Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений





Организация и методика воспитательной работы молодеж­ных и детских общественных объединений должна быть направ­лена на стимулирование и развитие социально значимых качеств личности. Для достижения успеха на этом пути часто бывает не­достаточно формального соблюдения целей и задач обществен­ного объединения и осуществления деятельности по программам общественного объединения. Требуются определенные условия, которые способствовали бы максимальному проявлению соци­альной и творческой активности. Осуществление этих задач не­возможно без выработки четких представлений у членов органи­зации о социально-культурной среде, государственных и негосу­дарственных формированиях, взаимодействующих с данным общественным объединением, а также без достижения взаимо­понимания с конкретными представителями властных, образо­вательных и воспитательных учреждений. Участник обществен­ного объединения должен иметь вполне определенные представ­ления и отношение к тому досуговому коллективу, в работе ко­торого он принимает участие, а также понимать и принимать то место, которое он в нем занимает.

Руководитель общественного объединения должен высту­пать не только в роли воспитателя и учителя, но являться прежде всего товарищем, способным помочь каждому участнику обще­ственного объединения, научить новому, способствовать приоб­ретению уникального опыта общения и деятельности в рамках общественного объединения. Соблюдение вышеперечисленных условий, как нам кажется, позволит участнику молодежного или детского общественного объединения оптимальным образом проявлять свою самостоятельность и социально-культурную ак­тивность, направленную на преобразование своего города, села, поселка. Одной из главных психолого-педагогических особенно­стей работы руководителя подобного общественного объедине­ния или же социального педагога (руководителя программы) можно назвать обязательное требование создания атмосферы уверенности в своих силах у всех членов общественного объеди-


нения. Практическое осуществление данного положения осно­вывается на поощрении конкретных видов деятельности, в кото­рых добивается тех или иных успехов каждый из членов общест­венного формирования. Подчас именно в рамках проведения какого-либо мероприятия общественного объединения возникает ситуация первого серьезного успеха личности, что, в свою очередь, ведет к повышению самооценки, способствует преодолению трудностей общения и переходу личности на новую социально-культурную ступень развития. Среди причин, тормозящих раз­витие личности, можно выделить позицию изгоя (отвергнутого), в которую иногда попадает отдельный член общественного объ­единения; личностные особенности (характер, темперамент); не­которые заболевания (нарушения нейропсихологического статуса), способные оказать серьезное влияние на процессы общения, дея­тельности и социального взаимодействия; конфликтные отноше­ния с социальным окружением. Для устранения вышеперечис­ленных причин, способных оказать отрицательное воздействие на процессы личностного роста и социализации, необходимо проведение комплекса психолого-педагогических мероприятий. Они включают в себя использование элементов арт-терапии, психотренинга, аутогенной тренировки. Для проведения коррек-ционных занятий подойдут не только искусственно созданные условия групповой деятельности. Иногда для этого можно эф­фективно использовать некоторые значимые события, произо­шедшие в жизни членов общественного объединения. На таком примере бывает интересно рассмотреть то, какие социально-психологические потребности и установки реализовывал в про­цессе социального взаимодействия тот или иной участник этой ситуации. На конечном этапе обсуждения руководитель занятия совместно с его участниками приходит к общим выводам отно­сительно мотивов, установок, морально-нравственной атмосфе­ры и тех потребностей, для удовлетворения которых совершали определенные действия участники этого события. Создается аль­тернативный сценарий развития событий. Такое моделирование разнообразных социально-культурных ситуаций позволяет уча­стникам общественного объединения планировать свое поведе­ние, создает новые социально-психологические установки, спо-


собствует осуществлению контроля за процессами удовлетворе­ния потребностей и результатами деятельности. В тех случаях, когда в работе общественного объединения принимают участие профессиональные психологи и социальные педагоги, возможно эффективное применение и других методик совместного прове­дения досуга.

Обращает на себя внимание тот факт, что одной из принци­пиальных особенностей работы с теми, кто имеет затруднения в области социально-культурного взаимодействия, является вос­питание у них чувства привязанности и доверия к окружающим, а также развитие навыков общения в непривычных ситуациях. Эта работа, как правило, становится частью тех задач, которые ставит перед собой социальный педагог (руководитель програм­мы) в рамках практических занятий по различным направлениям своей деятельности. Хорошо, если это сочетается с получением навыков правовой культуры и творческим подходом к решению трудных жизненных ситуаций. Ясно осознаваемые цели общест­венного объединения, четкие способы их осуществления, прие­мы, используемые в работе по программам, становятся приме­ром для многих участников общественного объединения и в не­которых случаях способны выступить основой для выработки собственного мировоззрения. Общение в группе на занятиях об­щественного объединения должно происходить в форме коллек­тивного диалога, обсуждения или беседы. Во время таких встреч необходима большая опора на личные высказывания участников, это способствует преодолению рецидивов «псевдоинтеллекту­альных бесед» в которых отвлеченными рассуждениями при­крываются истинные мотивы поведения.

