Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нормативно правовая база управления персоналом





Тема 3. Ресурсное обеспечение управления персоналом

 

1. Нормативно правовая база управления персоналом

2. Научно методическое обеспечение управления персоналом

3. Информационная база управления персоналом

4. Кадровое обеспечение управления персоналом

5. Техническое обеспечение управления персоналом

6. Финансовое обеспечение управления персоналом

 

Информационная база управления персоналом

 

Отсутствие достоверной и полной информации является причиной принятия некачественных решений, которые негативно влияют на эффективность функционирования системы управления персоналом.

Информационное обеспечение управления персоналом – это совокупность данных, которые используют субъекты управления персоналом для решения таких заданий, как планирование численности персонала, профессиональный подбор персонала, производственная и социальная адаптация новопринятых работников, регламентация должностных обязанностей, развитие персонала, охрана труда, нормирования труда, обеспечения эффективного использования рабочего времени, применения эффективных систем материального и морального стимулирования труда, развитие социального партнерства в организации но др.

При этом под информацией следует понимать не любые данные о персонале, условиях труда, рынок труда и тому подобное, а лишь воспринятые и определенные как полезные для решения заданий управления персоналом. Исходя из этого данные, какие содержатся в документах из личного состава (личных листках из учета кадров, личных карточках, приказах и отчетах), материалах и результатах социологических и психофизиологических исследований (анкетирование, интервью, тестирование) и тому подобное, считаются информацией лишь тогда, когда они используются для принятия решений в отрасли управления персоналом. До той поры они рассматриваются как данные, какие ожидают своей реализации.

Да, данные о результатах оценивания персонала считаются информацией лишь с того момента, когда они должным образом оформлены, доказанные до работника и его непосредственного руководителя и использованные для решения таких заданий, как подбор и расстановка новых работников, выдвижения в кадровый резерв, планирование карьеры, совершенствования организации труда, построение эффективной системы мотивации трудовой деятельности, совершенствования планов и программ повышения квалификации работников но др.

Информация должна отвечать следующим требованиям: полноты и точности; своевременности и оперативности; полезности; объективности; доступности; сжатости; экономичности; однозначности восприятия; удобства передавания, обрабатывания и хранения. Эффективное функционирование системы управления персоналом возможно лишь при условии соблюдения указанных требований к информации.

Необходимость сбора, хранения, обрабатывания, анализа, превращения и передавания разнообразной кадровой информации требует создания на предприятии соответствующей информационной системы.

Информационная система управления персоналом являет собой совокупность средств, приемов и методов поиска, хранения, обрабатывания, передачи и использования кадровой информации.

Информационная система управления персоналом также включает организованный должным образом учет персонала для информационного обеспечения решения кадровых заданий, специалистов в отрасли вычислительной техники и потребителей информации.

Основу информационной системы должен составлять единственный массив, который содержит информацию о каждом работнике: место работы, демографические данные, данные об образовании, наличии специальной подготовки, семейном положении, движении на предприятии (из одного структурного подразделения в другой, изменение профессии, повышения квалификации), условиях труда, уровне заработной платы, разные социальные выплаты но др.

Среди главным требований, которые выдвигаются к информационной системе, следует отметить широкое применение ЭВМ, современных информационных технологий, экономико математических методов, методов моделирования но др.

Усовершенствование на предприятии процессов сбора, хранения, обрабатывания, анализа, превращения и передавания кадровой информации путем внедрения информационной системы управления персоналом способствует повышению производительности работы руководителей и сотрудников службы персонала, эффективности разработки и принятия кадровых решений.

 

Рис. 3.1. Структура работ службы персонала за рубежом

 

Налаживанию отношений между линейными руководителями и сотрудниками службы персонала будут способствовать:

- общие обсуждения проблем и принятие общих кадровых решений;

- учеба взаимопониманию и сотрудничеству с помощью ротаций, переводу сотрудников службы персонала на должности линейных руководителей и наоборот;

- четкое разграничение полномочий, прав, обязанностей и ответственности между линейными руководителями и сотрудниками службы персонала [14, с.65-66].

