|
Актуальность и новизна научных исследований. Выбор темы НИР и этапы исследований.Определение научной новизны исследования проводится на основе оригинальности исследования и его отличия от известных исследований, которые проведены по сходной проблеме ранее. Этой новизной может быть: • эмпирическое подтверждение или опровержение ранее выдвинутой теоретической идеи; • предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся; • методы исследования, никогда ранее не применявшиеся при изучении подобных явлений; • впервые выявленные связи и отношения между фактами, процессами и системами, никем ранее не описанные, и т. д. Таким образом, элементы новизны исследования могут заключаться в самых простых формах: впервые поставленная задача или новая постановка известной задачи; новый метод или новое применение известного метода; новые результаты, критерии оценки, конкретные зависимости; усовершенствование имеющихся или разработка новых методик; разработка математических моделей процессов; разработка нового инструментария; создание на основе известных положений нового обобщения с разработками прикладного характера. Научная новизна результатов исследования может заключаться, на-пример, во введении в научный оборот нового цифрового и фактического материала, полученного в результате проведения эксперимента или опроса. Кроме того, новой может оказаться детализация известного процесса, явления. Определение научной новизны происходит следующим образом. Во-первых, анализируется цель исследования. Новизна может содержаться в поставленной цели. Какой смысл исследовать то, что уже сделано в науке и решено на практике? Если поставленная (оригинальная) цель достигнута, то и результат исследования представляет собой новизну. Во-вторых, анализируется гипотеза. В ней определены пути и способы достижения цели. Гипотетически выбранные пути и способы достижения цели всегда имеют известную долю новизны, если только исследование не дублирует уже кем-то проведенное. В-третьих, выделяется та часть выводов по главам и заключению, которая не повторяет ранее сказанное другими авторами и не описана в литературе. В-четвертых, все новые положения исследования выстраиваются в систему и ранжируются. Подробный анализ практически любого интересного в научном от-ношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям. Практическая значимость исследования – это возможность его использования в практике учреждения, организации, а также для продолжения исследования. При этом определяется практическая значимость прежде всего того нового, что внес исследователь. Определение практической значимости происходит следующим образом: • во-первых, анализируется база исследования, т. е. то учреждение, где проводилась эмпирическая (экспериментальная) часть исследования или где обобщался опыт работы; • во-вторых, определяется, где могут быть использованы данные рекомендации; • в-третьих, выделяются новые проблемы и выдвигаются новые идеи, которые не исследовались, но возникли в ходе исследования. Так, определяется, при работе с какими материалами и в каких технологических процессах могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации исследования, а также какие проблемы могут быть темой и предметом последующих изысканий. Обычно научно-исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Весь процесс выполнения теоретических и прикладных НИР состоит из шести этапов. К первому этапу относится формулирование темы. На этом этапе прежде всего нужно ознакомиться с проблемой, по которой будет выполняться НИР. Сюда входят: предварительное ознакомление с литературой и классификация важнейших направлений; окончательное уточнение и формулирование темы исследования; составление краткого плана исследования и разработка технического задания; составление календарного плана исследований и определение примерного ожидаемого экономического эффекта. На втором этапе формулируются цель и задачи исследования. Вначале осуществляются подбор и составление библиографических источников (монографий, учебников, статей и т.п.), изучение научно-технических отчетов по теме исследования и написание аннотаций источников. По теме исследования также составляются рефераты. Затем анализируются, сопоставляются и рассматриваются с критических позиций проработанные источники. Выдвигается собственное суждение по каждому источнику, проработанному автором. На основе обобщения проработанной информации излагается состояние вопроса по теме НИР. Формулируются цель и задачи исследования на основе сформулированных методических выводов по обзору информации. Третий этап посвящается теоретическим исследованиям. На этом этапе изучается физическая сущность явления и формулируются гипотезы; выбирается и обосновывается физическая модель; делается ее формализация (математическое описание) и получают аналитические модели. Затем выполняется теоретический анализ полученных аналитических зависимостей. Экспериментальным исследованиям посвящается четвертый этап. Прежде всего устанавливаются цель и задачи экспериментальных исследований. Затем выполняется планирование эксперимента, разрабатываются методика и программа исследований, а также выбираются средства измерений. При необходимости конструируются макеты, модели стендов, установок, аппаратов и приборов, а также других средств, необходимых для эксперимента. Обосновываются способы измерений. Ставят эксперимент в лабораторных условиях, на опытных участках, а также на действующих предприятиях. На пятом этапе проводят анализ и оформление результатов научных исследований. На этом этапе выполняется общий анализ теоретических и экспериментальных исследований. Сопоставляют результаты эксперимента с теорией и анализируют имеющиеся расхождения. Затем уточняют теоретические модели, результаты исследований и выводы. При необходимости ставятся дополнительные эксперименты. На основании выполненных теоретических и экспериментальных исследований сформулированная гипотеза превращается в теорию. Затем формулируются научные и производственные выводы, составляется научно-технический отчет, который рецензируется, составляется доклад и исправляется рукопись. Шестой этап посвящается внедрению результатов исследования и определению экономической эффективности. Результаты исследования внедряются на производстве, и там же рассчитывается фактическая экономическая эффективность. Как уже отмечалось выше, четвертый вид научно-исследовательских работ заключается в разработке. К этому виду НИР относятся опытно-конструкторские работы (ОКР), включающие в себя следующие семь этапов. Первый этап включает формулирование темы, цели и задач исследования. На втором этапе проводят изучение литературных источников, а также, при необходимости, постановку эксперимента и подготовку к техническому проектированию экспериментального образца. Техническому проектированию посвящен третий этап. Сюда входят следующие работы: разработка вариантов технического проекта; расчеты основных параметров; выполнение чертежей; изготовление отдельных блоков и узлов, а также анализ их работы. Осуществляются разработка и согласование технического проекта и его технико-экономическое обоснование. Четвертый этап заключается в рабочем проектировании, т.е. в разработке проекта со всеми деталями. Изготовлению опытного образца посвящен пятый этап. На этом этапе выполняют следующее: анализ и контроль технической документации; проектирование технологических процессов; составление проекта организации работ; разработку технологических карт; составление документации по организации работ, а также изготовление деталей, узлов и блоков опытного образца и их сборку; опробование, доводку и регулирование опытного образца; стендовые и производственные испытания. Доработку опытного образца проводят на шестом этапе. В этот этап входят анализ работы всех узлов образца после его производственных испытаний, а также замена отдельных узлов, не выдержавших нагрузки. Седьмой этап посвящен государственным испытаниям опытного образца, передаче его специальной комиссии на государственные испытания. Лекция 2. Классификация и методы оценки научно-исследовательской работы. Методы теоретических и экспериментальных исследований. Содержание, цели и задачи теоретических исследований. Формулировка и корректировка общего направления исследования. ![]() ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|