Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История отношения к инвалидам





Ричард Райзер, перевод К. Леонова

Материалы из пособия для педагогов “All Equal All Different”
британской организации “Disability Equality in Education”

 

Современное отношение к людям с ограниченными возможностями по-прежнему во многом схоже с тем отношением и представлением о таких людях, которое бытовало в прошлом. Примерами такого отношения изобилуют мифы, литературные и театральные произведения, фольклор, биографические и исторические материалы, а также фильмы. Четкое понимание того, на чем строится отношение к инвалидности, имеет важное значение для осознания того факта, что негативное отношение и стереотипы об инвалидах в течение многих столетий подкрепляются самим обществом и религией. В данном материале вы можете ознакомиться с тем, как некоторые типы отношения к людям с ограниченными возможностями в процессе общественного развития трансформировались в отношение к инвалидам, которое превалирует в западном обществе на сегодняшний день. Подобное отношение веками сохранялась во многих культурах во всем мире. Любая из описываемых ниже тем или периодов может быть включена в учебную программу для того, чтобы дети могли получить большее представление о предубеждениях, которые существуют в отношении инвалидов.

 

Исторический экскурс: включает в себя Древнюю Грецию и Рим, феодальную и средневековую Европу, эпоху Возрождения, 19-й век, 20-й век, период Третьего Рейха, борьбу за права и движения в 20-м веке, и 21-й век
Темы для обсуждения: Олимпийские игры, ведьмы, Библия, фольклор, развлечение толпы, пираты, сторонники евгеники, некоторые известные жертвы евгеники, карикатуры, принижение личности, благотворительность, пропагандистские фильмы, современная тематика, движение по пропаганде творчества инвалидов.

 

