Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды и направления экономического анализа





Экономический анализ может быть классифицирован по разным признакам:по времени, периодичности, по времени и пространству, по принадлежности к организации, по содержанию управляемой системы, по содержанию и полноте изучаемых вопросов, по методам изучения объекта, по степени механизации и автоматизации вычислительных работ.

1) По времениразличают текущий (ретроспективный - обращенный к прошлому) анализ по итогам деятельности за тот или иной период, оперативный, перспективный, ситуационный и другие виды анализа.

Текущий, или ретроспективный, анализ обычно проводится за отчетный период (месяц, квартал, год) либо за несколько смежных периодов в их динамическом изучении.

Оперативный анализ применяют непосредственно в процессе управления и принятия решений. Его проводят на основании данных текущего учета, первичной документации, информации, полученной из средств связи, информационных систем и т.д. Его могут проводить за любой отрезок времени (декаду, неделю, пятидневку, день и т.д.). В рамках оперативного анализа применяется экспресс - диагностика, позволяющая незамедлительно реагировать на возникающие отклонения параметров от их нормативных значений. Современные автоматизированные информационные сети и системы позволяют непосредственно анализировать происходящие события в режиме реального времени.

Перспективный, или прогнозный, предварительный, анализ проводят до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, для составления прогнозов и оценки ожидаемых результатов (выполнения плана в будущем), предупреждения негативных последствий.

Ситуационный анализ — моментный, разовый, вызванный возникающими потребностями, изменениями внутренних или внешних условий, требующих немедленного адекватного реагирования со стороны руководства. В этом он имеет сходство с оперативным анализом. Однако его отличие от оперативного состоит в том, что в ситуационном анализ используются как оперативные, так и перспективные подходы.

В отличие от ситуационного анализа системный (систематический) анализ изучает операции, протекающие по вероятному сценарию, при этом вырабатывается и используется соответствующая система рекомендаций.

Стратегический анализ основан на реализации системного и ситуационного подходов при изучении различных факторов, влияющих на процесс стратегического управления. Стратегический анализ направлен на выявление и обоснование решений, выбор альтернатив для определения и оценки стратегии.

2) По периодичности выделяют периодический и непериодический анализ.Периодический включает изучение хозяйственных процессов за определенные периоды, например годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный анализ. Непериодический — разовый анализ без повторяющейся периодичности.

3)По времени и пространствуанализ разделяют на горизонтальный и вертикальный.Горизонтальный — анализ изменения показателей во времени. Он позволяет установить их абсолютные изменения и темпы роста. Вертикальный — структурный анализ данных, образующих единое целое (совокупность), сопоставление изучаемых явлений, показателей, отношений внутри организации или между организациями в рамках одного периода. Структура (состав) в экономическом анализе измеряется количественно, как соотношение частей, выражаемое их удельными весами в общем объеме изучаемой совокупности. Измеряется в долях единицы или в процентах. Если в анализе изучают изменение структуры во времени, то в этом случае вертикальный анализ сочетается с горизонтальным.

Частью горизонтального анализа является динамический анализ, а к вертикальному относят статический. В динамическом анализе изучают изменения показателей во времени за несколько аналогичных периодов, в статическом исследуют показатели одного периода, которые сравнивают, сопоставляют, оценивают по количеству, составу, структуре.

Сравнительный анализ (бенчмаркинг) означает изучение, сравнение и оценку деятельности различных организаций или их структурных подразделений в статике (в пространстве) и/или в динамике (во времени). Таким образом, он объединяет горизонтальный и вертикальный анализ.

4)По принадлежности к организациивыделяют внутрихозяйственный и межхозяйственный анализ.Внутрихозяйственный - изучает деятельность внутри исследуемой организации и ее структурных подразделений, межхозяйственный - предназначен для изучения и сравнения результатов деятельности двух и более организаций. Это позволяет определить лучшие организации, изучить передовой опыт, недостатки организаций с низкими показателями, выявить резервы.

Экономический анализ классифицируют по субъектам, т.е. тем, кто проводит анализ, включая руководство и экономические службы, собственников и органы хозяйственного управления, поставщиков, покупателей, аудиторские фирмы, кредитные, финансовые органы и др.

Анализ классифицируют также пообъектам управления. Объекты управления рассматривают по уровням и содержанию управляемой системы. Анализ проводят по отраслевой структуре экономики, уровням общественного производства, составным элементам и др. По содержанию управляемой системы рассматриваются отдельные подсистемы: экономики, организации, социально-экономических условий труда, природоохранной деятельности и др. с соответствующими видами анализа.

По отраслевой структуре экономики выделяют анализ в промышленности, строительстве, торговле, сельском хозяйстве и др.

Но уровням общественного производства и управления рассматривают анализ производственного объединения, ассоциации — как высшее звено и анализ предприятия и его подразделений — как первичное звено.

