|
Раздел 1. Методологические основы научно-исследовательской деятельности.Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание Раздел 1. Методологические основы научно-исследовательской деятельности. 3 Лекция 1. Общие положения научно-исследовательской работы. Общие сведения о науке и научном познании. Научные организации. Актуальность и новизна научных исследований. Выбор темы НИР и этапы исследований. 3 Лекция 2. Классификация и методы оценки научно-исследовательской работы. Методы теоретических и экспериментальных исследований. Содержание, цели и задачи теоретических исследований. Формулировка и корректировка общего направления исследования. 10 Раздел 2. Организационные основы научно-исследовательской деятельности. 18 Лекция 1. Типы и задачи экспериментальных исследований. Виды экспериментальных исследований в техносферной безопасности. Этапы проведения эксперимента. План программа эксперимента. Математические методы анализа моделей. Статистические методы оценки результатов измерений. Графическое представление результатов экспериментов. Обработка результатов экспериментальных исследований. 18 Лекция 2. Информационный поиск. Научно-техническая информация. Научные и научно-технические информационные базы. Базы научных цитирований. РИНЦ. Изучение и анализ литературных источников. Эффективные способы сбора первичных данных. Приемы работы с источниками научно-технической информации. 28 Лекция 3. Анализ и результаты НИР. Рефлексия в научном исследовании. Публикация результатов исследований. Защита авторских прав научных работников. Оформление и защита результатов НИР. 35 Раздел 1. Методологические основы научно-исследовательской деятельности. Лекция 1. Общие положения научно-исследовательской работы. Общие сведения о науке и научном познании. Научные организации. Актуальность и новизна научных исследований. Выбор темы НИР и этапы исследований. Общие положения научно-исследовательской работы. Область исследовательской деятельности человека, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении, является наукой. Справедливо и другое определение: наукой называется непрерывно развивающаяся область знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых в результате специальной деятельности людей и превращаемых в непосредственную производительную силу общества. Наука является следствием разделения общественного труда. Она возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей. Основу науки составляют: система знаний; определенный вид общественного разделения труда; процесс познания закономерностей объективного мира; процесс производства знаний и их использование. Основными функциями науки являются: • сбор, изучение, систематизация и обобщение фактов; • анализ и объяснение сущности процессов и явлений; • выявление закономерностей развития природы, общества и мышления; • предсказание процессов, явлений и событий; • разработка направлений и методов практического применения полученных знаний. Идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира является знанием. Знание является продуктом общественной деятельности людей, которая направлена на преобразование действительности. Однако нельзя признать знания научными, если они получены человеком на основе простого наблюдения. Хотя эти знания играют важную роль в жизни людей, но они не раскрывают сущности явлений, а также взаимосвязи между ними, которые позволили бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, а следовательно, и предсказать его дальнейшее развитие. Опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между явлениями или объектами называется мышлением. Основным инструментом мышления являются логические рассуждения человека, к структурным элементам которых относятся понятия, суждения и умозаключения. Мысль, отражающая необходимые и существенные признаки явления или предмета, называется понятием. Самые общие абстракции или наиболее широкие понятия называются категориями. К ним относятся философские понятия о форме и содержании явлений. Мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается посредством связи, сопоставления понятий, называется суждением. Умозаключение – это процесс мышления, посредством которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Принципы, аксиомы и постулаты являются важнейшими формами знаний. Они составляют исходные положения какой-либо отрасли науки, например аксиомы Евклидовой геометрии, в квантовой механике – постулаты Бора и т.д. Иначе говоря, они являются начальной формой систематизации знаний. Научные законы, отражающие устойчивые, наиболее существенные, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении, являются важнейшим составным звеном в системе научных знаний. Научное исследование – форма существования и развития науки. Это деятельность человека, направленная на получение и применение новых знаний путем всестороннего изучения объекта, процесса или явления на основе разработанных в науке принципов и методов познания. Целью научного исследования является получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Каждое научное исследование должно иметь тему, обоснование которой является важным этапом проведения работ. Научное исследование состоит из следующих этапов: возникновение идей; формирование