Исторический экскурс Древняя Греция и Древний Рим   На Западе представления о человеческом теле навеяны представлениями о «прекрасном теле», бытовавшими в Древней Греции и Древнем Риме. Этот идеал, который можно наблюдать в скульптурных изображениях физического совершенства, например, в скульптуре метателя диска, являлся объектом повсеместного обожания, особенно среди патрициев (правящего класса). Статуя дискобола является идеализированным отображением фигуры мужчины, занимающегося спортом. Философ Аристотель советовал избавляться от ребенка, который был лишен совершенства. По законам Древней Греции новорожденный ребенок даже не считался ребенком до истечения семи дней от момента рождения, и поэтому от него можно было избавляться с чистой совестью. Именно на этой почве возникли упрочившиеся воззрения о том, что «хорошие» это прекрасно, а уродливые и искалеченные это «плохо».   Феодальная и средневековая Европа В феодальной и средневековой Европе инвалиды большей частью являлись частью семьи или группы людей, обрабатывающих землю или работающих в маленьких мастерских. Но во времена социальных потрясений, эпидемий мора или чумы, инвалиды зачастую становились козлами отпущения, грешниками или представителями сил зла, из-за которых на общество сваливались все эти несчастья. Во время эпидемий чумы тысячи людей, прозванных флагеллантами, странствовали по Европе, занимаясь самобичеванием и стараясь сделать себя более «святыми», чтобы избежать чумы. Считалось, что чем больше ты каешься, тем меньше у тебя шансов заболеть или стать инвалидом. Боязнь стать обезображенным или просто отличным от других была поистине огромной. Если вы были другим, вы каким-то образом выделялись, и подобное предубеждение сохранилось и поныне. В 15-м веке черная магия и силы зла считались вездесущими. Мартин Лютер, основоположник протестантизма, говоря о детях с врожденными нарушениями, сказал: «Отнесите слабоумное дитя к реке и утопите его». В 16-м веке в Голландии люди, заболевшие проказой, считались грешниками, и все их имущество конфисковывалось государством, и они были вынуждены существовать на пожертвования здоровых людей. Если такие раскаявшиеся грешники вели достаточно смиренный образ жизни, то считалось, что после смерти им уготовано место в раю. Эпоха Возрождения   Эпоха Возрождения, основанная на классических представлениях древних греков и римлян, возродила идею прекрасного тела. На тысячах полотен изображались идеализированные человеческие тела совершенных форм, несмотря на то, что в те времена многие люди были далеки от совершенства и у многих были шрамы от оспы. Одним из ярких примеров является герцог Урбино. Есть несколько хорошо известных картин, на которых он изображен в одном и том же ракурсе. Известно, что невидимая на портретах часть лица графа выглядела изуродованной.   19-й век   В 19-м веке сегрегация людей с ограниченными физическими возможностями стала еще более выраженной. Работники должны были быть физически более развитыми для выполнения рутинной работы на фабриках и заводах. Инвалиды отвергались. Они рассматривались как «заслуживающие нищеты», в противоположность ленивым людям, «недостойным нищеты», и по Закону об оказании помощи неимущим им предоставлялись места в мастерских или деньги из общественных фондов. Инвалиды в поисках адекватного лечения и пособий становились все более и более зависимыми от медиков. В конце 19-го века все больше ученых, писателей и политиков стали толковать дарвиновскую теорию эволюции и естественного отбора в своих интересах. Эти сторонники «евгеники» полагали, что они могли улучшать качество «рода человеческого» за счет селекционного отбора. Они считали, что люди с физическим недостатками (особенно с врожденными) ослабляют генофонд нации и снижают ее конкурентоспособность. Все больше и больше людей с ограниченными возможностями пожизненно изолировались в спецучреждениях для лиц одного с ними пола или подвергались стерилизации. Существовали специальные школы и дневные интернаты, которые не позволяли инвалидам и обычным людям совместно расти и сосуществовать. Приверженцы евгеники ратовали за подобные меры и добились в этом вопросе больших успехов, основываясь при этом на лженауке. В 90-х годах 19-го столетия Мэри Денди, активная сторонница евгеники, в своей работе о слабоумии среди детей школьного возраста утверждала, что дети, признанные психически больными, «должны были изолированы до скончания жизни». Это привело к созданию Королевской комиссии по делам умственно отсталых, которая оказалась в плену