Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гонка вооружений и советско-американские отношения.





Гонка вооружений и советско-американские отношения.

В условиях постоянно происходивших локальных конфликтов с непосредственным участием СССР и США правительства обеих держав не исключали возможность их прямого военного столкновения друг с другом. Это побуждало их уделять особое внимание проблемам соотношения сил, наращиванию военной мощи.

На протяжении всего периода «холодной войны» ни СССР, ни США не удавалось создать перевес сил, который стал бы источником уверенности в военной победе в случае прямого конфликта. На начальном этапе «холодной войны» США обладали монополией на ядерное оружие, хотя запасы его тогда были невелики. В 1946 г. у США было шесть атомных бомб, в 1947 г. — 13, в 1948 г. — около 50, в 1949 г. — примерно 250. В то время, однако, не было более надежных средств доставки ядерного оружия, чем тяжелые бомбардировщики, уязвимые для советских средств противовоздушной обороны. Кроме того, по мнению американских военных экспертов, на возможных театрах военных действий в Евразии СССР имел перевес в обычных вооружениях.

В 1950-е гг. в гонке вооружений наступил новый этап. После появления у СССР атомного оружия и в СССР, и в США почти одновременно были изобретены водородные бомбы в 1000 раз более разрушительные, чем атомные. Появились новые средства доставки ядерного оружия —- межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), стратегические бомбардировщики с большой дальностью полета, атомные подводные лодки — носители баллистических ракет.

В подобной ситуации впервые в истории США территория страны стала столь же уязвимой, как и СССР, при этом обе державы очень быстро оказались способны нанести друг другу невосполнимый ущерб. По примерным оценкам, при обмене 500 ядерными ударами средней мощности СССР и США потеряли бы свыше 1/3 населения, около 75% индустриального потенциала. Большая часть их территории превратилась бы в непригодную для жизни радиоактивную пустыню. Согласно оценкам американского астронома К. Сагана, для нанесения непоправимого урона цивилизации достаточно одновременно использовать 300 ядерных боеприпасов. Помимо гибели сотен миллионов людей под руинами, от радиации, ожогов и болезней, в атмосферу было бы выброшено огромное количество пепла и пыли. Они окутали бы Землю на много лет непроницаемым для солнечного света саваном. Температура даже на экваторе упала бы на десятки градусов, замерзли бы моря и океаны, условия существования высших форм жизни, включая человека, оказались бы подорваны.

В I960 г. США имели свыше 4000 боеголовок, СССР — около 500. Через 20 лет это соотношение определялось цифрами 15 тысяч и 10 тысяч.

Благодаря предпринимаемым мерам в области военной безопасности ни у СССР, ни у США не возникало возможности нанести удар первым, который обезоружил бы оппонента, лишив его средств нанесения ответного удара. При системе постоянного боевого дежурства в воздухе самолетов стратегической авиации, готовности к пуску части МБР, находящихся в шахтах, практической невозможности уничтожения всех находящихся в море подводных лодок с ядерным оружием на борту ответный удар был неотвратим.

И США, и СССР постоянно пытались изменить соотношение сил в свою пользу. В то же время в обеих этих странах сложилось понимание того, что в ядерной войне за уничтожение оппонента придется заплатить очень высокую цену, приближающуюся к самоуничтожению. Это осознание побуждало обе сверхдержавы соблюдать определенные нормы поведения, которые формировались стихийно и носили достаточно противоречивый характер.

Во-первых, они предполагали, что необходимо учитывать интересы друг друга и, даже добиваясь уступок с помощью угроз применения ядерного оружия, не выдвигать категорических, ультимативных требований, заведомо неприемлемых для другой стороны.

Во-вторых, как политика, так и осуществление военных программ не должны создавать у другой стороны убежденности, что ей в любой момент может быть нанесен внезапный ядерный удар, способный подтолкнуть ее саму к непредсказуемым действиям. Любые споры следует сочетать с диалогом, поиском компромиссов, в том числе и в столь деликатной для обеих сторон сфере, как обеспечение военной безопасности.

В-третьих, необходимо ограничивать масштабы региональных конфликтов, в которых участвовали сами сверхдержавы или их союзники, не допускать приближения к порогу применения ядерного оружия, перерастания регионального столкновения в глобальную войну.

