Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Язык — средство общения людей.





Посредством языка эмоции, мысли отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духов­ное богатство всего общества. Но что такое общение? Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия (контактов) субъек­тов (личностей, социальных групп, сообществ и т.п.), обуслов­ленный потребностями их совместной деятельности.

Реальными посредниками всех форм общения являются не только результаты духовной деятельности — идеи, ценности, идеалы, чувства и настроения, но и материальные вещи — орудия и средства труда, объекты, воплощающие социальные цен­ности и человеческий опыт. В процессе общения передается и усваивается социальный опыт; формируются исторически кон­кретные типы личности, и происходит ее социализация; дости­гаются необходимая организация, согласованность, единство действий индивидов, входящих в группу; формируется общ­ность чувств, настроений, мыслей, взглядов; достигаются вза­имопонимание, сплоченность и солидарность; происходит вли­яние на других людей (интерактивная функция).

Язык как мощное средство общения широко используется и обеих формах последнего — прямом и косвенном. Прямое общение — непосредственный контакт, косвенное — когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. В косвенном общении преимущественно осуществляется усвоение произведений искусства, средств массовой коммуникации и т.п.

Способы общения:

1. Вербальная коммуникация, осуществляемая при помощи слова, т. е. здесь передача информации обеспечена при помощи языка, а также неречевыми способами — жесты, ми­мика, интонация, паузы и т.п.

2. Невербальная коммуникация — «язык чувств». Например, молчание иногда бывает красноречивее слов; обмен взгля­дами говорит о многом; важную роль играют выражение лица и глаз, манеры, прическа, одежда и т.п. как своеобразные языки общения.

4. Сознание и бессознательное. Бессознательное — сложный феномен, «свое другое» сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное). Хотя человек, прежде всего существо сознательное, но бессознатель­ное занимает большое место в его духовной жизни. Например, далеко не все последствия наших поступков мы осознаем. Многие человеческие действия носят машинальный, автома­тизированный характер.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исклю­чительно велико. Среди них (кроме упомянутых) называют сновидения, обмолвки, оговорки, утрату полноты ориентиров­ки во времени и пространстве, некоторые патологические явле­ния (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п.

Было бы неверно приравнивать бессознательное к живот­ной психике. Однако понятие «психика человека» шире поня­тия «сознание». Низший уровень человеческой психики и есть бессознательное. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного.

Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе — припоминании душой созерцавших­ся ею до вселения в тело всеобщих истин. В дальнейшем стрем­ление осмыслить феномен бессознательного шло как по линии философии (Декарт, Лейбниц, Шеллинг, йенские романтики и др.), так и по линии психологии — особенно в связи с изучени­ем патопсихологических процессов и гипнотических явлений (Бернгейм, Шарко, Жане и др.).

Однако наиболее распространенные и влиятельные концеп­ции бессознательного были созданы в XX в. австрийским пси­хологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856—1939) и швей­царским психологом Карлом Густавом Юнгом (1875—1961).

Кратко суть концепции Фрейда выглядит следующим об­разом. Разработанные им идеи основаны на представлении о доминирующей роли бессознательного в человеческой жизни, инстинктов — в основном сексуального характера. Именно Фрейду принадлежат слова о том, что «я» «не является хозяи­ном в собственном доме» и что сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно.

Фрейд развертывает структурную концепцию психики, выводящую всю психическую динамику из взаимодействия трех инстанций — Оно, Я, Сверх-Я. Бессознательное Оно — это, по Фрейду, «кипящий котел инстинктов». Задачей сознательного Я является такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы вразрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требований следит Сверх-Я, представитель общества. Присмотримся ближе к этой структуре.

Оно (Ид) — является древнейшим психическим образова­нием, содержащем в себе безудержные примитивные телесные инстинкты (сексуальные и агрессивные влечения). Его функ­ции всецело подчинены принципу удовольствия. Простейшие методы раскрытия содержания Оно, по Фрейду, заключаются в анализе снов и свободных ассоциаций.

