Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вклад в риторику Древнего Рима





Римская риторика является наследницей риторики греческой. Она появляется в римской культуре в эпоху завоевательных войн, которые ведет Рим, распространяя свое влияние на Балканы. В I в. до н.э. риторика становится известной римлянам и очень скоро необходимой. Постепенно обучение риторике становится неотъемлемой частью образования, а именно на заключительном, высшем этапе. Естественно, ее первыми преподавателями были греки. Эллинизация древнеримской культуры проявилась в усвоении и творческой переработке достижений культуры греческой, особенно в области гуманитарного знания. Однако это знание трансформируется и развивается в связи с особенностями древнеримской культуры. Ее важнейшими принципами были fides - следование долгу, justitas - следование праву, pietas - уважение предков и civitas - гражданственность. Условия жизни римского общества выдвигали на передний план людей состоятельных, из знатных семей, людей, которые имели возможность с детства приобретать необходимые знания и навыки. Все воспитание и обучение человека, начиная с младенчества, было направлено на формирование административного, политического и военного деятеля.

Особую роль в формировании риторического идеала и в выработке требований к речевому поведению человека в эпоху политических потрясений, связанных с переходом от республики к империи, сыграл Цицерон (106-43 до н.э.). В своем сочинении «Оратор» он назвал качества, которыми должен обладать совершенный оратор: образованность, эрудиция, знание различных философских систем, права, теории ораторского искусства, этики и логики. В речевом поведении оратора он ценит естественность, эмоциональность, следование этическим нормам и гражданственность. Цицерон этим выразил распространенную точку зрения. Так, например, Плутарх (45-127), характеризуя выдающегося оратора Фокиона, писал, что он воздействовал на слушателей не только силой речей, но и безукоризненностью жизни, поскольку «одно единственное слово, один кивок головы человека, вызывающего к себе доверие, весит больше иных пространных доводов». А Квинтилиан (35-96) впоследствии требовал стать сначала хорошим человеком, если хочешь стать хорошим оратором. Цицерон как личность, политик и мыслитель способствовал тому, что в Риме сформировалось отношение к слову как выразителю глубоких мыслей и общественно значимых истин. Высокая художественность его речей задавала своеобразную планку речевому идеалу с образцом речевого поведения. Риторический идеал Цицерона основывался на философии стоиков, ценивших в мире красоту и гармонию, отрицавших безобразное, требовавших от человека усмирения страстей. Цицерон прекрасный стилист, его речи красивы и гармоничны и по содержанию, и по форме. Его речь полна ритмизированных периодов, течет плавно и размеренно, слог красочен, но при этом содержание отражает насущные проблемы общественной жизни и обращено к широким народным кругам.

Огромную важность приобрела в императорском Риме система воспитания и образования Квинтилиана, в том числе воспитания оратора. Чтобы стать хорошим оратором, необходимо иметь врожденные способности, которые нужно развивать специальным обучением и применять в гражданской сфере – административной и юридической. В формировании ораторских навыков важен фундамент, и его надо закладывать уже с малолетства, даже кормилицу нужно брать с хорошим произношением. Другим базовым элементом является полное общее образование, дающее оратору эрудицию и возможность решать в случае необходимости и профессиональные вопросы.

Квинтилиан обращает особое внимание на нравственное воспитание оратора. Риторика, по Квинтилиану, - это наука о том, как говорить хорошее (bene dicendi scentia), а говорить хорошее может только хороший человек. Вместе с тем он отмечает двуликость риторики, поскольку с ее помощью можно защищать и спасать преступников и вводить в обман порядочных людей. Но это не значит, что надо отказаться от риторики, ведь не будем же мы отказываться от пищи, даже если она часто является источником болезни.

Квинтилиан выделяет четыре «кирпичика», четыре основных компонента в подготовке оратора, которые не устарели и сегодня. К ним относятся хорошее знание теории риторики, анализ и осмысление классических образцов – подлинных речей выдающихся ораторов, непосредственное наблюдение за речевой практикой учителя, поскольку оратор рождается от оратора, и собственная практика в создании и произнесении речей, а также их анализ и критическая оценка.

