Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Языкознание как наука (1 час)





Тезисы лекционных занятий

Языкознание как наука (1 час)

1. Объект и предмет языкознания.

2. Структура современного языкознания.

3. Связь языкознания с другими науками.

4. Новейшие лингвистические направления.

 

I. Языкознание (языковедение, лингвистика) –наука о

языке как структурно-системном образовании, его происхождении, свойствах и назначении, а также об общих законах строения и развития всех языков мира.

Объектомязыкознания является естественный человеческий язык вообще.

Предметом языкознания являются такие вопросы как:

1. сущность языка;

2. происхождение языка;

3. основные функции языка;

4. соотношение языка и мышления;

5. соотношение языка и объективной действительности;

6. внутренняя структура языка;

7. закономерности функционирования и исторического развития языка;

8. классификация конкретных языков и др.

Внутри лингвистики условно выделяетсяязыкознание общее и частное.

Общее языкознаниеисследует сущность и природу языка, его происхождение; рассматривает общие законы развития и функционирования языков; выявляет сходство и различие существующих конкретных языков, т.е. их типологию; определяет так называемые языковые универсалии.

Частное языкознаниеизучает и описывает явления, свойственные какому-либо конкретному языку или группе родственных языков (например, русское языкознание, германское языкознание, романское языкознание).

Вся совокупность знаний о языке - макролингвистика(< греч. makros «большой, обширный») - с учетом особенностей объекта состоит из трёх взаимосвязанных разделов: внутренняя лингвистика, внешняя лингвистика, прагмалингвистика.

Внутренняя лингвистикаили интралингвистика (лат. intro «внутри») изучает свойства языка как системно-структурного образования.



Внутренняя лингвистика включает множество дисциплин, среди которых:

1) дисциплины, связанные с изучением внутренней организации языка, устройства его уровней (фонетика, фонология, морфонология, морфология, словообразование, лексикология, ономасиология, семасиология, фразеология, ономастика, этимология, синтаксис);

2) дисциплины, связанные с изучением исторического развития языка, формированием его уровней (историческая фонетика, историческая грамматика, историческая лексикологияи т.д.);

3) прикладные лингвистические дисциплины (лексикографиия, палеография и др.).

Внешняя лингвистикаили экстралингвистика(лат. extra «вне»)изучает функциональные свойства языка в его отношении к личности и обществу, включает в себя следующие научные дисциплины: социолингвистику, психолингвистику, этнолингвистику, ареальную лингвистику, когнитивную лингвистику.

Прагмалингвистикаизучает взаимодействие субстанциональных (существенных) и функциональных свойств языка в ситуации реального общения в устной и письменной форме.

I.Будучи наукой о человеческом языке, языкознание тесно связано с социальными научными дисциплинами, которые направлены на изучение человека и человеческого общества, а именно: историей, философией, антропологией, этнографией, археологией, социологией, психологией, логикой, математикой, физикой, биологией, психиатрией и т.д.

II.Связь языкознания с различными научными дисциплинами приводит к появлению новых направлений исследования, новых разделов в рамках языкознания. Так, в XX в. обособляются такие языковедческие дисциплины как социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, прагматика, ареальная лингвистика, когнитивная лингвистика.

Социолингвистикаили социальная(лат. socialis «общественный») лингвистика наука, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии, этнографии. Данная дисциплина изучает широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Одной из основных проблем социолингвистики является проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры, и в частности характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами.

Психолингвистикаизучает процессы речеобразования, а также восприятия речи в их соотнесённости с системой языка; исследует становление языковой способности человека (онтогенез речи). Данная научная дисциплина стремится интерпретировать язык как динамическую систему речевой деятельности человека.

Этнолингвистика (греч. ethnos «народ»)направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре народа. Данная наука исследует взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка.

Прагмалингвистика(греч. pragma «дело, действие»)область исследований в языкознании, изучающая функционирование языковых знаков в речи. В прагматике исследуются явные и скрытые цели высказывания, речевая тактика и типы речевого поведения, правила разговора; отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику; оценка содержания высказывания; типы речевых реакций.

