Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УМ № 1. Основные социально-экономические и политические тенденции развития государств на рубеже XX – XXI вв.





УМ № 1. Основные социально-экономические и политические тенденции развития государств на рубеже XX – XXI вв.

Тема 1.1. Послевоенное мирное урегулирование в Европе. Первые конфликты и кризисы «холодной войны»

После Второй мировой войны образовалось две сверхдержавы:

1. США, которые обладали огромным флотом, авиацией, танками, несколькими ядерными бомбами. Американские войска стояли в Европе, Америке, на Дальнем Востоке, американская продукция составляла половину всего, что производилось в мире.

2. СССР, который обладал самой мощной сухопутной армией и поддержкой коммунистического движения.

Холодная война – разделение мира на две противоборствующие системы: капиталистическую во главе с США и западными странами и социалистическую во главе с СССР.

Началом «холодной войны» считают речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. В г. Фултон (США), которая называлась «Мускулы мира». В ней говорилось о борьбе западных стран с «экспансией тоталитарного коммунизма».

Сферы борьбы:

1. Экономическая. США разработали в 1947 г. так называемый «план Маршалла»: государства, желающие получить американские кредиты на восстановление хозяйства должны были предоставить США отчет о состоянии свой экономики, а также исключить из правительств коммунистов. Страны Восточной Европы по инициативе СССР создали в январе 1949 г. собственную международную экономическую организацию – Совет Экономической взаимопомощи (СЭВ).

Политическая.

А) США 4 апреля 1949 г. создал военно-политический союз – организацию Северо-атлантического договора (НАТО) в составе западноевропейских стран + Турция и Греция + ФРГ (1955 г.). СССР ответил созданием в 1955 г. Организации Варшавского договора – ОВД в составе стран Восточной Европы.

Б) В 1949 г. произошел раскол Германии на две части: Федеративную Республику Германии (под контролем западных стран) и Германскую Демократическую республику (под контролем СССР).

В) Война в Корее (1950-1953 гг.) между СССР и США. В результате Корея была разделена на Северную (социалистическую) и Южную (капиталистическую) части.

3. Гонка вооружений и соперничество в сфере освоения космоса.

 

Тема 1.2. Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости.

 

Третий мир – термин, обозначающий развивающие страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Несмотря на различия развивающихся стран в плане общественно-политического устройства, в одну группу их объединяет уровень экономического развития по сравнению с индустриальными странами Европы и США.

Классификация мировых государств по трем основным категориям сложилась после окончания Второй мировой войны и закрепилась в период «холодной войны», когда западной цивилизации (первому миру) противостояло социалистическое содружество во главе с СССР (второй мир). Несмотря на то, что страны третьего мира не хотели всецело зависеть от противоборствующих блоков, они рассматривались, в первую очередь, как зоны различных геополитических (военных, экономических) интересов СССР и США.

Причины распада колониальных империй:

  1. В годы войны территория многих колоний стала ареной боевых действий. Вера во всесилие европейских колонизаторов была подорвана, укрепились национальное самосознание, стремление к независимому развитию.
  2. Колониальные державы были ослаблены в военном отношении. Их экономическое положение затрудняло ведение ими войн за возвращение колоний.
  3. С создание ООН, формальным признанием в мировом сообществе права народов на самоопределение, зависимые страны с полным основанием могли рассматривать свою борьбу за освобождение как законную.

Колонии – зависимые государства.

Метрополии (колониальные империи или державы) – государства, владеющие колониями.

Многие из бывших колоний приобрели независимость относительно мирным путем. Другие колонии, в силу важности их стратегического положения, изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой.

1960 год вошел в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость.

Причины конфликтов во вновь возникших независимых государствах:

  1. религиозные
  2. этнические

3. территориальные

Освободившиеся страны сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. Освобождение нередко приводило к ухудшению экономического положения. Большинство этих государств не могло рассчитывать на успех модернизации без привлечения ресурсов, капиталов, технологий из-за рубежа. Перед ними встала проблема выбора дальнейшего пути развития.

