов клуба привлекло интересное общение под компетентным руководством, возможность получить новую ин­формацию и знания, сформировать определенные умения и на­выки. Вызвали устойчивое внимание традиционные формы со­циально-культурной работы: концерты и вечера отдыха с игро­выми программами, занятия, лекции и беседы; встречи с инте­ресными людьми; театрализованные представления, календар­ные праздники и празднование юбилеев. Посещаемость увели­чилась на 23%. Важным и необходимым условием активного участия членов семьи в рекреативной деятельности является их участие в социально-культурном процессе.

Таким образом, реализованные личностные потребности членов клуба есть основа социокультурного обновления семьи. Потребность, ставшая возможностью выступать на сцене, петь, танцевать, общаться и понимать людей, узнавать новое, укрепить здоровье, наладить семейную жизнь, найти друзей и помогать людям, научиться улаживать конфликты есть богатый потенциал учреждений досуга в становлении и реабилитации семьи.


Все разработанные нами приемы досуговой работы имеют в своей основе психологическое обоснование. В частности:

• научение коммуникации, в том числе невербальной в малой социальной группе;

• научение бытовым навыкам с положительным обуслов­ливанием социально необходимых правил поведения;

• становление нарушенных социальных и семейных ролей супругов;

• позитивное восприятие ситуации и личности в кризис­ной ситуации;

• анализ воспроизводства инфантильных конфликтов в супружеской семье;

• обусловливание реализации функций семьи;

• обучение методам релаксации и восстановления душев­ного равновесия;

• создание необходимых условий для проявления и закрепле­ния эмпатии и ряд других инструментов практического психолога.

За время работы клубного объединения проявился сущест­венный признак результативности социально-культурной дея­тельности: в клубе возникли традиции, возросла их нравственная значимость. Одновременно с этим усилился интерес к миру лич­ности, к проблемам ее становления и развития как в семье, так и социуме. Посвящение в члены клуба, дни рождения и чествова­ния юбиляров стали не только типичными формами досуговой работы, а своеобразным противоборством с феноменом отчуж­дения. Традиции позволяют противопоставить личность и семью современному общественному кризису и деструкции. Они несут высокий нравственный потенциал, позволяющий сохранить и приумножить духовность и культуру, как первичного и глав­нейшего института общества - семьи, так и самого общества. Традиции - это исторически сложившиеся социальный и инди­видуальный механизмы, имеющие в своей основе психолого-педагогический фундамент, обеспечивающие социализацию по­колений и эволюционный прогресс. Нет ни одного жизненно значимого события, которое не было бы освящено традициями.


9.6. Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга

Изучение роли, значения и направленности социально-культурной деятельности на институт семьи необходимо начать с анализа практической работы социально-культурных учрежде­ний в свете законодательных актов государства и научно-практической деятельности.

В Российской Федерации прослеживаются значительные из­менения в функционировании института семьи.

За последние три года прекращено финансирование и свер­нуты программы обеспечения жильем молодых специалистов, многодетных семей и иных нуждающихся категорий населения. Были приняты, но подвергнуты забвению программы «Моло­дежь» и «Семья».

Традиционной формой проведения свободного времени се­мьи на селе являются семейные клубы, в прошлом их в Тамбов­ской области было 92. В настоящее время их число значительно снизилось. Тем не менее, выделяются клубы «Будьте счастли­вы», «Молодые семьи», «Ты и Я», «Всегда вместе» (Кирсанов­ский, Мичуринский, Мучкапский, Знаменский, Рассказовский, Инжавинский районы).

За время реформ произошло снижение экономических по­тенциалов народного хозяйства, что обусловило разрушение экономической базы основных фондов и уменьшение оборотного финансирования социально-культурных учреждений. Финансо­вый хозрасчет, как форма экономической самостоятельности, не обеспечил сохранения материального, культурного, духовного и профессионального потенциалов учреждений досуга.

Анализ деятельности клубных учреждений Тамбовского ре­гиона показывает уменьшение количества любительских объе­динений в области, и в том числе адресованных членам семьи. Не пользуются спросом жителей и не используются в практике социально-культурных учреждений такие семейно-бытовые об­ряды, как «Помолвка», «Свадьба», торжественная регистрация ребенка, «Первые детские шаги», «Имянаречение», окликание молодых в семье «Вьюнишник», праздник русской семьи, се-


мейные гуляния, «Сборы молодых семей», «Чествование моло­дых» и др. Основными направлениями социально-культурной деятельности являются времяпрепровождения с явно недоста­точными элементами нравственной и воспитательной работы, обращенной ко всему семейному коллективу, и в первую очередь к тем семьям, которые испытывают потребность, осознаваемую или неосознанную к семейному единству и гармонии, то есть к функциональным семьям. Мероприятия обращены к функцио­нальным семьям, в которых согласие, единство и благоприятный психологический климат являются достижимыми ценностями и целями семейной жизни. Форм и мероприятий организации се­мейного досуга для семей противоположного типа и в качестве профилактической меры предупреждения конфликтов и трудно­стей в семейной жизни в социально-культурных учреждениях практически нет.