Ареальная(лат. area «площадь, пространство») лингвистика занимается изучением распространения языковых явлений в пространстве в межъязыковом и междиалектном взаимодействии.

Когнитивистика(лат. cognoscere «познавать»)наука о законах получения, хранения, преобразования и использования языковой информации человеком.

В современном языкознании прослеживается тенденция к синтезированию различных идей и методов лингвистического анализа, разработанных в философии языка и исследовательской практике различных лингвистических школ и течений, что оказывает влияние на общий уровень науки о языке, стимулируя её развитие.

 

Литература:

Основная: [1, 2, 4, 5, 6].

Дополнительная: [2, 6, 11, 12, 15, 18, 20, 21, 27].

Интернет-источники: [1-14]

Фразеология (1 час)

 

1. Фразеологизмы, их дифференциальные признаки.

2. Семантическая и грамматическая классификации фразеологических единиц.

3. Источники фразеологии.

 

I.В процессе номинации предметов и явлений внешнего мира используются не только слова, но и устойчивые сочетания слов - лексикализованные сочетания, соотносящиеся по значению и по функции с одним словом, одной лексемой, хотя и не потерявшие формы словосочетания. Такие сочетания называют фразеологизмами или фразеологическими оборотами.

Фразеологизм(греч. phraseos «выражение» и logos «слово») или фразеологический оборот – лексически неделимая, воспроизводимая единица языка, состоящая из двух и более ударных компонентов, устойчивая в своем составе, структуре и целостная по своему значению (например, у черта на куличках «далеко»).

От свободного сочетания слов фразеологический оборот отличается следующими признаками:

1) воспроизводимостью: фразеологизм не создается в процессе общения, а так же, как и слово, воспроизводится в виде целостной единицы (сравните: воздушные замки и воздушные потоки); этим свойством фразеологизма определяются все остальные его признаки;

2) целостностью своего значения, которое, как правило, не зависит от составляющих его элементов: во фразеологическом обороте происходит «переосмысление» словосочетания, в результате чего из входящих в него слов образуется новая единица со своим собственным значением (например, спустя рукава «плохо»);

3) устойчивостью своего состава, постоянством тесно связанных между собой частей: компоненты фразеологического оборота располагаются друг за другом, как правило, в строго определенном порядке (например: из рук вон, но не вон из рук), всякое изменение состава фразеологизма ведет к образованию фразеологического неологизма (например, удар ниже пейджера). В своих связях с составляющими его словами фразеологизм неделим на части, поэтому в предложении он выполняет роль одного из его членов (например, в предложении Он бежал сломя голову фразеологический оборот выступает в функции обстоятельства образа действия);

4) непроницаемостью: большинство фразеологизмов не допускают вставку других слов (например, втирать очки).

II.Разные фразеологизмы обладают разной степенью лексикализации и неразложимости. Ш. Балли и В.В. Виноградов предложили выделять три группы фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности, то есть соотношения, существующего между его значением и значением образующих его слов:

1) фразеологические сращения: фразеологические обороты с абсолютной семантической спаянностью частей. Значения сращений воспринимаются как совершенно немотивированные, то есть представляют собой семантически неделимые фразеологические единицы, целостное значение которых не выводится из значения составляющих их слов (например, у чёрта на куличках «очень далеко»).

2) фразеологические единства: фразеологические обороты, целостное значение которых в той или иной степени метафорически мотивируется значениями входящих в него слов. Значение фразеологического оборота является образным, возникает из слияния значений составляющих его слов (например, тянуть лямку «заниматься тяжёлым, утомительным, однообразным делом»: значение этого фразеологического оборота выводится из значений глагола тянуть «тащить, напрягаясь» и существительного лямка «ремень, перекидываемый через плечо, для тяги или носки тяжестей», ср. бурлацкая лямка);

3) фразеологические сочетания: фразеологические обороты, значение которых складывается из значения составляющих его компонентов. В состав этих семантически разложимых фразеологических единиц входят слова как со свободным, так и со связанным значением (например, гробовая тишина: слово тишина имеет свободное значение, т.к. может сочетаться со словами полная, гнетущая, пугающая, звенящая и т.д., а слово гробовая имеет фразеологически связанное значение, т.е. сочетается только со словом тишина). Особенностью этих фразеологических оборотов является то, что слова с фразеологически связанным значением можно заменить синонимами (например, полная тишина, мёртвая тишина).