Государства, которые рассчитывали на получение поддержки СССР или Китая, провозглашали социалистическую ориентацию.

Государства, получающие помощь от США и их союзников, декларировали свою приверженность демократическим идеалам.

Тема 1.3. Крупнейшие страны мира. США.

 

Экономические, геополитические итоги Второй мировой войны для США:

1. Отделенные от центров военных действий двумя океанами, США не переживали разрушений на своей территории. Людские потери страны были незначительными.

2. В годы второй мировой войны промышленное производство США росло быстрыми темпами и увеличилось за период с 1939 по 1944 г. более чем в 2 раза. Одним из важнейших итогов второй мировой войны явилось создание в США крупной военной промышленности. Безвозмездно или за минимальную плату монополии получали в эксплуатацию предприятия, построенные за государственный счет.

3. Война ускорила процесс интенсификации сельскохозяйственного производства. Огромный спрос на продукты американского сельского хозяйства со стороны государства (для снабжения вооруженных сил США и поставок по ленд-лизу) и отчасти населения (в связи с ростом занятости) изменил соотношение цен в пользу фермеров. Механизация и химизация сельского хозяйства усилили позиции крупных производителей, ускорили процесс «вымывания» мелких и отчасти средних хозяйств.

4. Экспорт американских товаров в воюющие страны способствовал золотому «ожирению» США - к концу войны там сконцентрировалось около 2/3 мировых запасов золота.

5. Отражением непререкаемого лидерства США впервые послевоенные годы явилось приобретение долларом привилегированного положения резервной валюты. Закрепленная решениями Бреттонвудсской международной валютно-финансовой конференции (1944 г.) роль доллара как главной валюты международных платежей и расчетов, а также сохранявшийся долгие годы искусственно завышенный курс доллара способствовали вывозу капитала из США, росту их заграничной «империи».

Таким образом, Соединенным Штатам Америки мировые войны всегда служили ступеньками к экономическому и политическому лидерству в капиталистическом мире. Наживаясь на военных поставках и пользуясь временным ослаблением конкурентов, американские империалисты добивались беспрецедентного укрепления своих позиций.

Тема 1.4. Крупнейшие страны мира. Германия

Внеаудиторная самостоятельная работа: составление таблицы по сравнительной характеристике ГДР и ФРГ

Показатели сравнения ГДР ФРГ
Экономическое развитие    
Политическое развитие    

 

Тема 1.6. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Япония. Индия. Китай.

Япония.

Япония, первая индустриальная страна Азии, понесла большой урон от бомбардировок в годы войны, от послевоенного развала экономики. Ее территория была оккупирована американскими войсками. Производство национального дохода на душу населения в 1950 г. было ниже уровня середины 1920-х гг. Впервые в XX веке по этому показателю Япония уступала России (СССР). Инфляция достигла 1500%. Тем не менее, Япония располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, опытом индустриального развития. Реформы, проведенные американской администрацией, также в известной мере содействовали будущему экономическому росту страны.

Согласно конституции 1947 г., разработанной с участием оккупационных властей, Япония была монархией, но император был лишен реальной власти, оставшись символом единства нации. Был создан двухпалатный парламент, избиравшийся на основе всеобщего и равного избирательного права. Впервые право голоса получили женщины. Правительство формировалось парламентским большинством. Это подразумевало, что в стране должна была сложиться система европейского типа политических партий, отражающих интересы различных социальных групп и слоев общества.

К 1951 г. Япония по объему промышленного производства достигла довоенного уровня развития, к 1960 г. превзошла его примерно в 5 раз, к 1975 г. — в 20 раз. Среднегодовые темпы прироста производства ВНП в 1950—1970-е гг. составляли 11%, в отдельные годы достигая 20%. К 1988 г. по производству ВНП на душу населения Япония обогнала США. По удельному весу в мировом промышленном производстве она заняла второе место в мире, уступая лишь США. В мировом хозяйстве Япония стала лидером по производству промышленных роботов, бытовой электроники, автомобилей, танкеров.

