Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ





История управленческой мысли уходит в глубь веков. Выска­зывания по проблемам управления можно найти и в египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евф­рата (Месопотамия), на шелковых свитках, сохранившихся со вре­мен Древнего Китая. Однако связывать их с менеджментом ни прямо, ни косвенно нельзя, ибо это были в основном рекоменда­ции по государственному управлению.

Одним из первых, кто дал характеристику управления как осо­бой сферы деятельности, был Сократ (470—399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип его универсальности.

Платон (428—348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государ­ственного управления, сделал попытки разграничить функции ор­ганов управления.

Почти все формы современного управления присутствовали в организациях древности, но в целом его характер и структура в те времена отличались от сегодняшних. Например, соотношение между руководителями и неруководителями было другим, меньше было руководителей среднего звена. В древности стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, принимающих практически все важные решения. Очень часто руко­водство осуществлял один человек. Были в истории примеры организаций, которые управлялись так же, как в наше время. Яр­кий пример — римская католическая церковь, структура которой такова: папа, кардинал, архиепископ, епископ, приходской свя­щенник. Организованная основателями христианства, она успеш­но функционирует и сегодня, является более «современной», чем структура многих вновь возникающих организаций. Современные военные организации во многих отношениях похожи на военные организации Древнего Рима. Но в целом управление и организа­ция в древности значительно отличались от современных. Хотя организации существуют почти столько же, сколько су­ществует мир, до XX в. вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно. Люди хотели заработать больше де­нег, приобрести политическую власть. Неосознанные поиски тео­ретических подходов к управлению начались в эпоху становления капитализма, причем тон в них задавали философы.

Прежде всего они попытались ответить на вопрос: что движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичанин Томас Гоббс в 1651 г. и его соотечественник Джеймс Стюарт в 1767 г. до­казывали, что основной мотив человеческого поведения заключа­ется в стремлении к власти. Еще один английский философ Иере­мия Бентам в книге «Введение в принципы морали и законода­тельства» отстаивал точку зрения, что мотивы человеческого пове­дения — польза и удовлетворение.

Великий экономист Адам Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) и других работах сформулировал принцип «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных по­требностей. Дальнейшие исследования опровергли тезис Смита и показали, что в большей степени были правы Стюарт и Гоббс, так как исключительно к обогащению стремятся лишь около 12 % лю­дей, в то время как к славе — почти 40 %.

Исследования проблемы мотивации действий продолжил в на­чале XIX в. еще один известный английский экономист Джеймс Милл.

Ситуация, порожденная промышленной революцией конца XVIII — начала XIX в., привела к тому, что наряду с эмпирически­ми методами в управление стали внедряться прикладные разра­ботки и эксперименты, результаты которых помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальную скорость рабо­ты оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда. Концепцию контроля и расче­та оплаты труда создал, например, Адам Смит.

Англичанин Ричард Аркрайт, официально считающийся изоб­ретателем прядильной машины, объединил на своей фабрике все процессы текстильного производства и ввел иерархический прин­цип его организации. На основе разделения труда, планирования размещения оборудования, координации работы машин и персо­нала, обеспечения дисциплины ему удалось добиться непрерыв­ности в осуществлении технологических процессов. Это позволя­ло существенно сократить издержки производства и достичь нема­лых успехов в борьбе с конкурентами. Такое управление можно было назвать индустриальным. Одновременно Аркрайт сформули­ровал дисциплинарный «кодекс» фабричной системы в виде сово­купности штрафных санкций за различные нарушения, фиксируе­мых в специальной книге и сводящихся к вычетам из заработной платы.

Широкомасштабный социальный эксперимент в области уп­равления провел в 1800—1828 гг. английский ученый Роберт Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда прядильных фабрик. Суть эксперимента состояла в предоставлении рабочим благоуст­роенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, созда­нии сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная с которого дети могли привлекаться к работе, сокращена продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках создавались школы. При этом Оуэном руководила вовсе не идея благотворительности, а блестяще оправ­давшийся экономический расчет, имевший целью повысить про­изводительность труда. Своими экспериментами Оуэн на практи­ке апробировал идею, которая спустя полтора столетия на Западе стала повсеместно распространенным явлением, получившим на­звание социального партнерства. Но идея настолько обогнала свое время, что была отвергнута современным Оуэну обществом и вскоре предана забвению.

