Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Изучение и анализ литературных источников. Эффективные способы сбора первичных данных. Приемы работы с источниками научно-технической информации.





Постоянная работа с научной литерату­рой – обязательный компонент любой научной деятельности. А сама научная литература является важнейшим средством поддержания существования и развития науки – во-первых, средством распространения и хранения достигнутого научно­го знания, во-вторых – средством коммуникации, научного общения ученых между собой. Необходимо учитывать раз­ные функции тех или иных видов публикаций, отражающих, как правило, разные этапы развития научного знания.

Вначале новые на­учные факты, идеи, теории появляются в публикуемых тези­сах выступлений на научных конференциях, семинарах, съез­дах, симпозиумах, а также в препринтах и других видах публикаций, осуществляемых наиболее быстро. Затем в уже систематизированном и отобранном виде они переходят в научные статьи, публикуемые в журналах и сборниках. Затем – в еще более обобщенном, систематизированном и прове­ренном виде факты, идеи, теории публикуются в монографи­ях. И только фундаментальные, общие и неоднократно прове­ренные новые компоненты научного знания попадают в учебники – вузовские, а уж самые значительные – в школьные. Эту динамику движения научного знания должен учи­тывать исследователь в работе с научной литературой, раз­граничивая литературные источники по степени их важности, достоверности и признанности в научном мире.

Начиная работать с литературой, каждый исследователь приступает к составлению библиографии.

Для каждого научного исследования необходимо опреде­ление ведущих научных концепций, теории, которые берутся в основу данной работы. Имеются в виду не те все научные публикации, на которые исследователь ссылается в своей работе – их десятки, сотни. Речь идет об одной, двух, трех, от силы четырех концепциях крупных ученых, которые дейст­вительно лежат в основании исследования.



Исследователь должен четко разобраться, что же дейст­вительно является методологической базой его исследования. Необходимость четкого уяснения – какие теории, концепции берутся за основу, обусловливается еще и тем обстоятельст­вом, что в науке существуют разные научные школы, разраба­тывающие подчас одни и те же проблемы, но с разных пози­ций, в разных направлениях. Эти научные школы могут иметь совершенно разные, подчас противоположные научные взгляды. Существование различных научных школ объектив­но необходимо для развития науки. Но исследователь, вы­страивая свое исследование, должен занять строгую позицию – какие теории, концепции он принимает за базовые, и обос­новывает почему, а на какие только ссылается в процессе анализа литературных источников.

Важнейшие требования к любой научной работе – это строгость, четкость, однозначность применяемой терминоло­гии. Если в обыденной жизни, в устных выступлениях допус­кается известная свобода в оперировании терминами, то требования упорядоченности и строгости употребления языка науки обязательны.

Каждый раз, когда у исследователя появляется необхо­димость использовать какой-либо термин, он начинает работу с ним с общих словарей, энциклопедических словарей и эн­циклопедий. В первую очередь это словари русского языка В.И. Даля, С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова, Словарь иностран­ных слов, Энциклопедический словарь. Эти источники дают однозначное толкование общеупотребительных терминов в общенациональном масштабе. При этом, хотя терминология в них трактуется практически одинаково, каждый из них все же вносит свои нюансы в объяснения значений слов, что позво­ляет лучше ориентироваться при использовании того или иного термина. Полезен бывает Словарь синонимов русского языка, когда нередко приходится мучительно искать, чем можно заменить то или иное слово, чтобы не повторять его много раз в процессе написания текста подряд в одном пред­ложении, в одном абзаце и т.п.

Следующий этап – отработка сугубо философских, гно­сеологических и методологических понятий – работа с соот­ветствующими словарями.

В философских словарях любому исследователю полезно познакомиться с содержанием, по крайней мере, таких поня­тий (категорий), как: абстракция, анализ, знание, значение, качество, количество, модель, наблюдение, норма, объясне­ние, обобщение, образ, объект, опыт, основание, отношение, практика, предмет, проблема, развитие, рефлексия, семанти­ка, система, системный анализ, свойство, сравнение, сущ­ность, сходство, теория, форма, формализм, эксперимент и др.