Распределение функций из управления персоналом между службой персонала и линейными руководителями рассмотрим на примере. На Петербуржском ОАО "Междугородный Международный телефон" созданная в 1995р. служба персонала отвечает за:

§ разработку планов будущих потребностей в человеческих ресурсах с учетом целей и заданий общества;

§ подготовку предложений по формированию системы компенсаций и социальных гарантий;

§ организацию конкурсного підбору кадров;

§ подготовку кадрового резерва;

§ проведение аттестации управленческого персонала.

При этом вопрос определения конкретной потребности в рабочей силе в конкретном подразделе, подготовки квалификационных требований, которые выдвигаются к конкретному рабочему месту, относятся к компетенции линейных руководителей [13, с.19].

 

Раздел 4. Социально психологические аспекты управления персоналом

 

4.1. Личностные качества руководителя как предпосылка эффективного управления персоналом

4.2. Социально психологические факторы трудового поведения персонала

4.3. Коммуникации в управление персоналом

4.4. Типы и причины конфликтов и методы их решения

4.5. Социально психологический климат и его влияние на эффективность деятельности организации

 

 

Тема 3. Ресурсное обеспечение управления персоналом

 

1. Нормативно правовая база управления персоналом

2. Научно методическое обеспечение управления персоналом

3. Информационная база управления персоналом

4. Кадровое обеспечение управления персоналом

5. Техническое обеспечение управления персоналом

6. Финансовое обеспечение управления персоналом

 

Нормативно правовая база управления персоналом

 

Для того, чтобы система управления персоналом эффективно функционировала нужно иметь своевременно и в достаточном количестве необходимы ресурсы.

Ресурсное обеспечение управления персоналом представлено нормативно правовой и информационной базой, научно методическим, кадровым, материально-техническим и финансовым обеспечением.

Специфической особенностью управления персоналом сравнительно с другими функциональными видами менеджмента является то, что работа с людьми, связанная с трудоустройством, переводом или освобождением из работы, организацией оплаты труда, подготовкой и повышением квалификации, регуляцией рабочего времени, созданием благоприятных условий труда, оцениванием персонала и тому подобное, требует четкой регламентации прав и обязанностей всех участников трудовых отношений. Это достигается путем принятия соответствующих законодательных актов государственными органами власти и разрабатывания нормативно правовых и научно методических документов (правил, положений, норм, инструкций, рекомендаций, характеристик и тому подобное).

Неотъемлемое право гражданина Украины на труд гарантирует основной закон. Конституция Украины провозглашает труд свободной (ст. 43). Каждый имеет право самостоятельно распоряжаться своими способностями, избирать вид трудовой деятельности и профессию, которая нравится; получать за свой труд заработную плату не ниже установленного законодательством минимального размера; работать в надлежащих, безопасных и здоровых условиях труда. Согласно Конституции Украины каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности (ст. 23).

Трудовое законодательство Украины включает такие основные законы:

Кодекс законов о труде (Кзпп) Украины. Кзпп Украины определяет правовые принципы и гарантии осуществления гражданами Украины права распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Кзпп Украины содержит такие разделы: общие положения; коллективный договор; трудовой договор; обеспечение занятости высвобожденных работников; рабочее время; час отдыха; нормирование труда; оплата труда; гарантии и компенсации; гарантии при возложении на работников материальной ответственности за вред, причиненный предприятию; трудовая дисциплина; охрана труда; труд женщин; труд молодежи; льготы для работников, которые совмещают работу с учебой; индивидуальные трудовые споры; профессиональные союзы, участие работников в управлении предприятиями; трудовой коллектив; государственное социальное страхование; надзор и контроль за сдержкой законодательства о труде.

Закон Украины “О занятости населения” - определяет правовые, экономические и организационные основы занятости населения и его защиты от безработицы, а также социальные гарантии со стороны государства в реализации гражданами права на труд.

Закон Украины “О коллективных договорах и соглашениях” - определяет правовые принципы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений с целью содействия регуляции трудовых отношений и социально-экономических интересов работников и владельцев.