 

Курс на разрядку международной напряженности и его срыв

Вехи разрядки

Год Внешнеполитическая акция
  Открыт к подписанию договор о нераспространении ядерного оружия. Вступил в силу в 1970 г.
  Договоры между СССР и ФРГ, ГДР и ФРГ, Польшей и ФРГ, Чехословакией и ФРГ об отказе от претензий на пересмотр границ в Европе.
  Четырехсторонняя соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину.
  - Послание (февраль 1972 г.) президента США Р. Никсона конгрессу, в котором говорилось, что СССР достиг военно-стратегического паритета с США. - Визит Р. Никсона в СССР и подписание договора ПРО (об ограничении систем противоракетной обороны) и ОСВ-1 (об ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет).
  - Визит Л. Брежнева в США, подписание соглашения о предотвращении ядерной войны. - Встреча Л. Брежнева в Владивостоке с президентом США Дж. Фордом. Заключение предварительного соглашения о сотрудничество в области контроля над вооружениями.
  Договор между СССР и США об ограничении подземных ядерных испытаний.
  Совместный полет советского и американского космических кораблей «Союз» и «Аполлон».
Август 1975 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки. Подписание Хельсинкского заключительного акта.
  Роспуск СЕАТО и СЕНТО
  Договор между СССР и США ОСВ-2 (не был ратифицирован сенатом США).

 

Хельсинкскийпроцесс

Ключевым событием разрядки в Европестало совещание по вопросам безопасности и сотрудничества на континенте, которая состоялась встолице Финляндии Хельсинки в три этапа:

На первом этапе 3-7 июля1973 совещание министров иностранных дел выработала повестку дня и определилаосновные направления работы.

На втором (18Сентябрь 1973 - 21 июля 1975) эксперты подготовили основныедокументы совещания по вопросам безопасности, экономических и гуманитарных проблем.

1 августа1975 руководители 33 европейских государств, а также США и Канады подписалиЗаключительный акт совещания. Его сердцевиной является Декларация принципов, которымигосударства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Декларация включает следующие принципы:

1. Уважение суверенитета.
2. Неприменение силы или угрозы силой.
3. Нерушимость границ.
4. Территориальная целостность государств.
5. Мирное урегулирование споров.
6. Невмешательства во внутренние дела.
7. Уважение прав человека и основных свобод.
8. Равенство и право народов распоряжаться собственной судьбой.
9. Сотрудничество между государствами.
10. Добросовестное выполнение обязательств по международного права.

 

Помимо Декларации, были приняты следующиедокументы, как "Сотрудничество в области экономики, техники, окружающейсреды "," Сотрудничество в гуманитарных и других областях ","Вопрос безопасности сотрудничества в Средиземноморье", "О мерахукрепления доверия и некоторые аспекты безопасности и разоружения ".

Хельсинский совещание стало переломнойсобытием периода разрядки. Даже возвращение к конфронтации в начале 80-хлет не смогло пересилить значение хельсинского процесса.

 

Итоги

Карибский кризис протрезвляючеподействовала на лидеров сверхдержав. Началось движение в сторону осуществления согласованных мерпо снижению риска начала ядерной войны. Ключевыми на этом пути сталидоговоренности между СССР и США об ограничении ядерных вооружений (ОСВ-1, ОСВ-2), осистемыПРО и т.д.

Важным достижением разрядки сталоурегулирование границ в Европе, взаимное дипломатическое признание ФРГ и ГДР,принятия их к ООН, компромиссное решение относительно Западного Берлина. Кульминациейразрядки в Европе стал Хельсинский заключительный акт (1975 г.).

Разрядка не остановила соперничествоСССР и США за влияние на другие континенты. Осуществлена в 70-е годы попытка СССРукрепить свое влияние в странах Африки и Азии, была расценена США как такая, чтопротиворечит духу разрядки. Важным поводом к ее срыву стало введение в Афганистансоветских войск.

 

Задания для закрепления

1. Был период разрядкизакономерным в развитии международных отношений?

2. Определите основныедостижения разрядки в Европе и мире.

3. Что такое Хельсинкскийпроцесс?

4. Почему разрядка не сталадолгосрочной политикой?

5. Нарисуйте структурнологическую схем на тему: «Разрядка международной напряженности и ее срыв (70 -начало 80-х годов ХХ века)».

6. Составьте хронологическуютаблицу региональных конфликтов периода разрядки.

7. Какие конфликты междувеликими державами привели к срыву разрядки?