Всей силой Оно управляет «либидо» (лат. «влечение, желание») — психическая энергия сексуальных влечений, желаний, г. е. половой инстинкт. Фрейд описал способы превращения

·либидо». Инстинктивный импульс может быть: а) вытеснен

неразряженным в бессознательное; б) разряжен в действии либо посредством стыда и морали, либо посредством сублимации.

Сублимация (лат. «возвышать, возвеличивать») — психический процесс, представляющий собой переключение энергии полового инстинкта (либидо) с непосредственных целей (низ­менных) на цели несексуального свойства — социально и культурно приемлемые (высшие), нравственно одобряемые: занятие наукой, создание художественных произведений, саморазвитие человека и т.п.

Я (Эго) — та часть личности, которая осознается и реагиру­ет на окружающую среду посредством своих познавательных способностей. Я — посредник между Оно и Сверх-Я. По мере развития индивида происходит дифференциация Я и развитие Сверх-Я. Фрейд установил, что люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности Я (в частности, могут быть сильными или слабыми).

Сверх-Я (Супер-Эго) — высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора. Сверх-Я служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом, социокультурно обусловленным

Иначе говоря, Сверх-Я — это система социальных фильтров. То, что не пропускается через эти фильтры, загоняется в бессознательное, от которого можно избавиться систе­мой моральных норм и социальных запретов, особенно с по­мощью чувства совести.

Пафос учения Фрейда — в требовании постоянного превра­щения Оно в Я — подлинно гуманистическая (хотя и очень трудная) и благородная работа, достойная и каждого человека, и человечества в целом.

К.-Г. Юнг хотя и начинал совместную работу с Фрейдом, однако впоследствии разошелся с ним во взглядах. Их основные расхождения касались двух принципиальных моментов:

роли сексуального начала в психической жизни индивида;

понимания природы бессознательного.

Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессозна­тельного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить проис­хождение человеческой культуры и творчества только с пози­ций либидо.

Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что оно:

1.вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека;

2.вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат

интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания;

3.действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя пере­ходу личности на определенную, более высокую, ступень развития.

Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме личного, индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира — коллективное бес­сознательное, которое имеет всеобщую сверхличностную при­роду. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (греч. «начало, образ»), которые и составляют его содержание (структуру) и присущи от рождения всем людям. Архетипы многообразны, важнейшие из них: Анима (жен­ское начало), Анимус (мужское начало), Тень, Персона, Са­мость, Герой, Спаситель, Чудовище и др. Архетипы не могут быть схвачены разумом, это некие мифические вневременные и внепространственные образования, общие для всех людей. Это некие «дремлющие мыслеформы», в которых сосредоточе­на колоссальная энергия. Архетипы — это «образы-символы», представляющие собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов, стремлений и потенций, и, в ко­нечном счете, предшествуют человеческой истории. Архетипы — некие доопытные структуры, которые являются человеку через сны, образы, мифы, фантазии, воображение.

Вопросы для самопроверки:
1)Объясните общую структуру психического мира человека? 2)Почему опасна власть инстинктов над сознанием человека?

Доклады:

  1. Проблема искусственного интеллекта.
  2. В чём причина искажённой сексуальной ориентации геев и лесбиянок? Почему некоторые люди хотят изменить свой пол?

Д/з. С.Р Аблеев Основы философии Тема 6,; В. Горбачёв Основы философии стр.105-125

Лекция №11. Учение о познании.

Цели и задачи урока:

  • · показать многообразие форм познания, соотношение знания и познания
  • · сформировать умение приводить примеры в подтверждение теоретических положений
  • · обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

1. Познание как предмет философии: единство объекта и субъекта, многообразие форм

2. Познание, творчество, практика

3. Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

4. Истина и заблуждение

1. Познание как предмет философии: единство объекта и субъекта, многообразие форм. Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание — объективная реаль­ность, данная в сознании человека, который в своей деятель­ности отражает, идеально воспроизводит объективные законо­мерные связи реального мира. Познание — обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое зна­ние о мире.

Однако существует такое учение, как агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый), представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и по­стижения объективной истины.

