Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учета и контроля операций по движению товаров в оптовой торговле





Ведение учета в оптовых организациях должно быть строго регламентировано, то есть подчинено определенным правилам. Можно сказать, существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет. И отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям материально-ответственных лиц и т.п. [1,с.16-17]. Свод правил бухгалтерского учета – это система нормативных документов, которые в зависимости от статуса делятся на четыре уровня [23, с.19].

1) Законодательные акты:

- Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете отчетности» от 18.11.1994 г. № 3321-ХII (в редакции Закона Республики Беларусь от 29.12.2006 г. №188-3, от 26.12.2007 г.) определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

- Закон Республики Беларусь «О торговле» от 28 июля 2003 г. № 231-З (в ред. от 26 ноября 2003 г. № 247-З, от 20 июля 2006 г. № 162-З, от 7 декабря 2009 г. № 66-З) определяет правовые основы осуществления торговли на территории Республики Беларусь, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг. Действие настоящего Закона распространяется на осуществляющих торговлю на территории Республики Беларусь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно статье 2 данного закона торговля - предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров; товар - вещи (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество), предназначенные для продажи.



- Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 г. № 1290 определяет общий порядок и правила приемки товаров по количеству и качеству, а также условия, необходимые для проведения объективной и достоверной приемки товаров по количеству и качеству, если договором не предусмотрено иное. Положением регулируются отношения между продавцом (поставщиком) и покупателем (получателем) при приемке по количеству и качеству товаров, поставляемых по договорам купли-продажи (поставки, контрактации) или мены, заключаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, если его условиями не предусмотрено иное.

2) Система документов рекомендательного характера:

- Постановление Министерств экономики Республики Беларусь «О порядке формирования и применения цен и тарифов» от 10.09.2008 г. № 183 (в ред. от 20.01.2010 г. № 9). Данная Инструкция распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству и (или) продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь, если иное не установлено законодательством.

Согласно Инструкции оптовая надбавка – надбавка, взимаемая субъектом(ами) предпринимательской деятельности при осуществлении оптовой торговли товаром, им не произведенным; организация-изготовитель – субъект предпринимательской деятельности, производящий (изготавливающий) товары (продукцию), выполняющий работы, оказывающий услуги или являющийся собственником товара, произведенного по договору подряда из сырья заказчика; отпускная цена – цена, устанавливаемая на произведенный товар (как товар собственного производства, так и полученный в результате выполнения договора подряда из материала заказчика, в том числе переработки сырья (материалов) на давальческих условиях) либо на импортированный товар при его оптовой продаже.

- Приказ Министерства торговли Республики Беларусь «Об утверждении методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании» от 09.04.2007 г. № 74 рассматривает учет товарных операций не только в розничной торговле и общественном питании, но и особенности учета движения товаров в оптовой торговле, а также отражение в учете скидок, предоставленных поставщиками организациим оптовой торговли. В Приказе также отражены общие положения по документальному оформлению и организации учета товарных операций, требования к первичным учетным документам и порядку их оформления, требования к отчетности материально-ответственных лиц и общие положения по оформлению и организации учета товарных операций.

- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению» от 28.06.2007 г. № 107 (в ред. от 18.12.2008 г. № 192) утверждает бланки товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 и товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2, утверждает инструкцию по их заполнению (заполнение ТТН у грузоотправителя, в пути следования, у грузополучателя; заполнение ТН у отправителя и получателя). Согласно главе 1 пункта 1 товарно-транспортная накладная является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. В пункте 7, главы 1 указано, что для выписки товарно-транспортных накладных типовой или специализированных форм с применением персональных ЭВМ используются бланки строгой отчетности типовой формы с указанием на них при изготовлении серией и номером накладной. Все остальные реквизиты распечатываются с помощью компьютера при условии их строгого соответствия реквизитам типовой или утвержденных в установленном порядке специализированных форм бланков, предназначенных для заполнения вручную.

3) Совокупность документов организации, раскрывающих ее учетную политику. Они разрабатываются организацией на основе документов первых трех уровней (рабочий план счетов, формы первичных документов, учетных регистров). Методика отражения в учете хозяйственных операций по движению товаров в оптовой торговле осуществляется в соответствии с рабочим планом счетов, разработанным в соответствии с Постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета» от 30.05.2003 г. № 89 (в ред. постановлений Минфина от 13.11.2003 г. № 153, от 11.12.2008 г. № 187, от 26.03.2009 г. № 33).

В соответствии со статьей 22 Закона РБ «Об аудиторской деятельности» государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь.

Основным регламентирующим документом аудиторской деятельности в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 года № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» (в редакции Законов РБ от 18.12.2002 г. № 164-3, от 29.06.2006 г. №37-3, от 25.06.2007 г. № 240-3, от 08.07.2008 г. № 369-3).

В настоящее время в Республике Беларусь сформирована пятиуровневая система нормативного регулирования аудита в Республике Беларусь.

Первый уровень – это Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», который определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности. Закон состоит из трех глав.