понятий; выдвижение гипотез; обобщение научных фактов; доказательство правдивости гипотез и суждений. Научной идеей называется новое интуитивное объяснение событий или явлений без осознания всех совокупностей связей, без промежуточной аргументации. Она базируется на имеющемся знании, однако вскрывает незамеченные ранее закономерности. Идея находит свою специфическую материализацию в гипотезе. Предположение о причине, вызывающей следствие, называется гипотезой. Правильность каждой гипотезы должна быть подтверждена и доказана в процессе познания. Когда гипотеза не противоречит фактам, а согласуется с ними, тогда в науке ее принято называть теорией или законом. Теория является наиболее высокой формой систематизации и обобщения научных знаний. Она позволяет открывать новые законы и прогнозировать будущее. Таким образом, система обобщенного знания, объясняющая те или иные стороны действительности, называется теорией (греч. рассмотрение, исследование). Научные организации. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и(или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации (институты), научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и(или) научно-техническую деятельность. Они функционируют в системе Российской академии наук, органов исполнительной власти, вузов. В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В уставах этих фондов указано, что они являются некоммерческими организациями в форме федеральных учреждений. Они проводят отбор на конкурсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий конференций, семинаров и т.п.), развитию экспериментальной базы научных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и мероприятия, контролируют использование выделенных средств, поддерживают международное сотрудничество в области научных исследований. Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, является Министерство промышленности, науки и технологий РФ. Министерство формирует и обеспечивает единую государственную научно-техническую политику, определяет приоритетные направления развития науки и техники, организует работу по решению важнейших межотраслевых научно-технических проблем, разрабатывает федеральные научно-технические программы и содействует в их реализации, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере научно-технической информации, разрабатывает и осуществляет меры по сохранению и развитию научно-технического потенциала России. Другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы и др.), правовой охраны для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, является Российское агентство по патентам и товарным знакам. Агентство принимает к рассмотрению заявки на выдачу патентов, свидетельств на объекты промышленной собственности, проводит экспертизу этих заявок, осуществляет государственную регистрацию объектов промышленной собственности, выдает охранные документы и выполняет другие функции. Важные управленческие функции в сфере вузовской науки выполняет Министерство образования РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление не только в сфере образования, но и в сфере научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений, научных и других организаций в сфере образования. В число основных задач Министерства образования РФ входит разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования, реализация кадровой политики в сферах образования и научной деятельности. Приказом Минобразования России от 6 июня 2000 г. № 1705 утверждена «Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» (далее – Концепция). В ней определена главная цель научной, научно-технической и инновационной политики системы образования: обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны. Для достижения поставленной цели в Концепции сформулированы следующие основные задачи: развитие научных исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки специалиста; органическое сочетание фундаментальных поисковых и прикладных исследований с конкурентноспособными разработками коммерческого характера; приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней; совершенствование системы планирования и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности организаций. В Концепции намечены направления работы с молодежью: развивать систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и конференций; обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной молодежи; совершенствовать организацию учебно- и научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа – вуз – аспирантура – докторантура. Структурным подразделением Министерства образования РФ выступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными задачами которой являются: - обеспечение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; - содействие улучшению количественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования с учетом потребностей общества и государства, перспектив развития науки, образования, техники и культуры. Высшим научным учреждением страны является Российская академия наук (РАН). РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и технических наук, принимает участие в координации фундаментальных научно-исследовательских работ, выполняемых научными организациями и высшими учебными