Кроме этих трех типов фразеологических единиц, выделяют (Н.М. Шанский) фразеологические выражения, то есть семантически членимые фразеологические обороты, состоящие из слов со свободным значением (что сближает их со словосочетанием), но в речи воспроизводящиеся как готовые языковые единицы, имеющие постоянный состав компонентов и определённые значение (например, горячий привет, хранить тайну, Каков привет – таков ответ и т.д.). К ним относятся пословицы, поговорки, так называемые «крылатые выражения» («Пришёл, увидел, победил!», «Лучше поздно, чем никогда» и т.д.).

Помимо классификации, опирающейся на семантическую слитность фразеологизма, существуют и другие, строящиеся на иных - номинативно-функциональных – основаниях. Здесь используются такие критерии, как

1) соотнесённость фразеологического оборота с определенным грамматическим классом слов, в связи с чем выделяют фразеологизмы: эквивалентные глаголам(например, лечь костьми «пасть в бою, погибнуть; стараться что-либо сделать»), эквивалентные существительным (например, казанская сирота «тот, кто прикидывается обиженным, несчастным»), эквивалентное наречиям(например, проще пареной репы «очень просто»); эквивалентные прилагательным, толкуемые с помощью определенных словосочетаний (например,кожа да кости «очень худой»);

2) экспрессивно-стилистическая окраска, противопоставляющая фразеологические обороты разговорные, просторечные (например,ободрать как липку «грабить»), книжные(например,колосс на глиняных ногах «что-либо внешне величественное, но слабое по существу») и другие;

3) синтаксическая роль в предложении, то есть закрепленная в языке функция определенного члена предложения (например,сказуемого: не от мира сего «не приспособленный к практической жизни»; обстоятельства: как пить дать «обязательно, наверняка»).

III. По источникам происхождения выделяют следующие виды фразеологизмов:

1) фольклоризмы – выражения из произведений устного народного творчества, которые с течением времени приобрели метафорический смысл (например, молочные реки и кисельные берега«хорошая привольная жизнь»);

2) профессионализмы – выражения из речи ремесленников и рядовых профессионалов, например, без сучка и задоринки«легко и гладко, без помех и осложнений» (из речи столяров, задоринка – шероховатость, зацепина на поверхности гладко выструганной доски),

3) библеизмы – цитаты из религиозных книг: вавилонское столпотворение «беспорядок, суматоха» (из библейского мифа о попытке людей построить в Вавилоне башню до небес);

4) мифологизмы – выражения из греко-римской мифологии, которые с течением времени приобрели метафорический смысл: бочка Данаид «бесплодный, бесполезный труд» (из мифа о пятидесяти дочерях царя Даная, убивших в брачную ночь своих мужей и в наказание в преисподней носивших воду в бездонную бочку);

5) гомеризмы – цитаты из античных авторов: в здоровом теле здоровый дух(римский сатирик Ювенал);

6) литературные цитаты: подковать блоху«обнаружить изобретательность в каком-либо деле» (из рассказа Н.С. Лескова «Левша»);

7) результаты развития формы и значений словосочетаний: разгорелся сыр-бор(«сыр» - старая форма краткого прилагательного вместо современной полной «сырой»).

Литература:

Основная: [1, 2, 4, 5, 6].

Дополнительная: [2, 5, 6, 12, 15, 19, 20, 21, 27, 28].

Интернет-источники: [1-14].

 

Планы семинарских занятий

Основные понятия морфемики. Функциональное словообразование (1 ч.)