Первая глава содержит общие положения, в которых сформулированы понятие аудиторской деятельности, аудита и сопутствующих аудиту услуг, обязательного аудита.

Во второй главе сформулированы понятия аудитора, аудиторской организации и их объединений.

Третья глава регулирует осуществление аудиторской деятельности и устанавливает контроль за ее осуществлением, определяет права, обязанности и ответственность аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, аудируемого лица, заказчика, а также устанавливает правила аудиторской деятельности, порядок заключения договора оказания аудиторских услуг и составления аудиторского заключения.

Правила аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих аудиту услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации.

Второй уровень – приказы Министерства финансов, постановления Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Министерства экономики, а именно:

- Постановление Министерства экономики РБ от 30 апреля 2002 года № 94 «Об утверждении инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по аудиту» (в редакции постановлений Министерства экономики от 19.06.2003 г. № 131, от 24.05.2004 г. № 135, от 04.12.2007 г. № 213), в которой установлен порядок определения тарифов на услуги по аудиту, оказываемые на территории РБ; порядок отнесения затрат на себестоимость аудита аудиторскими организациями. Также указано, что величина тарифов должна быть подтверждена соответствующими расчетами (с расшифровкой статей затрат). Данная инструкция обязательна к применению всеми аудиторскими организациями и аудиторами – индивидуальными предпринимателями при определении тарифов на услуги по аудиту, оказываемыми на территории Республики Беларусь, за исключением оплачиваемых нерезидентами Республики Беларусь.

- Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 19.02.2009 года № 51 «О составе методологического совета по аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Беларусь», который утверждает состав методологического совета по аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Беларусь и его членов.

- Декрет Президента Республики Беларусь от 28 июня 1999 года № 30 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением а Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями, внесенными Декретом Президента РБ от 31.01.2000 г. № 3, отменены Указом Президента Республики Беларусь от 12.02.2004 г. № 67, Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19.12.2008 г. № 689).

- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17.09.2002 г. № 128 «Правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» (в редакции Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28.12.2009 г. № 153).

- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26.10.2000 г. № 114 «Правила аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства» (в редакции Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28.09.2009 г. № 153).

Третий уровень – система нормативного регулирования аудиторской деятельности, представленная правилами аудиторской деятельности - национальными аудиторскими стандартами. Основная цель аудиторских стандартов – достичь единообразного понимания всеми аудиторами и пользователями аудиторских услуг основных принципов и елей аудита, обязанностей и ответственности аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого мнения аудитора.

Международным комитетом по аудиторским стандартам разработано более 30 стандартов, которые рекомендуется использовать при разработке национальных стандартов. Эти стандарты устанавливают общие требования к порядку организации и проведения аудита на всех его стадиях, документирования проверок, оформления их результатов и выдачи аудиторских заключений. Международные стандарты не рассчитаны на конкретную нормативно-правовую базу, поэтому в Республике Беларусь Министерством стандартов начата разработка национальных стандартов на основе действующего законодательства. Они учитывают существенные экономические условия, а также предстоящее использование стандартов. Национальным аудиторским стандартам Министерством финансов Республики Беларусь дано наименование Правила аудиторской деятельности. В статье 18 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» представлено следующее определение правил аудиторской деятельности: «единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих аудиту услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации».

В настоящее время Министерством финансов Республики Беларусь утверждено 37 Правил аудиторской деятельности, которые регулируют следующие основные вопросы:

- общие вопросы;

- ответственности аудиторской организации и качества аудита;

- планирования аудита;

- получения аудиторских доказательств

- использования работы третьих лиц;

- итоговых документов аудита;

- некоторых аспектов аудита;

- специальной области аудита и сопутствующих услуг [28, с.186-190].

Четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регулирующие порядок осуществления аудиторских проверок применительно к отдельным отраслям по отдельным аудиторским вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям

Пятый уровень – документы, необходимые для регламентирования правил. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Внутрифирменные стандарты базируются на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита. Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть приказ об утверждении внутрифирменных стандартов, подписанный руководителем фирмы и утвержденный советом учредителей аудиторской фирмы. Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на стандарты в области этики поведения аудитора, стоимости по внутрифирменному документообороту и стоимости в области методологии проведения проверок по направлениям аудита – общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Республике Беларусь осуществляется в органом государственного управления, на который Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности Конкретные функции руководства учетом возложены на Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и другие отраслевые органы управления.

Непосредственное методологическое руководство осуществляет Министерство финансов, которое разрабатывает и утверждает:

- национальные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности;

- положения, инструкции и разъяснения по единообразному отражению в учете и отчетности операций, не регламентируемых национальными стандартами по бухгалтерскому учету и отчетности;

- типовые унифицированные формы первичных бухгалтерских документов, их электронные версии и инструкции по заполнению;

- другие нормативные документы, обеспечивающие единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности.