Истоки японского «экономического чуда»:

Во-первых, благодаря положениям конституции, запрещавшим Японии иметь вооруженные силы, удельный вес расходов на военные цели в ее бюджете оказался самым низким в мире.
Во-вторых, в периоды войны в Корее 1950—1953 гг., во Вьетнаме в 1960—1970-е гг. Япония, союзная США, ближе всего расположенная к театру военных действий, играла роль основной тыловой базы снабжения вооруженных сил США. Она получила огромные доходы от выполнения военных заказов Америки.

В-третьих, определяющим фактором была продуманная экономическая политика, были использованы те преимущества, которыми располагала Япония, уменьшено влияние неблагоприятных для нее факторов:

1. очень жесткий контроль государства над внешней торговлей

2. закупались передовые технологии, что длительное время позволяло экономить на собственных технологических разработках

3. приоритетными считались те отрасли, которые производили экспортную продукцию

Трудовые отношения в японских корпорациях носят такой же характер, как в малых семейных фирмах стран Запада, где работники не разделяют свои личные интересы и интересы корпорации. Наемным работникам гарантируется занятость на весь период трудовой деятельности. Зарплата им выплачивается даже в случае остановки производства, за счет корпорации обеспечивается повышение квалификации. Благодаря подобным условиям труда, корпорации добиваются полной лояльности своих работников, максимальной производительности труда, добровольного выполнения сверхурочных работ.

Важным источником экономических успехов оказалась политическая стабильность послевоенной Японии. Несмотря на существование оппозиционных партий, на политической арене более сорока лет преобладала одна политическая партия — Либерально-демократическая (ЛДП).

Индия

Внешняя политика Индии.

В годы «холодной войны» Индия придерживалась политики неприсоединения, была одним из основателей этого движения. Тем не менее, у Индии сохраняются напряженные отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий.
В 1971 г. причиной очередной войны между Индией и Пакистаном стал кризис в Восточном Пакистане. Начавшееся восстание в этой густонаселенной и одной из самых бедных в мире провинций вызвало приток многомиллионных потоков беженцев в Индию. За ним последовал военный конфликт. Индийские войска заняли территорию Восточного Пакистана, который стал независимым государством Бангладеш.

Проблемы современной Индии.

Стала проявляться неравномерность в развитии штатов Индии, усилились сепаратистские движения, наметился рост межэтнических, религиозных конфликтов. По абсолютному объему ВВП (324 млрд. долл.) к концу 1990-х гг. Индия приблизилась к показателям России. Однако по производству ВВП на душу населения (около 340 долл.) Индия относится к группе наименее развитых стран мира, уступая России примерно в 7 раз, США — в 80 раз.

Китай.

1 октября 1949 г. с победой коммунистов в гражданской войне в Китае было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). Остатки войск гоминдана отступили под прикрытием американского флота на остров Тайвань, часть их отошла в Бирму.
Председателем созданного в КНР правительства стал Мао Цзэдун. Политический режим, утвердившийся в Китае, определил себя как «демократическая диктатура народа».

Взяв курс на строительство социализма, соответствующего советской модели, руководство КНР вступило на путь кооперации крестьянства, включая обобществление земли. За счет национализации экономика почти полностью перешли под контроль государства

Большую помощь Китаю оказывал Советский Союз. Китаю был передан Порт-Артур, предоставлены кредиты на льготных условиях. Оказывалась помощь в перевооружении армии, особенно в связи с войной в Корее, в создании тяжелой промышленности, в частности машиностроения, автомобилестроения. Готовились кадры для народного хозяйства Китая, советские специалисты работали на китайских предприятиях.