Вопросы:

1. Понятие морфемы.

2. Что такое морф? Виды морфов.

3. Омосемия и омонимия морфем.

4. Какие существуют типы морфем?

5. Классификация сегментных морфем.

6. В чем различие между словообразовательными и словоизменительными аффиксами?

7. Регулярность словообразовательных аффиксов.

8. Формообразовательная парадигма.

9. Формообразующая основа. Виды основ.

Задания:

Подготовьте конспект разделов основных учебников по указанной теме. Выучите выписанные в словарь новые лингвистические термины (см. задания к СРС №6).

Литература:

Основная: [1, 2, 4, 5, 6].

Дополнительная: [2, 6, 12, 15, 20, 21, 27].

Интернет-источники: [1-14].

Методические рекомендации к выполнению заданий: см. лабораторное занятие №1.

Фразеология (1 ч.)

Вопросы:

1. Что такое устойчивое словосочетание? Чем оно отличается от свободного сочетания?

2. По каким признакам можно классифицировать несвободные словосочетания?

3. Что такое фразеологическое сращение?

4. Что такое фразеологическое единство?

5. Какие несвободные словосочетания называются фразеологическими сочетаниями?

6. Что такое идиома, идиоматичность?

7. Каковы основные источники фразеологизмов?

Задания:

Подготовьте конспект разделов основных учебников по указанной теме. Выучите выписанные в словарь новые лингвистические термины (см. задания к СРС №11).

Литература:

Основная: [1, 2, 4, 5, 6].

Дополнительная: [2, 5, 6, 12, 15, 19, 20, 21, 27].

Интернет-источники: [1-14].

Методические рекомендации к выполнению заданий: см. лабораторное занятие №1.

Основные понятия морфемики (1 ч.).

Лексикография (1 ч.)

Задания: Выпишите в словарь лингвистических терминов определения следующих языковедческих понятий:

лексическая оппозиция, лексическая позиция, эквоним, гипероним, гипоним, эпидигматические отношения в лексике, лексико-семантические группы, тематические группы, семантическое поле, ассоциативное поле, грамматическое поле, синтагматическое поле, синонимия, лексические синонимы, полные синонимы (дублеты), идеографические синонимы, стилистические синонимы, квазисинонимы, согипоним, семантико-стилистические синонимы, синонимический ряд, слово-доминанта, антонимы, оксюморон, энантиосемия, паронимы, парономазы, нормативный /ненормативный словарь, словарь-тезаурус, частный словарь.

Литература:

Основная: [1, 2, 4, 5, 6].

Дополнительная: [4, 18, 22, 28, 30].

Фразеология (2 ч.)

Задания: Выпишите в словарь лингвистических терминов определения следующих языковедческих понятий:

фразеологизм, фразеологический оборот, фразеологическое сращение, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание, фразеологическое выражение, фразеологизм-фольклоризм, фразеологизм-мифологизм, фразеологизм-профессионализм, фразеологизм-библеизм, фразеологизм-гомеризм, фразеологизм - литературная цитата, фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-омонимы, фразеосемантическое поле.

 

Литература:

Основная: [1, 2, 4, 5, 6].

Дополнительная: [5, 18, 19, 28].

 

Тезисы лекционных занятий

Языкознание как наука (1 час)

1. Объект и предмет языкознания.

2. Структура современного языкознания.

3. Связь языкознания с другими науками.

4. Новейшие лингвистические направления.

 

I. Языкознание (языковедение, лингвистика) –наука о

языке как структурно-системном образовании, его происхождении, свойствах и назначении, а также об общих законах строения и развития всех языков мира.

Объектомязыкознания является естественный человеческий язык вообще.

Предметом языкознания являются такие вопросы как:

1. сущность языка;

2. происхождение языка;

3. основные функции языка;

4. соотношение языка и мышления;

5. соотношение языка и объективной действительности;

6. внутренняя структура языка;

7. закономерности функционирования и исторического развития языка;

8. классификация конкретных языков и др.