заведениями, финансируемыми из федерального бюджета. Академии наук подчинен ряд научно-исследовательских институтов, в том числе Институт государства и права. В составе академии – 9 отделений по областям и направлениям науки. В настоящее время существует три региональных отделения: Сибирское, Дальневосточное и Уральское. Последнее включает Архангельский, Коми, Оренбургский, Пермский, Челябинский и Удмуртский научные центры. Кроме того, Уральское отделение имеет Институт философии и права (г. Екатеринбург). Высшим органом управления РАН является общее собрание, которое избирает ее руководство – президента, вице-президентов, членов Президиума. Всей деятельностью академии в период между сессиями общего собрания руководит президент РАН. Лекция 2. Классификация и методы оценки научно-исследовательской работы. Методы теоретических и экспериментальных исследований. Содержание, цели и задачи теоретических исследований. Формулировка и корректировка общего направления исследования. Методы теоретических и экспериментальных исследований. Содержание, цели и задачи теоретических исследований. Эмпирические научные исследования в первую очередь связаны с процессом получения, накопления, систематизации и первичной обработки исходного фактического материала. Исследуемый объект отражается в основном со стороны своих внешних связей и проявлений, а познавательные действия осуществляются в чувственно-предметной форме при непосредственном взаимодействии человека с изучаемыми предметами и явлениями. Изучение свойств, связей, проявлений и отношений объекта исследований выполняется с помощью наблюдений, описаний, сравнений, измерений и экспериментов. Наблюдение является исходным методом эмпирических исследований, основанным на восприятии при помощи органов чувств. Оно позволяет получить определенную первичную информацию об объекте исследований для дальнейшего теоретического осмысления и истолкования. Научным наблюдением называют целенаправленное, планомерное, систематическое, активное восприятие изучаемого объекта, связанное с решением конкретной научной задачи. Основными познавательными функциями метода наблюдения являются регистрация фактов, накопление эмпирической информации об изучаемом объекте, предварительная классификация зафиксированных фактов, проверка гипотез и теорий. По способу проведения различают непосредственные, опосредованные и косвенные наблюдения. При непосредственных наблюдениях информацию получают только при помощи органов чувств. Опосредованное наблюдение проводится с использованием каких-либо технических средств. Наблюдение не самих исследуемых объектов, а их видимых проявлений или результатов воздействия на другие объекты называется косвенным наблюдением. Наблюдение может быть направленно на описание качественных характеристик объекта или проводится с целью установления его количественных параметров. Недостатки метода наблюдения обусловлены наличием субъективного фактора. Личные особенности исследователя, его ожидания, интересы, настроение, оценки и интерпретация фактов могут существенно повлиять на результаты наблюдения. Завершающим этапом, познавательным итогом наблюдения является описание. Описание – это познавательная операция, состоящая в фиксировании полученных в результате наблюдения сведений об объекте с помощью принятых в науке средств и систем обозначений. Описание позволяет чувственную информацию перевести на язык терминов, понятий, знаков, цифр, графиков, схем, рисунков, т.е. в форму, удобную для дальнейшего обобщения, классификации, систематизации. Описания могут быть количественными и качественными, непосредственными и опосредованными. Научная ценность описания обусловлена достоверностью и адекватностью отображения исследуемого объекта. В связи с этим к научному описанию предъявляются требования объективности, точности, однозначности и полноты. Широкое применение на эмпирическом уровне исследований получили методы сравнения и измерения. Они являются универсальными методами познания. Сравнение позволяет сопоставить свойства или стороны изучаемых предметов и явлений, установить сходство и различия между ними. Необходимо отметить, что в ходе научного сравнения сопоставляются не произвольные, а наиболее важные, существенные признаки и характеристики объектов. Кроме того, между сравниваемыми объектами должна существовать определенная объективная общность, так как сравнивать несравнимые вещи не имеет смысла. Сравнение объектов можно проводить непосредственно или опосредованно через сравнение с другими объектами. Сравнению подлежат качественные признаки или количественные характеристики изучаемых объектов. Если количественные характеристики объектов сравниваются с каким-либо третьим объектом, выступающим в качестве эталона, то такое сравнение называется измерением. Измерение – это метод научного исследования, заключающийся в В соответствии с характером зависимости измеряемого параметра от времени различают статические и динамические измерения. К статическим относятся измерения величин, остающихся постоянными во времени. Измерения называются динамическими, если измеряемая величина меняется во времени. В зависимости от способа получения результата измерения могут быть прямыми и косвенными. Прямое измерение позволяет получить искомое