Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Й миф: Инклюзия – это красивое название системы, при которой все ученики свалены «в одну кучу»





Й миф: Инклюзия – это красивое название системы, при которой все ученики свалены «в одну кучу»

Мы убеждены в том, что инклюзия – это не просто проект «из доброй воли». Инклюзия – это подход и философия, которая предполагает, что все ученики (и с инвалидностью, и без инвалидности) получают больше возможностей и в плане социальном, и в плане учебы. Инклюзия – это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Инклюзия – это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. В этом процессе важна роль учителей и специальных педагогов, которые привносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей для себя пользой.

 

Й миф: Инклюзивное образование, что все ученики, которые имеют специальные образовательные потребности и нуждаются в какой-то поддержке, не будут этого получать в должной мере.

Это не так. Инклюзивный подход означает, что учителя оказывают индивидуальную поддержку всем ученикам, но при этом какие-то группы учеников не отделены от других. Дети получают знания во многих местах и разными путями. Инклюзивные школы – очень гибкие в этом смысле, так как позволяют учителям и ученикам получать доступ к необходимой поддержке и услугам, тогда и там, где это необходимо. Гибкое расписание, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями, совместная внеклассная работа – вот несколько способов, которые помогают педагогам лучше подстраиваться под интересы и нужды детей, способствовать тому, чтобы дети с инвалидностью получали необходимые услуги и поддержку.

 

Й миф: Инклюзия означает, что все ученики должны проводить все учебное время в классе.

Это тоже не так. Практика инклюзивного образования показывает, что дело не в месте, а в самом участии и практике сотрудничества. Каждый получает знания, во многих местах, и традиционный класс – только одно из этих мест. Есть еще библиотека, лаборатории, компьютерные классы, игровые площадки, спортзал, школьный двор и др. Неважно, где находятся ученики, главное, чтобы они находились среди сверстников. Иногда для учебы нужно, чтобы ученик был со всем классом, иногда – в небольшой группе, а иногда – даже наедине с учителем.

 

Й миф: Дети-инвалиды в классе – это изгои. Над ними издеваются одноклассники.

Исследования показывают, что, наоборот, между обычными детьми и детьми-инвалидами в инклюзивных классах складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Эта дружба поможет им лучше относиться к разнообразию. Ученики чувствуют себя более комфортно и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них. Они на другом уровне общаются со своими сверстниками-инвалидами. Инклюзивный класс – это место, где студенты с инвалидностью и без инвалидности находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости. Конечно, дети и подростки дразнят – даже жестоко и обидно – это обычное дело в их среде. Но в инклюзивных классах ученики с инвалидностью получают свою порцию насмешек не больше и не меньше всех остальных.

 

Й миф: Учителя не знают, как учить детей с инвалидностью и боятся, что если они сделают какую-то ошибку или эти дети не будут учиться, на них будут жаловаться.

Учителя используют учебный план как инструмент, с помощью которого они учат своих учеников вещам, которые пригодятся им в жизни. Некоторые дети усваивают материал медленнее остальных. Поскольку учителя отдают себе отчет в том, что все ученики не могут в полной мере и одновременно усвоить все компоненты программы, они пытаются учитывать индивидуальные особенности учеников, чтобы материал был понят в наиболее полной мере. Инвалидность – это одна из возможных особенностей, и, вопрос о том, как учить именно таких детей, на самом деле, не вопрос. Педагог оценивает способности и потребности учеников, что помогает ему работать с ними, в том числе, с учениками-инвалидами. И если учитель будет стараться приблизить учебные задачи к потребностям ученика, даже нежелающего учиться, риск того, что на него будут жаловаться, минимален.

 

Й миф: Обычные ученики будут отвлекаться в то время, как учитель будет заниматься с учениками-инвалидами, и им будет уделяться меньше внимания.

Любой учитель скажет вам, что в его классе все ученики разные – по национальной, классовой принадлежности, выходцы из разной культурной среды и пр., а также отличаются по своим способностям. Это разнообразие вынуждает педагогов искать индивидуальный подход к ученикам. В инклюзивном классе к детям без инвалидности, так же, как к детям-инвалидам, будет применяться индивидуальный подход.