Развенчание XX съездом КПСС культа личности И.В. Сталина, преступлений, совершенных в годы сталинизма, вызвало раздражение в руководстве Компартии Китая. Мао Цзэдун считал, что КПСС не имела права единолично оценивать деятельность Сталина — лидера всего коммунистического движения.
Кроме того, считал Мао Цзэдун, Советскому Союзу следовало поделиться с Китаем секретом ядерного оружия.

В 1958 г. по инициативе Мао Цзэдуна была принята стратегия «большого скачка», смысл которой состоял в том, чтобы в кратчайший срок обогнать СССР и первым построить коммунистическое общество, соответствующее идеалу, распространенному в коммунистическом движении. Был выдвинут лозунгом «Три года упорного труда — десять тысяч лет счастливой жизни».

Создание аграрных коммун, обобществление всей собственности крестьянства, уравнительное распределение произведенной продукции означали перевод всей страны на казарменное положение. Под страхом наказания трудящиеся были обязаны работать с полной отдачей при минимальном обеспечении продовольствием. Итогом коммунистического эксперимента стало падение производства, в 1959 г. Китай столкнулся с проблемой голода. В возникновении трудностей были обвинены советские специалисты и внутренняя оппозиция.

Для борьбы с оппозицией Мао Цзэдун использовал молодежь — студентов, школьников, воспитанных в духе поклонения идеям председателя Мао. Провозглашенная Мао Цзэдуном «культурная революция» должна была искоренить в обществе «контрреволюционные элементы», к которым оказались отнесены управленческие кадры, люди с высшим образованием, особенно полученным в СССР. Сформированные из молодежи отряды «красных охранников» хунвейбинов при помощи армии громили школы, университеты, местные органы власти.

Курс прагматических реформ

Осуществление реформ, начавшееся в 1981 г., было связано с идеями Дэн Сяопина, который, не занимая высших постов в китайском руководстве, считался их идейным вдохновителем.

КПК не отказалась от своей руководящей роли в обществе, целей строительства социализма. Не подвергались критике и действия Мао Цзэдуна, идеи которого по-прежнему рассматриваются КПК как основополагающие.
В то же время в практической политике начали осуществляться реформы, ведущие к возрождению элементов рыночной экономики. Ограничивались кооперативные формы хозяйства, ликвидировались коммуны. Крестьяне стали арендаторами на принадлежащей государству земле, получили возможность приобретать скот, технику в личную собственность, нанимать батраков, реализовывать часть произведенной продукции на свободном рынке.

Сократилась численность вооруженных сил, приоритет отдавался производству потребительских товаров, к модернизации привлекался иностранный капитал, создавались свободные экономические зоны. Предприятиям предоставили значительную самостоятельность, разрешили кооперативный и частный секторы в сфере производства, торговли и обслуживания. При этом Компартия Китая стремилась сохранить за собой руководящую роль в политической жизни. Выступление в Пекине интеллектуалов, студенчества с требованием демократизации норм жизни было подавлено в 1989 г. военной силой.

 

Современный Китай

 

Китай остается аграрно-индустриальной страной. Удельный вес городского населения за последние десятилетия возрос с 20% до 30%, но по-прежнему большая часть рабочей силы занята в сельском хозяйстве. В то же время за счет промышленного производства в КНР создается около половины ВВП, Китай освоил производство продукции высоких технологий.

С началом реформ Китай нормализовал отношения с СССР. Он стремится проводить сбалансированную политику, избегать жестких внешних обязательств, поддерживать торгово-экономические отношения со всеми странами мира. После присоединения к Китаю Гонконга значительно возросла степень участия Китая в системе международного разделения труда.

 

Самостоятельная работа по Теме 3.1. Научно-техническая революция и культура.

Задание:

1. Прочтите текст и, пользуясь дополнительным материалом из Интернета, ответьте на вопрос: Как вы думаете, с какими предпосылками связано появление в середине XX века молодежных движений (субкультур)?