Обзор нормативно-правовых документов показал, что для хозяйствующего субъекта, при организации и ведении бухгалтерского учета и аудита своей финансово-хозяйственной деятельности, очень сложно учитывать все многообразие различных нормативных и законодательных актов, которые динамично изменяются, дополняются и порой трактуются противоположно. Является проблемой и выбор методики правильного и своевременного ведения учета движения товаров, от которого зависит точность определения финансовых результатов, начисление налогов и других обязательных платежей в бюджет, объективность аналитических планов.

Учет товаров и тары на организациих оптовой торговли ведут на основном, активном, материальном счете 41 «Товары», поступление товаров и тары на оптовые склады в учете отражают на основании товарных (товарно-транспортных) накладных и других сопроводительных документов и строго соблюдают принципы и методологические основы их учета, закрепленные в учетной политике организации. По дебету субсчета 41-1 «Товары на складах» по аналитическому счету заведующего складом отражают и контролируют стоимость фактически поступивших и оприходованных материально ответственным лицом товаров по отпускным ценам поставщика (без налога на добавленную стоимость), а по дебету субсчета 41-3 «Тара под товаром и порожняя» - стоимость тары по отпускным ценам поставщика. Транспортные расходы по завозу товаров учитываются на счете 44 «Расходы на реализацию», субсчете 2 «Издержки обращения». По дебету этого счета учитывается увеличение издержек обращения, а по кредиту – их снижение за счет реализации товаров. Сальдо по данному счету показывает сумму издержек обращения на остаток товаров.

Налог на добавленную стоимость на поступившие товары учитывают на счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и отражают на основании товарных документов поставщика в сумме акцепта: при последующей оплате поставщику – по дебету субсчета 18-4-1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, подлежащий оплате», при предварительной оплате – по дебету субсчета 18-4-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, уплаченный». Расчеты с поставщиками оптовые организации ведут на активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают и контролируют сумму задолженности поставщику за поступившие товары по покупным ценам (с налогом на добавленную стоимость) с учетом транспортных расходов по их доставке, включенных в счет согласно договору. При этом сумму задолженности поставщику при предварительной оплате отражают в сумме предъявленного счета, а при последующей оплате – в сумме акцепта. Дебетовое сальдо по счету 60 отражает стоимость товаров в пути. Поэтому бухгалтер строго контролирует каждую сумму дебетового сальдо по счетам с поставщиками, чтобы исключить несвоевременное оприходование поступивших товаров и тары и не допустить образования нереальной дебиторской задолженности.

При условии применения организациими оптовой торговли метода учета товаров на счете 41 «Товары» по продажным (отпускным) ценам для учета оптовой наценки и НДС, включенных в отпускные (продажные) цены, должен применяться счет 42 «Торговая наценка». Порядок учета в таких случаях идентичен учету товарных операций в розничной торговле. Однако определение суммы НДС, приходящейся на реализованные товары, осуществляется по каждой товарной позиции. При условии применения метода учета товаров по покупным ценам счет 42 «Торговая наценка» не применяется. Рассмотрим некоторые нюансы, которые могут возникнуть при поступлении товаров и тары в организацию оптовой торговли: при приемке товаров может быть выявлена недостача товаров и тары. Недостачи сверх установленных норм потерь при транспортировке возникают по вине транспортной организации, поставщиков или экспедитора. Выявленные при приемке недостачи и потери товаров в пределах установленных норм и по вине экспедитора оптовой базы отражаются по ценам приобретения по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - по ценам приобретения без налога на добавленную стоимость. недостачи и потери товаров, возникающие в пределах установленных норм, являются расходами оптовой торговли. Они списываются в дебет счета 44 «Расходы на реализацию», субсчете 2 «Издержки обращения» с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - по отпускным ценам поставщика без налога на добавленную стоимость. Недостачи и порчи, взыскиваемые с виновных лиц, списываются в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - по учетным ценам. Недостача, признанная поставщиком, списывается в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчета 3 «Расчеты по претензиям» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - по покупным ценам с налогом на добавленную стоимость. Основанием для ее предъявления является коммерческий акт или акт приемки товаров по количеству и качеству. На склад оптовой организации приходуются фактически поступившие товарно-материальные ценности [23,с.77-82]. Порядок отражения операций по отпуску товаров зависит от метода признания выручки: по мере оплаты товаров или по мере их отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов. Если организациям оптовой торговли применяется метод определения выручки от реализации товаров по мере их оплаты, при отгрузке товара его покупная стоимость списывается со счета 41 «Товары» в дебет счета 45 «Товары отгруженные». При поступлении оплаты за товар выручка от его реализации отражается по кредиту счета 90 «Реализация». При этом стоимость реализованных товаров по покупным ценам списывается со счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Реализация».
Если организациям оптовой торговли применяется метод определения выручки от реализации по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов, на сумму отгруженных товаров по ценам их реализации производится запись по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 90 «Реализация». При этом покупная стоимость отгруженных товаров списывается со счета 41«Товары» в дебет счета 90 «Реализация»

Определение стоимости реализованных товаров в покупных ценах осуществляется по каждой товарной позиции отпущенных товаров. Методика бухгалтерского учета отпуска товаров и тары из организации оптовой торговли приведена в приложении 9.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.