Важный шаг в развитии теории и практики управления был сделан изобретателем первой вычислительной машины Чарлзом Беббиджем. Он разработал методику изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций, сравнительно­го анализа работы однопрофильных предприятий, выявления пу­тей повышения эффективности труда на основе изучения данных статистики, а также применения премиальной системы оплаты. Результаты исследований и практические рекомендации Беббидж изложил в книге «Об экономии материалов и оборудования», ко­торая стала первой в мире публикацией в области научного управ­ления. Но научное управление как целостная система сложилось только в XX в.

Наука об управлении находится в постоянном движении. Фор­мируются новые направления, школы, течения, изменяется и со­вершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами иссле­дователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли Ориентиры с потребностей своей конкретной организации на изу­чение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые решали управленческие проблемы теми способами, которые, ка­залось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуаль­ные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних Менеджеров.

ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ

В процессе эволюции сложилось несколько школ УПРАВЛЕНИЯ, которыми были разработаны концепции управления. Основ­ные концепции следующие:

- научного управления;

- административного управления;

- управления с позиций психологии и человеческих отношений;

- управления с позиций науки о поведении.

Концепция научного управления получила развитие в США с на­чала XX в. Ее основоположником стал американский инженер Фредерик Тейлор (1856—1915), книгу которого «Принципы науч­ного управления» (1911) считают началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.

Тейлор считал управление истинной наукой, покоящейся на точных законах, правилах, принципах отделения планирования от фактического выполнения работы. Он сделал важный вывод, что Работа по управлению — это определенная специальность. Орга­низация в целом выигрывает, если каждая группа работников со­средоточится на том, что она делает успешнее всего.

Тейлор разработал систему научной организации труда, построенную на пяти основных принципах.

• Научный подбор рабочих. Эффективное производство требу­ет подбора по каждому виду работ соответствующего работника, который имеет для этого особые способности. Для проверки спо­собностей разрабатываются тесты.

• Научное изучение труда и обучение рабочих. Научное изуче­ние затрат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы возможно было тренировать и обучать рабочего для достижения максимальной эффективности производства.

• Специализация работы. Производство должно быть разделе­но на составные части, и все рабочие становятся специалистами по своим видам работ.

• Важность побудительных мотивов (заработной платы).

• Справедливое распределение ответственности между рабочи­ми и управляющими.

Крупнейшими последователями Тейлора были его соотече­ственники Фрэнк Гилберт (1868—1925) и Лилиан Гилберт (1878— 1972). В их работах акцентировалось внимание на том, что сегодня известно как человеческий ресурс управления.

Благодаря разработке концепции научного управления менед­жмент был признан самостоятельной областью научных исследо­ваний. Было доказано, что методы, используемые в науке и техни­ке, могут быть эффективно применены в практике деятельности Организаций для достижения намеченных целей.

Концепция административного управления направлена на разработ­купроблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 1920-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования, которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достичь эта концепция получила также название классической теории управления. У истоков классической теории управления стоял француз Файоль (1841—1925), считающийся «отцом научного менеджмента». Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности:

- технической — осуществление производственного процесса;

- коммерческой— закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции;

- финансовой — привлечение, сохранение и эффективное использование денежных средств;

- бухгалтерской — проведение статистических наблюдений, инвентаризаций, составление балансов и т. д.;

- административной — оказание воздействия на работников;

защиты жизни, личности и собственности людей.

Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, органи­зации, координации, контроля, мотивации.

Глубоко осмыслив закономерности функционирования орга­низации, Файоль сформулировал 14 знаменитых принципов ад­министративного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день.

Последователем идей Файоля стал инженер-механик Г. Эмер­сон, вершина исследований которого — сформулированные 12 принципов производительности.

В близком к Эмерсону направлении формулировал взгляды на проблемы организации управления известный всему миру автомо­бильный король начала XX в. Генри Форд.

Логическим завершением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» крупного немецко­го ученого — юриста, экономиста, социолога, историка — Макса Вебера (1864—1920). Модель рациональной бюрократической организации, какой ее видел Вебер, имеет следующие основные характеристики:

- глубокое разделение труда по функциональному принципу, то, есть по отдельным направлениям деятельности;

- четкое построение по иерархическому принципу;

- система правил, норм, формальных процедур, определяющих
права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях;

- подбор кадров по формальным признакам на конкурентной ос­нове с последующим продвижением в зависимости от старшин­ства, стажа работы и достигнутых в предыдущий период результа­тов, что должно обеспечивать продвижение наверх самых квалифицированных работников.

