Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности договорных отношений, связанных с реализацией товаров, и порядок формирования оптовых цен





 

 

Цена – денежное выражение стоимости единицы товара. В рыночной экономике цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на выпуск и реализацию продукции (товаров); является инструментом управления организациям и позволяет всем нормально работающим организациям покрыть затраты от хозяйственной деятельности и получить прибыль, регулирует общественные отношения по распределению прибавочного продукта между государством, материальным производством и сферой обращения. Оптовая торговля получает долю прибавочного продукта в виде оптовой надбавки (торговой скидки).

Система цен на товары народного потребления включает:

1) свободные цены: договорные, отпускные, розничные и закупочные, которые формируются под действием спроса и предложения, свободной конкуренции;

2) регулируемые цены: фиксированные розничные, предельные отпускные цены, предельные торговые надбавки (скидки) к ценам. Регулируемые цены применяют на товары субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на рынках Беларуси и включенных в Государственный Реестр; на отдельные социально значимые товары, конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров.

Отпускные цены на товары и тарифы на услуги (работы) формируются с учетом конъюктуры рынка на основе плановой себестоимости, налогов и неналоговых платежей, прибыли. Затраты включаются в плановую себестоимость в соответствии с законодательством, определяющим состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (товаров, услуг). При этом могут использоваться отраслевые рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом принятой субъектом предпринимательской деятельности учетной политики. Затраты, включаемые в себестоимость, рассчитываются по нормам (нормативам), утверждаемым субъектом предпринимательской деятельности, если иное не установлено законодательством. Налоги и неналоговые платежи включаются в отпускные цены и тарифы в размерах и порядке согласно законодательству.

На продукцию, товары, работы (услуги), обороты по реализации которых облагаются налогом на добавленную стоимость, отпускные цены на товары (продукцию) и тарифы на услуги (работы) формируются без налога на добавленную стоимость. По товарам, услугам (работам), обороты по реализации которых освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные продавцу, относятся на увеличение стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), используемых в производстве.

Отпускные цены формируются организацией-изготовителем с учетом или без учета расходов по их доставке до покупателя (на условиях франко). При приобретении товаров у организаций-изготовителей по отпускным ценам, сформированным без учета расходов, связанных с их доставкой, торговые организации имеют право относить сумму фактических расходов по доставке товаров на увеличение отпускных цен. Расходы по доставке товаров одной торговой организацией в адрес другой торговой организации относятся на расходы по реализации одной из этих организаций исходя из условий заключенного договора. При доставке товаров покупателем на свой склад, отпускные цены на которые сформированы с учетом расходов по их доставке (франко-назначения), указанные расходы возмещаются покупателю исходя из условий заключенного договора. Отпускные цены фиксируют в протоколах согласования цен, договорах на поставку товаров, прейскурантах или декларациях.

В бухгалтерском учете следует различать такие понятия как учетная цена, покупная цена (стоимость) товаров и продажная цена (стоимость) товаров, которые связаны соответственно с учетным процессом товарно-материальных ценностей и с торговыми операциями покупки и продажи товаров.

Учетная цена товаров обусловлена порядком ценообразования и учетной политикой организации. В оптовых организациях товары учитывают по отпускным ценам товаропроизводителей Республики Беларусь, импортеров, по контрактным ценам (без налога на добавленную стоимость).

Покупная цена (стоимость) товаров зависит от источников их поступления и порядка ценообразования. В оптовую организацию товары поступают по отпускным ценам от товаропроизводителей Республики Беларусь; по сформированным отпускным ценам от импортеров, ввезших товары из-за пределов республики; по отпускным ценам с оптовой надбавкой от предприятий посредников. Покупная стоимость товаров (с налогом на добавленную стоимость) и тары с включением транспортных расходов по их доставке формирует сумму к оплате.

Продажная цена (стоимость) товаров зависит от учетной цены и порядка ценообразования. Оптовые организации продают товары оптовым покупателям по отпускным ценам товаропроизводителей (импортеров) с оптовой надбавкой и налогом на добавленную стоимость; по сформированным отпускным ценам с налогом на добавленную стоимость по товарам, ввезенным из-за пределов республики; по фиксированным розничным ценам за минусом торговой скидки. Продажная стоимость товаров с налогом на добавленную стоимость с включением транспортных расходов по их доставке формирует сумму к оплате предъявленного счета покупателям за отгруженные товары.

