Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема лекции № 4. Элокуция. Воздействующая сила текста





Мотивация.

Данное занятие направлено на привитие интереса к воздействующей стороне речи.

3. Учебная цель:

Изучить изобразительно-выразительные средства речи, способствующие эффективности речевой деятельности.

4. Воспитательная цель:

Сосредоточить внимание студентов на значении интеллектуальных ценностей для развития и самовыражения личности, на эстетической стороне речи.

5. Задачи лекции:

Дать знания об изобразительно-выразительных речевых средствах – о фигурах и тропах, о видах фигур и тропов; формировать способность использовать данные средства при построении текста речи.

6. План лекции:

1. Средства придания речи выразительности

2. Фигуры. Фигуры мысли

3. Фигуры. Фигуры речи

4. Тропы

5. Периоды

6. Устойчивые выражения

7. Советы по использованию средств выразительности

 

Средства придания речи выразительности. Элокуция – это раздел классического риторического канона, в котором рассматривались стиль изложения, грамматические конструкции разной степени сложности, фигуры и тропы

Прежде всего следует сказать о средствах «украшения» речи, воздействующих на аудиторию, «берущих в плен» мысли и чувства слушателей, делающих речь оратора более выразительной. Такими средствами в первую очередь являются фигуры и тропы.

Троп (греч. tropos - поворот, оборот речи) - это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета (или явления) на другой, связанный смысловыми отношениями с первым.

Фигура (лат. figura – образ, вид) – форма речи, особое сочетание слов, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. В классической риторике принято деление на тропы и фигуры (фигуры мысли и фигуры речи или слова). Существуют разные культурные традиции выделения и описания изобразительно-выразительных средств языка, к настоящему времени единой общепринятой классификации нет. Большинство русских риторик ХУ111-Х1Х вв. строило свою классификацию на французской традиции.

Кроме указанных средств, используют также крылатые слова и выражения (созданные конкретными поэтами и писателями), цитаты, пословицы, поговорки, устойчивые выражения и образы из Библии, из арсенала древнегреческой мифологии т.п.

Фигуры. Фигуры мысли.

Фигуры мысли отличаются от фигур слова тем, что не меняются от пересказа своими словами. Они представляют собой способ концентрации смысла высказывания, выделения смысловых центров речи, уточнения позиции оратора, формирования определенных мнений и чувств у слушателей, установление эмоционального контакта с аудиторией и т.п.

И в античности, и в более поздние времена предпринимались различные попытки классифицировать фигуры мысли по разным основаниям. Например, Н.Ф. Кошанский в «Частной риторике» 1829 г. делил фигуры мысли на три вида: убеждающие разум, действующие на воображение, пленяющие сердце.

М.Л. Гаспаров в статье в Литературном энциклопедическом словаре пишет, что в античной традиции фигуры мысли делились на уточняющие позицию оратора, смысл предмета, отношение к предмету и устанавливающие контакт со слушателями.

В современных пособиях по риторике делаются попытки уточнить старые классификации, дать новые. Поскольку единства в этом вопросе нет, просто назовём наиболее употребительные сегодня фигуры мысли коммуникативного типа, которые способствуют диалогизации речи и вовлечению аудитории в процесс совместного осмысления информации, усиливают её коммуникативную сторону и делают общение более эффективным.

1. Одобрение адресата: «Заканчивая речь, я хочу выразить уверенность в справедливости того приговора, который вы вынесете моему подзащитному» (из судебной речи).

2. Ободрение адресата:«Материал, который мы рассмотрим сегодня на лекции, довольно труден, но, я думаю, вы с ним справитесь».

3. Уступка, допущение (соглашаемся на противное, но для того, чтобы подтвердить своё мнение): «Ну хорошо, пусть Владимир взял Сашу за руку. Разве это давало последнему право обрушить на голову Владимира сокрушительный удар, валить его на пол?» (из судебной peчи).

4. Признание своих ошибок: «Товарищи судьи! Я должен покаяться - слишком много мы, стороны, вносили горячности в допрос подсудимого и потерпевшей» (из судебной речи).

5. Умаление своих достоинств:«Если я в какой-то мере, судьи, обладаю природным даром слова (его незначительность я признаю) или навыком в произнесении речей…то Авл Лициний более, чем кто-нибудь другой, должен, можно сказать, с полным правом требовать от меня плодов всего этого» (Цицерон. Речь в защиту поэта Авла Лициния Архия).

6. Предупреждение(возражаем сами себе, предупреждая возможное возражение слушателей, и опровергаем это возражение): «Судебная хроника - хорошее средство для расширения гласности правосудия, но она не должна вмешиваться в работу следователя. Возможно, мне возразят, что следователь не связан мнением собраний и позицией корреспондента. Да, конечно, один не связан, а другой возьмёт и поддастся искушению» (из судебной речи.).

7. Поправка (мысль, сказанную как будто нечаянно, заменяем другой, более сильной и точной): «Курение вредит нашему здоровью... нет, лучше сказать, разрушает наше здоровье».

8. Риторический вопрос.Существует два типа таких вопросов:

- вопрос к предмету речи или к самому себе, обычно не один, а несколько, как, например, в речи Цицерона: «Доколе же ты, Катилина, будешь испытывать терпение наше? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?» (Первая речь против Луция Сергия Катилины);

- вопрос, по существу являющийся ответом: «Кто из нас не знает, что курить вредно?».

9. Вопросно-ответное единство: «Что мы можем прибавить к сказанному? Да ничего».

10. Риторическое обращение (обращение к предмету речи). Например, в пьесе Чехова «Вишневый сад» Гаев обращается к шкафу: «Многоуважаемый шкаф!». Сегодня оно часто заменяется косвенным обращением: «Если бы древний грек смог услышать характеристики, которые ему дают современные учёные, он бы сильно удивился».

