Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. Тюремная система и органы юстиции России в конце XIX – начале ХХ вв. Пенитенциарная система и органы юстиции после Февральской революции 1917 г.





1875 г. - о. Сахалин становится центром каторжной ссылки

1876 г. – открытие первая каторжная тюрьмы на Сахалине.

1878 г. – убийство С.М. Кравчинским шефа жандармов В.Н. Мезенцева. Введение практики упрощенного порядка рассмотрения политических дел военными судами, действовавшим и по законам военного времени.

1881 г. – первый съезд представителей исправительных приютов в Москве.

1881 – 1903 г. - разработка нового Уголовного уложения.

1885 г. - Главное тюремное управление было переподчинено Министерству юстиции.

1886 г. - учреждение конвойной стражи.

1886 г. - Закон «О порядке занятия арестантов работами и получаемого от сего дохода».

1887 г. – Закон «Об устройстве управления отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи».

1889 г. Закон «О земских участковых начальниках». Упразднение мировой юстиции в ряде губерний.

1889 г. - Якутская трагедия

1890 г. – начало создания системы губернских тюремных инспекций.

1893 г. – отмена телесных наказаний как дисциплинарных взысканий на каторге для женщин.

1893 г. – Чехов А.П. «Остров Сахалин».

1905–1907 гг. - Первая русская революция.

1906 – 1907 г. – действие Положения о военно-полевых судах.

1909 г. - Закон «Об условном досрочном освобождении».

1912 г. - утверждение новой организационной структуры ГТУ

1914 г. – Начало первой мировой войны.

1915 г. - Общая тюремная инструкция.

1917 г., февраль – Февральская буржуазная революция.

1917 г., апрель – переименование ГТУ в ГУМЗ.

1917 г., августа – установление принципа единоначалия в местах лишения свободы.

1917 г., сентябрь – ужесточение условий содержания в местах лишения свободы.

 

Тюремный патронат. Под тюремным патронатом понималось покровительство обществом лицам, освободившимся из мест лишения свободы. Под покровительством понималась нравственная и материальная поддержка в первое время по выходе из тюрьмы, помощь с трудоустройством, а также помощь семьям арестантов. Первое общество попечителей об освободившихся из тюрем появилось в 1776 г. в Филадельфии (Соединенные Штаты). К средине XIX в. общества патроната были организованы частными лицами в большинстве экономически развитых стран Европы. России первое отделение при тюрьме, где освобожденные призревались до приискания места, было устроено в 1827 г. санкт-петербургским комитетом общества попечительного о тюрьмах. В 1872 г. в Санкт-Петербурге при дамском тюремном комитете создано убежище для женщин, освобождаемых из тюрем. Общество покровительства лицам, освобожденным из мест заключения в России было создано по инициативе Министерства юстиции в 1909 г. в связи с введением практики условно-досрочного освобождения.

Земский участковый начальник. Согласно Положению о земских участковых начальниках (1889 г.), каждый уезд делился на земские участки во главе с земскими участковыми начальниками, назначаемыми губернаторами из числа местного потомственного дворянства. Земский начальник имел право рассматривать все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами в пределах вверенного ему участка на предмет их соответствия законам Империи. Земский начальник, если признавал необходимым, делал распоряжения о заключении под стражу в городской тюрьме, крестьян, подлежащих удалению из обществ по приговору сельских и волостных сходов. Земские начальники исполняли обязанности мировых судей.

Их ведению в порядке гражданского судопроизводства, подлежали дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей, а также дела о восстановлении нарушенного владения. В порядке уголовного судопроизводства земским начальникам подлежали проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, а также беспатентная продажа алкоголя и табачных изделий. В случае неисполнения законных распоряжений или требований земского начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению, он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию не свыше шести рублей. Кроме того земский начальник рассматривал жалобы на действия должностных лиц сельского и волостного управлений.

