Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УПРАВЛЕНИЕ МВД РОССИИ ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ





УПРАВЛЕНИЕ МВД РОССИИ ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для подготовки слушателей на самостоятельной подготовке

 

по дисциплине

«Основы теории государства и права»

По основной программе профессионального обучения (профессиональной подготовки) по должности служащего «Полицейский» (категория: лица среднего и старшего начальствующих составов, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на базе высшего юридического образования либо на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образования)

 

 

Выполнил: Преподаватель

Цикла Ю и СД ЦПП

УМВД России по Вологодской области специалист Поляков Ю.И.

 

Вологда 2016 год

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка…………………………………………………..3

2. Вопросы контрольно-проверочного занятия……………………………..4

3. Вопросы на самостоятельную подготовку (для самопроверки)……….5

4. Выписка из тематического плана…………………………………………..7

5. Рекомендованные источники………………………………………….........8

Содержание конспектов

Тема 10.1. «Понятие и сущность государства. Понятие и сущность права»……………………………………………………………………………10

Тема 10.2. «Реализация права. Правоприменение»………………………44

Тема 10.3/1 «Правонарушения и юридическая ответственность»………57

Тема 10.3/2 «Правонарушения и юридическая ответственность»………72

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Прохождение службы в органах внутренних дел» «Основы теории государства и права» входит в программу профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на базе высшего юридического образования либо на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образованияпо должности служащего «Полицейский».



Дисциплина «Основы теории государства и права» является одним из важных предметов изучаемых на цикле юридических и специальных дисциплин ЦПП УМВД России по Вологодской области.

Содержание дисциплины «Основы теории государства и права»базируется на основных положениях специальных и юридических дисциплин, необходимых для подготовки сотрудников, вновь принятых на службу в ОВД.

Структура построения дисциплины ориентированы на последовательное изучение вопросов гуманитарных и юридических наук и использования их в деятельности полиции, по выполнению возложенных на нее задач.

Изучение дисциплины «Основы теории государства и права»является базовым элементом подготовки сотрудников. Это тот фундамент на котором строится вся остальная подготовка специалиста

Целью дисциплины«Основы теории государства и права» являетсяформирование у слушателей комплекса теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне. Состоит в обеспечении усвоения теоретического материала курса, в овладении приемами и методами практической деятельности и в приобретении соответствующих навыков.

Данные методические рекомендации направлены на то, чтобы слушатели в процессе самостоятельной подготовки имели возможность ознакомиться с материалами необходимыми им для изучения данной дисциплины и подготовки в дальнейшем к сдаче итогового контрольно - проверочного занятия.

Вопросы к контрольно-проверочному занятию по дисциплине

«ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

1. Определение государства. Государство как политическая форма организации общества для совместного существования и деятельности людей.

2. Структура формы государства.

3. Формы правления.

4. Формы государственного устройства.

5. Политический режим государства.

6. Понятие механизма государства.

7. Понятие и признаки государственного органа.

8. Принципы организации и деятельности государственных органов.

9. «Разделение властей» в системе органов государственной власти.

10. Функции государства как проявление его сущности и социального назначения.

11. Понятие права. Социальное назначение права как нормативного регулятора поведения людей и их объединений.

12. Позитивное право как система юридических норм.

13. Признаки права: нормативность, общеобязательность, формальная определенность, системность, тесная связь с государством.

14. Норма права. Структура нормы права.

15. Виды норм права.

16. Отрасли права.

17. Источники (формы) права.

18. Принципы права.

19. Функции права. Характеристика видов функций права.

20. Понятие нормативного правового акта.

21. Виды нормативных правовых актов.

22. Закон как вид нормативных правовых актов. Подзаконные нормативные правовые акты.

23. Понятие и особенности правотворчества. Принципы правотворчества в современном демократическом государстве.

24. Понятие реализации права. Соблюдение, исполнение, использование права как формы его непосредственной реализации.

25. Применение права как особая форма его реализации. Стадии и субъекты применения права.

26. Понятие и виды правоприменительных актов. Требования к актам применения права.

27. Понятие правонарушения по российскому законодательству.

28. Состав правонарушения.

29. Обязательные признаки объективной и субъективной стороны правонарушения.

30. Вина как обязательный признак правонарушения.

31. Виды правонарушений.

32. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

33. Профилактика правонарушений. Роль ОВД в предупреждении правонарушений.

34. Понятие и функции юридической ответственности по российскому законодательству.

35. Виды юридической ответственности.

36. Цели и принципы юридической ответственности. Основания юридической ответственности.

37. Понятие презумпции невиновности, ее конституционное закрепление.

 

 

Общий перечень вопросов вынесенных на занятия по самостоятельной подготовке слушателей по дисциплине: «Основы теории государства и права»:

 

1. Государство как политическая форма организации общества для совместного существования и деятельности людей, поддержания общественного порядка и стабильности.

2. Определение государства.

3. Понятие механизма государства.

4. Понятие и признаки государственного органа.

5. Принципы организации и деятельности государственных органов.

6. «Разделение властей» в системе органов государственной власти.

7. Функции государства как проявление его сущности и социального назначения.

8. Функции российского государства на современном этапе.

9. Социальное назначение права как нормативного регулятора поведения людей и их объединений.

10. Позитивное право как система юридических норм.

11. Признаки права: нормативность, общеобязательность, формальная определенность, системность, тесная связь с государством.

12. Принципы права Функции права. Характеристика видов функций права. Регулятивная и охранительная функции права.

13. Понятие нормативного правового акта. Виды нормативных правовых актов. Закон как вид нормативных правовых актов.

14. Подзаконные нормативные правовые акты.

15. Понятие и особенности правотворчества. Принципы правотворчества в современном демократическом государстве.

16. Понятие реализации права.

17. Соблюдение, исполнение, использование права как формы его непосредственной реализации. Применение права как особая форма его реализации.

18. Стадии и субъекты применения права.

19. Анализ фактических обстоятельств дела. Выбор правовой нормы (квалификация) для применения.

20. Уяснение смысла нормы права. Вынесение решения по делу (акта применения права). Основные требования законного и обоснованного применения права.

21. Понятие и виды правоприменительных актов.

22. Акты применения норм права, выносимые органами внутренних дел. Требования к актам применения права.

23. Понятие правонарушения по российскому законодательству.

24. Состав правонарушения.

25. Обязательные признаки объективной и субъективной стороны правонарушения. Вина как обязательный признак правонарушения.

26. Виды правонарушений.

27. Профилактика правонарушений.

28. Роль ОВД в предупреждении правонарушений.

29. Понятие и функции юридической ответственности по российскому законодательству.

30. Признаки юридической ответственности.

31. Отличие юридической ответственности от других видов государственного принуждения.

32. Соотношение юридической ответственности и мер правовой защиты. Виды юридической ответственности.

33. Цели и принципы юридической ответственности.

34. Основания юридической ответственности.

35. Понятие презумпции невиновности, ее конституционное закрепление.

36. Роль ОВД в обеспечении юридической ответственности.

 

 

 

Тематический план

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2013. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

Основная:

1. Иванов А.А. Теория государства и права: основные категории и понятия. 4-е изд., стеореотип. – М., 2011.

2. Теория государства и права: учебник для вузов – 2-е изд., стер. / отв. ред. А.В. Малько. – М.: Кнорус, 2007.

3. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. Кикотя В.Я., Лазарева В.В. – 3-е издание перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – М., 2012.

5. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию: учеб.пос. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». / [С.В. Долгушина и др.]; под ред. В.П. Малахова, С.В. Долгушиной. – М., 2012.

Дополнительная:

1. Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей. – М., 2012.

2. Берг Л.Н. Правоприменительная деятельность в аспекте системного исследования // Российский юридический журнал. 2011. № 1. С. 54 - 61.

3. Иванов А.А. Осуществление юридической ответственности и принцип законности. // Право и государство. 2010. № 5. С. 14-17.

4. Лановая Г.М. Отличительные признаки современного права. // Право и образование. 2011. №5. С. 70-76.

5. Лафитский В.И. К вопросу о юридических лицах публичного права //

Журнал российского права. 2011. № 3. С. 103 – 108.

6. Мазуренко А.Л. Правотворчество как форма реализации правовой политики // Юридические науки. 2011. № 1 (47). С. 15-16.

Паламарчук В.М. Субъективная сторона правоприменения в правовом государстве // Юридический мир. 2011. № 2. С. 58 - 61.