Иногда возможно возникновение таких ситуаций, в которых один или несколько участников общественного объединения на­чинают проявлять негативное отношение к занятиям в общест­венном объединении. Руководитель программы в этом случае может стать заложником своих субъективных представлений о личности этого молодого человека. Для предотвращения подобных тенденций безусловно необходима консультация специалиста-психолога. Чтобы дать возможность социальному педагогу са­мому оперативно принимать решения в той или иной ситуации.


был составлен «Примерный перечень нарушений, связанных с изменениями нейропсихологического статуса».

С другой стороны, учеными давно было замечено, что с на­ступлением подросткового и юношеского возраста периодически могут возникать ситуации пресыщенности общением. Результа­том этого процесса становится стремление к уединению, одино­честву. Подчас, такое самоуглубление способствует формирова­нию навыков самоанализа, компенсации негативных пережива­ний, общему становлению и развитию личности. Для создания атмосферы уединения, спокойной домашней обстановки в рам­ках занятий по программам общественного объединения подой­дут такие формы работы, как «Вечер встреч», «Домашняя гости­ная», «Встреча с друзьями» и другие. Помимо этого, следует оп­ределенным образом видоизменить пространство повседневного взаимодействия участников общественного объединения. Если занятия проходят в одной большой комнате, то в ней следует выделить одно или несколько мест, где человек смог бы уеди­ниться. Для более эффективного обучения навыкам саморегуля­ции, способности противостоять эмоциональным и психофизио­логическим перегрузкам полезно выделить отдельное помеще­ние с целью проведения в нем занятий по аутогенной трениров­ке, медитации и т.п.

Участники общественного объединения и его руководитель должны понимать и то, что далеко не всякая деятельность может способствовать развитию личности. В работе общественного объединения необходим контроль за формированием, реализаци­ей и удовлетворением разнообразных потребностей тех лично­стей, которые принимают участие в социально организуемой коллективной деятельности. Всякое развитие должно иметь свою основу. Основой развития личности, на наш взгляд, выступает процесс удовлетворения разнообразных потребностей личности. Удовлетворение или неудовлетворение какой-либо из потребно­стей так или иначе обязательно скажется на результатах процес­са социализации в рамках общественного объединения. Как нам кажется, молодежное или детское общественное объединение призвано перевести процесс спонтанного удовлетворения по­требностей и формирования мотивов деятельности в акт осоз-


нанного принятия решения на основе сопоставления всех «за» и «против», и, как следствие, трансформировать развитие личности в рамках общественного объединения в саморазвитие личности.

Изначально побудительным мотивом организации молодеж­ного или детского общественного объединения становится осоз­нанное стремление к изменениям в своей жизни. Группа моло­дых людей начинает понимать, что по отдельности они уже не могут эффективно решать свои личные проблемы. Основным движущим механизмом такого стремления выступают потребно­сти. Говоря точнее, эти молодые люди поднялись до уровня, на котором для развития их личности потребовалось удовлетворе­ние комплекса социогенных потребностей. Однако чаще всего юноша или девушка вступают в уже существующее обществен­ное объединение. Приходя в него, они находятся на различных ступенях развития потребностной сферы. Если это самые про­стые - биогенные - потребности, то они, скорее всего, будут стремиться к получению безопасности, эмоциональному контак­ту, двигательной активности или же к пониманию своего места в окружающем их мире. Удовлетворение биогенных потребностей является необходимым условием для начала развития следую­щих за ними психофизиологических потребностей. По мере удовлетворения большей части психофизиологических потреб­ностей возникают социогенные потребности личности, а затем и духовные. Такой переход может происходить только путем по­степенного и последовательного закрепления и удовлетворения потребностей личности на каждом этапе ее развития. Свободное «перескакивание» через некоторые этапы становления личности часто заканчивается соскальзыванием на низшие ступени пира­миды потребностей.