Сущность риторики, по Квинтилиану, состоит в союзе мысли и слова. Квинтилиан выработал в римской риторике и сам алгоритм создания речи от замысла до произнесения, и структуру доказательной речи. В алгоритме он обозначил четыре этапа. На первом этапе оратор, выбирая тему, обращает внимание на ее практическую значимость, на втором – собирает материал, учитывая тему речи, на третьем - в соответствии с темой и задачами речи, а также с особенностями аудитории располагает аргументы, стилистически обрабатывает речь, пишет и заучивает наизусть речь, четвертый этап – это этап произнесения речи, на котором важная роль отводится дикции.

Современный исследователь Ю.Н. Рождественский считает важным вкладом Квинтилиана в теорию риторики его учение о частях речи. Он выделил восемь частей речи: 1) обращение к аудитории, 2) название темы, 3) повествование (то есть изложение истории вопроса), 4) описание (системное представление состояния дела), 5) доказательство (аргументация, обосновывающая решение), 6) опровержение (аргументация от противного), 7) воззвание (обращение к чувствам слушателей), 8) заключение.

Квинтилиан создал целостное учение, которое охватило и все важнейшие механизмы порождения речи, и основные этапы риторической подготовки ораторов. В дальнейшем оно углублялось и расширялось другими риторами, которые разрабатывали разделы элокуции, инвенции (теория общих мест), оратории и т.д.

 

Подводя итог, можно сказать, что в эпоху Античности в древнегреческой и древнеримской культурах сформировалась риторика как теория и практика публичной речи, выработались основные риторические идеалы, содержащие представление о красивой речи и грамотном, правильном речевом поведении, которые менялись в зависимости от социокультурных перемен, определились требования к оратору, сложились основные типы публичной речи и сферы их применения. Теория риторики получила развитие на всех основных этапах от замысла речи до ее произнесения, то есть оформился своеобразный риторический канон, служащий эталоном и для подготовки речи, и для обучения оратора. В Античности практика публичной речи достигла больших высот, которые стали ориентиром для будущих эпох. Риторика оказала влияние на все сферы жизни общества и на многие смежные с ней области гуманитарного знания – философию, филологию, историю, логику, впитывая вместе с тем идеи и достижения этих наук.

Основные категории классической риторики.

В Античности сложились важнейшие категории риторики: этос, и логос и пафос. Этос – категория риторики, отражающая условия, исходящие от аудитории, этические требования к оратору. Логос – категория риторики, обозначающая мыслительную активность человека думающего, средства выражения мысли в слове. Пафос – категория риторики, отражающая цели и намерения оратора, эмоции, которые он хочет вызвать у аудитории

Классический риторический канон: понятие, структура. В античности сложился своеобразный алгоритм речемыслительной деятельности, получивший название «риторический канон» (образец), состоящий из пяти частей, пяти этапов, пяти типов движения от мысли к слову. Его классический вид находим в «Риторике» Аристотеля:

1. Инвенция (лат. inventio) – изобретение, нахождение содержания.

2. Диспозиция (лат. dispositio) - расположение найденного материала.

3. Элокуция (лат.elokutio) - украшение, словесное оформление мысли.

4. Запоминание (лат. memorio) - запоминание, заучивание речи.

5. Произнесение (лат. actio hipocrisis) - актерское исполнение. Позднее этот этап называли «оратория».

Связь с современной риторикой. Ядро современной риторики по-прежнему составляет риторика классическая, хотя, безусловно, огромную роль сыграли исследования в области языка и речи и появление неориторики.

А.К. Михальская, учитывая, с одной стороны, античную и древнерусскую традиции, с другой – специфику современности, для которой речь есть прежде всего школа мысли, определяет риторику как «теорию и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи» (Риторика. - М., 2013. - С. 36). Целесообразность речи – это ее соответствие цели говорящего, то есть речевому намерению. Воздействующая сила речи является ее непременным условием, которое связано с умением оратора строить и вести речь по законам адресата. Еще в древности говорили, что хорошая речь должна быть скроена по мерке адресата, как платье по мерке заказчика. Целесообразная и воздействующая речь - это речь эффективная. Современная риторика, по мнению Михальской, «отражая наиболее актуальную проблему речевого общения в современном мире – проблему обеспечения между людьми наилучшего взаимопонимания, решения конфликтов, прежде всего решает проблему объединения участников общения» (с. 38).