Закон Украины “О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)" - определяет правовые и организационные принципы функционирования системы мероприятий по решению коллективных трудовых споров (конфликтов), он направлен на осуществление взаимодействия сторон социально трудовых отношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов), которые возникли между ними.

Закон Украины “Об оплате труда” - определяет экономические, правовые и организационные принципы оплаты труда работников, которые находятся в трудовых отношениях на основании трудового договора с предприятиями всех форм собственности и ведения хозяйства, а также с отдельными гражданами; сферы государственной и договорной регуляции оплаты труда; он направлен на обеспечение воспроизводительной и стимулирующей функции заработной платы.

Закон Украины “Об охране труда” – определяет основные положения относительно реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности; регулирует при участии соответствующих государственных органов отношения между владельцем предприятия и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единственный порядок организации охраны труда в Украине.

Закон Украины “О пенсионном обеспечении” – гарантирует всем неработоспособным гражданам Украины право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий. Закон направлен на то, чтобы полнее учитывался общественно полезный труд как источник роста благосостояния народа и каждого человека, устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения работников.

К нормативно правовой базе управления персоналом следует также отнести Классификатор профессий ДК 003-95, утвержденный Государственным комитетом стандартизации, метрологии и сертификации Украины. Данный документ стандартизирует названия категорий персонала, профессий и должностей. Классификатор профессий используется для решения таких заданий:

- расчетов численности работников, учета состава и распределения кадров за профессиональными группировками разных уровней классификации, планирования дополнительной потребности в кадрах;

- систематизации статистических данных из труда за профессиональными признаками;

- анализа и подготовки к публикации статистических данных, а также разработке соответствующих прогнозов относительно занятости, доходов, охраны труда, образования, переподготовки кадров, которые высвобождаются и тому подобное;

- подготовки статистических данных для периодических обзоров из статистики труды, которые разрабатываются Международной организацией труда;

- решение вопросов контроля и анализа международной миграции, международного набора и трудоустройства трудящиеся.

Классификатор профессий содержит такие разделы:

§ Законодатели, высшие государственные служащие, руководители. Раздел вмещает профессии, связанные с определением и формированием государственной политики, законодательной регуляцией и высшим государственным управлением и правосудием и прокурорским надзором и руководством объединением предприятий, предприятиями, учреждениями, организациями и их подразделами.

§ Профессионалы. Раздел вмещает профессии, которые предусматривают высокий уровень знаний в отрасли физических, математических, технических, биологических, агрономических, методических или гуманитарных наук. До этого раздела принадлежат профессии, которые требуют от работника квалификации за дипломом о высшем образовании, которое отвечает уровню специалиста, магистра, дипломом о присуждении ученой степени кандидата и доктора наук, аттестатом об утверждении ученого звания старшего научного сотрудника, доцента, профессора.

§ Специалисты. Раздел вмещает профессии, которые требуют знаний в одной или больше отраслях технических или гуманитарных наук естествоведов. До этого раздела принадлежат профессии, которым отвечает квалификация за дипломом или другим соответствующим документом молодого специалиста, бакалавра, специалиста, который проходит последипломную подготовку, специалиста (на работах из управления сложными техническими комплексами или их обслуживания).

§ Технические служащие. Раздел вмещает профессии, которые предусматривают знания, необходимые для подготовки, сохранения или возобновления информации и проведения вычислений. Профессиональные задания связаны с выполнением секретарских обязанностей, работой на печатных машинах, записями и прорабатыванием цифровых данных или обслуживанием клиентов. До этого раздела принадлежат профессии, которые требуют полного общего среднего и профессионального образования или полного общего среднего образования и профессиональной подготовки на производстве.

§ Рабочие сферы торговли и бытовых услуг. До этого раздела принадлежат профессии, которые предусматривают знания, необходимые для предоставления услуг или торговли в магазинах и на рынках. Профессиональные задания охватывают обеспечение услугами, связанными с поездками, бытом, питанием, обслуживанием, охраной, поддержанием правопорядка или торговлей и тому подобное.