При этом важно, чтобы соблюдались следующие факторы:

– Сотрудничество учителей: ни один педагог не может хорошо учить всех своих учеников, если не будет получать помощь и советы коллег.

– Приспособление программ под индивидуальные нужды учеников. Учителя используют разные подходы для обучения детей с разными способностями, потребностями, предпочтениями.

– Педагог должен убедиться, что все ученики имеют доступ к информации, знаниям и навыкам.

– Педагог должен верить в успехи своих учеников. Для всех учеников, независимо от их особенностей, должны быть высокие ожидания.

 

Й миф: Когда ученики с инвалидностью находятся в классе со всеми, уровень преподаваемых знаний снижается, чтобы приспособиться к способностям инвалидов.

При инклюзивном подходе выигрывают все ученики, поскольку он делает образование более индивидуализированным. Когда педагог планирует урок, используя эту стратегию, ему не надо снижать планку, ему надо учитывать все особенности своих учеников. Задания на уроке, например, истории, для каждого ученика могут быть разными: кто-то может написать работу в несколько абзацев, кто-то – целое сочинение или исследование, кто-то может выполнить коллективную работу, а кто-то – сделать устный доклад. Важно понимать, что на уроке все выучат не одно и то же, а то, что отвечает их особенностям. Ученик должен соответствовать основным требованиям и стандартам программы, но достичь этого соответствия можно разными способами и в разной степени.

 

8-й миф: Ученики с инвалидностью должны общаться с другими детьми с такой же или похожей инвалидностью. В общем классе им не будет хватать этого общения.

Не надо думать, что инвалидность – это признак, который делает людей похожими и именно тот самый принцип, по которому следует дружить. Мы уверены, что все люди – как с инвалидностью, так и без инвалидности – имеют самый разный характер, интересы и предпочтения. Конечно, инвалидность – фактор, который сближает людей, которые ее имеют, но это совсем не обязательно основа для дружеских отношений. Важно, чтобы ученики с инвалидностью могли сами выбрать, с кем им дружить – и с теми, у кого есть инвалидность, и с теми, у кого ее нет. А в инклюзивном классе такая возможность как раз есть.

 

О ситуации с доступностью образования для инвалидов

В Российской Федерации

 

Общее образование

Так, в России концепция интегративного образования для детей-инвалидов была принята только в 2001 году, тогда как первые подобные школы во Франции и Германии были открыты в 1975 и 1971 году соответственно. "Специализированным образованием охвачено около 800 тыс. человек, то есть, более 50%. Перед нами поставлена задача к 2012 году перевести 40% детей на инклюзивное образование.

 

В настоящее время в общеобразовательных организациях

обучается 481,6 тыс. детей с ОВЗ, из них:

159.1 тыс. детей - в инклюзивных классах (за последние 3 года их
число увеличилось на 15%)[15];

110,3 тыс. детей - в отдельных классах при общеобразовательных организациях (общее число таких классов - 13,4 тыс., за три года их число увеличилось на 3,5%)[16].

212.2 тыс. детей - в отдельных образовательных организациях
(общее число таких организаций - 1660)[17].

Из числа детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями (в возрасте от 9 до 15 лет), в общеобразовательных организациях обучается 61,5%, обучаются на дому с прикреплением к конкретному учреждению - 21%, не подлежат обучению по состоянию здоровья - 17,5%[18].

Система образования в нашей стране предусматривает две основные формы включения указанных категорий детей в образовательный процесс: инклюзивное образование и специальное образование (обучение в специальных (коррекционных) учреждениях). Также в последние годы развивается дистанционная форма обучения детей с ОВЗ[19]. В настоящее время все регионы России вовлечены в процесс планомерного целенаправленного создания условий для инклюзивного образования.

Вместе с тем, включение ребенка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное учреждение связано с целым рядом проблем.

Основная проблема состоит в том, что в ряде регионов инклюзивное образование реализуется как перевод «особых» детей в обычное учреждение, а специальные условия там не создаются. Такой механический подход к инклюзии представляется неэффективным и опасным для ребенка.