Оптовая надбавка – надбавка, взимаемая субъектами хозяйствования при поставке (реализации, продаже, обмене) продукции (товаров) и предназначена для компенсации расходов, связанных с осуществлением оптовых операций и получением прибыли. Оптовую надбавку устанавливают в процентах к отпускной цене (без налога на добавленную стоимость), сформированной организациям-изготовителем в республике, или к отпускной цене, цене приобретения импортера (без налога на добавленную стоимость).

При установлении цен на товары ГП “Беларусьторг” руководствуются Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденные постановлением Министерства Экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183 (с изменениями и дополнениями от 10.10.2009 года № 141 и от 20.01.2010 года № 9).

Постановлением № 183 утвержден конкретный перечень товаров, при формировании цен на которые будут применяться ограниченные размеры торговых надбавок. В данный перечень входят важнейшие социально значимые продовольственные товары, товары для детей, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также отдельные товары массового потребления. При формировании цен на товары, не включенные в данный перечень, предусмотрено применение торговых надбавок с учетом конъюктуры рынка.

Организации-импортеры – одна из наиболее экономически активных формаций в белорусском экономическом поле, подавляющее большинство организаций здесь – частной формы собственности и количество экономически вовлеченного в импортные операции населения весьма велико. Организации-импортеры, как и производители, формируют цены на товары, вовлекаемые в гражданский оборот в Республике Беларусь, но их ценообразование отличается от ценообразования производителей в первую очередь ограниченностью сумм расходов, включаемых в цену товаров. Это различие связано в первую очередь с тем, что организации-импортеры в первую очередь являются торговыми организациями, то есть осуществляющими торговлю товарами, ими не произведенными, а поскольку нет производства, то нет и в полной мере формирования такой экономической категории как себестоимость товаров.

Итак, организация-импортер (ГП “Беларусьторг”) формирует отпускную цену путем сложения определенного количества расходов и оптовой надбавки как торговая организация.

Расходы по импорту товаров включают в себя следующие позиции:

1) сумма контрактных цен.

Данная сумма определяется как цена (стоимость) товара, закрепленная во внешнеторговом договоре, в соответствии с условиями которого производится ввоз товара на территорию РБ и выпуск в свободное обращение. Следует отметить, что контрактная цена на практике может отличаться от расчетной цены или цены расчета, если имеет место предоставление нерезидентом финансовой скидки. Контрактная цена товаров, приобретенных за иностранную валюту, пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка РБ на дату формирования цены товара.

2) сумма таможенных платежей.

Под этим пунктом подразумевается сумма ввозных таможенных пошлин, прочих обязательных платежей, платежей за таможенное оформление товара в режиме свободного обращения.

3) сумма транспортных расходов

В транспортные расходы включаются все расходы по транспортировке товаров и связанные с этим сопутствующие услуги и работы, включенные в договор транспортировки: расходы на доставку товаров и продуктов железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом, предъявленные к оплате поставщикам, транспортными, транспортно-экспедиционными организациями, организациями связи, погрузо-разгрузочные работы, плату за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормального срока, установленного для вывоза груза, и т.п. Транспортные расходы включаются в формируемую цену в сумме, уплаченной за транспортные услуги до склада импортера или иного места назначения, определенного контрактом (договором) в соответствии с которым осуществляется импорт товаров. Следует учитывать, что в состав транспортных расходов пунктом 12 Инструкции № 141 изначально не включены расходы на оплату экспедиционных услуг, которые учитываются импортером отдельно от транспортных и оплачиваются за счет применяемой оптовой надбавки.

4) расходы по страхованию

К данной категории относятся расходы по страхованию коммерческих рисков неисполнения иностранным контрагентом контракта (договора), а также расходы по страхованию перевозки грузов, а также иные страховые расходы, непосредственно связанные с исполнением внешнеторгового контракта.

5) расходы по оплате процентов по кредитам

Под указанными расходами подразумеваются суммы процентов, начисленных по кредитному договору, если оплата импортируемого товара осуществляется за счет кредитных средств банка. Сумма процентов, уплачиваемых при просрочке возврата кредита, относится на собственные средства (прибыль) организации и в цену включаться не может.