Кроме того, в этих же целях бывает полезен логический словарь-справочник Н.И. Кондакова: абстрагирование, абстракция, аксиома (аксиоматический метод), алгоритм, аналогия, взаимосвязь, восхождение от абстрактного к кон­кретному, гипотеза, гносеология, дедукция, закон, знак, зна­ние, идея, инвариантность, индукция, информация, исследо­вание, класс (не в смысле школьного класса), классификация, композиция, компонент, контекст, концепция, кортеж, логика, логическое и историческое, мера, метатеория, непосредст­венное знание, непротиворечивость, обобщение понятия, обратного отношения закон, общее понятие, объем понятия, определение понятия, особенное, отношение, оценка, пара­метр, понятие, постулат, правила определения понятия, син­тез, признак, принцип, проблема, противоречие, процедура, содержание понятия, сравнение, структура, термин, тип, условие, факт и др.

И, наконец, следующий этап, когда речь идет о терминах, имеющих существенное значение для конкретного исследо­вания – анализ их толкования в научной литературе: моно­графиях, статьях и т.д. В первую очередь изучаются фунда­ментальные публикации тех авторов, чьи теории, концепции берутся в основу исследования (см. выше). По этим публика­циям целесообразно составить тезаурус – словарь исполь­зуемых данными авторами терминов с раскрытием их толко­ваний и соотношений между ними. В дальнейшем, при написании отчетных материалов, статей, книг, диссертаций используется терминология преимущественно из этого тезау­руса, а остальные термины применяют только в случае необ­ходимости, когда уже нельзя обойтись без них. Но каждый раз, применяя тот или иной термин, исследователь контроли­рует себя: для не столь существенных для его работы терми­нов – в чьей трактовке он их используют, а для существенных – обосновывается, почему берется трактовка именно этого (этих) авторов.

Каждого исследователя подстерегает «опасность» введе­ния каких-либо новых терминов. Подчас это очень хочется сделать. Но ученые крайне неохотно и настороженно воспри­нимают новые термины в науке. Это понятно – ведь язык, в том числе научный язык – это общенациональное достояние, к которому нужно относиться крайне бережно. И если каж­дый пишущий, публикующийся начинает использовать свою новую терминологию, ученые, а вслед за ними и все люди, вообще перестанут понимать друг друга. Поэтому введение новых терминов (слов и словосочетаний) допустимо только в крайних случаях, когда ни один из имеющихся терминов не может описать соответствующее явление, процесс. И уж совсем недопустимо вкладывать какой-то новый смысл, да­вать какие-то новые «авторские» определения устоявшейся терминологии (подчеркнем, что это требование относится именно к устоявшейся, общепринятой терминологии).

В работе с понятийным аппаратом необходимо отметить еще одно обстоятельство, имеющее важное значение. Отбор и систематизация понятийного аппарата, используемого в каж­дом конкретном исследовании, определяется его предметом, поставленными целями и задачами. Поэтому сущность явле­ний и процессов, выражаемых через постоянную систему понятий, определяется авторской позицией, а сама понятий­ная система в каждом исследовании является в той или иной мере авторской (другое дело, она может быть четкой, строй­ной или наоборот – расплывчатой и противоречивой).

Ученые выявили четыре основных способа обработки информации при чтении. Это чтения: побуквенное, послоговое, по словам, по понятиям.

Средства повышения скорости чтения:

-дифференциальный алгоритм - интегральный алгоритм.

1. Название

2. Автор

3. Выходные сведения

4. Содержание

5. Факты

6. Особенность излагаемого материала. Какие из них кажутся спорными ?

7. Новизна материала и возможность его использования в практической работе

Современная структурная лингвистика утверждает, что все общественно-политические и научно-технические тексты обладают чрезмерной избыточностью – до 75 %

Чтение информационного материала должно завершаться запоминанием.

Наблюдательность и память жестко связана. Воспитывая внимание, можно улучшить наблюдательность и память.

В процессе запоминания целесообразно включать все анализаторы (все виды памяти) и использовать приемы «мнемотехники», суть которых состоит в создании всяких искусственно придуманных связей (типа фразы «каждый охотник желает…»).

Разметка на полях.

Конспект – это сжатое изложение самого существенного в данном материале. Реферирование – это краткое изложение первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. В результате получается реферат, который содержит тему, предмет (объект) исследования, цель, метод проведения работы, полученные результаты, выводы, область применения.

Научный обзор – это текст, содержащий синтезированную информацию сводного характера, по какому-либо вопросу или ряду вопросов, извлеченную из некоторого множества специально отработанных для этой цели первичных документов.

Обзоры стареют значительнее медленнее, чем первичные научные документы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.