В отличие от агностиков сторонники скептицизма (от греч. skeptitos — рассматривающий, исследующий) не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются на от­рицательном результате (скептицизм как «паралич истины»).

В диалектико-материалистической философии познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом («гносеологическим Робинзоном»), а как сложный диалектический социокультурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Данный процесс осуществляется человеком как об­щественным существом в ходе изменения им этой действитель­ности, т. е. в ходе социально-исторической практики.

Теория познания (гносеология) — раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социо­культурные факторы и ряд других проблем.

Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов позна­ния в целом. Этим специально занимается философия (точ­нее, гносеология как один из основных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса.

Характерной особенностью познавательного процесса начала XXI в. является изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изуче­нии..

В современной методологической литературе все более склоняются к выводу о том, что если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки — сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи композицию их элементов.

Нужным понятием, которое сегодня все шире входит в современную теорию познания, является понятие виртуальной реальности (виртуальный — возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях). Данное понятие пришло из квантовой физики, где под виртуаль­ными частицами стали понимать частицы в промежуточных состояниях, существующих короткое время At с их энергией в соотношении неопределенностей.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из этих этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвя­занных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества.

Уже на ранних этапах истории человечества существовали обыденно-практическое и игровое познания. Важную роль здесь и впоследствии играли мифологическое и художественно-образное познания. Одними из древних форм являются религиоз­ное и философское познания. Большую известность приобрела концепция личностного знания, разработанная британским уче­ным XX в. М. Полани. Есть и другие классификации форм знания и познания, в частности, научное и вненаучное, эссенциалитские и феноменолистические и т.п.

2. Познание, творчество, практика. Если в первозданной природе происходят стихийные, нео­сознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный, осознанный характер (хотя быва­ют и исключения). Познание, мышление — это всегда искание и открытие нового, поиски ранее не изведанных подходов и ре­шений, активное достижение истины, активная (а не созерца­тельная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме.

Творчество — процесс человеческой деятельности, созда­ющий качественно новое, никогда ранее не бывшее — матери­альные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных законо­мерностей) новую действительность (в любой ее форме), удов­летворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности — творчество изобретателя, организато­ра, научное, художественное творчество и т.п.

Важная особенность творческого познания — умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творчес­кое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, уме­ния делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несуще­ственного и самостоятельно приходить ко всё новым и новым выводам и обобщениям.

В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Развитие европейской философии, мировой науки и общественной практики второй половины XX в. потребовало пре­одоления понимания теории познания в ее усеченном стандар-1лми классического рационализма варианте. В результате возникла задача — дополнить анализ сциентистских аспектов познания анализом его экзистенциальных составляющих.

Познание и творчество неразрывно связаны как между собой, так и с практикой (практической деятельностью) как с их основой. Практика — это целостная органическая система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии, всегда осуществляющаяся в опре­деленном социокультурном контексте. Ее законами являются и коны самого реального мира, который преобразуется в этом процессе.

Значение практики для познавательного процесса, для выработки и развития познания подчеркивали многие философы разных ориентации и представители частных наук. Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Практика — специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает но­вую реальность — мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и по­знание — две взаимосвязанные стороны единого историческо­го процесса, но решающую роль здесь играет практическая де­ятельность.

Важнейшие формы практики:

1.Материальное производство (труд), преобразование приро­ды, естественного бытия людей.

2.Социальное действие — преобразование общественного
бытия, изменение существующих социальных отношений
определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных струк­тур и т.п.).

3.Научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусствен­но создает условия, позволяющие ему исследовать интере­сующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе познания:

1.Практика является источником познания, потому что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредствен­но «по заказу» практики.

2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она «пронизывает» все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, обору­дованием и т.п., без которых оно не может быть успеш­ным.

3. Практика является целью познания, ибо оно осуществляет­ся не ради простого любопытства дли ни о, чтобы напра­вить и соответствующим образом регулировать человечес­кую деятельность, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблужде­ний (об этой функции практики будет сказано ниже).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.