значение измеряемой величины путем ее непосредственного сравнения с эталоном. В косвенных измерениях искомая величина определяется с использованием известной математической зависимости этой величины от других величин, полученных прямым измерением. Важной стороной измерения как метода исследований является проблема точности и объективности получаемых результатов. Решение этой проблемы зависит от правильного, научно обоснованного соотношения объективных и субъективных факторов в процессе измерения. Объективными факторами являются наличие в изучаемом объекте устойчивых количественных характеристик, степень совершенства и возможности измерительных приборов, объективные условия проведения измерений. К субъективным факторам относятся выбор методики проведения и организация процесса измерения, уровень подготовленности, квалификация и способности исследователя, его умения использовать измерительные приборы и правильно истолковывать полученные результаты. Наблюдения, описания, сравнения и измерения играют важную роль в научных исследованиях, но они не предполагают активного вмешательства исследователя в изучаемые процессы и явления. Дальнейшее развитие науки связано с дополнением рассмотренных методов более активным методом – экспериментом. Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это метод научных исследований, основанный на активном и целенаправленном вмешательстве исследователя в процесс познания путем создания искусственных управляемых и контролируемых условий изучения объекта исследований. Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирических исследований, включающий в себя наблюдение, описание, сравнение и измерение, но обладающий рядом важных, присущих только ему особенностей и преимуществ. При эксперименте могут создаваться специальные условия, которые позволяют выявить те или иные свойства, стороны, связи объекта исследований или изучать его в «чистом виде», устраняя или изолируя мешающие, второстепенные, побочные, усложняющие факторы. Важным достоинством эксперимента является его многократная воспроизводимость, повторяемость по желанию исследователя для получения достоверных результатов. Изучая какой-либо процесс, экспериментатор имеет возможность активно вмешиваться, влиять на его протекание, вносить необходимые изменения. Имеется множество классификаций экспериментов по разным признакам. В зависимости от характера исследуемого объекта эксперименты могут быть физические, химические, биологические, психологические и т.д. По основной цели и характеру решаемых задач эксперименты подразделяют на измерительные, исследовательские, поисковые, проверочные, контрольные и др. В зависимости от области научного знания, в которой проводится эксперимент, различают фундаментальные и прикладные естественнонаучные, промышленные, социальные, экономические и другие эксперименты. Исходя из различия получаемых результатов и методики проведения можно рассматривать качественные и количественные эксперименты. Качественные эксперименты позволяют выявить влияние тех или иных факторов на исследуемый объект без установления точных количественных соотношений и зависимостей. Эксперимент может быть прямой, если проводится непосредственно с изучаемым объектом, или модельный, если используется модель, заменяющая объект. Также различают полевой эксперимент, проводимый в естественных условиях, и лабораторный эксперимент, выполняемый в искусственных условиях. Методы теоретических исследований Теоретические научные исследования путем рациональной обработки данных эмпирических исследований, глубокого анализа научных фактов позволяют отразить изучаемые объекты со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигать их сущность и законы существования. В основе развития любой науки лежит процесс перехода от чувственно-эмпирических конкретных представлений и фактов к формированию системы абстрактных, теоретических понятий, категорий, принципов, законов. Процесс получения теоретических знаний связан с переходом от конкретного к абстрактному, чтобы затем на основе сформулированных научных абстракций уже на более высоком уровне вернуться к изучению конкретного. При этом широко используются такие методы и приемы, как абстрагирование, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, формализация, аксиоматический и гипотетический методы. Абстрагирование (от лат. abstraction – выделение, отвлечение или отделение) заключается в мысленном отвлечении от несущественных, второстепенных свойств, сторон или особенностей изучаемого объекта с одновременным выделением существенных, важных для исследователя сторон, свойств, связей этого объекта. Абстрагирование состоит в вычленении таких свойств или сторон изучаемого объекта, которые реально, отдельно от него, сами по себе не существуют. Однако это позволяет превратить эти отдельные стороны, свойства или состояния в самостоятельный объект исследований. Одна из основных функций абстрагирования состоит в выделении общих свойств, признаков, сторон некоторого множества объектов с целью дальнейшего обобщения и образования понятий и категорий. Идеализация – это специфический вид абстрагирования, заключающийся в предельном отвлечении от реальных свойств изучаемого объекта с одновременным внесением определенных