|
Тема: ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИСтр 1 из 3Следующая ⇒ Тема: ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ПЛАН: 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ 2. ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ 3. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ В процессе эволюции сложилось несколько школ УПРАВЛЕНИЯ, которыми были разработаны концепции управления. Основные концепции следующие: - научного управления; - административного управления; - управления с позиций психологии и человеческих отношений; - управления с позиций науки о поведении. Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником стал американский инженер Фредерик Тейлор (1856—1915), книгу которого «Принципы научного управления» (1911) считают началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Тейлор считал управление истинной наукой, покоящейся на точных законах, правилах, принципах отделения планирования от фактического выполнения работы. Он сделал важный вывод, что Работа по управлению — это определенная специальность. Организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Тейлор разработал систему научной организации труда, построенную на пяти основных принципах. • Научный подбор рабочих. Эффективное производство требует подбора по каждому виду работ соответствующего работника, который имеет для этого особые способности. Для проверки способностей разрабатываются тесты. • Научное изучение труда и обучение рабочих. Научное изучение затрат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы возможно было тренировать и обучать рабочего для достижения максимальной эффективности производства. • Специализация работы. Производство должно быть разделено на составные части, и все рабочие становятся специалистами по своим видам работ. • Важность побудительных мотивов (заработной платы). • Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими. Крупнейшими последователями Тейлора были его соотечественники Фрэнк Гилберт (1868—1925) и Лилиан Гилберт (1878— 1972). В их работах акцентировалось внимание на том, что сегодня известно как человеческий ресурс управления. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно применены в практике деятельности Организаций для достижения намеченных целей. Концепция административного управления направлена на разработкупроблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 1920-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования, которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достичь эта концепция получила также название классической теории управления. У истоков классической теории управления стоял француз Файоль (1841—1925), считающийся «отцом научного менеджмента». Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности: - технической — осуществление производственного процесса; - коммерческой— закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции; - финансовой — привлечение, сохранение и эффективное использование денежных средств; - бухгалтерской — проведение статистических наблюдений, инвентаризаций, составление балансов и т. д.; - административной — оказание воздействия на работников; защиты жизни, личности и собственности людей. Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, организации, координации, контроля, мотивации. Глубоко осмыслив закономерности функционирования организации, Файоль сформулировал 14 знаменитых принципов административного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день. Последователем идей Файоля стал инженер-механик Г. Эмерсон, вершина исследований которого — сформулированные 12 принципов производительности. В близком к Эмерсону направлении формулировал взгляды на проблемы организации управления известный всему миру автомобильный король начала XX в. Генри Форд. Логическим завершением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» крупного немецкого ученого — юриста, экономиста, социолога, историка — Макса Вебера (1864—1920). Модель рациональной бюрократической организации, какой ее видел Вебер, имеет следующие основные характеристики: - глубокое разделение труда по функциональному принципу, то, есть по отдельным направлениям деятельности; - четкое построение по иерархическому принципу; - система правил, норм, формальных процедур, определяющих - подбор кадров по формальным признакам на конкурентной основе с последующим продвижением в зависимости от старшинства, стажа работы и достигнутых в предыдущий период результатов, что должно обеспечивать продвижение наверх самых квалифицированных работников. Веберовский подход мог с определенной степенью успеха применяться к организациям, напоминающим армейские подразделения: гигантским неповоротливым предприятиям первой половицы XX в., государственным учреждениям, в деятельности которых преобладали инерция и рутина. Но в системе рынка он оказался непригодным, так как сковывал свободу действий в стремительно меняющихся условиях и не позволял полностью реализовывать имеющиеся возможности. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила управления как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные американским психологом Абрахамом Маслоу (1908—1970), показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники научного управления, а различные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены деньгами. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности своим трудом и климатом в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распространение в 30—50-е годы XX в., основана на важнейшем положении, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности. Концепция управления с позиций науки о поведении — теория получившая развитие в 60-е годы XX в. Ее суть — в повышении эффективности деятельности организации в результате активизации человеческих ресурсов. Она включает исследование различных аспектов социального воздействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменений содержания работы и качества трудовой жизни. Основная цель концепции — оказать помощь работнику в осознании своих возможностей путем применения положений поведенческих наук к построению организации и управлению ею. Таким образом, все четыре концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии отдельных предприятий с целью получения намеченной прибыли. Современная зарубежная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто не совместимы друг с другом. Но все направления, концепции, взгляды объединяет стремление соединить научные исследования организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением конкретных