Кроме того, в условиях неготовности общего образования к включению детей с инвалидностью усиливается конфликтность систем специального и инклюзивного образования (информация о развитии коррекционного образования приведена в приложении).

Следует отметить, что педагоги еще не всегда готовы реализовывать инклюзивный подход в своей профессиональной деятельности. Отмечается неготовность и низкая мотивация учителей для работы с детьми с ОВЗ. Наблюдается нехватка разработанного учебно-методического инструментария по проведению уроков в интегрированном классе. Таким образом, вопрос о подготовке педагогических кадров для обучения детей-инвалидов остается самым важным в процессе происходящих изменений в образовательном процессе [20].

Негативно сказывается на внедрении инклюзивного образования недостаточная материально-техническая база образовательных учреждений для создания доступной среды. В связи с этим возникают трудности в обеспечении необходимым транспортом, приспособлением зданий и пространства вокруг школ.

Продолжает оставаться низкой культура инклюзии в обществе, в частности - отсутствие толерантного отношения к детям-инвалидам в детской и подростковой среде, неоднозначное отношение родителей здоровых детей к интегрированному обучению, низкая осведомленность родителей детей-инвалидов о принципах инклюзивного образования[21].

Выводы

 

Из всего перечисленного можно сделать несколько выводов. Эта тематика остается далеко не самой популярной в СМИ, то есть общество пока что не считает, что проблема инвалидов актуальной. Однако все-таки прослеживается тенденция к повышению интереса к ней (среднее ежемесячное количество публикаций в 2001 г – 21,5, в 2002 г. – 24,2, то есть их количество возросло, в целом, на 12%). Это связано, как нам кажется, с несколькими вещами, опять-таки взаимосвязанными. Во-первых, власти стали уделять этим проблемам больше внимания. Заявление президента: «Одна из главных задач государства – помочь людям с ограниченными возможностями» было растиражировано многими СМИ и дало повод для публикаций на эту тему в изданиях, которые нечасто интересуются этой тематикой. В Москве два года назад принят закон о безбарьерной среде, и это тоже повод к тому, чтобы время от времени обращаться к этой проблеме. Что-то в этой области происходит, появляются какие-то данные, факты, официальная статистика, которые могут использоваться в создании материалов.

 

Иллюстрации

 

Говоря об образе, который складывается в результате той или иной публикации, нельзя не сказать об иллюстрациях. Иллюстрации обращают на себя внимание в первую очередь, привлекают внимание к статье, поэтому «картинка» несет не менее важную нагрузку, чем сам текст. Однако показать человека с инвалидностью – взрослого или ребенка – не так просто. Согласитесь, что экологам или «детским» организациям в этом отношении гораздо проще: зеленый лес, красивые растения и грациозные редкие животные или маленькие дети обычно вызывают очень позитивное к себе отношение, поэтому удачное использование этих образов – дело техники. Совсем другое дело – показать человека с инвалидностью так, чтобы формировать понимание его проблем и изменить в лучшую сторону отношение к нему. Фотожурналисты и художники точно так же часто находятся во власти стереотипов, поэтому с ними тоже нужно работать, чтобы добиться желаемого. Мы знаем, что мы имеем в виду, когда говорим о положительном образе: человек показан без акцента на его инвалидность, в выгодном ракурсе, «с улыбкой на лице» и т.д. Когда речь идет о детях, лучше показать ребенка в обществе других детей или в семье. Однако все равно сделать это не так просто: если образ «человека на коляске» уже более или менее привычен, то нарисовать «другие виды инвалидности» сложнее. Незрячего человека тоже можно достаточно просто изобразить: трость, темные очки или собака-поводырь являются деталями, которые помогают сразу догадаться, кто имеется в виду. Но вот как показать на рисунке, фотографии или коротком ролике неслышашего человека или человека с ментальными проблемами? Все это пока что сложно, и работа с художниками – долгий, мучительный и интересный процесс.

 

(10) Материалы для работы с детьми:
известные люди с инвалидностью

 

Пифагор (569-475 гг. до н. э.)

Греческий философ и математик.

 

Пифагору приписывают сочинения по геометрии (теорема Пифагора), теории чисел, астрономии, определение основных музыкальных интервалов (считал, что небесные тела подчиняются аналогичным законам гармонии – концепция "музыки сфер"). Мы до сих пор пользуемся открытиями Пифагора.