Тематический план рассмотрен и утвержден

на заседании цикла Ю и СД

центра профессиональной подготовки

УМВД России по Вологодской области

 

Протокол № ___ от _________ 2016 г.

Введение

Теория государства и права является фундаментальной дисциплиной, носит общетеоретический характер, использует в своих исследованиях понятия и категории, выработанные философией и историей государства и права.

Теория государства и права изучает государство и право как центральные явления общественной жизни.

Предметом теории государства и права являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Среди них можно назвать следующие закономерности:

- возникновения государства и права;

- смены их исторических типов;

- развития их сущности;

- эволюции форм государства и права;

- построения системы органов государства исистемы права;

- осуществления функций государства и права;

- пределов регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения;

- расширения и обогащения прав личности и усиления их гарантированности;

- проявления принципов демократии, законности и правопорядка;

- развития правосознания и правовой культуры;

- соблюдения, исполнения, использования, применения норм права;

- развития самой юридической науки.

Общая теория государства и права в тесном взаимодействии с другими отраслями научного знания формулирует научные законы, понятия и определения государственных и правовых явлений, которые позволяют не только познать сущность, содержание и формы государства и права, совершенствовать их служебную роль в общественной жизни, но и использовать госу­дарство и право в целях преобразования общества.

Таким образом, теория государства и права - это общественная наука об общих и специальных закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, их взаимосвязи, о типах государства и права, в частности об их политической и общече­ловеческой сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах, месте и роли в общественной системе.

Теория государства и права - одна из немногих юридических дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у сотрудников органов внутренних дел. Именно с изучения теории начинается закладка ума фундамента индивидуальной правовой культуры у будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и уважения к праву как к величайшей социальной ценности.

Во-первых,она позволяет определить место органов внутренних дел в ме­ханизме государства, а также их роль в выполнении государственных функций;

Во-вторых,теория государства и права, освещая проблему «государство - право – личность», дает ориентир во взаимоотношениях работ­ников органов внутренних дел с населением;

В-третьих,эта наука дает направление деятельности органов внут­ренних дел в условиях углубления и расширения демократии, формирования правового государства, развития самоуправленческих начал и гласности в работе государственного аппарата;

В-четвертых,она вооружает знаниями о возможностях и пределах использования права и иных элементов механизма правового регулирования в борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;

В-пятых,теория государства и права, освещая проблемы правомерного поведения и правонарушений, правоприменения, юридической ответственности, обеспечения законности и правового порядка в целом, как через отраслевые юридические науки, так и непосредственно, дает знания о правовой основе повседневной деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел.

Взаимоотношения сотрудников органов внутренних дел с населением приобретают характер глубокой государственной политики. Именно поэтому им необходим общий кругозор, расширению которого служит теория государства и права.

Пробел в знании материала по теории государства и права, а именно понятий, принципов и идей, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки сотрудников и не сопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науки. Если, например, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса РФ можно восполнить открыв сам УК РФ, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так быстро. Все это позволяет выделить теорию государства и права в особый и чрезвычайно важный инструмент.

 

Возникновение государства.

Предпосылки возникновения государства сложились еще
в первобытном обществе:

- запрет инцеста как условия воспроизводства рода;

- общественное разделение труда (отделение скотоводства от
земледелия; выделение ремесла; появление класса купцов);

- рост производительности труда и возникновение частной собственности;

- дифференциация общества по имущественному признаку;

- неспособность родоплеменной организации власти управлять обществом, содержащим классовые противоречия.

Государство возникает в результате перерождения родоплеменной организации в государственную.

В результате экономического развития общества, имущественной дифференциации возникла необходимость в появлении такой организации власти, которая бы смогла защищать интересы имущих и одновременно сохранять баланс между ними и экономически зависимыми слоями общества. Такой организацией стало государство.

Существует несколько теорий происхождения государства.

Теологическая теория (Аврелий Августин, Фома Аквинский)
объясняет происхождение государства божественной волей. В своей основе
имеет мифы и поддерживает идею о том, что земные порядки есть
часть общемировых, божественных, а потому понять их сущность
и происхождение невозможно.

Патриархальная теория (Платон, Аристотель) считает, что государство возникло из разросшейся семьи, глава которой стал главой государства (монархом). Таким образом, власть отца — государственная власть, а монарх — отец всех подданных.