Это происходит в силу следующих причин: отсутствия целе­направленной региональной семейной политики и социальной идеологии ценности семейной жизни, отсутствия у социально-культурных работников необходимой и достаточной личностной направленности и профессиональной подготовки в осуществле­нии деятельности с институтом семьи.

Социально-культурные учреждения испытывают кризис в качестве и количестве подготовленных кадров, что обусловлено общим низким качеством жизни, исключающим специализацию, которая является основой деятельности семейного специалиста.

Другим аспектом психологической и педагогической работы с семьями, женщинами и детьми является недостаток личност­ной зрелости и профессиональной компетенции социальных пе­дагогов, практических специалистов, задействованных в реаби­литационных и социально-культурных институтах. Сказывается отсутствие профессионального отбора абитуриентов, низкая профессиональная направленность и готовность этих специали­стов, слабая учебно-методическая база обучения студентов, их проблематичная и непродуктивная Я-концепция.

Наблюдения и интервью с участниками просемейных меро­приятий, например, вечера отдыха «Кому за 30», позволяют вы­явить как положительные, так и отрицательные моменты. К по-


ложительным моментам относится социально-культурное и ор­ганизующее досуг значение этих вечеров. Такого рода меро­приятия восполняют и удовлетворяют многие депривированные и неразвитые потребности, например, эмоционального общения. Детерминация скрытой сексз'альной потребности прослеживает­ся у части участников данных мероприятий, ряд респондентов указали на то, что посетители, состоящие в браке и имеющие се­мью, используют мероприятие для расширения круга сексуаль­ных партнеров, обманывая часть посетителей, что впоследствии приводит к ряду конфликтов.

Попытки администрации организовать вечера отдыха для семей в настоящее время оказались невостребованными, в силу следующих причин: высокая стоимость билетов и отсутствие традиций семейного досуга.

Результаты исследования позволили представить несколько типов семей.

1. В первом случае семья выступала как автономия. В такой семье у мужа и жены разное отношение к жизни и различные ценностные позиции. Решения принимались сообща, имея ком­промиссный характер и являясь «триумфом разнородности». Различие характеров, равно как и мировоззрений, не играло в та­кой семье необычной роли, это предполагалось самой системой внутрисемейных отношений.

2. Второй тип - это семьи, в которой господствующую роль играл муж. Личные особенности его характера, мировоззрение и отношение к жизни являлись определяющими для всех членов семьи. Роль жены оказывалась минимальной и очерчена кругом лишь сугубо «женских» обязанностей.

3. Третий тип - семьи, где решающую роль играла жена. Однако роль мужа в этом случае все же больше, чем роль жены во втором типе семьи. Она не ограничена выполнением сугубо «мужских» обязанностей, а распространялась и на выполнение ряда тех функций, которые во втором типе семьи считаются су­губо «женскими».

4. Последний, четвертый тип - «синкретические» или парт­нерские семьи. Здесь роли распределены равномерно, решения принимаются не на основе компромисса, как в первом типе, а на


основе признания права каждого супруга на самостоятельные решения.

По степени стабильности и отношения к нравственным нор­мам были выявлены следующие типы семьи: стабильные и ус­тойчивые; не обнаруживающие проблем; неустойчивые и неста­бильные, проблемные; свободные - открытые браки; закрытые; открытые; полуоткрытые. По степени решения жизненных про­блем были выявлены следующие типы семьи: абсолютно благо­получные, благополучные, скорее благополучные, переходные, скорее неблагополучные, неблагополучные, абсолютно неблаго­получные.

Негативный семейный психологический климат способст­вуют отчужденности членов семьи.

При этом наиболее страдает совместная семейная деятель­ность, которая перестает являться организованной системой взаимодействующих членов семьи, направленной на целесообраз­ное производство и воспроизводство объектов материальной и ду­ховной культуры. Утрачиваются признаки этой деятельности:

• непосредственный личный контакт участников;

• наличие единой цели, которая перестает отвечать общим интересам и потребностям членов семьи.

Разрушение совместной деятельности обусловливает возник­новение в группе «теневого» руководства, нового разделения ро­лей «ведущих и ведомых», а также разделения труда между ними.

Совместная деятельность и общение предполагают наличие группового согласия, которое есть единство взглядов, характери­зующее людей (члены семьи), объединенных в группу. Группо­вое согласие возникает в процессе непосредственных взаимодей­ствий людей путем взаимного принятия членами группы пози­ций и ролей друг друга. Групповое согласие можно рассматри­вать как проявление ценностно-ориентационного единства и нормализации семейного психологического климата.