представлений сторонников евгеники. Подобные теории стали особенно востребованными в те времена, когда такие промышленно развитые страны как Германия, Франция, Англия и США конкурировали друг с другом в попытке создать империи. Осознание превосходства своей расы для создателей империй было особенно важным. В 1881 году Международный конгресс в Милане объявил язык жестов вне закона, из-за боязни того, что глухие люди вытеснят в конечном итоге людей без нарушений слуха. Начало 20-го столетия   В первой половине столетия идеи приверженцев евгеники снискали поддержку ряда благотворительных фондов, что привело к всплеску стерилизации людей с физическими недостатками и помещению их в учреждения закрытого типа. В 37 штатах США глухие от рождения женщины и все лица с низким IQ (коэффициентом умственного развития, определяемого по результатам тенденциозного тестирования) в возрасте до 70 лет в 20-х и 30-х годах 20-го столетия подвергались стерилизации. В семнадцати штатах подобные законодательные акты были включены в свод законов вплоть до 80-х годов 20-го века. В Великобритании Закон об умственной неполноценности от 1913 года строго разделял нетрудоспособных лиц на следующие категории: Идиоты – лица с таким уровнем умственной отсталости, который не позволяет им противостоять обычным физическим опасностям. Имбецилы – люди с умственной отсталостью (не достигающей уровня идиотии), которые все же не способны ухаживать за собой и вести свои дела, или, если речь идет о детях, неспособны научиться вышеназванным навыкам. Слабоумные – лица с умственной отсталостью (не достигающей уровня имбецильности), которые все же нуждаются в уходе, присмотре и контроле в интересах их собственной защиты или защиты окружающих. Или, если речь идет о детях, лица, которые в принципе вследствие подобной умственной недостаточности неспособны должным образом проходить обучение в обычных школах. Морально дефективные – лица с умственной отсталостью, сочетающейся со стойкими патологическими или уголовными наклонностями, которые нуждаются в особом уходе, присмотре и контроле в целях защиты окружающих. В первой половине 20-го столетия 50 тысяч детей, имевших физические недостатки и испытывавших трудности в общении, и свыше 500 тысяч взрослых людей были заключены в спецучреждения (многие были освобождены в 80-тых годах). Дети, испытывавшие серьезные трудности с обучением, были признаны не поддающимися обучению, а дети с менее серьезными трудностями с обучением вплоть до 1973 года направлялись в школы для слабоумных.   Третий рейх   В Германии, в период гитлеровского Третьего рейха, был создан целый ряд пропагандистских фильмов, изображавших инвалидов как «бесполезных нахлебников», бремя для государства, людей, которые подлежали стерилизации или уничтожению. Художественные фильмы, такие как Ich klage an («Я обвиняю») (1941 год, режиссер Вольфгвнг Либенейнер), завоевавший приз на кинофестивале в Венеции, играли решающую роль в оправдании концепции «убийства из милосердия» в глазах германского общества. К 1945 году этот фильм посмотрело 13,5 миллионов жителей Германии, и он оказал большое влияние на общество (хотя известно, что меньшинство не разделяло взглядов, пропагандировавшихся в фильме). См. более подробную информацию в разделе «Пропагандистские фильмы». В 1939-40-х годах 140 тысяч людей с физическими и умственными недостатками погибли от рук врачей Третьего рейха. Количество жертв было бы гораздо большим, если бы не восстания в Германии в 1940 году, возглавленные Галеном, Архиепископом Мюнхенским (однако, тайные убийства продолжались). Убийства детей-инвалидов продолжались до 1945 года, и в целом погибло более 100 тысяч детей. Руководство данными программами уничтожения осуществлялось учреждением, расположенным по адресу Тиергартен 4 в Берлине, поэтому эти программы получили широкую известность как «программы Т4». Движение за права человека в 20-м веке   Начиная с 1890-х годов, инвалиды борются за свои права, человеческое достоинство и справедливость. В 20-х и 30-х годах 20-го столетия сотни тысяч ветеранов Первой мировой войны, не имевшие никаких прав в Великобритании, провели кампанию «Право на труд» под эгидой Национальной лиги слепых и людей с ограниченными возможностями. Они создали первое движение инвалидов в этой стране, которое позволило объединить людей с ограниченными возможностями для борьбы против дискриминации. В 1920-х годах на всей территории Великобритании были созданы объединения инвалидов-ветеранов войны. Они проводили сидячие забастовки, требуя