По стадиям процесса расширенного воспроизводства осуществляют анализ производства, распределения, обмена и потребления.

По составным элементам анализируют трудовые, материальные ресурсы, части отношений: финансовые, кредитные, трудовые отношения.

5) Посодержанию управляемой системы выделяют:

финансовый (внешний) анализ — проводят финансовые службы организации и внешние пользователи финансовой отчетностью, включая партнеров по бизнесу, аудиторские фирмы, кредитные, финансовые органы и др. Анализ включает изучение финансового состояния, финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности, эффективности, диагностику и прогнозирование возможности банкротства, выявление резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов организации;

управленческий (внутренний) анализ — проводят все службы организации в целях получения информации для контроля, принятия оптимальных управленческих решений;

технико-экономический анализ — часть управленческого анализа на промышленных предприятиях. Его проводят экономические службы управления и технические службы главного инженера, главного технолога, изучают взаимодействие технических и экономических процессов, устанавливают их влияние на экономические результаты;

маркетинговый анализ — проводят службы маркетинга организации для изучения рыночной среды, в которой функционирует организация, включая рынки сырья и сбыта. Исследуют состояние спроса и предложения, коммерческий риск, определяют ценовую политику, оценивают конкурентоспособность, определяют способы и средства ее повышения, разрабатывают стратегию и тактику маркетинговой деятельности;

социально-экономический анализ — проводят экономические, статистические и социологические службы. Изучают взаимосвязь социальных и экономических процессов, их взаимовлияние и воздействие на экономические результаты;

экономико-экологический анализ — проводят органы охраны окружающей среды и экономические службы организации. В этом виде анализа исследуется взаимодействие экологических и экономических факторов в целях сохранения и улучшения окружающей среды и экономии затрат на экологию.

6) Посодержанию и полноте изучаемых вопросов выделяют полный (комплексный), локальный, тематический, сплошной и выборочный анализ.

Комплексный (полный) экономический анализ включает совокупное изучение экономической, маркетинговой, технологии работы торговых предприятий, а также социальных и экологических условий и их взаимосвязей, как единой системы.

Локальный анализ — изучение деятельности отдельных подразделений организации и участков деятельности.

Тематический анализ проводят по отдельным вопросам и сторонам экономики организации, представляющим в определенный момент наибольший интерес, например по снижению издержек обращения, повышению уровня обслуживания и т.д.

7) Пометодам изучения объекта различают сплошной и выборочный, сравнительный, факторный, операционный, детерминированный и стохастический, функционально-стоимостный анализ и т.п.

Сплошной анализ осуществляют по всей совокупности показателей и направлений объекта, на котором проводится полный, локальный или тематический анализ.

Выборочный анализ осуществляют по определенному набору (части) показателей или направлений при изучении объекта.

Детерминированный (определенный) основан на функциональных зависимостях, дающих однозначное решение.

Стохастический (неопределенный) основан на зависимостях, дающих вероятностное решение.

Для изучения причинно-следственных связей применяют факторный анализ. Это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

В процессе факторного анализа показатели разделяют на факторные, которые являются причинами и оказывают влияние на результат, и результативные — те, на которые влияют факторы. Затем измеряют влияние факторов, выявляют резервы, делают выводы и рекомендации по улучшению управления.

Факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), включающим разделение результативного показателя на составные части, и обратным (синтез) — обобщением отдельных составных частей (элементов) в общий результативный показатель.

В процессе прямого факторного анализа рассматриваемый показатель разделяется на факторы, влияющие на него, устанавливаются формы детерминированной (функциональной) или стохастической (случайной, вероятной) зависимости между результативным показателем и определенным набором факторов и, наконец, выясняется роль отдельных факторов в изменении результативного показателя, измеряется их влияние.

Один из примеров прямого факторного анализа — анализ влияния численности персонала, производительности труда на объем товарооборота.

Кроме задач детализации и разделения показателей, в экономическом анализе решаются задачи объединение ряда показателей в комплекс, или задачи синтеза. Примером обратного факторного анализа являются задачи комплексной оценки объема товарооборота.

Операционный анализ — это изучение зависимостей, например, финансовых результатов деятельности от переменных и постоянных издержек и объемов реализации. Поэтому его называют еще анализом «издержки—объем—прибыль».

SWOT-анализ — исследование сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его возможностей и потенциальных угроз со стороны внешнего окружения (среды). Наибольшее распространение SWOT-анализ получил в анализе конкурентоспособности, в маркетинговом анализе.

8) Постепени механизации и автоматизации вычислительных работ анализ бывает с использованием автоматизированных информационных систем и технологий либо без него.

На практике отдельные виды анализа в чистом виде встречаются редко, в основном они применяются в различных сочетаниях.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.