2. Пользуясь дополнительным материалом из Интернета (Википедия – W), заполните сетку таблицы.

Культура молодежного бунта. Развитие массовой культуры стало важнейшим фактором, определяющим духовную жизнь ведущих стран мира. С точки зрения большинства деятелей культуры, продукция, предназначенная для массового потребления («мыльные оперы» — телесериалы, мелодрамы, триллеры — фильмы ужасов, детективы, фантастика и так далее), за небольшими исключениями, имеет невысокую художественную ценность.
Парадокс, однако, заключается в том, что обратить на себя внимание, не используя средства массовой культуры, в современных условиях невозможно. С этой точки зрения, протест против ее господства нередко принимает формы эпатажа публики, который также становится частью массовой культуры. Парадокс молодежных движений — сперва битников, затем хиппи, рокеров и других, заключался в том, что если первоначально они несли вызов господствующей культуре «общества потребления», то очень скоро они становились частью этой культуры, модой, приносящей немалые прибыли бизнесменам массовой культуры, шоу-бизнеса.
Тема молодежного бунта занимала большое место у многих писателей, представителей критического реализма — в частности, Д. Сэлинджера, роман которого «Над пропастью во ржи» вошел в сокровищницу мировой литературы; английского драматурга Д. Осборна, члена группы писателей, называвших себя «злая молодежь». Проблемы неустроенности человека в комфортабельном мире высоких технологий, протеста против попыток манипулирования сознанием, нередко в гротескной форме, поднимались многими писателями-фантастами, в частности Р. Брэдбери в романе «451° по Фаренгейту», К. Воннегутом в антивоенной сатире «Крестовый поход детей».

 

Культура молодежного бунта

 

Название молодежных субкультур Год и место возникновения Идеология Символика
Хиппи      
Байкеры (рокеры)      
Скинхэды      
панки      

 

 

Примечание: В столбце «Год и место возникновения» вы пишите год образования данной субкультуры, а также страну, в которой она возникла. Во втором столбце вы расписываете, во что верили, против чего протестовали представители данных молодежных движений. А в третьем столбце – символику, атрибутику, стиль одежды и т.д.

Самостоятельная работа: найти и написать год, цели, структуру основных международных организаций: ООН, ЕС, НАТО

И культурного развития

Основой для формирования российской стратегии перехода к устойчивому

развитию должна служить оценка потенциала России и реализация его на

основных этапах этого перехода. Предлагается выделять три этапа перехода к

устойчивому развитию и их основное содержание.

1. Выживание (1999-2005 гг.) — повышение уровня жизни малоимущих слоев

населения, ликвидация бедности.

2. Модернизация (2006-2020 гг.) — производственно-техническая и социально-

экономическая модернизация с целью построения постиндустриального

общества с достаточно высоким уровнем благосостояния населения, с

надежно функционирующей социальной и производственной инфраструктурой,

со значительной долей (порядка 50%) среднего класса в составе

населения.

3. Экологическая реконструкция (2021-2025 гг.) — крупномасштабные

природовосстановительные мероприятия на экологически неблагополучных

территориях, восстановление и реконструкция разрушенных и поврежденных

экосистем, очистка атмосферного воздуха и водоемов.

Потенциал России многомерен, динамичен; фиксация его основных

параметров необходима для составления прогнозных оценок и определения

геополитической стратегии применительно к указанным выше этапам.

Составляющими потенциала России на рубеже веков следует признать

национальное богатство, природно-ресурсный потенциал, демографический и

трудовой потенциал, потенциал социальной структуры, научно-технический

потенциал. Рассмотрим их подробнее.

Национальное богатство — экономическая категория, в которой фиксируются

как предпосылка социально-экономического развития, так и его результат,

воплощаемый в материальную и духовную культуру общества, в самого человека.

