Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Доклады: Формационный подход в развитии истории по К.Марксу.





Д/з. С.Р Аблеев Основы философии Тема2.7, ; В. Горбачёв Основы философии стр.29-35

Лекция №7. Философия конца XIX-XXвв.

Цели и задачи урока:

  • · показать наиболее выдающихся представителей философской мысли эпохи конца 19-н.20 вв.
  • · научить соотносить учение философов к актуальным проблемам современности
  • · обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

1. Иррациональная философия

2. Философия Ницше и Шопенгауэра

3. Экзистенциализм, фрейдизм, позитивизм

1).Иррационализм. Зародился в 40-50 гг. XIX в. как реакция на рационализм Гегеля, на преувеличение роли разума. Иррационализм исследует такие стороны и свойства мироощущения и бытия человека, которые не исследованы рационалистами. Кризис рационализма, приведший к возникновению иррационализма выразился в росте недоверия к тем идеалам, которые утверждались просветителями. Например, недоверие в том, что общественный прогресс ведет сам по себе ведет к реализации мечтания человечества, что в общественном прогрессе проявляет себя и осуществляет мировой разум, что четны и не обоснованы надежды человечества на лучшее будущее. В основе иррационализма неверие человека, пессимизм. Если в рационализме духовное отождествляется с рационально-целесообразной формой человеческой деятельности, то в иррационализме духовное отождествляется с внезапными бессознательными действиями с эмоционально-волевыми элементами субъекта. В иррационализме мир хаотичен, беспорядочен, абсурден. Создателем этого направления является А. Шопенгауэр. Его философия – это философия жизни, т.к. главное понятие в учение Шопенгауэра воля к жизни. Также Шопенгауэр основатель волюнтаризма; существует мировая воля. Она неограниченна, ни чем не определена, она без основы и существует в не причинности пространства и времени. Мировая воля – это вечное стремление, поскольку она одна, то она есть голая, голодная агрессивность, не имеет конечной цели, эта воля как принцип существования всего, будучи в нутрии двойственной, она порождает тоску, безысходность, отчаяние, поэтому мир, в котором мы живем, негативен, не содержит ни чего положительного, и так мировая воля воплощается в много воль живого, эти воли сталкиваются между собой, конкурируют, главная в них воля к жизни. Воля к жизни это бесконечное стремление удовлетворению нужды, т.е. к ликвидаций страданий, ведь любая потребность есть страдание и человеку с рождения присущи одни страдания, он всегда чего то хочет. Удовлетворение одних потребностей порождает другие потребности. В человеке воля приходит к осознанию самого себя и возможно ликвидация этой воли в человеке, но не путем самоубийства, а путем аскетизма и самоусовершенствования. Этика Шопенгауэра пессимистична. Пессимизм – это негативное отношение к жизни, в которой нет счастья и царит зло и бессмыслиться. Задача философии исследования души человека особенно тогда когда ее пустота становится «кричащей». Спасение людей в понимании безысходности существования задавленности естественных порывов, возникающих при этом чувстве вины перед душами людей. Другими словами именно милосердие, человеколюбие позволит преодолеть зло эгоистически замкнутого существования. Шопенгауэр предлагает религиозное поведение без веры в Бога, как путь к спасению людей, больше уповать не ночь то. В такой форме Шопенгауэр выражает протест против современного ему общества, общество в котором человек служит дополнением к машинам. Воля к жизни – это выражение мировой воли и она оказывает негативное влияние на человека



2).Философия А.Шопенгауэра (1788-1860). Философия Шопенгауэра стала критикой гегелевского рационализма. В отличие от Гегеля, Шопенгауэр не считал развитие природы и общества разумным, закономерным и логичным. Развитие мира управляется не законами разума, а неразумной силой, которую Шопенгауэр назвал мировой волей.

Воля проявляется в силах природы, заставляя двигаться неживую материю. В живой природе воля проявляется в борьбе всех организмов за жизнь. Выживают существа с более сильной волей к жизни.

Мировая воля, лишённая разума, является слепым стремлением вперёд, и поэтому может вызывать катастрофические последствия. Отсюда несовершенство мира, преобладание зла и страданий. В таком мире страдают все живые существа, но страдания человека самые сильные. Достигнув уровня человека, мировая воля обретает разум. Благодаря разуму к физическим страданиям добавляются душевные. Воля рождает в человеке множество неудовлетворимых желаний, причиняя тем самым страдания. К удовольствиям человек привыкает и перестаёт их ощущать, к страданиям привыкнуть невозможно. Страдания человек чувствует в тот момент, когда они есть, а удовольствия – в тот момент, когда их теряет. Поэтому сумма страданий всегда больше суммы удовольствий. Осознание неизбежности смерти вообще делает жизнь бессмысленной. Рождение, болезни, материальные лишения, душевные обиды и разочарования, смерть близких, ожидание собственной смерти – таков неизбежный цикл жизни. «Жизнь – предприятие, которое не окупает своих издержек».

Шопенгауэр не считает самоубийство решением проблемы. Преодолеть страдание можно, устранив его причину, т.е. подавив волю. Средства для этого: 1) аскетизм; 2) этика альтруизма; 3) наслаждение искусством.

Взгляды Шопенгауэра являются разновидностью объективного идеализма и волюнтаризма. Испытав влияние буддийской философии, Шопенгауэр стал первым теоретиком философского пессимизма.