Охранное отделение. В Российской империи охранное отделение входило в структуру МВД и являлось политической полицией. «Отделение по охранению порядка и спокойствия в столице» было создано в 1866 г. в ответ на покушение на жизнь Александра II. В 1887 г. оно стало именоваться «Отделением по охранению общественной безопасности и порядка в городе Санкт-Петербурге». В Москве аналогичное отделение возникло в 1880 г., в Варшаве – в 1902 г. В 1902-1907 гг. число охранных отделений наклонно увеличивалось и достигло 27. К 1917 г. вновь уменьшилось до трех. Агентов (сыщиков) Охранного отделения, как и сыщиков уголовно-сыскной полиции называли филерами (ед. ч. филёр). В их обязанности входила слежка за неблагонадежными лицами и сбор информации. Во главе Охранных отделений стояли штаб-офицеры Отдельного корпуса жандармов. Охранные отделения подчинялись непосредственно Департаменту полиции Министерства внутренних дел. 4 марта 1917 г. Временное правительство упразднило все охранные отделения.

Военно-полевые суды. Действовали в Российской империи с 1906 по 1907 гг. на основании Положения Совета министров о военно-полевых судах. Введены по инициативе П.А. Столыпина в целях ускорения судопроизводства по делам о гражданских лицах и военнослужащих, обвиняемых в разбое, убийствах, грабеже, нападениях на военных, полицейских и должностных лиц и в других тяжких преступлениях, в тех случаях, когда за очевидностью преступления нет необходимости в дополнительном расследовании. В состав военно-полевого суда входили 5 строевых офицеров. Предварительное следствие не проводилось. Суд проводился при закрытых дверях без участия прокурора, защитника и свидетелей защиты. В июне 1917 г. Временное правительство возродило практику военно-полевых судов, которые стали именоваться ускоренными военно-революционными судами.

Главное управление местами заключения. 26 апреля 1917 г. Временное правительство переименовало Главное тюремное управление (ГТУ) в Главное управление по делам мест заключения (ГУМЗ), также входившее в структуру Министерства юстиции. Местными органами Управления являлись губернские, областные и уездные тюремные инспекции. Под непосредственным руководством начальника Главного управления работали курсы по подготовке работников мест заключения. Новая структура ГУМЗ, включавшего в себя канцелярию и четыре отдела, определялась Постановлением Временного правительства от 29 июля 1917 г.

Упорядочение управления тюремной частью было сделано созданием в 1879 г. Главного тюремного управления и введением в 1890 г. тюремной инспекции. 13 декабря 1895 г. состоялось Высочайшее повеление о передаче заведования тюрьмами в Министерство юстиции. Затем в 1896 г. по Высочайшему повелению под моим председательством была образована комиссия для начертания предположений о преобразовании тюремного управления, как центрального, так и местного; составленный комиссией проект в том же году был представлен министру юстиции, а затем с изменениями, сделанными в нем Главным тюремным управлением, был разослан на заключение ведомств; но в Государственный Совет еще не внесен, так что управление остается на прежних основаниях.

 

Прочтите отрывок из учебника Таганцев Н.С. Уголовное право (Общая часть), изданного в 1902 г. «Теперь…главное заведование тюремной частью гражданского ведомства сосредоточено в Министерстве юстиции по Главному тюремному управлению и Совету по тюремным делам из 7 членов. Главным начальником всех мест заключения является министр юстиции, а ближайшее заведование ими по всей империи вверено начальнику Главного тюремного управления, местное же – губернаторам или начальникам областей... Ближайшее заведование каторжными тюрьмами возлагается на непосредственную ответственность местных губернаторов, причем в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской в составе губернских управлений учреждены должности тюремных инспекторов и их помощников, которым присвоены те же права, как и в Европейской России... Заведование нерчинской каторгой возложено на особое управление... Управление состоит в непосредственном ведении военного губернатора Забайкальской области и образуется из начальника каторги, его помощника, начальников тюрем и прочих чинов по штату, а затем при отдельных тюрьмах состоят тюремная стража из старших и младших надзирателей и конвойная стража. На острове Сахалине, главное управление коим принадлежит приамурскому генерал-губернатору, а местное вверено военному губернатору острова, каторжные тюрьмы и поселения ссыльных, находящиеся в пределах каждого из трех округов, на которые остров разделяется, состоят в единоличном заведовании окружных начальников по принадлежности; затем следуют начальники тюрем и смотрители поселений и их помощники.