У Пифагора была эпилепсия, из-за чего у него часто случались обмороки.

 

Лорд Байрон (1788-1824)

Английский поэт-романтик; пэр; с 1809 член палаты лордов.

 

В своих произведениях вывел разочарованного индивидуалиста-бунтаря, носителя общественных умонастроений начала 19 века. В 1816 покинул Англию. Участник движения итальянских карбонариев, национально-освободительной борьбы в Греции. Мотивы и образы поэзии Байрона нашли отражение в европейской литературе 19 века.

У Байрона с рождения была изуродована стопа, поэтому он сильно хромал. В детстве из-за этой хромоты его часто дразнили.

 

Луи Брайль (1809-1852)

Французский педагог, разработавший шрифт для слепых.

 

В возрасте 3-х лет потерял зрение, а в 10 получил первую стипендию Национального института для незрячей молодежи в Париже. Когда ему исполнилось 20, Брайль сообщил в печати о своем изобретении – системе письменности для слепых, его буквы представляли собой комбинации из шести точек, проколотых с обратной стороны листа плотной бумаги.

 

Анри Тулуз-Лотрек (1864-1901)

Французский живописец, рисовальщик, литограф.

 

Принадлежал к одной из самых древних аристократических семей Франции. В отрочестве сломал обе ноги и он остался инвалидом. Лишенный возможности вести традиционный для провинциального дворянина образ жизни, решил посвятить себя живописи.

В 1884–1885 Лотрек переехал на Монмартр, который был тогда центром парижской художественной жизни, где прожил практически до конца дней. Здесь он находил сюжеты для большинства работ. Он создал множество цветных рисунков, посвященных цирку и циркачам, рисунки и литографии с изображениями велосипедистов, жокеев и других спортсменов, портреты выдающихся актеров и актрис, в том числе Сары Бернар, и знаменитую серию картин на темы, связанные с парижскими публичными домами и жизнью их обитательниц. Тулуз-Лотрек одним из первых серьезно занялся созданием афиш, он поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства.

 

Альберт Эйнштейн (1879-1955)

Физик-теоретик, один из основоположников современной физики.

 

Известен прежде всего как автор теории относительности. Эйнштейн внес также значительный вклад в создание квантовой механики, развитие статистической физики и космологии. Лауреат Нобелевской премии по физике 1921 («за объяснение фотоэлектрического эффекта»).

У Эйнштейна была дизлексия, что означало, что он не мог учиться так же, как большинство его соучеников.

 

Фрида Кало (1907-1954)

Художница, интерес к творчеству которой не спадает и спустя 50 лет со дня её кончины.

 

Фрида Кало, признанная сюрреалистка, начала рисовать в 18 лет во время выздоровления после страшной аварии, в которую она попала. В 21 год она стала членом Мексиканской коммунистической партии. Вскоре она вышла замуж за Диего Ривера (любовь всей её жизни).

Кало ампутируют правую ногу, она перенесла массу операций на позвоночник. И несмотря на это, она активно работает, создавая всё новые и новые картины, толкающие наблюдателей на более интенсивное интерпретирование своих впечатлений. Состояние её здоровья окончательно ухудшается, но на открытии своей первой в Мексике выставки она всё же присутствует, правда лишь в лежачем положении.

 

Рэй Чарльз, (1930-2004)

Музыкант и певец.

 

Чарльз начал играть на фортепиано в детстве. В шесть лет потерял зрение. С 1937 по 1945 годы учился в музыкальной школе для слепых, затем работал в различных оркестрах. В середине 1950-х гг. он становится популярным, а его песни возглавляли хит-парады. На концертах он играл не только на фортепиано, но и на саксофоне и показал себя весьма умелым руководителем оркестра. В семидесятых имя Рэя Чарлза было занесено в "Зал славы" в категории исполнителей ритм-энд-блюз. Вклад Рэя Чарлза в современную музыку невозможно переоценить.

 

Алексей Маресьев (1916-2001)

Легендарный летчик, Герой Советского Союза, прототип главного героя "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого.