принятия законодательства, которое обеспечило бы им право на прием на работу. В результате, правительство установило 3%-ную квоту, по которой работодатели обязаны были принимать на работу зарегистрированных инвалидов. В 1996 году эта мера была заменена принятым Законом о дискриминации инвалидов. В 1990-х годах активисты движения за права инвалидов в США провели кампанию против эвтаназии и содействия суициду под лозунгом «Нет Т4!» (См. выше раздел о Третьем рейхе). За последние 30 лет движение за права инвалидов существенно окрепло. Активисты движения борются за прекращение сегрегации, все больше родителей включаются в кампанию по защите прав свих детей-инвалидов. Как правило, такие движения, борющиеся за изменение отношения общества к правам инвалидов, редко показывают в фильмах, идущих в широком прокате, и зачастую обществу практически ничего о них не известно.   21-й век   Люди с ограниченными физическими возможностями продолжают бороться за право пользоваться общественным транспортом, получать доступ в здания, посещать школы и колледжи наравне со своими друзьями, а также право на получение работы. И, несмотря на принятые законы о гражданских правах, такие как Закон об американцах-инвалидах (1990 г.) и Закон о дискриминации инвалидов (1995 г.), инвалиды по-прежнему часто сталкиваются с тем, что в доминирующей культуре их считают отличающимися от всех остальных людей, в силу сохраняющихся в обществе стереотипов о людях с инвалидностью. Любой человек может в любой момент стать инвалидом или серьезно заболеть. Возможно, негативное отношение к инвалидам и исторические стереотипы позволяют людям отгородиться от этой грубой реальности. Легче принять данные стереотипы, чем признавать индивидуальность, радость, боль, облик, поведение и права людей с инвалидностью. Возможно, этим объясняется то, почему борьбу за равноправие инвалидов называют «последним движением в защиту гражданских прав». Больше всего людям с инвалидностью хочется того, чтобы их принимали такими, какие они есть, и чтобы их права гарантировались законодательством и обеспечивались на практике. Темы Олимпийские игры   Олимпийские игры, проводившиеся в Древней Греции, как и современные Олимпийские игры, являлись торжеством физической доблести и совершенства. Считалось, что греческие боги жили на горе Олимп, неподалеку от Афин, и игры проводились в их честь. Современные Олимпийские игры берут свое начало в 1896 году. Проводящиеся в наше время Паралимпийские игры, на которых соревнуются атлеты-инвалиды, по-прежнему проходят обособленно от традиционных Олимпийских игр.   Ведьмы   В средние века колдовство стало ассоциироваться с инвалидами. Во времена «Великой охоты на ведьм» в 1480-1680 гг. Книга «Malleus Maleficarum», также известная как «Молот ведьм», была переиздана 70 раз на 14 языках. В этой книге разъяснялось, как отличить ведьм по их физическим или умственным недостаткам, по «доказательствам» того, что они «наводят порчу» на других людей, или по тому, что у них рождаются дети-инвалиды. По все Европе за колдовство было казнено от восьми до двадцати миллионов людей, преимущественно женщин. Среди этих людей было много инвалидов.   Библия   Библия является одной из самых важных книг в Западной культуре, и в ней содержится много негативных упоминаний о людях с инвалидностью. Например, в Главе 21 «Третьей книги Моисеевой. Левит» говорится, что человек, «у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу; недостаток на нем, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему». В Новом завете говорится «откажись от греха» и ты сможешь «взять постель твою и идти в дом твой» (От Луки, Глава 5). Инвалидность рассматривается как посланное Господом наказание: «исцелишься, если не будешь более грешить» (От Иоанна, Глава 9).   Фольклор   В фольклоре Великобритании и стран Европы инвалидность ассоциируется со злом. Братья Гримм собирали устные сказания народов Северной Европы и превратили их в сказки. Например, ведьма из сказки «Гензель и Гретель» это уродливая, слепая и безобразная старуха с клюкой. Образы, полученные нами в детстве, неминуемо влияют на то, как мы воспринимаем инвалидов и как относимся к ним в более взрослом возрасте. Эту историю по-прежнему читают многие маленькие дети. Такие сказки ложатся в основу многих детских фильмов, таких как «Принцесса-невеста» (1987 год, Режиссер Роб Рейнер, США). См. Раздел о традиционных сказках. Развлечение толпы   В Древнем Риме проводившиеся в Колизее игры включали в себя бросание детей-инвалидов под копыта лошадей, бои