Современную риторику принято делить на общую и частные. Общая риторика формулирует основные законы, рассматривает общие закономерности речевого поведения, ее ядром является классический риторический канон с его тремя этапами создания речи – инвенцией, диспозицией и элокуцией, а также оратория (теория и практика публичной речи). Риторика уделяет преимущественное внимание речи устной, монологической и диалогической, в силу этого в структуру общей риторики входят также мастерство беседы и мастерство спора. Кроме этих достаточно традиционных разделов А.К. Михальская включает в проблематику общей риторики повседневное бытовое общение, хотя другими специалистами она относится к риторике частной. Считая одной из важнейших примет нашего времени усиление контактов между народами, А.К. Михальская вводит в круг вопросов общей риторики этнориторику, описывающую речевые образцы и этикетные формы речевого общения в разных культурах. Этнориторика способствует риторической грамотности, умению лучше понимать представителей чуждой национальной культуры.

А.К. Михальская вводит понятие «риторического идеала» - представления о правильной и красивой речи. По определению А.К.Михальской, риторический идеал представляет собой систему наиболее общих требований к речи и к речевому поведению, исторически сложившуюся в той или иной культуре и отражающую её эстетические и этические ценности. Следовательно, риторический идеал культуроспецифичен и исторически изменчив. Кроме того, он тесно связан с особенностями социального устройства культурной общности людей. Он может быть монологическим или диалогическим по содержанию и форме отношений между говорящими, агональным или гармонизирующим по цели общения и онтологическим или релятивистским по отношению говорящего к предмету речи, к истине.

А.К. Михальская, опираясь на определение риторики как теории и практики эффективной воздействующей гармонизирующей речи, выводит четыре основных закона риторики.

1. Закон гармонизирующего диалога. Этот закон говорит о том, что ваш собеседник (ваша аудитория) не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, а самоценная личность со своим видением мира, со своей системой ценностей. Задача говорящего – не просто воздействовать на слушающего, а «пробудить в нем собственное внутреннее слово» (как говорил В.Ф. Одоевский), установить гармонические двусторонние отношения с адресатом. Этот закон реализуется в принципах диалогизации, таких как принцип внимания к адресату, принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата, принцип конкретности, ориентирующий речь на более конкретное, а не общее расплывчатое изложение материала, на фактичность и доступность речи (с.99).

2. Закон продвижения и ориентации адресата. Согласно этому закону «речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к ее концу» (с.100). Слушатель должен быть сориентирован в пространстве речи, он должен ощущать себя причастным к осмыслению содержания, вместе с оратором двигаться к цели.

3. Закон эмоциональности речи. Этот важный закон требует, чтобы «говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, эмоционально переживал то, о чем он сообщает или беседует» (с.102). Ведь только субъективно, лично пережитое, прочувствованное способно не оставить слушателя равнодушным. Этот закон требует от оратора умения выражать свои эмоции, сделать ее экспрессивной, яркой, эмоционально насыщенной (с.103).

4. Закон удовольствия. Этот закон, хорошо знакомый Античности, говорит о том, что речь тогда достигает результата, когда она доставляет удовольствие, дает удовлетворение слушающему, реализует его потребности, эстетические и практические. Говорящий должен уметь доставлять радость собеседнику и аудитории, делать общение приятным (с.104).

Закон гармонизирующего диалога является общим для трех остальных, а принцип коммуникативного сотрудничества – ведущим в реализации всех этих законов.

Частные риторики – это риторики, изучающие и описывающие законы эффективной речи, которые действуют в сферах профессиональной деятельности людей – деловой, научной и образовательной, юридической, дипломатической, военной, церковной и т.п.

7. Оснащение лекции. Лекция проводится в традиционной форме.

Литература

1. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012 / Университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru/

2. Голубев В. Л. Риторика. Ответы на экзаменационные вопросы. - Минск: ТетраСистемс, 2008 / Университетская библиотека on-line

3. Тимошенко Т. Е. Риторика. Практикум. - М.: Флинта, 2009 / Университетская библиотека on-line

4. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-lain

5. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2013.

6. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.