Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Система экономического анализа деятельности торговых предприятий





Тема 1. Система экономического анализа деятельности торговых предприятий

1. Понятие экономического анализа: предмет, значение, задачи.

2. Виды и направления экономического анализа.

3.Принципы и основные требования по проведению экономического анализа.

4.Информационное обеспечение экономического анализа.

 

Принципы и основные требования по проведению экономического анализа

Современный анализ базируется на применении ряда принципов:

1 группа – основные принципы диалектики:

• системный подход;

• динамический подход;

• принцип проявления необходимости и случайности;

• принцип единства и борьбы противоположностей;

• принцип перехода количества и качества в новое количество;

• принцип отрицание отрицания, непрерывного отмирания систем (компонентов систем) и появления новых, более качественных;

2 группа – специфические принципы анализа:

2.1. принцип единства анализа и синтеза, предполагающий разложение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рассмотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2.2. принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предлагает постановку целей и установления способов их достижения с использованием методов факторного анализа и структуризации проблемы;

2.3. принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения, объектам анализа и другим условиям;

2.4. принцип оперативности и своевременности анализа направлен на сокращение времени выполнения работ за счет рациональной организации частичных процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информированного обеспечения, повышения качества информации и методов анализа;

2.5. принцип количественной определенности предполагает количественное выражение:

а) параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов управленческих решений;

б) связей между компонентами системы менеджмента;

в) степени неопределённости и риска принятия решения.

 

Экономический анализ проводится для обоснованного принятия решений по управлению хозяйственной деятельностью. Эти решения основываются на проведенных расчетах, оценках, выводах, рекомендациях и предложениях. Поэтому без исчисления экономических показателей решения окажутся необоснованными, а значит, считать, что был проведен анализ, нельзя. С другой стороны, расчеты без оценок, выводов предложений и рекомендаций недостаточны для принятия управленческих решений и поэтому тоже не являются анализом, а значит, усилия и затраты на их проведение нецелесообразны.

Таким образом, анализ включает две составляющие:

1) проведение расчетов, необходимых для диагностики;

2) принятие на их основе решений.

При наличии заданных ограничений у показателей их оценка в первую очередь дается на основе соответствия или отклонения показателя от норматива. Это позволяет определить, насколько хозяйственная деятельность соответствует требуемым характеристикам и в чем проявились несоответствие, недостаток, необеспеченность и т.д. После оценки соответствия нормам возможно горизонтальное и вертикальное сравнение с оценками, выводами, предложениями по улучшению показателей.

Чтобы анализ был эффективен, необходимы:

- целенаправленность, позволяющая выделить границы объекта анализа, адресность и конкретность выводов. Анализ должен преследовать определенную цель; цели могут быть неограниченные - рост эффективности хозяйственной деятельности, и ограниченные - достижение определенного уровня прибыли и интервальные — заданные интервалом показателя, когда требуется получить результат в пределах установленных ограничений от минимального до максимального значения;

- реальность цели, ее зависимость от возможностей предприятия и руководства. Цель, для достижения которой у субъекта управления отсутствуют возможности, авантюрна. При отсутствии возможностей реализации цели ее не следует включать в стратегию;

-адекватность — соответствие вырабатываемой методики или модели анализа описываемым ею реальным хозяйственным процессам и явлениям. Нарушение этого требования приведет к ложным расчетам и выводам;

- комплексность анализа, охват всех основных направлений проблемы в системной совокупности. Иначе принимаемое решение часто остается односторонним, и его реализация приводит к возникновению или углублению других противоречий (иногда более серьезных, чем решаемое);

-системность — рассмотрение взаимодействующих элементов в их взаимосвязи, взаимозависимости, соподчиненности, увязка каждого из показателей или направлений анализа с другими показателями, направлениями, образующими в их взаимосвязи систему, обеспечивая, таким образом, полноту, реальность выводов;

-согласованность — непротиворечивость компонентов целевой системы. Для достижения этой цели применяются определенные приемы — ранжирование компонентов целевой системы по их значимости;