Веберовский подход мог с определенной степенью успеха применяться к организациям, напоминающим армейские подразделе­ния: гигантским неповоротливым предприятиям первой полови­цы XX в., государственным учреждениям, в деятельности которых преобладали инерция и рутина. Но в системе рынка он оказался непригодным, так как сковывал свободу действий в стремительно меняющихся условиях и не позволял полностью реализовывать имеющиеся возможности.

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отно­шений впервые определила управления как «обеспечение выпол­нения работы с помощью других лиц». Исследования, проведен­ные американским психологом Абрахамом Маслоу (1908—1970), показали, что мотивами поступков людей являются не экономи­ческие силы, как считали сторонники научного управления, а раз­личные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены деньгами. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочи­ми и менеджерами, повышения удовлетворенности своим трудом и климатом в коллективе. Эта концепция, получившая наиболь­шее распространение в 30—50-е годы XX в., основана на важней­шем положении, что применение приемов управления межлично­стными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повыше­ния его производительности.

Концепция управления с позиций науки о поведении — теория по­лучившая развитие в 60-е годы XX в. Ее суть — в повышении эф­фективности деятельности организации в результате активизации человеческих ресурсов. Она включает исследование различных ас­пектов социального воздействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в орга­низациях, лидерства, изменений содержания работы и качества трудовой жизни. Основная цель концепции — оказать помощь ра­ботнику в осознании своих возможностей путем применения по­ложений поведенческих наук к построению организации и управ­лению ею.

Таким образом, все четыре концепции менеджмента направле­ны на совершенствование стратегии отдельных предприятий с це­лью получения намеченной прибыли.

Современная зарубежная наука управления представлена са­мыми различными течениями, школами, направлениями, концеп­циями, которые часто не совместимы друг с другом. Но все на­правления, концепции, взгляды объединяет стремление соеди­нить научные исследования организационно-технических про­блем управления отдельными предприятиями с решением конкретных проблем рыночной системы хозяйствования: дости­жение стабильности экономического развития, преодоление со­циально-экономических конфликтов. Отсюда стремление повы­сить практическую значимость теоретических исследований в об­ласти менеджмента, переориентировать теорию управления на практику управленческой деятельности в области разработки принципов, дающих возможность практически решать в определенных условиях организационные проблемы. Ориентация теоре­тических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остается основополагающей тенденцией развития зарубежной те­ории менеджмента.

На современном этапе важнейшее значение в теории управле­ния приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета ее изменений в деятельности отдельных компаний, ориента­ции предприятия в сложившихся условиях.

Концепция адаптации, или стратегии приспособления, состоит в том, что в реальной хозяйственной жизни стратегия фирмы — это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды, то есть стратегия маневрирова­ния в распределении и перераспределении производства и това­ров между предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабо­чей силы, темпов экономического роста, политической стабиль­ности страны.

Концепция глобальной стратегии направлена на оптимизацию Щ деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необхо­димость выработки единой стратегии, направленной на оптимиза­цию деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей. Су­ществуют разные направления этой концепции:

- теория множественных целей, когда глобальная стратегия на­правлена на реализацию многих целей и отрицается максимиза­ция прибыли в качестве главной цели;

- оптимизация осуществляется в целях максимизации прибыли;

- оптимизация направлена на получение максимальной прибыли в результате лучшего приспособления организационной структу­ры к изменяющимся условиям (децентрализация, координация);

- оптимизация осуществляется путем совершенствования ос­новных функций управления, в частности долгосрочного плани­рования.

Концепция целевой ориентации базируется на том, что должна доминировать роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля, мотивации.

Воснове менеджмента как концепции управления лежит объек­тивная тенденция к обобществлению производства, в результате которого у крупнейших предприятий появляется возможность воздействовать на рынок, осуществляя его раздел, влиять на ха­рактер и механизм экономических отношений, регулирующих связи между рынком и производителем. Менеджмент по этой кон­цепции направлен на совершенствование организации управле­ния деятельностью отдельных предприятий. В ней больше, чем в других, отражается связь отдельных предприятий с рыночными отношениями, а точнее, с проблемой регулирования рыночных отношений, обосновывается необходимость в той или иной форме регулировать процессы развития, управлять ими, а не полагаться
полностью на рынок, стихийно регулирующий экономические
процессы.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.