проблем рыночной системы хозяйствования: достижение стабильности экономического развития, преодоление социально-экономических конфликтов. Отсюда стремление повысить практическую значимость теоретических исследований в области менеджмента, переориентировать теорию управления на практику управленческой деятельности в области разработки принципов, дающих возможность практически решать в определенных условиях организационные проблемы. Ориентация теоретических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остается основополагающей тенденцией развития зарубежной теории менеджмента. На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета ее изменений в деятельности отдельных компаний, ориентации предприятия в сложившихся условиях. Концепция адаптации, или стратегии приспособления, состоит в том, что в реальной хозяйственной жизни стратегия фирмы — это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды, то есть стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны. Концепция глобальной стратегии направлена на оптимизацию Щ деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей. Существуют разные направления этой концепции: - теория множественных целей, когда глобальная стратегия направлена на реализацию многих целей и отрицается максимизация прибыли в качестве главной цели; - оптимизация осуществляется в целях максимизации прибыли; - оптимизация направлена на получение максимальной прибыли в результате лучшего приспособления организационной структуры к изменяющимся условиям (децентрализация, координация); - оптимизация осуществляется путем совершенствования основных функций управления, в частности долгосрочного планирования. Концепция целевой ориентации базируется на том, что должна доминировать роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля, мотивации. Воснове менеджмента как концепции управления лежит объективная тенденция к обобществлению производства, в результате которого у крупнейших предприятий появляется возможность воздействовать на рынок, осуществляя его раздел, влиять на характер и механизм экономических отношений, регулирующих связи между рынком и производителем. Менеджмент по этой концепции направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий. В ней больше, чем в других, отражается связь отдельных предприятий с рыночными отношениями, а точнее, с проблемой регулирования рыночных отношений, обосновывается необходимость в той или иной форме регулировать процессы развития, управлять ими, а не полагаться МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Решения обычно принимают на базе собственного или коллективного опыта, эксперимента, анализа научных исследований. Опыт. Утверждение «опыт — лучший учитель» оправдано лишь в том случае, если этот опыт тщательно анализируется, а не слепо повторяется, и если выявляются причины успеха и неудач, учитывается конкретная ситуация. Эксперимент основан на апробации на практике одной или нескольких альтернатив с целью их оценки. Существуют решения, которые не могут быть приняты без проведения эксперимента, подтверждающего правильность выбора. Например, решение о серийном выпуске машин, станков, бытовых приборов и т. д. может быть принято только после испытания одной или нескольких моделей. Эксперимент широко используется для принятия маркетинговых, организационных и кадровых решений. Но следует принимать во внимание его высокую стоимость. Эксперимент может быть использован только в том случае, если доход (или полезность) от результатов принятого решения будет значительно превышать затраты. Существуют математические методы, позволяющие провести такую оценку. Анализ научных исследований. Этот метод все шире применяется в управлении. Он гораздо дешевле эксперимента. Одной из главных отличительных черт этого метода является разработка модели, имитирующей проблему. «Имитационное моделирование» позволяет выявить такие варианты последствий решений, о которых принимающий решение (руководитель) мог и не подозревать. Однако применение этих методов возможно только с использованием ЭВМ. При изучении управленческих проблем используются научные и математические методы: исследование операций, теория вероятностей, теория игр, теория очередей, управление запасами, линейное программирование, стоимостной анализ, сервотеория (принцип обратной связи в процессе управленческого контроля, служащий для устранения отклонений).При изучении проблемы в условиях неопределенности, характерных для современной ситуации в России, применяются такие методы, как анализ степени риска, дерево решений, платежная матрица и теория предпочтения (полезности), позволяющие повысить качество решений. Надо иметь в виду, что выбор конкретного метода определяется как объективными (решаемая проблема), так и субъективными (руководителем и специалистами — системными аналитиками) факторами, а также конкретными факторами внешней и внутренней среды на момент принятия решения. Не существует единого оптимального метода обоснования решений, так же как и самых лучших методов планирования или руководства. Главная задача — определить, что нужно делать, и найти эффективные пути решения, то есть следует идти от задачи к выбору адекватных методов ее решения, а не наоборот. Е. П. Голубков в Практикуме хозяйственника «Какое принять решение» так определяет задачу выбора: «Как, располагая определенными ресурсами и рядом методов, определить метод, который может дать наилучший результат к требуемому моменту времени?». Для решения этой задачи он рекомендует использовать следующие критерии: практическая применимость метода; сбалансированность его с другими методами; стоимость использования; эффективность применения; достоверность; стабильность. Здесь же он отмечает: «Обычно при выборе методов обоснования решений приходится идти на компромисс. Чтобы добиться более высокой достоверности, приходится соглашаться с более высокой стоимостью решения. Однако требования применимости и сбалансированности должны быть выполнены до того, как будут рассмотрены остальные четыре, поскольку они являются ограничениями по отношению к ним. Обеспечив применимость и сбалансированность, следует перейти к рассмотрению остальных критериев отбора». Следует учитывать, что оптимальное решение всегда имеет комплексное обоснование: экономическое, техническое, технологическое, организационное, социально-психологическое. Тема: ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ПЛАН: 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ 2. ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ 3. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|