Необходимо различать обыденный и научный подходы к пониманию национального

богатства. В первом случае допустимо толкование богатства как текущего

потока благ и их накопленного итога в вещественном и денежном выражении.

Научный подход к богатству представляет его как накопленный за определенный

временной интервал материальный итог предшествующих циклов воспроизводства

и одновременно как предпосылку их последующего продолжения. Национальное

богатство имеет двойственную природу, определяется единством материально-

вещественной и социальной сторон.

В оценку национального богатства России должна входить не только

стоимость основных фондов, материальных оборотных средств и домашнего

имущества населения (чем прежде и ограничивалась государственная

статистика), но и стоимость земли, лесов, недр, а также стоимость

накопленных знаний и квалификации работников различных категорий

(человеческий капитал). Например, согласно официальным данным, с 1960 г. по

1990 г. национальное богатство СССР увеличилось с 0,6 трлн. До 4,5 трлн.

руб. (в ценах 1973 г.), т. е. в 7,5 раза. После распада СССР его

национальное богатство было разделено между союзными республиками по

территориальному признаку следующим образом: к России отошло около 60%

богатства; к Украине — 16%; к Белоруссии — 3,6%. В Прибалтийских

республиках осталось 3,2%, в Среднеазиатских республиках — чуть более 11%,

в Закавказских республиках — 3,9% общесоюзного национального богатства.

Природно-ресурсный потенциал России характеризуется тем, что она

занимает 1/8 территории суши и обладает самыми большими шельфовыми

акваториями в северной части. По природно-сырьевым условиям Россия может

занимать ведущее место в мировой экономике, что дает ей возможность

обеспечить экономическую безопасность. Природно-ресурсный потенциал России

включает минеральные, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы. В

структуре минерально-сырьевой и топливной базы доминирует уголь (79,5%),

далее следуют газ (6,9%), нефть (6,5%) и другие полезные ископаемые (7,1%).

Для обоснования геополитической стратегии России принципиальное значение

имеют сведения об ее обеспеченности разведанными запасами полезных

ископаемых.

Демографический потенциал является одним из ключевых показателей

социокультурной динамики российской геополитики, поскольку он всесторонне

характеризует исходный, человеческий потенциал страны. Демографический

потенциал включает в себя: численность населения и его воспроизводство,

рождаемость, смертность, возрастную структуру, жизненный потенциал. Следует

отметить, что на динамику и структуру демографического потенциала

непосредственное влияние оказывают состояние хозяйственной деятельности,

экономические реформы, войны и иные возмущающие воздействия

кратковременного и долговременного порядка.

Наблюдаемая с 1992 г. убыль численности населения прогнозировалась еще

давно, кризисные явления лишь усугубили эту тенденцию, а распад СССР

частично сгладил убыль населения за счет чистой миграции в Россию из бывших

союзных республик. Главными причинами уменьшения численности населения стали падение

рождаемости и рост смертности, которые в последнее десятилетие вызваны,

главным образом, социально-экономическими причинами.

Одним из видов национального богатства России является ее научно-

технический потенциал, выступающий основным фактором экономического роста и

геополитического могущества. Наука и передовые технологии стали

непосредственной производительной силой, поэтому очевидные кризисные

процессы, протекающие в современной отечественной науке, негативно

сказываются практически на всех сторонах социальной жизни. К концу 90-х гг.

в нашей стране был накоплен огромный научно-технический потенциал.

Достаточно сказать, что только в СССР (а также в США) осуществлялись работы

практически по всем направлениям естественных, общественных и технических

наук.