8. Определите особенностипоследней волны «холодной войны».

9. Какую стратегиюреализовывали США на завершающем этапе «холодной войны»?

 

 

Гонка вооружений и советско-американские отношения.

В условиях постоянно происходивших локальных конфликтов с непосредственным участием СССР и США правительства обеих держав не исключали возможность их прямого военного столкновения друг с другом. Это побуждало их уделять особое внимание проблемам соотношения сил, наращиванию военной мощи.

На протяжении всего периода «холодной войны» ни СССР, ни США не удавалось создать перевес сил, который стал бы источником уверенности в военной победе в случае прямого конфликта. На начальном этапе «холодной войны» США обладали монополией на ядерное оружие, хотя запасы его тогда были невелики. В 1946 г. у США было шесть атомных бомб, в 1947 г. — 13, в 1948 г. — около 50, в 1949 г. — примерно 250. В то время, однако, не было более надежных средств доставки ядерного оружия, чем тяжелые бомбардировщики, уязвимые для советских средств противовоздушной обороны. Кроме того, по мнению американских военных экспертов, на возможных театрах военных действий в Евразии СССР имел перевес в обычных вооружениях.

В 1950-е гг. в гонке вооружений наступил новый этап. После появления у СССР атомного оружия и в СССР, и в США почти одновременно были изобретены водородные бомбы в 1000 раз более разрушительные, чем атомные. Появились новые средства доставки ядерного оружия —- межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), стратегические бомбардировщики с большой дальностью полета, атомные подводные лодки — носители баллистических ракет.

В подобной ситуации впервые в истории США территория страны стала столь же уязвимой, как и СССР, при этом обе державы очень быстро оказались способны нанести друг другу невосполнимый ущерб. По примерным оценкам, при обмене 500 ядерными ударами средней мощности СССР и США потеряли бы свыше 1/3 населения, около 75% индустриального потенциала. Большая часть их территории превратилась бы в непригодную для жизни радиоактивную пустыню. Согласно оценкам американского астронома К. Сагана, для нанесения непоправимого урона цивилизации достаточно одновременно использовать 300 ядерных боеприпасов. Помимо гибели сотен миллионов людей под руинами, от радиации, ожогов и болезней, в атмосферу было бы выброшено огромное количество пепла и пыли. Они окутали бы Землю на много лет непроницаемым для солнечного света саваном. Температура даже на экваторе упала бы на десятки градусов, замерзли бы моря и океаны, условия существования высших форм жизни, включая человека, оказались бы подорваны.

В I960 г. США имели свыше 4000 боеголовок, СССР — около 500. Через 20 лет это соотношение определялось цифрами 15 тысяч и 10 тысяч.

Благодаря предпринимаемым мерам в области военной безопасности ни у СССР, ни у США не возникало возможности нанести удар первым, который обезоружил бы оппонента, лишив его средств нанесения ответного удара. При системе постоянного боевого дежурства в воздухе самолетов стратегической авиации, готовности к пуску части МБР, находящихся в шахтах, практической невозможности уничтожения всех находящихся в море подводных лодок с ядерным оружием на борту ответный удар был неотвратим.

И США, и СССР постоянно пытались изменить соотношение сил в свою пользу. В то же время в обеих этих странах сложилось понимание того, что в ядерной войне за уничтожение оппонента придется заплатить очень высокую цену, приближающуюся к самоуничтожению. Это осознание побуждало обе сверхдержавы соблюдать определенные нормы поведения, которые формировались стихийно и носили достаточно противоречивый характер.

Во-первых, они предполагали, что необходимо учитывать интересы друг друга и, даже добиваясь уступок с помощью угроз применения ядерного оружия, не выдвигать категорических, ультимативных требований, заведомо неприемлемых для другой стороны.

Во-вторых, как политика, так и осуществление военных программ не должны создавать у другой стороны убежденности, что ей в любой момент может быть нанесен внезапный ядерный удар, способный подтолкнуть ее саму к непредсказуемым действиям. Любые споры следует сочетать с диалогом, поиском компромиссов, в том числе и в столь деликатной для обеих сторон сфере, как обеспечение военной безопасности.

В-третьих, необходимо ограничивать масштабы региональных конфликтов, в которых участвовали сами сверхдержавы или их союзники, не допускать приближения к порогу применения ядерного оружия, перерастания регионального столкновения в глобальную войну.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.