Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правила написания числительных в тексте





Важное внимание автор выпускной квалификационной работы должен обратить на написание числительных.

Однозначные количественные числительные пишутся словами, например «срок обучения составляет шесть лет», «в пяти странах проводятся реформы»).

Многозначные количественные числительные пишутся цифрами (например, «55 лет в строю», «115 штук различных изделий»), за исключением числительных, с которых начинается абзац. В этом случае они пишутся словами.

Количественное числительное, записанное арабскими цифрами названное вместе с существительным, не имеет падежного окончания (например, «в 10 параграфе»).

Однозначные и многозначные порядковые числительные, как правило, пишутся словами (например, «третий ряд», «пятый разряд»).

Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, в научных текстах также пишут цифрами (например, «5 – тонный грузовик»).

Порядковые числительные, записанные арабскими цифрами, имеют падежные окончания. Если порядковые числительные оканчиваются на две гласные буквы, на букву «й» и на согласную букву, падежное окончание состоит из одной буквы (например, «50-й том», «в 2010 году»).

Если порядковые числительные оканчиваются на согласную и гласную буквы, падежное окончание состоит из двух букв (например, «гимнаст 2–го разряда»).

Порядковые числительные, записанные арабскими цифрами и расположенные после существительного, к которому они относятся, не имеют падежных окончаний (например, «абзац 3, гл.1»).

Порядковые числительные, записанные римскими цифрами, не имеют падежных окончаний (например, «ХХI век»).

Сокращение слов, словосочетаний

При сокращении слов в любой письменной работе, включая выпускную квалификационную работу, необходимо придерживаться следующего правила: чем меньше сокращений слов и словосочетаний в тексте, тем грамотнее оформленной считается работа, Если же сокращения необходимы, то они должны удовлетворять требованиям стандартов.

Поэтому в тексте выпускной квалификационной работы следует избегать сокращений, за исключением общепринятых: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное) и др. (и другие), и пр. (и прочие).

Другие сокращения допускаются лишь в случаях, если они соответствуют требованиям действующих государственных стандартов (см.: ГОСТ 7.12-93. «Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке»).

Напомним более подробно общепринятые правила и способы сокращения слов и выражений, применяемые при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, рефератов, статьей и других трудов. При этом используются следующие способы:

- когда пишут лишь первые буквы слова (например, гл.– глава, св.– святой, ст.- статья);

- оставляют лишь первую букву слова (например, век –в., год –г.);

- оставляется только часть слова без окончания и суффикса

(например, абз.- абзац, сов. – советский);

- когда пропускаются сразу несколько букв в середине слова, а вместо них ставят дефис (например, университет – ун-т, издательство - изд-во).

Студенты должны быть внимательными и при использовании таких сокращений, как буквенные аббревиатуры, сложносокращенные слова, условные географические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов.

Такими аббревиатурами удобно пользоваться поскольку они составляются из общеизвестных словообразований (например, СУЗ). Если автору необходимо обозначить часто повторяемый собственный сложный термин подобной аббревиатурой, то в этом случае аббревиатуру следует указывать сразу же после первого упоминания данного сложного термина. Например, средства массовой информации (СМИ), выпускная квалификационная работа (ВКР) и т.п. В следующем изложении текста такой аббревиатурой можно пользоваться уже без расшифровки сложного термина.

Ниже в качестве примера приводятся некоторые расшифровки аббревиатур и слов из раздела «Список сокращений, который может приводится в выпускной квалификационной работе:

При написании выпускной квалификационной работы, как и курсовой, студент должен соблюдать общепринятые графические сокращения по начальным буквам слов и частям таких слов: и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другое), т.е. (то есть), и пр. (и прочее), вв (века), гг. (годы), обл.(область), гр.(гражданин), доц. (доцент), акад. (академик). При сносках и ссылках на источники употребляются такие сокращения, как ст. (статьи), см.

(смотри), ср. (сравни), тт (тома).

Не допускаются сокращения в тексте слов: так называемый (часто неправильно сокращают т.н.), так как (неправильно пишут т.к.), например (неправильно сокращают напр.), около (неправильно пишут ок.), формула (неправильно сокращают ф-ла).

 

Правила цитирования

Цитата является точной, дословной выдержкой из какого – либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, проводятся только для подтверждения аргументов автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Вторичную литературу следует цитировать только при необходимости (например, для того чтобы оспорить некоторые выводы авторов). Общий подход к цитированию состоит том, что цитаты могут быть в каждой главе и параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования.