Тюремный надзор составляют старшие и младшие надзиратели, полагая одного старшего на 50 и младшего на 25 каторжных…. Заведование передвижением ссыльных принадлежит главному и участковым инспекторам по пересылке арестантов…, и наконец, прием и распределение ссыльных всех категорий, а равно и учет ссыльно-поселенцев — Тюменскому приказу о ссыльных и тюремной инспекции. По отношению к местному управлению исправительными домами и тюрьмами сохранились правила, относящиеся к арестантским отделениям и тюрьмам старой системы. Таким образом, все дела по частям тюремно-арестантской, пересыльной и по исполнению судебных приговоров сосредоточиваются в тюремном управлении, учрежденном в составе губернского правления из тюремного инспектора и его помощника, причем все дела, не подлежащие ведению общего собрания губернского правления или губернатора, разрешаются властью губернского тюремного инспектора, который и наблюдает за исполнением всех требований закона относительно содержания арестантов.

Управления отдельными местами заключения составляют начальники тюрем и их помощники и помощницы, врачебный персонал и духовные лица; при тюрьмах состоит тюремная стража из старших и младших надзирателей, а в некоторых особенно важных тюрьмах — военный караул. Петербургские места заключения состоят в непосредственном ведении Главного тюремного управления, московские — московского губернатора и управляются на основании особых правил…, в основе коих положен принцип единоличной власти начальников тюрем, ответственных за свои действия в порядке служебной подчиненности и контролируемых особыми наблюдательными (а не распорядительными) комитетами. Арестные дома, устраиваемые земствами и городами, находятся в их ведении, причем для общего надзора за содержанием заключенных уездный или мировой съезд по принадлежности избирает из своей среды или из посторонних благонадежных лиц особого попечителя для каждого помещения.

Попечение о местах заключения, за исключением каторги и исправительного дома, для которого существует особое попечительство об улучшении нравственного и физического состояния арестантов, вверено обществу попечительному о тюрьмах. Общество состоит из членов и благотворителей и находится под управлением президента, комитетов — мужских и женских, управляемых вице-президентами и председательницами, утверждаемыми в сем звании высочайшей властью, и отделений. В числе вице-президентов обязательно состоят начальники губерний и архиереи, между директорами — обязательно перечисленные в законе…чины местного управления; прочие директора избираются вице-президентами и председательницами и утверждаются государем. Комитеты в губерниях распоряжаются суммами, отпускаемыми на содержание арестантов, но в Петербурге общество устранено от хозяйства и ограничивается исключительно благотворительной деятельностью. Так как на общество возложена не только забота о содержании арестантов, но и о нравственном их исправлении, то ему же предоставлено открытие и заведование различными учреждениями тюремно-благотворительного характера. Кроме общества, в попечении о тюрьмах принимает участие и земство, преимущественно в хозяйственном отношении….

Надзор за местами содержания принадлежит по Уставу уголовного судопроизводства прокурорам и судьям в пределах их участка или округа; они наблюдают, чтобы никто не содержался без надлежащего постановления уполномоченного на то места или лица. Неправильно содержащихся они освобождают из-под стражи…. Равным образом на этих лиц … возложено наблюдение за тем, чтобы арестанты содержались в надлежащих местах заключения, на прокуроров же возлагается … прием, просмотр и отправление бумаг, писанных содержащимися под стражей и наблюдение за успешным ходом арестантских дел.

Лица местного прокурорского надзора имеют беспрепятственный вход в тюрьмы, но не иначе как по удостоверительным билетам в их личности, а в арестные дома — без всяких ограничений. Беспрепятственный вход в тюремные заведения для осмотра положения содержащихся там арестантов имеют также начальники губернских жандармских управлений».

Прочитав текст, ответьте на следующие вопросы:

1. Что нового Вы узнали о структуре управления тюремной системой? Что Вам было уже известно из текста лекции и других источников?