Органическая теория (Г. Спенсер) проводит аналогию государства с биологическим организмом и возникновение государства видит в эволюции животного мира.

Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский) возникновение
государства считает следствием завоевания, насилия, порабощения одним
племенем другого. Суть государства в данном случае — обеспечение подчинения слабого сильному.

Психологическая теория (Г. Тард, Л. И. Петражицкий) появление государства рассматривает как результат проявления человеческой психики, которой свойственно подчиняться, подражать, повиноваться.

Теория общественного договора (Д. Локк, Б. Спиноза, А. Н. Радищев). Государство возникает в результате заключения общественного
договора людьми на основе их сознательно выраженной воли, направленной на отказ от «свободного состояния» и передачу
функций управления обществом специально созданному образованию — государству.

Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ле-
нин) государство возникает в результате естественного экономического развития общества, раскола общества на классы.

Особенности государства определенного исторического периода характеризуются состоянием и уровнем развития общества.

Традиционно рассматриваются два основных подхода к типологии государства.

1. Формационный подход является основой марксистско-
ленинской типологии государства. В его основе лежит понятие формации — исторического типа общества, основанного на определенном
способе производства, — отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности государства.

Естественно-исторический процесс смены одной общественно-
экономической формации другой определяет социальное развитие общества. Источником такого развития являются революционные изменения в производительных силах и производственных
отношениях.

Формационный критерий выделяет следующие типы государства:

- рабовладельческий(главной функцией такого государства является защита собственности рабовладельцев);

- феодальный (главной функцией такого государства является защита основных привилегий феодалов и подавление крестьянства);

- буржуазный (основан на капиталистической частной собственности на средства производства и классовой эксплуатации трудящихся буржуазией);

- социалистический (возникает в результате социалистической революции, следствием которой является уничтожение
частной собственности и создание общественной собственности на орудия и средства производства, политическая власть принадлежит народу);

- переходное государство (концепцию разработал В. И. Ленин, который считал, что в результате национально-освободительной
борьбы зависимых народов в некоторых государствах, при
поддержке мирового социализма, некоторые страны могут
перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию
развития).

2. Цивилизационный подход (А. Тойнби) учитывает не только
социально-экономические условия, но и религиозные, культурные, психологические и исторические особенности жизни общества
определенной цивилизации, которая влияет не только на социальную, но и на государственную организацию общества. А. Тойнби выделяет 26 цивилизаций (египетскую, китайскую, западную, право-
славную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и т. д.).

В настоящее время широко распространено деление государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические. Главным критерием данной классификации является государственно-правовой режим.

Государство возникло в результате развития общества
и является его основной управляющей системой. На развитие государства влияет совокупность исторических, экономических, социальных, психологических факторов.

На формирование сознания и воли исследователя влияет состояние конкретной исторической эпохи, в которой таковой проживает, что находит отражение в множественности определений государства.

Так, в античном мире государство полностью поглощало человека, регулируя все сферы общественной жизни.

Аристотель определял государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей жизни.

Цицерон определяет государство как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

Русские юристы также придерживались социологического подхода в определении государства, например Г. Ф. Шершеневич и Ф. Ф. Ко-
кошкин определяют государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Юридический подход к определению государства использовали Н. М. Коркунов и Г. Еллинек. Последний определяет государство как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта,
обладающее волей и являющееся носителем прав.

Философский подход (Гегель) трактует государство как порождение
особых духовных начал человеческого бытия.

Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его
классовой сущности. В. И. Ленин определяет государство как машину для
угнетения одного класса другим, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. Данный подход
долгое время был господствующим в отечественной правовой
науке.

Многогранность государства как общественного и правового явления, его историческая изменчивость не позволяют дать какого-либо единообразного универсального определения.

 

Определение государства помогает сформулировать сущность государства, его предназначение, трактуемые в рамках существующей исторической эпохи:

- государство всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом;

- государство использует особый вид управления — государственную власть, которая обладает организующей функцией и функцией принуждения и осуществляется специальным аппаратом;

- государство обладает суверенитетом и территориально обособленно.

На основании этих признаков можно дать определение государства.

ГОСУДАРСТВО - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления,
издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Соотношение общества и государства

Общество возникает раньше государства, его истоки уходят
в самое начало истории человечества. Возникновение общества обусловлено социальной природой человека, его стремлением к
объединению, руководствуясь своим сознанием и волей и преследуя цель защиты жизненно важных интересов.