- объективность — отсутствие предвзятости в анализе, независимость от влияния субъективных воздействий на достоверность расчетов, оценок и выводов. Объективность достигается с помощью выбора методов анализа, показателей, достоверно характеризующих объект исследования, выбора базы (эталона) для сравнения и др.;

- своевременность — время и продолжительность проведения исследования должны способствовать принятию решений в нужный момент;

- сопоставимость анализируемых показателей — в аналитических расчетах и оценках сравнивать можно только качественно однородные величины. Для обеспечения сопоставимости необходимо учесть единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов; единство интервалов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели; сопоставимость исходных условий деятельности; единство методики исчисления показателей и их состава.

 

Информационное обеспечение — процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации, основанной на применении специальных методов и средств ее получения, обработки, накопления и выдачи в удобном для использования виде.

Руководитель организации должен иметь информацию:

• о принятых целях деятельности организации;

• о долгосрочной и краткосрочной стратегии, тактике руководства, принятой на данном этапе деятельности;

• об основных событиях в макросреде, касающихся деятельности организации;

• о состоянии и изменениях, происходящих в микросреде;

• о состоянии организации на текущий момент и прогноз развития на период планирования;

• об основных предложениях по стратегическому партнерству и проведению хозяйственных операций.

Комплекс документов, содержащих эту информацию и ведущихся в организации для оценки состояния, может включать комплекты периодичной, постоянной, текущей, оперативной и прогнозной информации. В оперативном анализе и управлении используют еженедельную, ежедневную информацию, а также экспресс-информацию, получаемую в режиме реального времени через информационные сети, системы и технологии. Комплект периодичной информации содержит ежедневную, еженедельную и другую информацию. Ежедневная и еженедельная информация может освещать основные события в организации: выполнение договоров, положение на рынке, трудности и недостатки в работе организации, предложения по действиям организации на следующий день или на следующей неделе.

Структурированная информация, необходимая для обеспечения деятельности организации, образует информационное поле. Информационное поле организации подразделяется на внутреннее и внешнее. Внутреннее - формируется в рамках организации на основе данных о ее работе и процессах, протекающих внутри организации, внешнее - касается рыночной среды, внешних условий, в которых работает организация, включая контрагентов, конкурентов, государство и его политику, товарные и финансовые рынки и их субъекты, структуры и т.д.

Работа с информацией связана с одной из функций управления на предприятии – аналитической. Получить информацию отнюдь недостаточно. Важно то, как ею распорядиться, как преобразовать в тот вид и форму, в которой информация станет понятной и воспринимаемой. Поэтому важно выяснить является ли информационное обеспечение продуманным, учтена ли потребность в информации работников различных уровней управления, какая информация и в каком виде им предоставляется.

Необходимы знать, на основе каких принципов предоставляется информация. К основным принципам относят:

1) Адресность – это главный критерий. Форма и содержание информации всегда должна соответствовать тому уровню руководителя, которому она передается.

2) Непрерывность. Хорошая информационная работа проводится на постоянной основе. При наличии больших перерывов часть важной информации теряется, в результате чего степень риска работы предприятия возрастает.

3) Системность. Если информация выдается отдельными частями, разрозненными, получаемая разными людьми, то видение всех процессов, происходящих на предприятии и вне его, становится неправильным.

4) Неизменные параметры. Нельзя часто изменять параметры и форму представления информации, а если это делается (при острой необходимости), то следует довести до сведения суть этих изменений.

5) Наглядность. Любая информация должна быть хорошо представлена. Весьма показательны формы представления процессов в виде графиков, диаграмм, схем, наглядно показывающих качественные изменения. Табличная информация при этом дополняет наглядную количественным содержанием.