2. Кем осуществлялось управление отдельными местами лишения свободы?

3. Какие функции в пенитенциарной системе Российской империи выполняли Общество попечительное о тюрьмах и земства?

4. Кем и каким образом осуществлялся надзор за местами лишения свободы?

Галкин-Враской, Михаил Николаевич (1834-1916). В начале 1860-х гг. изучал тюремное дело в Западной Европе. Долгое время изданные им в 1868 г. «Материалы к изучению тюремного вопроса» оставались единственным в России пособием по тюрьмоведению. С 1868 г. заведовал второй в Российской империи экспериментальной тюрьмой (Санкт-Петербургской тюрьмой для срочных арестантов). В этой тюрьме проводился эксперимент с ночным разъединением арестантов и обязательными работами. Возглавлял тюрьму всего полгода, но за это время не только заложил основы деятельности учреждения, но и попытался создать институт социальных гарантий для арестантов, вышедших на свободу. В 1868-1879 гг. был губернатором сперва в Эстляндии, а потом в Саратове. В Саратове по его инициативе был открыт учебно-исправительный приют для несовершеннолетних (1873) и образцовая тюрьма (1872-1873). 23 апреля 1879 г. был назначен начальником Главного тюремного управления (1879-1896 гг.). Важнейшими реформами, проведенными М.Н. Галкиным-Враским стали: принятие закона об обязательности труда заключенных (1886 г.), учреждение новых штатов тюремного персонала (1887 г.) и создание системы губернских тюремных инспекций (1890 г.). В 1890 г. выступил в качестве организатора IV Международного тюремного конгресса в Петербурге. Проект реформирования каторги и ссылки, задуманный М.Н. Галкиным-Враским реализован не был. Был одним из главных инициаторов колонизации осужденными о. Сахалина. После перевода 13 декабря 1895 г. ГТУ из ведомства МВД в ведомство Министерства юстиции, был отстранен от должности 26 февраля 1896 г. После выхода в отставку член Государственного Совета (1896-1916 гг.).

Жижиленко, Александр Александрович (1873 – 1930?) – известный российский юрист-криминолог, доктор права, профессор Санкт-Петербургского университета, автор ряда статей по пенологии. В сферу его научных интересов входили вопросы условно-досрочного освобождения и условного осуждения. Противник смертной казни. С марта 1917 г. и до октябрьской революции занимал должность начальника ГТУ (с апреля 1917 г. Главного управления местами заключения). Проводил курс либерализации и германизации отечественной пенитенциарной системы. В годы советской власти находился на преподавательской работе.

 

Контрольные задания для самоподготовки

1. Охарактеризуйте структуру управления местами лишения свободы: (Министерство юстиции, ГТУ, губернаторы, тюремные инспекторы, губернские тюремные инспекторы).

2. Какие шаги были предприняты в деле кадрового обеспечения мест лишения свободы?

3. В чем заключались функции конвойной стражи? Каковы были особенности ее комплектования?

4.Охарактеризуйте виды лишения свободы по проекту 1879 г.

5. Согласны ли Вы с выводом М.Н. Гернета о «мертворожденности» проекта реформы уголовно-исполнительной системы от 11 декабря 1879 года? Ответ обоснуйте.

6. Можно ли говорить о гуманизации условий отбывания наказаний в российских местах лишения свободы в рамках рассматриваемого периода?

7. Что такое патронаж? Как работала система патронажа в Российской империи?

8. В чем кроются причины неудачи колонизировать остров Сахалина с помощью каторжан и ссыльнопоселенцев?

9. Какие усилия предпринимались властями и общественностью Российской империи для исправления несовершеннолетних преступников?

10. Каковы причины и итоги так называемой «судебной контрреформы»?

11. Что Вы знаете об истории создания Уголовного уложения 1903 года?

12. С какими трудностями столкнулась пенитенциарная система в феврале–октябре 1917 года? Какие трудности претерпела пенитенциарная политика России в этот период?

 

Основная литература:

1. История российского правосудия. Учебное пособие. Колоколов Н. А. М., 2009.

