|
Модели экономических организаций по способу решения основных экономических проблем в том числе и в современной экономике.Экономическая система – это упорядоченная структура связей между людьми в отношении производства и потребления материальных благ и услуг. В экономической системе всегда существуют три основных субъекта экономики: домохозяйства, фирмы и государство. Экономические системы можно классифицировать по различным признакам: – по функциональному назначению; – отраслевому набору; – воспроизводственному подходу; – институционному составу; – социальному содержанию. Структурные элементы экономической системы находятся в динамичном взаимодействии, формируя пропорции экономической системы. Экономические пропорции – это количественное соотношение отдельных частей в рамках всей экономической системы. Изменение пропорций можно отследить с помощью индексного метода, рекомендованного экономической комиссией ООН: C= (aJ2, – aJ1,), где С – индекс изменения пропорций; а – процентная доля сектора j в экономической системе; J2 – J1 – период, за который рассчитывается изменение пропорции между секторами. В самом общем виде можно выделить три основных типа экономических систем. При традиционной системе в экономике сильны национальные исторические традиции и обычаи хозяйствования, которым присущи натурализация хозяйственной деятельности и сословность. При планово-хозяйственной системе государство регламентирует хозяйственную деятельность. При рыночной системе центральную роль играет не государство, а рынок. В целом эта система основана на частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей. Современная экономическая система подавляющего большинства цивилизованных стран базируется на рыночных отношениях. Действует ряд моделей такой организации хозяйства. Они носят названия тех стран, в которых они реализованы наиболее полно на схеме.
Схема 1. Содержание основных моделей современной экономики Перечисленные модели современных экономических систем хозяйствования нередко дополняются промежуточными вариантами: немецким, французским, южно-корейским и др.
3. Экономическое содержание и правовая форма собственности.
Сложная структура отношений собственности предопределяет особую важность проблемы фактической реализации собственности. Реализация собственности связана с действительным достижением интересов, экономических целей субъектов присвоения. Чаще всего их интересы реализуются через присвоение дохода, поэтому субъект присвоения доходов, порожденных экономическим движением благ, и выступает как фактический собственник. Это, в первую очередь, относится к реализации собственности на средства производства — в экономическом смысле фактическим собственником земли, оборудования и других объектов производственного назначения являются те люди, которые присваивают доходы, обусловленные функционированием данных хозяйственных объектов. Проблема реализации собственности связана с выявлением соотношения фактического и формального собственника. Эти качества могут совпадать и воплощаться в одном социальном субъекте, но могут быть и разъединены, представлены в разных субъектах. Тогда формальным собственником, носителем «титула» собственности является один человек или группа людей, а фактически присвоение дохода осуществляют другие люди. Часто это связано с долговыми отношениями. Должник, продолжающий оставаться формальным собственником, фактически передает заимодавцу значительную часть прибавочного, а иногда и необходимого продукта.
Вопросы для самоконтроля. 1. Понятие формы собственности. 2. Виды собственности. 3. Характеристика форм собственности. 4. Что такое экономическая система. 5. Классификация экономических систем. 6. Содержание основных моделей современной экономики. 7. Экономическое содержание собственности. 8. В чём заключается правовая форма собственности. Лекция №5. Тема: Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. (2часа) План: Закон спроса. Закон предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Основные характеристики свободной (совершенной) конкуренции. Закон спроса
Спрос — магическое для экономиста слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа. Действительно, неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике, а может — кризис перепроизводства. Словом, спрос — поистине «душа» экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки. Тем удивительнее достижения экономистов в анализе спроса. Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств" (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос». Итак, спрос — это объем "возможной" купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос — это "потенциальная" купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Для динамики рыночной системы наличие спроса как "возможной" купли благотворно, так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов — объемами предложения. Специальная наука («маркетинг») озабочена одним — как помочь «спросу» превратиться в реальную «куплю». Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет дать определение "закону спроса, между уровнем цены" (Р) "и величиной спроса на него" (Qd) "существует обратная зависимость Qd = f(1 /Р), — разумеется, при прочих равных условиях. Говоря житейским языком, чем ниже цены — тем больше величина спроса, а чем выше цена — тем меньше величина спроса. Закон спроса имеет общепринятое в экономической теории графическое изображение (см. график 1.). График 1 - Закон спроса
Объективная экономическая логика позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены. Закон спроса важен и тем, что показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития — ведь спрос может «благодарно» увеличиваться при снижении цены или «возмущенно» уменьшаться при росте цены "только при отсутствии дефицита", там, где дефицит, мнение покупателя не важно, все диктует производитель; а ведь подлинный рынок — это" равноправие спроса и предложения".
Закон предложения. Товаропроизводители исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, продаваемые на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т. е. формирует предложение. Предложение — желание и способность производите лей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь вели ка, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны. Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предоставляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль). На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение — функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величиной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение. Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения. Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения. Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения. Так же, как и в случае со спросом, различают индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение — предложение отдельного производителя. Рыночное предложение - совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителя ми по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения. Неценовые факторы предложения. Кривая предложения строится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изменение предложения. Это проявляется в смешении кривой предложения вправо или влево. Когда предложение расширяется, то кривая S0 смещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2. Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения): 1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает. 2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождает ся расширением предложения товара. 3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене. 4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокраще ние предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо. 5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля. 6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителя ми возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения. 7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот. Так же, как и в случае воздействия на спрос ценовых и неценовых факторов, разделяют изменение предложения и изменение величины предложения: • изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара. Подобные перемены в предложении могут произойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим обизменении предложения; • всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара X, предлагаемое производителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения.
![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|