В силу относительной замкнутости советской экономики продуктивно

работала наука на нужды ВПК. В оборонной науке и технике были разработаны

так называемые базовые технологии, т. е. системы всех технологических

процессов, охватывающих области НИР, ОКР, подготовки производства, самого

производства, сбыта и сервисного обслуживания. К примеру, в авиации

макротехнологии представляют комплекс, включающий порядка 600 технологий, а

при создании космического корабля «Буран» были задействованы более 1600

технологий. Из 46 макротехнологий, которыми обладают 7 промышленно развитых

стран, на долю США приходится 20-22 макротехнологии, на долю Германии — 8-

10, Японии — 7, Англии и Франции — 3-5, Швеции, Норвегии, Италии и

Швейцарии — по 1-2 макротехнологии, по которым эти страны разделяют или

делят лидерство. Перед Россией стоит задача довести к 2010 г. до 6-7, а к

2025 г. до 12-16 макротехнологий. В настоящее время подобного рода

макротехнологии в нашей стране имеются в области авиации, космонавтики,

ядерной энергетики, судостроения, специальной металлургии, энергетического

машиностроения.

Кризисные явления в науке на протяжении последнего десятилетия вызваны

сокращением государственных ассигнований на ее развитие, оттоком работников

из сферы науки. В результате происходит спад научного капитала. При

нынешних размерах ассигнований на науку возможно достижение уровня научного

капитала 1990 г. лишь к 2020 г. Поэтому высока вероятность необратимого

разрушения научно-технического потенциала. Исправить это положение можно

лишь в том случае, если государство станет основным финансистом науки и

потребителем научно-технической продукции. Для этого доля общих затрат на

науку относительно ВВП должна быть не ниже 1,5%, что соответствует уровню

примерно 4% расходов федерального бюджета.

Государственный патриотизм. Смена идеологических парадигм, социальных

ценностей не проходит бесследно для общества. Осознание новых реалий, новых

общественных связей и отношений, их принятие (или непринятие) требуют

напряжения душевных сил, мобилизации внутренних ресурсов и, самое главное,

времени. Процессы трансформации в России связаны с глубокой модификацией

системы ценностей и моделей социально-экономического поведения. За

последние десять лет страна претерпела сужение географических границ,

изменились ее название и государственная символика. Эти обстоятельства

усилили и без того высокую нестабильность социальной среды. В процессе

адаптации к новым условиям в обществе формируется макроидентичность на

основе новой системы ценностей. Однако процесс этот происходит очень

медленно, так как разброс ценностей россиян чрезвычайно велик и подчас

ценности эти являются полярными (общество -власть, столица - провинция,

Сибирь - Центр, интеллигенция - народ, состоятельные - бедные). Такое

кризисное состояние системы ценностей в значительной мере препятствует

эффективному развитию трансформационных процессов.

Разрабатывается новая политика, которая стремится покончить с

тотальностью, понимаемой как органичность культурного пространства с

«ценностным господством» — эстетическим, социальным, политическим —

отечественной традиции, привить русской культуре «релятивистскую» модель-

Речь идет о концепциях мультикультурализма, или поликультурализма которые

можно понять как теории «расширения границ» Главная цель — внедрить в

границах социокультурного российского пространства «альтернативные

культуры», якобы изгнанные тоталитарной идеологией, дав им те же права,

что и титульной (русской) культуре

Иначе говоря, политика расширения границ по схеме поликультурализма

есть по сути политика размывания границ единого культурного пространства,

созданного многовековой российской историей, подмена исконно отечественных

культурных традиций альтернативными культурами, не имеющими ровно никаких

корней в России и несущими ей чуждый образ жизни, ценностей нравственности

В сфере образования свержение «культурного империализма» реализуется

через внедрение «педагогики альтернатив», которая напрочь отбрасывает всю

исторически спожившуюся систему культурных образцов как устаревшую. Именно

в таком контексте мультикультурализм представлен как метод «культурного

многообразия» и «межкультурного обогащения». Такой принцип образования

сегодня и пропагандируется в качестве приоритетного

В этой связи особенно остро встает проблема традиции в культуре,

притом не столько как реалий фольклора, объектов историко-культурною

наследия или сложившихся учреждений культуры.

УМ № 1. Основные социально-экономические и политические тенденции развития государств на рубеже XX – XXI вв.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.