Информационное поле предприятия следует оценить следующим образом: (см.рис.1)

 

Информация, существующая где-либо, но пока не доступная предприятию Доступная информация
Информация, имеющаяся у предприятия, но неиспользуемая Используемая информация

Рис.1 Информационное поле предприятия

В каждую из составляющих поля следует включить реальную информацию, необходимую для проведения анализа. Используемая информация, к сожалению часто мала по объему (по разным причинам, к которым следует отнести неразумность организации работы, разобщенность и разрозненность информации и т.д.). К сожалению, всегда есть огромный массив бесполезной, устаревшей, неважной информации, которая загромождает ценную информацию, усложняя процесс выбора нужной. В результате анализа информационного поля необходимо определить, каким образом можно расширить область доступной и полезной информации.

Для эффективной работы организации необходимо знать и постоянно совершенствовать структуру информационного поля и работу с ним. Руководство организации при решении каждой задачи должно изучать потребность в информации и под задачу анализа разрабатывать структуру необходимой информации, постоянно определять, в какой информации предприятие испытывает недостаток, какая важная информация существует во внешней среде или внутри, неизвестная руководству, какую информацию необходимо получать и с какой периодичностью. Руководству необходимо также определять способ обработки информации, методы ее анализа, периодичность и форму вывода результатов анализа, определить круг лиц, занимающихся анализом, и тех, кто должен готовить решения, устанавливать способы и сроки их принятия.

Управление информационным процессом позволит создать эффективную систему управления организацией. Если информационный процесс неуправляем и система формируется непродуманно, она ориентирована только на нужды сегодняшнего дня. Используя неполноценную информацию, многие руководители стремятся принимать верные решения, часто пытаясь заменить информацию интуицией. Но для высокопрофессиональной работы необходимо не заменять, а дополнять одно другим.

Для формирования информационного поля необходим управленческий учет — интегрированная система информационно-аналитического обеспечения процессов управления бизнесом. Современные информационные системы и технологии являются важнейшим средством и инструментом управленческого учета. Управленческий учет базируется на плановой, нормативной, технологической, учетной и расчетно-аналитической информации.

Современные методы и системы управленческого учета и анализа позволяют компенсировать недостаток информации, создавать новую, не существующую в готовом виде информацию посредством специальных моделей аналитической обработки данных, прогнозирования, имитационного моделирования, экспериментирования, описательных сведений, накопленных практиками в области экономики и управления, опытных суждений и оценок специалистов в соответствующих областях, экспертов и методов экспертных оценок, экспертных систем. В качестве экспертов привлекают опытных, квалифицированных специалистов в той области знаний, которые требуются для проведения анализа и решения возникших задач. Среди экспертов могут быть специалисты данного предприятия или приглашенные извне. Важно, чтобы в исследуемый момент они непосредственно работали в области, относящейся к источнику информации.

В процессе автоматизации информационного обеспечения управления формируется совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений. Эта совокупность называется экономической информационной системой (ЭИС).

Система внутренней информации дает возможность аккумуляции и поиска необходимых сведений внутри самого предприятия. Такая информация возникает в результате деятельности предприятия и постоянно изменяется в связи с ней. Система внутренней информации должна быть направлена на полное отражение текущей деятельности и выдачу оперативных сведений, характеризующих состояние дел предприятия. Безусловно, выполнение такой ответственной задачи требует наличия автоматизированных систем сбора и предоставления данных, а также внедрения новейших информационных технологий и информационных сетей.

Среди источников внутренней информации необходимо выделить:

статистическую отчетность; бухгалтерскую отчетность; внутреннюю статистику; материалы ранее проведенных исследований; данные заявок, заказов, договоров; акты ревизий и проверок; поступающие сведения; различного рода справки, отчеты; оперативную и текущую информацию; деловую переписку и т.д.

Внутренняя информация облегчает руководителям и специалистам выработку и принятие управленческих решений, но обычно не используется в отрыве от других источников и видов информации, поскольку не содержит многих необходимых сведений.

Система внешней информации ориентирована на источники и методические приемы, с помощью которых можно получить информацию о событиях и ситуациях, складывающихся во внешней среде.