слепых гладиаторов и сражения карликов с женщинами. Люди с инвалидностью исторически являлись объектом насмешек. Шуты при дворе, такие как шут Генриха VIII Уильям Сомнер, часто были инвалидами, а на многих полотнах с изображением королевского двора карлики выглядели уродцами. В 18 и 19 столетиях «корабли дураков» с «сумасшедшими» путешествовали из порта в порт, и неизменно собирали толпы зевак, плативших деньги на то, чтобы посмеяться над несчастными. По окончании турне «дураков» бросали на произвол судьбы. В Лондоне в 18-м веке люди посещали «Бедлам» (больницу Св. Марии из Вифлеема) для того, чтобы потешаться над душевнобольными. Традицию продолжили цирки и шоу уродцев. На Кони Айленде в США до сих пор проходит «Шоу уродцев». Это любопытство и страх перед непохожим дает здоровым зрителям уверенность в своей «нормальности». На этом феномене построен и крайне успешный жанр фильмов ужасов.   Пираты   Первоначально пиратов признавали, поскольку награбленные ими сокровища способствовали созданию империй. Однако к 19-му веку о пиратах укоренилось мнение, как об отвратительных разбойниках и грабителях. В то время они часто изображались злобными калеками, с повязками на глазах, на деревянных ногах, с крюками. Вспомним, например, Джона Сильвера из произведения Р.Л. Стивенсона или Капитана Крюка из книги Дж.М. Барри. На самом деле, у пиратов задолго до всех остальных появилась простая система социального обеспечения. Все они имели долю в доходах своей шайки, и поэтому, если кого-то ранили и он становился инвалидом, то ему давались деньги на личные нужды, и такой человек вряд ли продолжал заниматься мореплаванием.   Сторонники евгеники   Уинстон Черчилль был сторонником Британского евгенического общества, как и основатели Лейбористской партии Сидней и Беатрис Вебб и многие другие влиятельные интеллектуалы левого и правого толка. В 1913 году, когда был принят Закон об умственной неполноценности, и когда Черчилль был Министром внутренних дел, в официальном отчете о заседаниях парламента упоминается высказывание Уинстона Черчилля о том, что «слабоумные люди представляют угрозу для расы; общество следует избавить от них еще до конца следующего года». Сторонниками евгеники также являлись писатели Д.Х. Лоуренс, Г. Уэллс и Алдоус Хаксли, а также экономист Джон Майнард. В соответствии с Законом об умственной неполноценности два родственника королевы-матери были помещены в спецучреждения, как и дядя Королевы – «потерянный принц» (история принца рассказана в фильме «Потерянный принц» производства ВВС, режиссер Стивен Полякофф). Ему еще в детстве был поставлен диагноз «эпилепсия», и до самой смерти он был изолирован от остальных членов семьи. Из-за подобных законов в Америке сестра Президента Кеннеди содержалась в спецучреждении, и ей была сделана лоботомия. Это подтолкнуло Кеннеди к проведению во время своего президентства реформы, в результате которой люди, испытывавшие трудности с обучением, получили возможность жить в обществе.   Карикатуры   С изобретением печатного станка в 1480 году, когда большинство людей не умели читать, карикатура стала популярным средством для выражения своих политических и нравственных взглядов. В течение последующих 500 лет для изображения зла, моральной слабости и беспомощности создавались карикатурные образы людей с инвалидностью.   Принижение личности   Во все времена в истории, когда люди хотели очернить кого-либо, они приписывали такому человеку какой-нибудь физический недостаток. Одним из ранних примеров является то, как монархи династии Тюдоров хотели дискредитировать Ричарда III, незаконно свергнув его с трона. Тюдоры боялись того, что в результате народного восстания наследникам Ричарда удастся вернуть себе трон. Историки династии Тюдоров изображали Ричарда человеком с физическими недостатками, из мести лишившим жизни многих людей. Ученые исследовали с помощью рентгеновских лучей портрет Ричарда, висящий в Национальной галерее, и доказали, что горб на картине был дорисован через шестьдесят лет после его смерти.   