Общество объединяет людей на основе сходности их интересов
для решения насущных задач и достижения поставленных целей.

Внутренняя структура общества представляет собой устойивую систему связей и взаимоотношений его членов, которая
создается самими людьми в силу исторически сложившихся стереотипов и традиций. Данная система подвержена объективным
изменениям, вызванным изменениями условий жизни людей, с
которыми меняется и само общество.

Общество — самоорганизующаяся система, представляющая
собой среду существования его членов, которую они сами и создают.

На характер общества оказывают влияние экономические, политические, этнические, культурные, языковые, религиозные и
другие факторы, присущие определенной группе людей.

Таким образом, общество — это устойчивое сознательное и волевое объединение людей на основе их общих интересов и целей.

На определенном этапе развития общества, с усложнением
его внутренней структуры и с учетом внешних (взаимодействие с другими народами, угроза вторжения) и внутренних (необходимость единого управления многочисленными процессами в обществе, стремление к территориальной обособленности) факторов возникает потребность в объединении людей под единой властью, координирующей их интересы и организующей достижение поставленных целей. Так возникает государство.

Государство складывается и развивается на основе существующего общества, воспринимает многие его черты и характер.

Выделившись из общества, государство становится его основной политической организацией, которая руководит обществом
на основе властных полномочий. Государственная власть является главной силой в обществе, выполняющей функции объединения, организации и принуждения, ее действие распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства.

Следовательно, государство — важнейший социальный институт общества.

На отношения общества и государства влияют исторические
условия. Государство может как содействовать развитию обще-
ства, следуя демократическим принципам, так и подавлять его,
не считаться с его интересами (тоталитарное государство).

Государство — важнейший элемент политической
системы общества

Политическая система общества — это организованная совокупность взаимосвязанных общественных институтов (государственных и общественных организаций), участвующих в политической жизни государства и выражающих интересы различных
социальных классов и групп.

Помимо государства в политической системе действуют политические партии, профсоюзы, общественные объединения.

Государство занимает центральное место в политической
жизни любой страны, что обусловлено следующими факторами:

- государство является единственной всеохватывающей политической организацией общества, действующей на всей
территории страны;

- государство определяет основные направления развития
общества;

- государство использует специальный аппарат управления и
принуждения, которым не обладает ни один из элементов
политической системы;

- государство является официальным представителем страны
в международных отношениях;

- государство обладает суверенитетом; в отношениях внутри страны это проявляется в верховенстве государственной власти по отношению ко всем гражданам и организациям, во внешнеполитических отношениях — в международном признании независимости и территориальной обособленности;

- государство располагает системой правовых средств, с помощью которых оно воздействует на общественные отношения.

На государство возложена особая роль, выполнение которой
выражается в следующем:

- государство является важнейшим объединяющим фактором, связывающим в единое целое политическую систему и
гражданское общество;

- государство обеспечивает целостность политической системы, обеспечивая при этом правопорядок в обществе;

- государство призвано решать общесоциальные задачи,
направленные на удовлетворение нужд всех и каждого,
на нем лежит обязанность обслуживания всех жизненно
важных систем общества (связь, транспорт, здравоохранение);

- государство является гарантом защиты прав и свобод граждан, обеспечивает эффективную судебную защиту;

- государство призвано поддерживать баланс в политической
системе общества, устанавливая общеобязательные нормы
для всех граждан и организаций, участвующих в политической жизни страны.

Политическая деятельность государства осуществляется посредством государственной власти, от уровня легитимности которой, методов реализации, принадлежности тому или иному
классу или группе людей зависит эффективность политической
системы.

Основные признаки государства

Признаки государства помогают раскрыть понятие государства как правового явления, позволяют выделить его из других
элементов политической системы общества, определить его отличия от негосударственных организаций общества.

Юридическая наука выделяет несколько классификаций признаков государства.

1. Представители социологической школы (Г. Ф. Шершеневич, Ф. Ф. Кокошкин) выделяют следующие признаки государства:

- совокупность людей (народ);

- господствующую над ними власть;

- территорию как предел действия данной власти.