Стабильность государства и нации, его цивилизованность зави­сят от прочности семей и цивилизованности отношений в них.

Учреждения социально-культурной сферы являются неотъ­емлемыми составляющими и формирующими структурами госу­дарственного управления нации. Государство провозгласило и


стремится воплотить в жизнь «Основные направления государ­ственной семейной политики». Целью данной системы мер явля­ется создание условий для реализации семьей ее функций и по­вышения качества жизни семьи. Необходима реализация ком­плекса мероприятий, направленных на интеграцию семьи и ее членов, обеспечение полноценного физического, психологиче­ского, интеллектуального и социального развития всех членов семьи, посредством эффективной реализацией семьей коммуни­кативной, досуговой, сексуальной, репродуктивной, воспита­тельной, содержания детей, материальной функций; обеспечение на основе реализации данных функций благоприятного психоло­гического климата семьи и социализации и адаптации всех ее членов. Последнее обеспечит предупреждение асоциального раз­вития и становления личности членов семьи. Учреждения соци­ально-культурной сферы занимают значимое место в реализации «Основных направлений государственной семейной политики», а также в жизни как отдельной семьи, так и всего социума. От деятельности современных учреждений социально-культурной сферы, от методов, форм и, что самое главное, целей работы за­висит дальнейшие их место в жизни социума и их востребован­ность семьями, то есть всем населением страны.

Характер особенностей деятельности учреждений социально-культурной сферы с институтом семьи является эпизодическим и непоследовательным, основанным на воздействии не на причин­но-следственные связи и механизмы развития социальной аномии и дезинтеграции, а на устранении их последствий. Возникают принципиальные проблемы в постановке целей в работе с институ­том семьи, отсутствуют необходимые знания, практические навыки и умения в этой работе, особенно в понимании групповой динами­ки и психологии межличностных отношений членов семьи.

Отсутствует государственно-национальная целостность на­правленности деятельности учреждений социально-культурной сферы с институтом семьи. Основой их деятельности во многих случаях является календарный план, что определяет формальный характер работы и ориентацию не на социальный и в частности не региональный заказ, а на традицию государственного, адми­нистративного руководства.


Необходимость планомерной системы деятельности в мас­штабах страны - семейной политики определяется неблагопри­ятными последствиями изменений структуры и функций семьи, которые были обусловлены историческим развитием, процесса­ми индустриализации, реформации и другими связанными с ни­ми процессами и которые в своей совокупности обусловливают кризис семьи как социального института, как долговременные и многомерные тенденции. Это происходит в силу:

• процессов стратификации общества: образования буржу­азных, бюрократических, олигархических, демократических и иных элит, диктующих свои интересы обществу;

• утраты национальных производственных, научных и тех­нических потенциалов, культурно-духовного богатства нации;

• обусловленности изменений, особенно таких, как иссле­дования, нововведения, развитие и распространение, подчинение интересам различных власть предержащих социальных групп;

• возрастания социального и индивидуального отчуждения как между властью и обществом, среди групп населения, так и между членами семьи;

• индустриализации, модернизации и специализации во всемирном масштабе;

• роста мегаполисов и одновременного регресса и опустоше­ния сельских регионов;

• снижения значения как основных, так и любительских занятий;

• распространения грамотности и образования;

• возрастания способности к массовым разрушениям, в том числе экологического плана,

• возрастания темпов указанных изменений.

В числе причин, обусловивших увеличение социально-культурных проблем семьи, выявлены:

• Традиция отчуждения интересов государства от интере­сов личности и населения, состоящих в подавляющем числе из семейных людей.

• Рост противоречий между личными интересами людей, с одной стороны, и интересами правящего класса и государства -с другой.


• Эксплуатация личности социумом, осуществляемая по­средством общественных организаций, средств массовой инфор­мации, используя интересы населения, в том числе ценности се­мейной жизни.

• Рост социального недоверия и равнодушия, негативного и агрессивного отношения к реальности, что обусловливает ма­териалистическое, эгоистическое, часто мистическое отношение к обществу и государству.

• Низкое качество жизни, особенно в сельской местности, что во многом обусловлено индустриализацией и урбанизацией, которые привели к тому, что много сельских жителей посели­лось в городах, вдали от своего социума и привычного окруже­ния, что есть одно из оснований маргинализации.

• Усиление зависимости семьи от административного госу­дарственного аппарата.

• Усиление социально-культурной изоляции семьи и соци­альной дифференциации, связанной с увеличением количества служб, рабочих должностей, градаций заработной платы и т.д.

• Усиление состояния беспомощности перед ростом вся­кого рода проблем в государственном масштабе.

• Ускоренный рост технического прогресса за рубежом, который превосходит уровень профессиональной подготовки в учебных заведениях нашей страны.

