Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг





В этой области в отличие от предыдущей сосредоточена ретроспективная документированная информация в форме информационных ресурсов как аккумуляторов (запасов) совокупных знаний человечества, накопленных за долгие годы цивилизации. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» дает определение понятия информационных ресурсов: «...информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)» (ст. 2).

Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий.

С помощью информационных систем, в том числе автоматизированных, банков данных, их сетей, в первую очередь Интернет и иных систем, на основе современных информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информации, производства информационных ресурсов, поиска и распространения информации из них.

Выделяются следующие виды субъектов в этой области:

· граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства;

· организации:

· библиотеки;

· архивы;

· музеи;

· информационные центры и другие информационные структуры; информационные фонды; центры анализа информации;



· информационные агентства, другие органы массовой информации; -

· другие организации — собственники и владельцы информационных ресурсов;

· органы государственной власти:

· Народный Совет ДНР.

· Совет Министров ДНР

· Глава Республики

· органы представительной власти

· органы исполнительной власти

· органы судебной власти;

· органы местного самоуправления.

Применяются разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов. Держателями (обладателями) информационных ресурсов (владельцами и собственниками) могут быть как самостоятельные информационные центры, информационные организации, фирмы, предприятия, учреждения, обладающие статусом юридического лица (далее — информационные | организации), так и отдельные информационные структуры (управления, отделы, лаборатории и т.п.) в составе иных юридических лиц, а также физические лица.

Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании законодательства Донецкой Народной Республики или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг. В Федеральном законе «Об участии в Международном информационном обмене» раскрываются понятия этих терминов: «...информационные продукты (продукция) — документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей». А информационные услуги — действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами» (ст. 2).

По способам формирования информационных массивов и распространения информации из них информационные ресурсы могут быть разделены на два больших класса — стационарные и мобильные. Стационарные информационные ресурсы формируются и используются, как правило, в специализированных информационных организациях с помощью их информационных систем и сетей, в том числе и через Интернет. Основной механизм распространения информации из таких информационных ресурсов реализуется в порядке предоставления информационных услуг, т.е. через поиск информации в информационных системах этих организаций при обращении к ним пользователей (потребителей). Причем, это может осуществляться как непосредственно самим пользователем, если такие воз-можности предоставляются ему соответствующей информационной системой, так и через посредника. Потребитель должен знать место расположения информационной организации и условия получения информации из ее ресурсов. Эта функция наиболее эффективно исполняется ныне с помощью Интернет. Такой механизм основывается как бы на принципе центростремительного привлечения (подключения) пользователя к держателям информационных ресурсов — потребитель движется к ресурсу.

Передвижные (мобильные) информационные ресурсы формируются государственными и частными (коммерческими) информационными организациями как специальные информационные продукты, главным образом, в виде банков данных. Такие информационные продукты тиражируются и распространяются в комплексе — банк данных включает в свой состав и базу данных и поисковый аппарат к ней. В этом случае, приобретая такой банк, потребитель получает возможность индивидуального пользования им на

собственном компьютере. Следовательно, здесь используется принцип

центробежного распространения информационных ресурсов — ресурс «движется» к потребителю. Естественно, этот принцип не нов, на его основе и ранее создавались и распространялись «составные» информационные продукты на бумажных носителях — сборники, энциклопедии, антологии и т.п. Но они получили особенно широкое распространение в связи с развитием новых информационных технологий и, в частности, с появлением лазерных дисков. Примером такого рода деятельности являются информационные продукты, подготавливаемые известными фирмами «Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс», «ЮСИС».

Информационные ресурсы можно классифицировать по различным основаниям.

Информационные ресурсы по виду информации:

· правовая информация;

· научно-техническая информация;

· политическая информация;

· финансово-экономическая информация;

· статистическая информация;

· информация о стандартах и регламентах, метрологическая информация; социальная информация; политическая информация; информация о здравоохранении;

· информация о чрезвычайных ситуациях; персональная информация (персональные данные);

· кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной, другие); информация иного вида.

Информационные ресурсы по способу доступа:

· открытая информация (без ограничения);

· информация ограниченного доступа:

· государственная тайна, Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Донецкой Народной Республики;

· конфиденциальная информация, конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

· коммерческая тайна,

· профессиональная тайна,

· служебная тайна,

· персональные данные, личная (персональная) тайна.

Информационные ресурсы по виду носителя:

· на бумаге;

· на машиночитаемых носителях;

· в виде изображения на экране ЭВМ;

· в памяти ЭВМ;

· в канале связи;

· на других видах носителей.

Информационные ресурсы по способу формирования и распространения:

· стационарные;

· передвижные (мобильные).

Информационные ресурсы по способу организации хранения и использования:

· традиционные формы: ,

· массив документов, фонд документов, архив;

· автоматизированные формы:

· Интернет, банк данных,

· автоматизированная информационная система (сеть), база знаний.

Информационные ресурсы по форме собственности:

· государственная собственность;

· муниципальная собственность:

· частная собственность;

· коллективная собственность.

Информационные продукты и информационные услуги также делятся на виды.

Информационные продукты:

· документы, данные;

· подборки документов, данных;

· справки, аналитические справки;

· базы данных, банки данных;

· другие виды информационных продуктов.

Информационные услуги:

· услуги по информационному обслуживанию:

· поиск информации,

· обработка информации,

· выдача данных (документов),

· хранение информации;

· услуги по пользованию Интернет, АИС, БД, их сетями:

· консультационные услуги,

· услуги по передаче информации,

· услуги по доступу к сети Интернет,

· услуги по пользованию электронной почтой и формированию личных сайтов.

Информационные продукты и услуги предоставляются потребителям в соответствии с различными основаниями: на основе закона; на основе договора; на основе запроса; по другим основаниям.

Они получаются потребителем либо в порядке самообслуживания, либо через посредника. Информация может предоставляться как за плату (в некоторых случаях — на льготных основаниях), либо бесплатно. Возможен обмен информацией.

При формировании информационных ресурсов, подготовке и предоставлении пользователям информационных продуктов, информационных услуг, особенно при включении таких ресурсов в трансграничные информационные сети, в первую очередь Интернет, необходимо защищать от их несанкционированного доступа.

Должны защищаться:

· информационные ресурсы на всех видах носителей, в том числе содержащие информацию ограниченного доступа;

· информационные системы и их сети;

· информационные технологии и средства их обеспечения;

· машинные носители с информацией, например, средствами электронной цифровой подписи или криптографии;

· базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей;

· программные средства в составе электронных вычислительных машин (ЭВМ), их сетей.

Структура и содержание средств и механизмов защиты информации определяются новыми возможностями ЭВМ и их сетей при формировании и использовании информационных ресурсов. Необходимо решить вопросы защиты любой документированной информации на материальном носителе от несанкционированного доступа, в том числе в информационных системах и их сетях. Для обеспечения защиты информации должны разрабатываться и внедряться механизмы защиты — технические, программные, организационные, правовые и другие.

Особое внимание обращается на формирование и использование государственных информационных ресурсов в части, касающейся обеспечения полноты и своевременности их формирования и актуализации. Основная цель — максимально полное и открытое предоставление информации из этих ресурсов пользователям и прежде всего гражданам в порядке реализации основного конституционного права на поиск и получение информации.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.