Внутри лингвистики условно выделяетсяязыкознание общее и частное.

Общее языкознаниеисследует сущность и природу языка, его происхождение; рассматривает общие законы развития и функционирования языков; выявляет сходство и различие существующих конкретных языков, т.е. их типологию; определяет так называемые языковые универсалии.

Частное языкознаниеизучает и описывает явления, свойственные какому-либо конкретному языку или группе родственных языков (например, русское языкознание, германское языкознание, романское языкознание).

Вся совокупность знаний о языке - макролингвистика(< греч. makros «большой, обширный») - с учетом особенностей объекта состоит из трёх взаимосвязанных разделов: внутренняя лингвистика, внешняя лингвистика, прагмалингвистика.

Внутренняя лингвистикаили интралингвистика (лат. intro «внутри») изучает свойства языка как системно-структурного образования.

Внутренняя лингвистика включает множество дисциплин, среди которых:

1) дисциплины, связанные с изучением внутренней организации языка, устройства его уровней (фонетика, фонология, морфонология, морфология, словообразование, лексикология, ономасиология, семасиология, фразеология, ономастика, этимология, синтаксис);

2) дисциплины, связанные с изучением исторического развития языка, формированием его уровней (историческая фонетика, историческая грамматика, историческая лексикологияи т.д.);

3) прикладные лингвистические дисциплины (лексикографиия, палеография и др.).

Внешняя лингвистикаили экстралингвистика(лат. extra «вне»)изучает функциональные свойства языка в его отношении к личности и обществу, включает в себя следующие научные дисциплины: социолингвистику, психолингвистику, этнолингвистику, ареальную лингвистику, когнитивную лингвистику.

Прагмалингвистикаизучает взаимодействие субстанциональных (существенных) и функциональных свойств языка в ситуации реального общения в устной и письменной форме.

I.Будучи наукой о человеческом языке, языкознание тесно связано с социальными научными дисциплинами, которые направлены на изучение человека и человеческого общества, а именно: историей, философией, антропологией, этнографией, археологией, социологией, психологией, логикой, математикой, физикой, биологией, психиатрией и т.д.

II.Связь языкознания с различными научными дисциплинами приводит к появлению новых направлений исследования, новых разделов в рамках языкознания. Так, в XX в. обособляются такие языковедческие дисциплины как социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, прагматика, ареальная лингвистика, когнитивная лингвистика.

Социолингвистикаили социальная(лат. socialis «общественный») лингвистика наука, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии, этнографии. Данная дисциплина изучает широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Одной из основных проблем социолингвистики является проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры, и в частности характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами.

Психолингвистикаизучает процессы речеобразования, а также восприятия речи в их соотнесённости с системой языка; исследует становление языковой способности человека (онтогенез речи). Данная научная дисциплина стремится интерпретировать язык как динамическую систему речевой деятельности человека.

Этнолингвистика (греч. ethnos «народ»)направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре народа. Данная наука исследует взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка.

Прагмалингвистика(греч. pragma «дело, действие»)область исследований в языкознании, изучающая функционирование языковых знаков в речи. В прагматике исследуются явные и скрытые цели высказывания, речевая тактика и типы речевого поведения, правила разговора; отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику; оценка содержания высказывания; типы речевых реакций.

Ареальная(лат. area «площадь, пространство») лингвистика занимается изучением распространения языковых явлений в пространстве в межъязыковом и междиалектном взаимодействии.

Когнитивистика(лат. cognoscere «познавать»)наука о законах получения, хранения, преобразования и использования языковой информации человеком.

В современном языкознании прослеживается тенденция к синтезированию различных идей и методов лингвистического анализа, разработанных в философии языка и исследовательской практике различных лингвистических школ и течений, что оказывает влияние на общий уровень науки о языке, стимулируя её развитие.

 

Литература:

Основная: [1, 2, 4, 5, 6].

Дополнительная: [2, 6, 11, 12, 15, 18, 20, 21, 27].

Интернет-источники: [1-14]









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.