§ Квалифицированы рабочие сельского и лесного хозяйств, рыборозведения и рыболовства. Профессиональные задания заключаются в выращивании урожая, разведении животных или охоте, добывании рыбы или ее разведении, сохранении ли и эксплуатации лесов с ориентацией, главным образом, на рынок и реализацию продукции.

§ Квалифицированы рабочие с инструментом. Раздел вмещает профессии, которые предусматривают знания, необходимые для выбора способов использования материалов и инструментов, определения стадий рабочего процесса, характеристик и назначения конечной продукции. До этого раздела принадлежат профессии связанные с добычей полезных ископаемых, строительством или выработкой разной продукции.

§ Операторы и сборщики оборудования и машин. Раздел вмещает профессии, которые предусматривают знания, необходимые для эксплуатации и надзора за работой оборудования или машин, а также для их составления. Профессиональные задания охватывают разрабатывание полезных ископаемых или надзор за их добычей, ведение рабочего процесса и производство продукции на оборудовании или машинах, управление транспортными средствами или передвижными установками, составление изделий из деталей и узлов.

§ Самые простые профессии. Раздел охватывает самые простые профессии (работы), которые нуждаются в знаниях для выполнения простых заданий с использованием ручных инструментов, в некоторых случаях со значительными физическими усилиями. Профессиональные задания связаны с продажей товаров на улице, сохранением и охраной имущества, уборкой, чисткой, стиркой, утюжкой и выполнением низькокваліфікованих работ в добывающей, сельскохозяйственной, рыболовной, строительной и промышленной отраслях и тому подобное.

Практическое решение всех заданий из управления персоналом не должно противоречить основным положениям Конституции Украины, законодательства о труде и других законодательных актов Украины. Любые нарушения закона в сфере трудоустройства или освобождения работников, оплаты и охраны труда, регламентации должностных прав и обязанностей, регуляции рабочего времени и тому подобное могут быть обжалованы в судебном порядке.

Контроль за сдержкой законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, которые не зависят в своей деятельности от владельца или уполномоченного им органу. Центральные органы государственной исполнительной власти осуществляют контроль за сдержкой законодательства о труде на предприятиях, которые находятся в их функциональном подчинении. Высший надзор за сдержкой и правильным применением законов о труде осуществляется Генеральной прокуратурой Украины.

Нормативно правовой базой управления персоналом выступают также документы, которые разрабатываются и утверждаются руководством организации для внутреннего использования. К таким документам следует отнести:

Правила внутреннего трудового распорядка, в которых фиксируются: общие положения; порядок трудоустройства и освобождения работников; главные обязанности работников; главные обязанности администрации; рабочее время и его использование; поощрение за успехи в работе; ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

Коллективный договор, который заключается между владельцем или уполномоченным им органом с одной стороны и профсоюзным или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом с целью регуляции производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов трудящихся, владельцев и уполномоченных ими органов. В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон относительно: изменений в организации производства и труде; обеспечение производительной занятости; нормирование и оплаты труда; установление гарантий, компенсаций, льгот; участию трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия (если это предусмотрено уставом); режиму работы, длительности рабочего времени и отдыха; условий и охраны труда; обеспечение жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников; гарантии деятельности профсоюзной или других представительских организаций трудящихся и тому подобное.

Положение о структурных подразделениях организации – документы, которые регламентируют деятельность определенных структурных подразделений: их задания, функции, права, ответственность, взаимосвязи с другими структурными звеньями организации. Данные документы разрабатываются на основе Типичных положений о структурных подразделениях или самими руководителями соответствующих подразделов или другими высшими руководителями и утверждаются первым руководителем организации.

Должностные инструкции – документы, которые регламентируют деятельность должностных лиц и содержат данные об их заданиях и обязанностях, правах, ответственности, требованиях к знаниям, умениям, мастерству, квалификационные требования, взаимосвязи с другими исполнителями и структурными звеньями. Должностные инструкции разрабатываются руководителями соответствующих структурных ланок на основании типичных требований к должностям, которые содержатся в Справочнике квалификационных характеристик профессий работников (в частности профессий руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих). Должностные инструкции утверждает руководитель организации.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.