Выпускная квалификационная работа не должна быть переполнена цитатами, которые плохо связаны между собой. Поэтому на одной странице текста обычно приводится не более трех цитат. Если же требуется большее количество цитат, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.

При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дан в первоисточнике.

Цитата как самостоятельное предложение (после точки, заключающей предыдущее предложение) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.

Цитата, заключенная в текст после подчинительного союза – что, либо, если, потому что и т.д.- заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начинается со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставится).

Если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются.

Если предложение заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением, например: Очень перекликается с нашим временем риторический вопрос Лоринзера: «Кто теперь помнит строгое запрещение молодым людям слишком много читать без отдыха, особенно в ночное время!» Однако необходимый знак ставят в том случае, если цитата не является самостоятельным предложением, т.е. входит в текст авторского предложения. Например: «Народное образование» не ставит точки в своей истории. Одним из девизов юбилейного издания можно считать оптимистичные слова: «Продолжение следует!».

Цитироваться может одно слово или словосочетание. В этом случае оно заключается в кавычки и вводится в канву предложения.

При цитировании не по первоисточнику следует указать: «цит. по:» Как правило, это делается лишь в том случае, если источник является труднодоступным (редкое или зарубежное издание и т.п.).

Если вы хотите передать мысль автора своими словами (непрямое цитирование), делать это нужно достаточно точно, не забывая при этом на него ссылаться, например: «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения» (А.П. Чехов). А.П. Чехов говорил, что нет национальной науки, как нет национальной таблицы умножения. Национальной науки нет, считал А.П. Чехов, как нет национальной таблицы умножения.

Цитату можно ввести в контекст различными способами:

Автор (в частности) пишет: «…»;

Автор подчеркивает: «…»;

Автор указывает: «…»;

«…, - пишет автор, - …»;

«…, - отмечает автор, - - …»;

«…, - подчеркивает автор,- …»;

«…, - указывается в работе (статье), - …»;

«…, - отмечается по этому поводу в статье (работе), - …»;

«…, - указывается в этой связи,- …»;

Автор делает следующее замечание: «…»;

Вместе с тем имеется уточнение: «…»;

В итоге делается такой вывод: «…»;

Сделан такой вывод: «…»;

Он заключает: «…»;

В заключение автор пишет: «…» [ 8. С.114 – 116].

 

 

Правила оформления текста

Схемы, формулы и рисунки в выпускной квалификационной работе следует выполнять черными чернилами или тушью, если они не могут быть приведены в варианте компьютерной графики.

Страницы в выпускной квалификационной работе нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тесту. Номер проставляется в нижней части листа по середине.

Титульный лист, содержание (оглавление), первая страница введения включаются в общую нумерацию, но номер страницы на них не проставляется. Не включаются в общую нумерацию задание на выполнение выпускной квалификационной работы и отзыв руководителя.

Рисунки, схемы, таблицы и другой иллюстрационный материал, расположенный на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Главы и параграфы выпускной квалификационной работы (кроме введения, заключения, глоссария, списка литературы, списка сокращений и приложений) нумеруются арабскими цифрами. Первая глава нумеруется как 1, вторая глава – как 2 и т.д.; первый параграф первой главы имеет номер 1.1., третий параграф второй главы - 2.3., четвертый параграф второй главы – 2.4. и т.д.

Главы и параграфы должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают их содержание. При этом слова «глава» и «параграф» не пишутся.

Заголовки глав, а также слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» начинаются с новой страницы и печатаются прописными буквами в середине строки (выравнивание по центру) без точки в конце.

Расстояние между названием главы и следующим за ним текстом составляет три интервала. Такое же расстояние предусматривается между главой и параграфом.

Формулы и уравнения следует выносить из текста в отдельную строку.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой (уравнением) в той же последовательности, в которой они даны в формуле (уравнении).

При этом значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки.

Цифровой материал рекомендуется помещать в тексте выпускной квалификационной работы в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается в середине строки, выровненной по ширине, под словом «Таблица», которое в свою очередь выравнивается по правому краю страницы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами, в пределах разделов (глав). Например, таблица 1.1, таблица 1.2, таблица 2.3 и т.д. Если в работе если одна таблица, то её не нумеруют. Таблицы располагаются в тексте выпускной квалификационной работы сразу после первой ссылки на нее или на следующей за первой ссылкой странице. На все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте. Ссылка может сделана отдельной фразой, например: «Взаимосвязь показателей наглядно представлена табл. 2». Иногда ссылка делается по ходу изложения сразу после фразы, отсылающей к таблице, в круглых скобках, например: (табл.2). Пример оформления таблицы приводится в приложении Л.