2. История судебной системы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / А.С. Смыкалин. М., 2010.

3. Калашникова Н.В., Павлушков А.Р. История пенитенциарной системы России: учебное пособие. Вологда, 2007.

4. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы России: Учебник для вузов ФСИН России. – Рязань, 2006.

Дополнительная литература:

1. Аладьина Л.С., Ковалев О.Г., Шабанов Г.Х. Российская уголовно-исполнительная система: исторические этапы формирования. М., 2007.

2. Алексеев В.И. Методологические аспекты изучения российской пенитенциарной политики (1872-1917 гг.). // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 2. С. 188-193.

3. Алексеев В.И. Пенитенциарная политика России во второй половине XIX – начале XX века. Тюмень: Изд. ТГУ, 2008.

4. Алексеев В.И. Формирование российской пенитенциарной политики и ее источников (1879-1917) // Журнал российского права. 2010. № 7. С.92-97.

5. Бабенко В.Н. История суда России (IX – XXI в.). Монография. М., 2005.

6. Богданов М.А. Институт условно-досрочного освобождения по законодательству дореволюционной России: теоретический и историко-правовой аспекты. // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 2. С. 168-173.

7. Вольский М. Вопросы организации системы деятельности пенитенциарных учреждений в России (конец XIX - начало XX века) // Ведомости УИС. 2009. № 11. С. 21-23.

8. Гернет М.Н. История царской тюрьмы: Изд. 3-е: В 5 т. М., 1960-1962.

9. Демичев А.А. История российского суда присяжных (1864-1917 гг.) Н. Новгород, 2003.

10. Ефремова Н.Н. Судоустройство Российской империи XVIII – начала XX в. М., 1996.

11. Иванов А.А. Пенитенциарная политика и тюремные учреждения в России в пореформенный период (вторая половина XIX - XX в.) // УИС: право, экономика, управление. 2007. № 2. С. 26-32.

12. Калашникова Н.В., Павлушков А.Р. История пенитенциарной системы Вологодского края: Монография. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011.

13. Кротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. Воронеж, 1989.

14. Кутякин С.А. Некоторые исторические аспекты возникновения феномена «воры» в местах лишения свободы России второй половины XIX века. // Уголовно-исполнительное право. 2007. № 3. С. 27-31.

15. Лачина В.О. Развитие пенитенциарной системы России во 2-й половине XIX века // История государства и права. 2007. № 22. С. 18-19.

16. Михненков Е. История создания прогрессивной системы отбывания наказаний несовершеннолетними преступниками в дореволюционной России. // Ведомости УИС. 2007. № 7.

17. Пертли Л.Ф. Организационно-правовые основы условий содержания заключенных в дореволюционной России // под научной редакцией доктора юрид. наук, профессора С.И. Кузьмина: Монография. М., 2011.

18. Подлевских Л. Особенности политической ссылки в Российской империи во второй половине XIX века // Ведомости УИС. 2007. № 10. С. 30-3 1.

19. Полное собрание законов Российской империи. СПб. 1832-1916.

20. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы России (1879-2009 гг.). М., 2009.

21. Реент Ю.А. Уголовно-исполнительная система России: Колесо истории: Монография. М., 2011.

22. Смыкалин А.С. Тюремная политика пореформенной России // Преступление и наказание. 2007. № 1. С. 24-25.

23. Уголовно-исполнительная система. 130 лет / под ред. С. Х. Шамсунова. - М.: Объединенная редакция УИС МЮ РФ, 2009.

24. Яковлева О.Н. Во главе тюремного ведомства // Преступление и наказание. 2009. № 1. С. 36-37.

Нормативно-правовые акты:

1. Уголовное уложение 1903 г. // Российское законодательство X-XX веков. Т. 9. М., 1994.

2. Свод законов Российской Империи / Сост. П.Е. Озерецковский, П.С. Цыпкин. – СПб., 1913.

3. Сборник узаконений и распоряжений по тюремной части / Сост. Т.М. Лопато. Пермь, 1903.

Тема 5







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.