 

Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счёт лётчик 580-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта лейтенант Маресьев А.П. открыл в начале 1942 года – сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолётов до четырех. 4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А.П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново.

В июне 1943 года А.П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

Диана Гурцкая

Певица.

 

Сначала маленькая Диана радовала своими песнями родных и близких.

Потом, поступив в Тбилискую школу-интернат для незрячих детей, пела для одноклассников. Там же, в Тбилиси, с успехом закончила музыкальную школу по классу фортепиано. Когда ей было всего 10 лет Диана впервые вышла к широкой публике. Ее чувственная манера исполнения произвела настоящий фурор в зале Тбилисской филармонии. Популярность пришла сразу: уже на следующее утро Диану стали узнавать на улицах города. В 1995 году на фестивале "Ялта – Москва – Транзит" Диана одержала очередную победу.

После окончания училища им. Гнесиных Диана начинает самостоятельную сценическую карьеру. В настоящее время у Дианы выпущены два альбома: "Ты здесь" и "Ты знаешь, мама", песни из которых остаются неизменными хитами. Сейчас Диана осваивает основы актерского мастерства в ГИТИСе (РАТИ) и готовит к выходу новый альбом.

 


[1]По данным Минтруда России на 1 января 2016 года.

[2] В соответствии с данными федеральной статической отчетности по медико-социальной экспертизе.

[3] Приказы Минобрнауки России: «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (от 19 декабря 2014 г. № 1598); «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (от 19 декабря 2014 г. № 1599). Письма Минобрнауки России: «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» (письмо от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07); методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо от 8 апреля 2014 года № АК-44/05вн); об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (письмо от 9 апреля 2014 г. № HT-392/07); о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью (письмо от 20 августа 2014 г. № BK-1748/07); о центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (письмо от 14 июля 2014 г № ВК-1440/07) и др.

[4] Утверждена Указом Президента России от 1 июня 2012 года № 761.

[5] Доля детей-инвалидов в возрасте от 3-х до 15-ти лет, не участвующих в образовательном процессе, по состоянию на 2011 г. составляла 29,5% (из материалов Доклада Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за 2013 г.)

[6] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 297.

[7] Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. №АФ-150/06

[8] Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 года № 1309.

Двт* и время последи** печати 011 19:04

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

[10] План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (утв. Минобрнауки России 11.02.2015 г. № ДЛ-5/07вн).

[11] 17 субъектов Российской Федерации получили финансовую поддержку на апробацию стандарта в рамках Федеральной целевой программы «Развитие образования». 7 субъектов Российской Федерации включились в эту работу за счет собственных ресурсов и внебюджетных источников.

[12] Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 года № 464.

[13] Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 года № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры», Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 года № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 года № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

[14] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 1921-р.

[15] С 137,7 тыс. в 2013 году до 159,1 тыс. в 2015 году.

[16] С 12,9 тыс. в 2013 году.

[17] Доклад Государственного Совета Российской Федерации о совершенствовании системы общего образования в Российской Федерации, 2015 год.

[18] Данные Росстата за 2014 год.

[19] В значительной части регионов практически все дети-инвалиды, обучающиеся на дому и не имеющие противопоказаний для работы с компьютером, включены в проект «Дистанционное обучение детей-инвалидов». Они не только вовлечены в образовательную деятельность, но и общаются на специально созданном сайте, участвуют в интернет-конкурсах и олимпиадах.

Алехина СВ. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе, Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, М.: МГППУ, 2015.

[21] Кулагина Е.В., Система инклюзивного образования через призму статистики: выбор ориентиров государственной политики, Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, М.: МГППУ, 2015.

По данным Минобрнауки России на ноябрь 2015 года.

й миф: Инклюзия – это красивое название системы, при которой все ученики свалены «в одну кучу»

Мы убеждены в том, что инклюзия – это не просто проект «из доброй воли». Инклюзия – это подход и философия, которая предполагает, что все ученики (и с инвалидностью, и без инвалидности) получают больше возможностей и в плане социальном, и в плане учебы. Инклюзия – это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Инклюзия – это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. В этом процессе важна роль учителей и специальных педагогов, которые привносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей для себя пользой.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.