Аналогичным образом оформляется и иллюстрационный материал (графики схемы, диаграммы и т.п.). Они наглядно демонстрируют отдельные положения работы, ее основные результаты.

Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации в работе обозначаются как рисунки: «Рис.1.», «Рис.2.» и т.д. Это обозначение располагается под иллюстрацией симметрично по центру строки и может быть дополнено тематическим названием. При оформлении необходимо соблюдать единообразие. Если обозначили номер одного рисунка арабской цифрой, то и при нумерации других рисунков надо использовать арабские, а не римские цифры. Если в одном случае дали название под рисунком, то и в других это нужно сделать, иначе работа будет выглядеть небрежной.

Помещается рисунок в той части текста, которую он иллюстрирует, лучше сразу после пояснения. Отсылка к рисунку в тексте может быть сделана в следующей форме: «Как представлено на рис.5. …» или «На схеме (рис.5.) изображено …» и т.п.

Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то отсылка к нему делается следующим образом: (см.рис.5.) или (см. рис.5. на с. 20).

При отсылках на несколько иллюстраций слово «рис.» не повторяется, а между первым и последним номером ставится тире, например: (см.рис.3-5). Пример оформления иллюстративного материала приводится в приложении М.

Изложенные требования выпускной квалификационной работы следует строго соблюдать уже на этапе подготовки «чернового» варианта выпускной квалификационной работы. После подготовки «чистового» варианта необходимо еще раз отредактировать текст, устранить опечатки. Далее следует проверить логику работы – насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, соответствует ли содержание глав их заголовкам.

Затем следует проверить, нет ли в работе пробелов в изложении и аргументации, устранить стилистические погрешности, обязательно проверить точность цитат и ссылок, правильность оформления, обратить внимание на написание числительных и т.д. Лишь после такой корректуры следует сделать окончательный вариант работы.

Тщательная и грамотная обработка текста выпускной квалификационной работы свидетельствует об ответственности автора за представляемый материл, его уважении к руководителю, рецензенту и членам аттестационной комиссии, оценивающим работу. Окончательно оформленная выпускная квалификационная работа должна быть сброшюрована. На первой странице студент ставит свою подпись.

Наряду с оформленной и сброшюрованной выпускной квалификационной работой академический абитуриент представляет на защиту (с обязательной собственной подписью и подписью руководителя работы) тщательно оформленные демонстрационные плакаты (или сброшюрованный раздаточный материал), экземпляры которого передаются каждому члену аттестационной комиссии.

Назначение демонстрационных плакатов и раздаточного материала - акцентировать внимание членов аттестационной комиссии и присутствующих на результатах, полученных студентом при выполнении выпускной квалификационной работы. Вместе с тем, как свидетельствует практика, наличие демонстрационных плакатов или раздаточного материала помогает студентам во время защиты более конкретно и связно изложить содержательную часть своего доклада.

Демонстрационные плакаты (формат А) и раздаточный материал (формат А4) должны быть тщательно оформлены. На них отражаются схемы, графики, диаграммы, таблицы и другие данные, характеризующие результаты выпускной квалификационной работы. При этом содержание демонстрационных плакатов и раздаточного материала должно быть органически связано с содержанием выпускной квалификационной работы.

Все выносимые студентом на защиту демонстрационные плакаты (в уменьшенном виде) и компьютерные распечатки материалов из раздаточного материала обязательно должны присутствовать (дублироваться) в соответствующих разделах выпускной квалификационной работы.

Не допускается представление на защиту выпускной квалификационной работы демонстрационных плакатов и раздаточного материала, по своему содержанию не связанных непосредственно с текстом доклада, а как бы оживляющих и украшающих доклад или свидетельствующих о широте кругозора студента.

Также не допускается представление на защиту демонстрационных плакатов и информации в раздаточном материале, на которые студент не делает ссылок в докладе.

В большинстве случаев для иллюстрации результатов выполненной выпускной квалификационной работы достаточно 4 – 6 плакатов или чуть большего числа страниц компьютерных распечаток в раздаточном материале.

Образец титульного листа раздаточного материала приведен в приложении Б. В приложении М дается примерный перечень информации, которую рекомендуется размещать на демонстрационных плакатах или в раздаточном материале.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.