В нашей стране и практически во всех развитых странах ми­ра преобладают неполные, осколочные и вырожденные формы и разновидности семьи, псевдосемейные и внесемейные формы существования. При этом ступень общественного принятия и одобрения всех этих форм нарастает.

В современном обществе отсутствует идеология, в основе которой находилось бы не девиантное и не делинквентное пове­дение и мотивация, а которая бы являлась целью жизни каждого семьянина, всего общества в целом. Подготовка социально-культурных работников пассивно влияет на процессы социали­зации личности в семье. Стереотипность и похожесть клубов се­мьи отражают современное положение дел в работе с институ­том семьи.


Другим аспектом социальной и психологической работы с семьей, женщинами и детьми является недостаток личностной зрелости и профессиональной компетенции практических спе­циалистов, задействованных в реабилитационных и социально-культурных мероприятиях.

Эффективность работы этих специалистов ограничивается следующими факторами:

• отсутствием философии безупречного качества образования;

• образовательной и профессиональной дезинтегрировано-стью системы подготовки специалистов в стране;

• отсутствием профессионального отбора абитуриентов;

• низкой профессиональной направленностью, готовно­стью и непродуктивной Я-концепцией этих специалистов;

• слабой учебно-методической базой обучения;

• ориентацией специалистов не на повышение профессио­нальных знаний, умений и навыков, а на систему межличност­ных отношений и связей;

• примитивной социальной ментальностью и общим не­достаточным и ограниченным уровнем личностной культуры в современном обществе;

• ориентацией семейных специалистов на использование тес­товых методик в ущерб развитию умений межличностного глубо­кого, интенсивного и созидательного взаимодействия с клиентами социально-культурных учреждений;

• административным руководством этой работой, в основе которого находится стремление не к стойким и долгосрочным результатам, а к массовости и в силу этого к поверхностным и нестойким результатам.

Эти выводы подтверждает ориентация федерального зако­нопроекта «Основные направления государственной семейной политики» не на российскую действительность, а на междуна­родные правовые нормы, его декларативный и абстрактный ха­рактер. Современная подготовка выпускников учебных заведе­ний не позволяет обеспечить в настоящих условиях эффектив­ную психологическую, социально-культурную и социальную деятельность. Роль, отводимая высшим учебным заведениям в


обществе, обязывает их к проведению эффективного комплекса мероприятий учебного и внеучебного плана в реализации госу­дарственной семейной политики и удовлетворению масштабного и постоянного по времени социального заказа. В университетах и их профсоюзных организациях семье уделяется незначитель­ное внимание как в учебных планах, так и в процессах социаль­ной деятельности. Совокупность перечисленных выше факторов формирует пассивную и потребительскую направленность моло­дых людей.

Семейная политика - это государственная деятельность, ориентированная на повышение интересов современной нации и государства к проблемам семьи. Именно такая ориентация со­циума обусловит разрешение кризисного состояния нации. Ма­териально и идеологически укрепляя семью как институт, соз­даются предпосылки реализации потенциала отдельных семей для решения конкретных жизненных проблем. Основами семей­ной государственной политики должны стать независимость се­мьи от государства, ее право на самостоятельность решений, ка­сающихся ее жизни, с собственными целями и интересами, на основе экономической, нравственной, культурной независимости от государства. Для реализации этого необходимо обеспечить соответствующую социальную и законодательную экономиче­скую основу. Проведение семейной политики предполагает и со­ответствующую ее целям корректировку всех других видов по­литики, в том числе: экономическую, жилищную, образователь­ную, здравоохранительную, социально-культурную, информаци­онную и др.

Основными недостатками в решении социально-культурных проблем семьи, помимо устранения экономической дефицитар-ности, являются:

• Отсутствие фамилистической ориентации средств массо­вой информации. Они недостаточно и несистематически прово­дят в жизнь фамилистически ориентированные программы. В силу этого не сформирован социальный заказ на данные переда­чи. В то же время именно средства массовой информации обла­дают необходимыми возможностями для позитивного формиро­вания общественного мнения и ментальное™, культуры и на-


циональной семейной идеологии. В настоящее время преобладает пропаганда средствами массовой информации антисемейных и негуманистических ценностей.

• Отсутствие фамилистической ориентации в образова­тельных программах средней и высшей школы. Это во многом снижает качество деятельности учреждений социально-куль­турной сферы в работе с институтом семьи.

• Отсутствие индивидуальной мировоззренческой ориен­тации у специалистов.

• Отсутствие национальной фамилистической идеологии, которая имела традицию в историко-культурном и философском наследии России.

• Отсутствие фамилистической направленности государст­венной системы, и в частности учреждений социально-культур­ной сферы, психологической и социальной деятельности.

Необходи







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.