Сбор внешней информации предполагает накопление разнообразных сведений о:

* ситуации на различных рынках, особенно на тех, где работает или собирается работать предприятие;

* силах, действующих на рынке (существующие и потенциальные конкуренты, потребители, контактные аудитории и т.д.);

* состоянии и тенденциях развития факторов макросреды.

В системе внешней информации выделяются источники:

* общей информации;

* узкопрофильной информации.

Источниками общей информации могут быть:

книги общей экономической ориентации; периодические печатные издания общей экономической ориентации (газеты "Деловой мир", "Финансовые известия" и др.; журналы "Человек и экономика", "Дело", "Деловые люди". "Финансы, учет, аудит" и др.); статистические издания; справочники; телевидение, радио; рекламная деятельность массового характера; законодательные и нормативные акты, а также другие публикации государственной власти и управления; выставки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей; выступления государственных, политических и общественных деятелей и т.д.

К источникам узкопрофильной информации можно отнести:

публикуемые бухгалтерские и финансовые отчеты предприятий; отчеты, интервью руководителей и специалистов предприятий; узкоспециализированные периодические печатные издания (газеты, журналы, бюллетени, коммерческие обзоры); книги, пособия, учебники и справочники; печатная реклама предприятий (каталоги, проспекты, буклеты и т.п.); специализированные выставки и ярмарки; посещение предприятий; сведения экономического, характера, распространяемые специализированными фирмами в форме печатной продукции или на машиночитаемых носителях информации; коммерческие базы и банки данных; каналы личной коммуникации (личные контакты с потребителями, обмен информацией с другими фирмами, посещение предприятий, наблюдения за товарами на выставках, ярмарках, в местах продажи и т.д.).

При выборе и анализе внешних источников информации следует учитывать, что необходимо знать положение не только на том рынке, где предприятие собирается работать, но и на других (в том числе и мировом) рынках по данному виду товаров. Кроме того, полезно иметь сведения о той стране, которая является лидером в научно-техническом прогрессе в той или иной отрасли.

Внешних источников информации очень много. Поэтому собрать все данные, относящиеся к сфере интересов предприятия, просто невозможно. Здесь необходимо исходить из того, что распределение информационных данных, как например по объему продаж, подчиняется эффекту Парето, т.е. 80% информации содержится в 20% источников. Следовательно, из большого объема источников необходимо выбрать самые ценные. А это, в свою очередь требует двойной оценки — как самих источников, так и содержащихся в них сведений.

При всей ценности внешней информации следует иметь в виду, что содержащиеся в ней сведения доступны практически всем и поэтому никому не дают существенных преимуществ. Это, так называемые, "жесткие" информационные сведения.

В большинстве случаев возможность получить информацию, которой нет у конкурентов, или обогнать их в ее получении, обеспечивает предприятию стратегические преимущества. Такие информационные данные называются «мягкими» или первичными.

 

На современном уровне информатизации бизнеса используют новейшие технические, технологические, программные средства в различных информационных системах экономических объектов. Таким образом формируется автоматизированная информационная система (АИС), которая представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, используемых при обработке информации для принятия управленческих решений.

Функция управления информацией включает в себя систематизированное накопление, создание, хранение, архивацию разных групп данных, поиск и выборку требуемой информации по разным признакам и критериям, периодический просмотр отдельных массивов информации и их реорганизацию.

Задача создания информационного поля организации — стратегическая; она решается в рамках стратегического плана развития организации в зависимости от того, какую стратегию принимает и проводит руководство. Правильно спроектированная и реализованная система информации перестает быть накладными расходами и превращается в стратегическое средство. Поэтому информация на рынке имеет потребительскую ценность, и предприниматели готовы платить за нее.

Потребительская стоимость полной информации определяется как разность между стоимостью положительного результата хозяйственной деятельности, когда имеется полное информационное обеспечение, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Тема 1. Система экономического анализа деятельности торговых предприятий

1. Понятие экономического анализа: предмет, значение, задачи.

2. Виды и направления экономического анализа.

3.Принципы и основные требования по проведению экономического анализа.

4.Информационное обеспечение экономического анализа.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.