Благотворительность   Одной из основных заповедей в иудаизме, христианстве и мусульманстве с древнейших времен являлось милосердие. Милосердие, как правило, считается хорошей вещью, и во многих случаях это действительно так. Однако, отношение к милосердию, которое сложилось в прошлом, привело к тому, что люди с инвалидностью считают некоторые аспекты благотворительности оскорбительными. Идея о том, что занятие благотворительностью является одним из способов получить прощение у Господа, привела к тому, что к людям с инвалидностью стали относиться с жалостью и покровительством, а создание учреждений по уходу за «более несчастными» в отрыве от общества привело к нежелательной сегрегации. Сегодня люди с инвалидностью требуют «прав, а не милосердия», хотя некоторые из них по-прежнему надеются на благотворителей. Многие крупные благотворительные организации, созданные не инвалидами, по-прежнему продолжают выпускать материалы с покровительственными интонациями. Пропагандистские фильмы   В гитлеровской Германии для влияния на сознание людей активно использовался кинематограф. Помимо художественных фильмов, в пропагандистских целях часто использовалось документальное кино. Министерством по расовым и политическим вопросам было выпущено пять фильмов: · Sunden der Vater («Грехи отцов», 1935 год) · Abseits vom Wege («Сошедшие с пути», 1935 год) · Alles Leben ist Kampf («Вся жизнь борьба», 1937 год) · Was du ererbt («Что вы унаследовали», 1929 год) · Erbkrank («Наследственность», 1936 год). В этом черно-белом немом фильме люди с физическими и умственными недостатками были представлены как бесчеловечные, деградировавшие преступники, в которых нет ничего человеческого. Герои фильма подвергались всяческим манипуляциям, производя ужасающее впечатление на зрителя, а на экране шли титры о том, во сколько обходится содержание таких людей. В фильме были представлены грамотно поставленные и смонтированные интервью с инвалидами, которых снимали с нижнего ракурса, с тем, чтобы они сильнее отличались от обычных рабочих. Целью было добиться согласия аудитории с необходимостью обязательной стерилизации, а в последствии, и с «убийствами из милосердия». По приказу Гитлера этот фильм демонстрировался во всех кинотеатрах Германии. · Opfer der Vergangehei («Жертвы прошлого», 1937 год), переработанный, более отшлифованный и профессиональный вариант фильма Erbkrank (“Наследственность”).   Современная тематика   Большинство существующих до сих пор предрассудков обусловлено многолетним историческим влиянием. Большую озабоченность у сообщества инвалидов вызывают различные аспекты медицинского обслуживания и оказания медицинской помощи в Великобритании, США и странах Европы, например: · Сокращение объемов государственной поддержки, что приводит к ограничениям в сфере здравоохранения; · Политика «отказа в реанимации» (по решению медперсонала) по отношению к некоторым инвалидам; · Растущая потребность в добровольной эвтаназии, которая в некоторых случаях может быть использована для того, чтобы избавиться от инвалида, «доставляющего много хлопот»; · Перспектива генного вмешательства на пренатальной стадии с применением знаний, полученных в ходе работы над расшифровкой генома человека, что повлечет за собой дальнейшую маргинализацию людей с ограниченными возможностями.   Ниже приводится список исторических личностей, которые вряд ли бы существовали, если подобная политика применялась в прошлом: Бетховен (глухота) Тулуз-Лотрек (деформация ног) Стивен Хоукинг (болезнь двигательных нейронов) Эйнштейн (дислексия) Байрон (деформация стопы) Ф.Д. Рузвельт (паралич обеих ног в результате полиомиелита с невозможностью самостоятельного передвижения). Рузвельт добился совершенства в попытках скрыть свой физический недостаток; он никогда не фотографировался в своей инвалидной коляске, поскольку полагал: «Американский народ никогда не проголосует за президента-калеку». Уинстон Черчилль (депрессия) Хелен Келлер (глухота, слепота) Танни Грей Томпсон, спортсмен (расщелина позвоночника) … и многие другие   Движение по пропаганде творчества инвалидов   За последние 30 лет силами этого движения была создана контр-культура, предоставившая инвалидам возможность самовыражения. Представленный на этом сайте DVD «Образы инвалидности?» (Disabling Imagery?) включает в себя серию короткометражных фильмов, снятых кинематографистами-инвалидами, которые считают себя частью этого движения. И все же, пока еще не появились художественные фильмы такого рода, которые получили бы коммерческое распространение.

 

В настоящее время в России общая численность инвалидов составляет 12,4 млн. человек, в том числе 612,9 тыс. детей-инвалидов[1].

За последние годы в Российской Федерации наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов (в 2010 году число детей-инвалидов составляло 519 тыс., 2012 г. - 560,4 тыс. человек; 2013 г. -567,8 тыс. человек; 2014 г. - 579,6 тыс. человек). Ежегодно около 70 тыс. детей впервые признаются инвалидами[2].

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.