6) иные расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров

К этим расходам относятся расходы, без производства товаров товар не может быть выпущен в свободное обращение на территории РБ и необходимость таких расходов прямо предусмотрена законодательством, определяющим условия, при которых товар может быть ввезен. К данной категории расходов относятся:

- плата за въезд в зону таможенного контроля;

- плата за хранение груза на складе временного хранения на период оформления документов;

- плата за получение сертификатов, свидетельств о гигиенической регистрации, в том числе за осуществление обязательных экспертиз, проверок и т.п., необходимых для получения сертификата, если товар подлежит обязательному подтверждению соответствия (сертификации);

- плата за получение идентификационных знаков, в том числе наклеиваемых за рубежом;

- плата за оформление статистических (грузовых таможенных) деклараций, иных документов, их копий, необходимых для осуществления таможенного и валютного контроля;

- сумма обязательных сборов;

- иные платежи и суммы, уплата которых обоснована соблюдением обязательных требований, установленных законодательством, при импорте товаров на территорию Республики Беларусь.

В расходы по импорту, включаемые в отпускную цену товара, не включаются расходы по оплате вознаграждения внешнеторговому посреднику (комиссионеру, поверенному), поэтому данные суммы оплачиваются из применяемой оптовой надбавки, что должно стимулировать желание организаций-импортеров выходить на прямые контракты с иностранными поставщиками и производителями, и снижать расходы и затраты по импорту товаров.

ГП “Беларусьторг”, являясь организацией-импортером и в то же время торговой организацией, к вышеуказанным расходам по импорту добавляет оптовую надбавку, но не во всех случаях она имеет предельный или фиксированный размер. С момента вступления в силу изменений, внесенных Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 19 августа 2009 года № 141, применение оптовой надбавки возможно в двух случаях, соответственно, без ограничения и с определением предельного размера надбавки:

1) при формировании цен на товары, предназначенные для последующей реализации на территории Республики Беларусь, организации-импортеры применяют оптовую надбавку в размере с учетом конъюнктуры рынка, то есть без ограничений с учетом спроса и предложения.

2) при формировании отпускных цен на товары, предназначенные для последующей реализации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для собственного потребления, поставки на переработку на давальческих условиях, а также на товары согласно перечню товаров, утвержденному Постановлением № 183, формируются импортерами путем добавления торговой надбавки в размере не более 30 процентов к сумме расходов по импорту товаров.

Субъекты предпринимательской деятельности имеют право предоставлять покупателям скидки с установленных ими отпускных цен. Скидки в зависимости от условий договора поставки предоставляются в соответствии с утвержденным субъектом предпринимательской деятельности порядком применения скидок. Порядок применения скидок должен содержать фиксированные размеры скидок и конкретные условия, в зависимости от которых они предоставляются. При предоставлении скидок оптовая и (или) торговая надбавка взимается к отпускной цене, уменьшенной на размер скидки. Оптовые скидки предоставляются торговым организациям, осуществляющим оптовую торговлю, в размере, определяемом по соглашению сторон. Дальнейшая поставка товаров осуществляется по отпускным ценам, утвержденным организациями-изготовителями или импортерами и помещенным в прейскурант, без взимания оптовой надбавки.

Таким образом, в ГП “Беларусьторг” цены формируются исключительно в соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь «О порядке формирования и применения цен и тарифов» от 10.09.2010 г. №183 (с учетом последних изменений от 20.01.2010 года № 9). Учет поступления товаров ведется по покупным ценам, а учет выбытия товаров ведется по продажным ценам, которые формируются взиманием оптовой надбавки к отпускным ценам. Формирование отпускной цены в ГП “Беларусьторг” начинается с издания приказа, на основании которого составляется расчет и прейскурант отпускных цен.

В заключении, хочется отметить, что наличие нормы, разделяющей возможность импортера взимать оптовую надбавку в неограниченном или неограниченном размере, не препятствует злоупотреблению этим правилом со стороны покупателя. Сущность «обмана» заключается в том, что цель приобретения и цель фактического использования товаров могут не совпадать: если покупатель товара, обратившийся к импортеру, укажет цель приобретения «для собственного потребления», это не препятствует реализации товара покупателям в порядке осуществления оптовой торговли. Ограничение для посредника в данном случае – его оптовая надбавка будет ограничена пятью процентами. Следовательно, оптовая организация, обратившаяся к импортеру, может указать одну цель приобретения и потребовать снижения цены товара, а фактически использовать товар в иных целях, не совершая при этом ничего незаконного.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.