изменений, наделением объекта особыми свойствами в соответствии с целями исследований. Идеализация есть мысленное формирование представлений о несуществующих или неосуществимых в действительности объектах, которые, тем не менее, имеют прообразы в реальном мире. Использование метода идеализации эффективно и целесообразно в тех случаях, когда, во-первых, позволяет существенно упростить сложные реальные объекты и тем самым дает возможность применить к ним математические методы исследований; во-вторых, когда необходимо облегчить изучение объекта путем исключения тех его свойств, сторон, связей, которые затемняют существо протекающих в нем процессов, но не влияют в рамках данного исследования на его сущность. Общая направленность теоретического познания характеризуется переходом от менее содержательного знания к более содержательному, все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Формирование научных абстракций не может быть конечной целью научных исследований, а является только средством более разностороннего и глубокого познания конкретного. Поэтому дальнейшее накопление и развитие знаний связано с процессом восхождения от абстрактного к конкретному. Метод восхождения от абстрактного к конкретному используется при построении различных теорий как в естественных, так и в общественных науках. Знание о конкретном, полученное на этом этапе научных исследований, будет качественно отличаться от знания, которое имелось на этапе эмпирических исследований. Формализация – это метод, заключающийся в отображении содержательного знания в специальном знаково-символическом виде, с помощью которого происходит мысленное отвлечение от конкретного содержания изучаемых объектов и обобщение их на основе сходства формы. При формализации рассуждения и мысли об объектах, их свойствах и отношениях заменяются оперированием со знаками (формулами). Таким образом создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая выявить структуру различных явлений, не рассматривая их качественные характеристики. Метод формализации связан с построением формальной знаковой системы в виде определенного искусственного языка. Такими языками являются символические языки математики, логики, химии, программирования и других точных наук. Основным достоинством формализации является то, что над формулами этих языков можно выполнять операции, получать из них новые формулы и соотношения и, следовательно, проводить исследования какого-либо объекта только формальным путем без непосредственного обращения к этому объекту. Важная роль формализации состоит в обеспечении однозначности, краткости, строгости и экономичности записи научной информации. Аксиоматический метод - это метод построения научной теории, основанный на исходных очевидных положениях, истинность которых не требуется доказывать в рамках данной системы знания. Эти положения называются аксиомами или постулатами. Все остальные утверждения этой теории выводятся из аксиом логическим путем, посредством доказательств. При этом к аксиомам и выводимым из них следствиям предъявляются требования независимости, полноты и непротиворечивости. Исходные аксиомы и понятия образуют базис теории. Большая познавательная ценность аксиоматизации научных теорий обусловлена тем, что проблема истинности положений теории решается логически строго и эффективно как проблема их доказуемости. Из истинных, проверенных практикой аксиом исследователь получает в качестве следствий новые истинные положения теории при условии, что соблюдены все правила доказательств. Гипотетический метод - это метод научного познания, основанный на создании системы логически связанных между собой гипотез, из которых выводятся законы, принципы, теории. Гипотеза составляет методологическую основу, теоретическое предвидение, суть теоретических исследований. Она должна полнее и лучше объяснять явления и процессы, подтверждаться экспериментально и соответствовать общим законам диалектики и естествознания. Гипотетический метод включает следующие этапы: • ознакомление с эмпирическим материалом, его творческий анализ и формулирование целей и задач исследования; • выдвижение и формулирование рабочей гипотезы; • выведение из гипотезы следствий, развивающих существующие теоретические представления или предполагающих новое теоретическое решение; • экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Гипотетический метод является основным, наиболее распространенным в прикладных науках и представляется как сложный комплексный метод исследований. Общелогические методы исследований Общелогические методы и приемы исследований являются самыми распространенными в научной деятельности. К ним относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, системный подход. Анализ - метод научных исследований, который состоит в мысленном или реальном разделении, расчленении объекта исследования на составные части с целью изучения его структуры, состава, свойств, связей и т.