Для составления планов своей работы, написания программ социальный педагог или руководитель общественного объедине­ния должен использовать таблицу классификации потребностей Это позволит прийти к постепенному возвышению потребност­ной сферы личности в рамках деятельности молодежного или детского общественного объединения. Результатом развития личности станет соотнесение тех качественных изменений, кото­рые происходили в личности под воздействием социализирую-


щего влияния работы общественного объединения с общегруп­повыми запросами коллектива. Высшей же ступенью развития пирамиды потребностей считается осознанная потребность в творчестве.

Создание и эффективное функционирование любого обще­ственного объединения требуют от его руководителей определе­ния целей и задач, ради которых будет осуществляться вся даль­нейшая деятельность. Необходимо четко представлять, кто будет принимать участие в работе общественного объединения, каким будет социальный статус его членов. Помимо этого, надо опре­делить все возможные препятствия на пути к достижению цели, имеющиеся ресурсы, а также разбить весь процесс деятельности на этапы. Независимо от того, на какой стадии становления на­ходится организация, при разработке плана работы полезно об­разно представлять себе весь процесс деятельности и конечный результат труда.

В процессе создания общественного объединения его орга­низаторам важно иметь представление об организационно-правовых формах, в которых может осуществлять свою деятель­ность нарождающееся формирование. В законе «Об обществен­ных объединениях» перечисляются следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности. Применительно к деятельности в рамках культурно-

досуговой сферы наиболее подходящими и жизнеспособными формами организации общественного объединения можно на­звать общественную организацию и орган общественной само­деятельности. В ст.8 закона «Об общественных объединениях» говорится: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе со­вместной деятельности для защиты общих интересов и достиже­ния уставных целей объединившихся граждан».


Ст. 12 этого же закона говорит о том, что «Органом общест­венной самодеятельности является имеющее членства общест­венное объединение, цель которого не совместное решение раз­личных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания».

Юридическая регистрация общественного объединения по­может в привлечении средств для реализации программ от госу­дарственных структур (Комитетов по делам молодежи, Департа­ментов образования и культуры), негосударственных благотво­рительных фондов. Как уже говорилось выше, для определения целей и задач общественного объединения необходимо обозна­чить основные проблемы, над решением которых будет работать организация. Тем самым, инициативная группа по созданию об­щественного объединения определяет основной круг актуальных потребностей участников. Решить эту проблему можно несколь­кими способами. Первым можно назвать письменный ответ на вопросы: Чего ты хочешь получить от общественного объедине­ния? Чего ты хочешь сам в данный момент? Что ты можешь дать общественному объединению? Еще одним вариантом получения объективной информации о потребностной сфере членов обще­ственного объединения может стать анализ их личных высказы­ваний. В этом случае требуется обобщить большой эмпириче­ский материал, касающийся тех или иных мнений, суждений, имеющих отношение к работе общественного объединения. Третьим вариантом может стать тестирование, то есть использо­вание широко распространенных формализованных методик изучения личности (Люшер, Айзенк, MMPI и т.д.).

Нельзя забывать о том, что любая организация живет, взаи­модействуя с окружающей ее социально-культурной средой, и поэтому представляет собой открытую систему. Вследствие это­го необходимо определить факторы, оказывающие влияние на деятельность организации. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним факторам, действующим в молодеж­ной или детской общественной организации, можно отнести со-


циально-психологическую атмосферу коллектива, уровень раз­вития навыков социально-культурного взаимодействия участни­ков общественного объединения, половозрастные, социально-экономические и иные составляющие социально-культурного портрета членов общественного объединения, роль руководителя общественного объединения, программно-методические особен­ности деятельности организации и реализация в их рамках прин­ципа возвышения потребностей. Внешние факторы социально-культурной среды - особенности взаимодействия с властными структурами (администрациями различных уровней на местах, представителями учреждений культуры, образования, воспита­ния), совместное с Комитетами по делам молодежи определение приоритетов детской и молодежной политики, потенциальные члены организации (студенты, школьники, рабочая и сельская молодежь), другие молодежные организации, законодательная база деятельности общественных объединений.

После определения внутренних и внешних факторов, оказы­вающих воздействие на деятельность организации, необходимо выделить приоритеты в работе общественного объединения. Это позволит более эффективно использовать в управлении органи­зацией материальные и духовные ресурсы. Важно помнить, что выживает та организация, которая сможет адекватным образом реагировать на внутренние и внешние изменения окружающей среды, поэтому следует разбить обе группы факторов (внешние и внутренние) на те, которые способствуют выполнению основ­ных целей и задач в общественном объединении, и те. которые им препятствуют. Все вышеперечисленные моменты необходимо учитывать при составлении программ общественного объединения.