2. Марксистский подход выделяет следующие признаки государства:

- территориальная обособленность населения;

- учреждение публичной власти, не совпадающей с населением;

- содержание аппарата государственной власти за счет взимания с населения налогов и получения от него займов;

3. Современные исследователи, учитывая высокий уровень
развития общества, выделяют следующие общие признаки государства:

- государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в рамках всей страны. Территориальная организация государства определяет центральную и местную власть, вертикальную и горизонтальную субординацию и административно-территориальное устройство (в этой связи выделяют унитарные и федеративные государства). Территориальный принцип помогает установить пространственные пределы государства — государственные границы, которые отделяют государства друг от друга. Государство обладает территориальным верховенством, что означает единство и полноту государственной власти на всей его территории;

- государство представляет собой особую организацию политической власти, располагающую специальным аппаратом управления обществом. Через систему своих органов государство осуществляет все свои функции и руководит обществом;

- государство объединяет на своей территории население —
человеческое сообщество, объединенное институтом гражданства;

- государство использует правовой механизм в организации жизни общества. Государству принадлежит исключительное право в издании правовых актов, имеющих обязательную силу для всей страны, нормы которых проводятся в жизнь через систему государственных органов;

- государство обладает суверенитетом, который выражается
в том, что государственная власть обладает верховенством и независимостью в отношении других властей внутри страны и в сфере межгосударственных отношений с учетом норм международного права.

Понятие государственной власти

Власть — это качество и степень возможности политического
деятеля (единоличного или коллективного) побуждать, до определенной степени и в течение определенного времени, одного или
нескольких действующих лиц думать (или не думать), делать что-
либо (или не делать).

Государственная власть — это обусловленная объективными
условиями жизни общества способность официальных структур
подчинять поведение людей воле всего общества или его части
при помощи государственного принуждения.

Официальные структуры — это органы управления государства: государственный аппарат и система его органов.

Государственная власть реализуется во властеотношениях, складывающихся в силу необходимости регулирования поведения людей.

Субъектами властеотношений являются государство в лице
его официальных органов, с одной стороны, и физические и юридические лица, а также другие организации, находящиеся на территории данного государства, — с другой стороны.

Объектами властеотношений являются предметы и явления
окружающей действительности, по поводу которых складываются данные отношения.

Государственная власть обладает следующими характерными
признаками:

1) публичностью, т. е. общеобязательностью для всех, кто на-
ходится на территории, подвластной данному государству;

2) суверенностью, что означает ее верховенство на территории
определенного государства и общеобязательность для всех граждан, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на данной территории;

3) легитимностью, которая подчеркивает полномочность государства, т. е. то, что дает государству право осуществлять власть в отношении своих граждан, и степень, в которой эта власть признается как правильно реализуемая. В современном обществе источник легитимности государства заключается в
признании обществом власти правительства. Легитимность оценивается современными исследователями по следующим критериям:

- уровню принуждения, необходимому для проведения политики;

- состоянию общественного мнения и его отношения к власти и лидерам;

- наличию выступлений против власти.

Легитимность зависит от молчаливого согласия управляемых, а государство является легитимным в той степени, в какой его граждане признают таковым.

Государственная власть осуществляется особой категорией людей, профессионально занимающихся управлением и составляющих аппарат власти.

Государственная власть подразделяется на самостоятельные и
независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную власти.

Понятие и структура формы государства

Форма государства непосредственно связана с его содержанием,
ее можно определить как такое устройство (строение) государства, в
котором проявляются все его основные признаки и характерные черты и которое обеспечивает системную организацию государственной власти, включающую методы, приемы и способы ее осуществления, административно-территориальную организацию населения.

Форма государства — сложное общественное явление, ее своеобразие определяется уровнем развития общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство на определенном этапе своего исторического развития.

На форму государства оказывают влияние следующие факторы:
культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания, характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными объединениями, церковью и др.).

Современные исследователи понимают под формой государства организацию политической власти и ее устройство.

Структура формы правления представляет единство трех взаимосвязанных элементов:

1) формы правления (отражает способ организации государственной власти и порядок ее образования);

2) формы государственного устройства (отражает способ территориального устройства государства, взаимоотношения органов государства и его частей, взаимодействие центральной, региональной и местной властей);

3) политического (государственного) режима (характеризуется совокупностью приемов и методов осуществления государственной власти).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.