Философия Ф. Ницше (1844-1900). В основе философии Ницше лежит понятие жизни, как биологического явления и как высшей ценности. Ценным является всё, что служит возвышению жизни, её совершенствованию. Ницше согласен с Шопенгауэром, что движущей силой развития жизни является воля, но не воля к жизни, а воля к власти. По этому признаку – по наличию воли к власти – люди не равны, они делятся на сильных и слабых, на расу господ и расу рабов. Первые рождены, чтобы повелевать, и по своей природе не умеют подчиняться. Вторым удобнее повиноваться чужой воле. Раса господ стала высшим достижением эволюции, в ней жизнь и воля к власти достигают максимальной силы.

Если бы в обществе, как и в природе, побеждал сильнейший, то человечество бы совершенствовалось. Но человек вышел из животного мира и эволюция прекратилась. В обществе побеждает слабейший. Раса рабов, лишённых силы духа, придумала оправдание своей слабости в виде морали, религии, закона. Мораль и религия учат сострадать, помогать слабым. Закон защищает слабых от сильных. Рабы побеждают количеством, принуждая сильных исполнять свои нормы. Их мораль – это месть сильным, узаконенная зависть. В природе слабые погибают и идёт прогресс. В обществе слабым помогают и идёт регресс. В результате, развитие человека остановилось в ничтожном состоянии.

Но Ницше надеется, что искусственные барьеры не остановят эволюцию жизни. Природа однажды сделала скачок, обезьяна стала человеком. Но человек – лишь переходная ступень. Будет новый скачок – и появиться новый биологический вид – сверхчеловек, «голубоглазая белокурая бестия». Он отбросит мораль и закон как ненужные оковы. Он не будет подчиняться никому – ни богу, ни государству, ни другим людям. Сверхчеловек ценит красоту, здоровье, стремиться к возвышенному, совершенствует себя. Сверхчеловек ценит жизнь, её радости, но не боится страданий, т.к. борьба и страдания закаляют волю. Сверхчеловек уважает сильных, но не сострадает слабым. Он построит новое общество, где красота и сила займут место сострадания и жалости.

Заслугой Ницше является то, что он обратил внимание на слабости и пороки человека. Его мечта о сверхчеловеке – это вера в способность человека улучшить себя. В философии Ницше сочетается любовь и презрение к людям. Поэтому некоторые считают её примером гуманизма, а некоторые – основой фашизма.

Экзистенциализм.

Появилось в начале XIX в. Означает философию существования. Основатель Жан Поль Сартр. Задача философов исследования жизни = существования человека. Человек в этом мире одинок, несчастен, его жизнь абсурдна и экзистенциалисты видят два пути которые человек может сделать выбор:

  1. религиозный экзистенциализм.
  2. светский экзистенциализм (Коффка, Коню), эти экзистенциалисты предлагают дать бой абсурду существования. Главное в учение экзистенциализма разработка жизненных ценностей и понимания ценностей самой жизни. Здесь важное учение пограничных ситуациях: ценность жизни наиболее полна, осознается в пограничных ситуациях, т.е. перед лицом смерти.

Фрейдизм.

Основоположник Фрейд, он создатель психоанализа. В основе фрейдизма идея о «тайной жизни, « которая идет между бессознательными психическими силами и необходимостью жить в обществе. Другими словами общественные нормы являются «цензурой» для проявления человеческих инстинктов. Задавленные психические желания проявляются, заявляют о себе в сновидениях, галлюцинациях и оговорках, даже в речи. В связи с этим предлагает структуру психики:

Я   СВЕРХ ОНО Я

 

Оно – это бессознательные инстинкты, которые определяют всю деятельность человека. Мотивы человека следует искать в бессознательном.

Сверх Я – это нормы и правила поведения человека в обществе.

Я – это та область психики, в которой сверх Я подавляет Оно.

Т.о. причина психических заболеваний в подавление естественных инстинктов, поэтому культура невротична, потому что она причина заболеваний. Организм формирует защитные механизмы против заболевания. Защитный механизм: вытеснение, неприятное состояния, человек стремится вытеснить неприятным приятным состоянием. Сублимация – это стремление поднять инстинкты до более высокого уровня. Связано с учением о творчестве. Регрессия – возвращение в ту реальность, которая была принята. Учение Фрейда было социализировано в учениях его последователях Фрамма и Юнга.

Позитивизм.

Программа позитивизма:

  1. необходимое стремление к удобному и экономному расположению знаний, для того чтобы этими знаниями было легко воспользоваться.
  2. для этого необходимо освободить науку от всякой мировоззренческой проблематике, т.е. от философских проблем. Философскими проблемами не следует заниматься, т.к. это пустое и нечем тратить время!
  3. слово философии можно оставить, но под ним следует понимать, либо результат конкретных наук, либо краткое изложение этих результатов. «Наука сама себе философия».
  4. в XX в. под философией позитивисты предлагали понимать систему знаний или же язык науки, искусственные языки.
  5. и так наука должна отвечать не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?». Другими словами задача науки не поиск причин и открытия фундаментальных законов, а описания событий, эти события должны выражаться в факты (факт – это суждение, в котором фиксируется какое либо событие), отсюда «Знать, чтобы мочь».
  6. позитивисты допускают существования только эмпирического научного знания, в том числе и эмпирических законов.
  7. позитивисты в XX в. разработали критерий истинности научного знания: принцип верификации и принцип фальсификации. Принцип верификации предполагает такую проверку на научность знания, которая позволяет свести любое теоретическое утверждение к фактам. Принцип фальсификации предполагает для доказательства научности знания искать опровергающие знания.

Вопросы для самопроверки:
1)Какие тенденции и проблемы характерны для западной философии 20в.? 2)Назовите наиболее значимые философские проблемы европейской философии 19-20вв.?

Доклады:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.