Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В настоящее время в российском законодательстве отсутствует легальное определение НПА.





Наиболее близким к такому определению является следующее: нормативный правовой акт – «письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм». Приведенное определение содержится в Постановлении ГД ФС РФ от 11.11.1996 N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации». Оно используется при подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (п. 2 Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88).

К НПА относятся федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Кроме того, в силу п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009) НПА издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание НПА в виде писем и телеграмм не допускается.

Закон в юриспруденции - это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает юридической силой и регулирует общественные отношения и охраняется государственной властью.

Виды законов.

Законы делятся на различные группы по разным основаниям. Это - следующие виды:

1) по форме: федеральный закон, кодекс, основы законодательства, модельный закон. Это различие указывает на степень систематизации, сгруппированности норм (Законодательный процесс / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М., 2000. С. 40);

2) по порядку принятия: принятый на референдуме или представительным органом;

3) федеральный закон и закон субъекта РФ;

4) федеральный конституционный закон;

5) закон о поправке к Конституции РФ;

6) по юридической силе: Конституция - основной закон и обычные законы;

7) отраслевые и межотраслевые законы;

8) модельный закон.

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция;

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы;

4) законы субъектов Федерации.

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

- Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве;

- Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. ФКЗ развивают положения Конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами.

Федеральные законы подразделяются на две группы:

- кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

- текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

Законы субъектов Федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов Федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта Федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных Конституцией к ведению Федерации в целом, и действует закон субъекта Федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов Федерации.

Все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на:

постоянные - действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен;

временные - действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (с изменениями и дополнениями).

Чрезвычайные законы рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций. В отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступает в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения.

По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на:

- федеральные;

- субъектов Федерации.

По кругу лиц законы можно подразделить на:

- общего действия (это акты, которые воздействуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например Конституция, кодексы РФ и др.);

- специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о государственных гражданских служащих, о муниципальных служащих, о педагогических работниках и др.).

По сфере действия законы можно подразделить на:

- общие - действующие на территории всей России (например, все кодексы РФ);

- местные - действующие на определенной части территории России (например, в районах Крайнего Севера, высокогорья и т.д.).

Подзаконный нормативно-правовой акт - акт, который издается в соответствии с законом, на основе закона, для конкретизации законодательных предписаний и их трактовки или установления первичных норм.

Подзаконный акт - наименование всех правовых актов, стоящих в иерархии правовых актов ниже законов (на федеральном уровне - указы и распоряжения Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции министерств и ведомств и т.д.; на уровне субъекта РФ - акты соответствующих органов субъекта и органов местного самоуправления). Подзаконные акты должны приниматься на основе законов и не могут им противоречить.

Подзаконность нормативно-правовых актов не означает их меньшую юридическую обязательность. Они обладают необходимой юридической силой, но не имеют такой же всеобщности и верховенства, как это свойственно законам. Они обеспечивают выполнение законов путем конкретизированного нормативного регулирования всего комплекса общественных отношений.

Подзаконные нормативные акты различаются по юридической силе. Юридическая сила подзаконных нормативных актов зависит от компетенции органов и организаций, которые их принимают, а также характера и назначения самих актов.

Виды подзаконных актов. Они делятся на четыре основных группы: федеральные, субъектов РФ, муниципальные и акты организаций.

Федеральные подзаконные акты, в свою очередь, делятся на акты Президента РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Посредством названных актов Президент оформляет решения, принятые им в целях реализации конституционных полномочий.

Правотворчество - это сложный процесс создания правовых норм. В современной юридической практике существует несколько основных разновидностей подготовки и утверждения правовых норм. Во-первых, это правотворчество народа в форме референдума.

Во-вторых, правотворчество государственных органов, как федеральных, так и субъектов Федерации.

В-третьих, корпоративное правотворчество - санкционированная правотворческая деятельность некоторых учреждений и должностных лиц в рамках их компетенции.

Отдавая должное высокому авторитету народного правотворчества путем референдума, многие юристы высказывают ряд серьезных сомнений в целесообразности применения референдума для решения сложных правовых вопросов.

Во-первых, очевидна трудность принятия гражданином решения по сложному вопросу, например, о проекте Конституции, состоящем из сотен предписаний, каждое из которых он может оценивать по-разному, а ответить вправе только «да» или «нет» один раз обо всем проекте, полагаясь, как правило, на свое общее впечатление о нем, на мнения и авторитет парламентариев, позиции политических партий и т.д.

Во-вторых, как работа над текстом законопроекта, так и компетентное голосование по вопросу о его принятии очень часто требуют специальных знаний в различных областях, что часто бывает затруднительно для рядового гражданина. Поэтому во многих странах референдумы либо вовсе не проводятся, либо проводятся по важным, но сравнительно простым вопросам, на которые может быть дан односложный ответ. На этом основана распространенная практика решения вопросов о принятии новой Конституции, законов о бюджете, о налогах, о правах человека и многих других не референдумом, а в порядке текущего законотворчества.

Вывод: Право - это система обязательных правил поведения закрепленных в официальных документах, охраняемых силой государственного принуждения.

Вывод по занятию: Теория государства и права является фундаментальной дисциплиной, носит общетеоретический характер, использует в своих исследованиях понятия и категории, выработанные философией и историей государства и права. Теория государства и права изучает государство и право как центральные явления общественной жизни.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.