|
Тема 2.2. Духовная жизнь в советском и российском обществахДуховная жизнь страны. Тенденции духовного возрождения. "Оттепель" особенно заметна в литературе и искусстве. Первая критика и первый анализ того "социального человека", которого сформировала командно-административная система. Рост затрат на науку, открытие многих научно-исследовательских учреждений. Развитие общественной мысли, науки и техники - М.В.Келдыш, С.П.Королев, А.Д.Сахаров, Н.Н.Семенов и др. Начало освоения космоса. Оживление культурной жизни. Появление большого количества новых журналов, как специальных, научных, так и литературно-художественных. Расширение международных культурных связей (возобновление кинофестивалей, концертов исполнителей). Реформа высшей и средней школы. Приоритет вечернего и заочного получения образования. Новые правила приема в ВУЗЫ. Введение обязательного восьмилетнего обучения на "политехнической основе". Увеличение срока обучения до 11 лет. Судьбы творческой интеллигенции, ее конфликт с властью. Критика властных структур "упаднических тенденций, недооценки роли партии" и т.д. Зарождение на рубеже 50-бО-х гг., невзирая на ожесточенные преследования, движения диссидентов (инакомыслящих). Появление "Самиздата". Начало борьбы за права человека в СССР (в рамках диссидентского движения). Духовная жизнь в период застоя: влияние догм и сопротивление догмам. Застойные явления в экономике сопровождались устойчивой тенденцией к застою в политической жизни, культуре, социальном развитии СССР. Неосталинизм. Дальнейшая идеологизация общественной жизни, обоснование консервативного внутриполитического курса. Идеология застоя - концепция "развитого социализма", в основе которой лежала идея полной, хотя и относительной однородности советского общества; отсутствие внутри него каких-либо реальных противоречий, а, соответственно, предполагалось и бесконфликтное ее развитие. Идейный догматизм. Недоверие к интеллигенции. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры, наукой. Политика "запретительства". Значительное усиление цензурного гнета. Гонения ученых-экономистов, удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Обструкция со стороны властей представителей "нового" направления в исторической науке, по-своему видевших исторический путь России и мира, прекращение реабилитации жертв сталинских репрессий. Расхождение между провозглашенными общественно-политическими принципами и реальной жизнью. Нарастание социальной апатии. Реальное противостояние двух культур в обществе: с одной стороны - культуры официально-догматической, с другой стороны - культуры гуманистической, которая принимала участие в формировании сознания многих людей. Противостояние застою. Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти. Общественный протест в среде интеллигенции. Противостояние официальной идеологии. Представители "деревенской прозы". "Магнитофонная революция". Судьбы научной и творческой интеллигенции. Вынужденный отъезд и насильственное выдворение из СССР деятелей литературы и искусства. Возникновение и развитие наиболее радикальных форм массового общественного протеста - диссидентского (от лат. dissidentis- несогласный) и правозащитного движения. Арест группы писателей и суд над ними. Создание первой в СССР открытой общественной ассоциации - Комитета прав человека в СССР. Признанный духовный лидер правозащитного движения - А.Д.Сахаров. Создание группы содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. Арест и ссылка почти всех лидеров и активных участников правозащитного движения, национальных и религиозных организаций. Инакомыслие в армии. Раскрытие и разгром созданного офицерами Балтийского флота подпольного "Союза борьбы за демократические права". Расстрел В.Саблина - капитана З-го ранга, замполита большого противолодочного корабля "Сторожевой" (также с Балтийского флота), выступившего против режима. Роль политической оппозиции, ростков "антисистемы" в размораживании сознания многих людей. Развитие тоталитарной системы вело к углублению противоречий между властью и обществом. Характер перемен в духовной жизни. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|