Особо следует отметить факторы внутренней и внешней суб­культуры, способные оказать существенное влияние на процессы эффективной работы организации. В научной литературе считает­ся признанным фактом интегративная функция культуры. Под этим подразумевается ее способность объединять, направлять, а иногда и координировать процессы совместной деятельности, создавать некое ментальное поле, заставлять действовать множе­ство людей как единый организм. Члены общественного объеди­нения приходят в него, будучи уже подвергнуты определенному


воздействию, подчас нескольких культур. Помимо той культуры, которая пропагандируется сейчас в рамках официальной культур­ной политики государства, существует еще, по крайней мере, не­сколько особых культурных направлений (субкультур). Среди них можно назвать традиционную городскую культуру, народную или сельскую культуру, молодежную субкультуру. Каждое из этих направлений в различной степени оказывает воздействие на под­растающее поколение. Однако в первую очередь, это, конечно, относится к разнообразным направлениям молодежной субкуль­туры. Приходя в организацию и принося с собой те или иные культурные представления, молодые люди создают в рамках дея­тельности общественного объединения новые, иногда принципи­ально отличные от уже существующих культурные стереотипы поведения. Возникает, так называемая, корпоративная культура, появляются новые традиции, обряды и ритуалы. Принципиально важное значение имеет тот факт, принимаются или не принима­ются в рамках новой культурной среды основные цели и задачи организации, как определяется ее основная миссия, какие осново­полагающие ценности принимаются большей частью членов ор­ганизации. Для этого также необходимо периодически проводить определенные исследования социально-культурной среды внутри организации. По результатам этих исследований все организаци­онные ценности должны быть распределены по степени важности и определены приоритеты. Как показывает опыт, главные органи­зационные ценности должны быть обязательно продекларированы в уставе организации. Подчас, именно на их основе принимаются важнейшие решения в кризисные моменты деятельности объеди­нения. В некоторых организациях введена традиция создания соб­ственной истории организации, в которой фиксируются важней­шие мероприятия, их участники и результаты. Выше уже упоми­нались специфические обряды, ритуалы и традиции различных организаций. Особо интересными могут быть обряд вступления в организацию, традиция совместно отмечать знаменательные даты в жизни организации, ритуал вступления в должность нового ру­ководителя организации, а также его выборы.

В рамках реализации корпоративной организационной куль­туры интересно проследить ее знаковые элементы. К ним относят-


ся знаки отличия, элементы одежды, лозунги, плакаты, печатная продукция организации и т.д. Человеческая психология тесно свя­зана со знаково-символическими представлениями и поэтому важно привязывать какой-либо символ к определенной качествен­ной составляющей жизни организации (руки, соединенные в ру­копожатии - дружба и коллективизм, весы Фемиды и символиче­ское изображение щита - защита прав и свобод личности).

Вопросы и задания

1. Назвать функции руководителя общественного объединения.

2. Перечислить причины, тормозящие развитие личности.

3. Что необходимо для создания комфортной атмосферы по программе общественного объединения?

4. Дать характеристику организационно-правовым формам обществен­ных объединений.

Список рекомендуемой литературы

1. Гришин В.В., Лушин П.В. Методика психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1990.

2. Григорьева Е.И. Методика и организация самодеятельного творчества и любительских объединений в культурно-просветительной работе. Тамбов, 1988.

3. Григорьева Е.И., Велитнова Е.В. Методика организации детского и юношеского творчества. Тамбов, 1997.

4. Каверин СБ. Психологическая классификация потребностей // Вопро­сы психологии. №5. 1987.

5. Каверин СБ. Психология труда. М., 1998.

6. Кирш Д.В. Социально-культурная деятельность как поле реализации уставных задач детских, юношеских и молодежных общественных объединений // Державинские чтения. №3. Тамбов, 1998.

7. Кирш Д.В. Молодежные общественные объединения - практический способ решения сощильно-культурных проблем // Женщина - лидер: Со­циально-экономические и нравственные аспекты. Котовск-Тамбов, 1999.

8. Пиз А. Язык телодвижений, как читать мысли других по их жестам. Нижний Новгород, 1992.

9. Поварницина В.А. Воспитателю о развитии личности ребенка Курган, 1995.

10. Семья Г.В., Боброва! В., Абидоков Ш.М. Как создать общественное объединение учащейся молодежи. М., 1998.


Глава VIII








ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.