п. Он позволяет проникать в сущность объекта исследования путем изучения его составных элементов и выявления наиболее существенных из них. Анализ как логический прием используется во всех научных исследованиях, но составляет его первый этап, так как для постижения объекта во всей полноте недостаточно изучения лишь его составных частей. Для изучения объекта как единого целого необходимо метод анализа дополнить другим методом – синтезом. Синтез – метод научных исследований, представляющий собой мысленное соединение составных частей изучаемого объекта, разделенных в результате анализа, с целью дальнейшего изучения этого объекта как единого целого. Синтез позволяет установить роль и место элементов, частей изучаемого объекта, их взаимосвязь и взаимозависимость, понять то существенное, общее, что связывает части в единое целое. При этом синтез – это не произвольное, механическое соединение элементов целого, а получение совершенно нового, диалектически единого образования. Анализ и синтез представляют собой единство противоположностей, так как являются двумя сторонами взаимосвязанного и взаимообусловленного аналитико-синтетического процесса познания. Эти методы исследований получают свою конкретизацию в каждой отрасли науки и могут превращаться в специальные методы, например математический, химический, социальный анализ, органический синтез и т.п. Некоторые этапы научных исследований являются преимущественно аналитическими или синтетическими. Индукция (от лат. inductio – наведение, побуждение) есть метод исследований, основывающийся на формально-логическом умозаключении, ведущем от частных посылок, фактов к общему утверждению, обобщению, выводу. В индукции мысль исследователя идет от единичного, частного через особенное к общему и всеобщему. Обнаруживая сходные свойства, черты или признаки у многих объектов некоторого класса, исследователь приходит к выводу о принадлежности этих признаков всем объектам данного класса. Поскольку знание о частных фактах всегда неполно, индуктивные выводы и заключения всегда имеют вероятностный характер и рассматриваются как гипотеза. Дедукция (от лат. deductio – выведение) есть метод исследований, основывающийся на умозаключении, ведущем от знания общего к частным, единичным выводам. Он позволяет с помощью анализа, изучения общих положений и фактов делать частные, конкретные выводы, из знания общих свойств всего класса объектов вывести знания о единичном объекте этого класса. Если в качестве общей посылки выступает новая научная идея, некоторая гипотеза, то дедукция может явиться отправной точкой для появления новой теории. Важное свойство дедукции заключается в том, что если исходные посылки дедуктивного умозаключения истинны и логически правильно связаны, то и частные выводы будут истинными. Аналогия – это метод научного исследования, основанный на сходстве, подобии некоторых сторон, свойств, признаков различных объектов, вследствие чего знания об уже известных объектах переносятся на другие, похожие на них. Вывод по аналогии можно представить как перенос информации об одном хорошо изученном объекте на другой, менее изученный объект на основании выявленного между ними подобия, сходства. Метод аналогии дает правильные выводы с высокой степенью вероятности, если выполняются следующие условия: подобие объектов установлено по важнейшим и существенным признакам, свойствам, количество которых достаточно велико; взаимная связь между сравниваемыми показателями должна быть тесной и глубокой; были учтены не только схожесть между объектами, но и различия между ними. Метод аналогии в широком понимании составляет основу моделирования. Моделирование – метод научных исследований, заключающийся в том, что объект исследования заменяется специально созданным аналогом – моделью, с помощью которой производится изучение свойств, сторон, связей, качеств, параметров исходного объекта. Между оригиналом и моделью должно существовать определенное подобие, сходство тех параметров, которые интересуют исследователя, например подобие структуры, функций, физических характеристик или алгоритмов поведения. Различают несколько видов моделирования в зависимости от вида используемых в исследованиях моделей. Физическое моделирование характеризуется физическим подобием между моделью и объектом исследования. На основе воспроизведения в модели физических свойств и процессов, присущих оригиналу, изучают и делают выводы о явлениях, происходящих в естественных условиях. Мысленное моделирование состоит в мысленном представлении воображаемых моделей объектов исследований. Особым видом моделирования является мысленный эксперимент. Символическое моделирование связано с условно-знаковым представлением параметров и сторон исследуемого объекта. Знаковые модели позволяют раскрыть такие связи и отношения объекта, которые невозможно обнаружить другими способами. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные графические представления – схемы, чертежи, графики, номограммы и т.п. Важнейшей и особой разновидностью символического моделирования является математическое моделирование. Численное моделирование на компьютере основывается на ранее созданной математической модели объекта исследований или на алгоритме его функционирования, реализованном в виде компьютерной программы. Численное моделирование особенно важно там, где необходим большой объем вычислений, где не совсем ясна физическая картина изучаемого процесса, не познан его внутренний механизм. Системный подход представляет собой совокупность методологических принципов ![]() ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|