11. Риторическое восклицание: «Что за порядки у вас!».

Фигуры. Фигуры слова (речи)

Эти фигуры строятся на основе сокращения, добавления, повтора, перестановки и замещения элементов. Наиболее известные из них следующие:

умолчание – стилистическая фигура, состоящая в экспрессивно-эмоциональном обрыве высказывания, предполагающая возможность для слушателей догадаться, что именно осталось невысказанным: «Как говорится, любишь кататься...»;

эллипс, эллипсис – пропуск слова с экспрессивно-эмоциональной целью: «Как мы иногда доверчивы: взяли все свои сбережения – и в МММ!»;

асиндетон – бессоюзие: «Пришёл, увидел, победил!»;

полисиндетон – многосоюзие: «И ветер, и дождик, и мгла над холодной пустыней воды...» (И.А.Бунин);

плеоназм - фигура, состоящая в накоплении синонимических выражений, стилистическая избыточность: «Надо докончить, завершить, выполнить, наконец, начатое дело»;

повтор - фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов и выражений в известной последовательности. Существует много различных видов повторов, имеющих специальное название. Большинство из этих видов дошло до нас из классической древности. Повтор - это способ фокусировки речи, который служит уточнению, добавлению, ограничению, детализации смысла.

Может повторяться одно и то же слово в одной и той же форме («Учиться, учиться и учиться»), одно и то же слово в разных формах («В городах начинается роскошь, от роскоши происходит корыстолюбие»).

Очень выразительна анафора - повторение начальных частей фразы (слова, словосочетания, предложения), двух или более относительно самостоятельных отрезков речи: «Именно эти слова глубоко оскорбили Сергея, именно эти слова возмутили его» (из судебной речи).

Повтор может завершать текст. Такая фигура называется эпифорой: «Кто может сказать, почему я родился в России? Почему именно в России?» А вот эпанафора - повтор на стыке частей предложения или предложений: «Я не хочу об этом говорить. Говорить об этом совершенно ни к чему».

Экспрессию и напряжение в речи создаёт повтор в парцеллированных конструкциях, ещё лучше цепочка парцеллятов (при парцелляции части единого предложения выделяются как самостоятельные, в устной речи – интонацией, на письме - знаками препинания): «Мы проиграли, потому что удача отвернулась» - «Нет, никогда ещё не был я так далек от цели. Никогда. Потому что удача отвернулась. Да, удача».

Одна из распространенных форм повтора - градация. Восходящая градация состоит в таком расположении частей высказывания, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, чем предыдущая, каждое следующее слово обозначает всё большее по объёму понятие: «День ото дня я люблю её всё сильнее, всё горячее, всё безумнее». А вот пример нисходящей градации: «Жизнь становилась всё хуже, всё скучней, всё безотрадней».

Разновидностью повтора является синтаксический праллелизм, то есть повторение в однотипных синтаксических позициях однотипных синтаксических единиц с разным лексическим наполнением: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?».

хиазм, или перекрестье:«Здесь человек находит подходящую для себя среду, а среда подходящего для себя человека», или «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»;

инверсия-нарушение обычного порядка слов: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»;

антитеза, или противопоставление:«Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный»;

В антитезе могут сталкиваться два контрастных качества, приписываемых одному и тому же объекту:

«Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время, - век мудрости, век безумия, дни веры, дни безверия, пора света, пора тьмы; это была весна надежд, это была стужа отчаяния. У нас было всё впереди, у нас впереди ничего не было. Мы то витали в небесах, то обрушивались в преисподнюю» (Ч. Диккенс).

А вот пример из речи Робеспьера:

«Демулен – это странное соединение правды и лжи, политики и вздора, здоровых вглядов и химерических проектов частного порядка».

Таким образом, антитеза выступает прекрасным средством передачи парадоксальности, противоречивости, присущей внешним явлениям, а также амбивалентности (двойственности) отношения говорящего к описываемому объекту.

Интересна разновидность антитезы, в которой объект оценивается с точки зрения противоположных качеств и на этом основании относится к нейтральному классу:

«Перед судом нет ни бедных, ни богатых, ни сильных, ни слабых людей. Суд видит перед собой только людей, обвиняемых в преступлении, ожидающих от него справедливого приговора».

Иногда элементами антитезы выступают синонимы (в конструкции с союзами «а» или «но»):

«Да, она может выйти отсюда осуждённой, но не опозоренной!»

Ещё более крайняя разновидность антитезы реализуется в случае противопоставления даже не синонимов, вообще одних и тех слов:

«Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал».

Отдельно следует сказать о периоде.

Период (от греч. рeriodos – обход, круг, круговращение) – особое построение фразы, особая двухчастная синтаксическая конструкция с восходящей и нисходящей интонацией и смысловой завершённостью.

Существуют различные модели периодов, например:

Временной: «Когда…, когда…, когда…, / (тогда)…»

Определительный: «Кто…, кто…, кто…, / (тот)…»

Условный: «Если…, если…, если…, / (то)…»

«Если вы хотите научиться говорить красиво, если вы хотите стать хорошим оратором, если вам необходимо овладеть искусством спора - изучайте риторику».

Тропы.Королевой тропов по праву считают метафору. Метафора- это употребление слова, обозначающего какой-либо предмет (явление, действие, признак), для образного названия другого объекта, сходного в чём-либо с первым. В метафоре осуществляется перенос по сходству. Предметы могут походить друг на друга формой, функцией, цветом, производимым впечатлением и т.п.: нос человека - нос корабля, быстрый бег - быстрый ум, дворник подметает улицу - дворники очищают стекло автомобиля. Метафора, ставшая фактом языка, воспроизводима, её образность не воспринимается говорящим как нечто особенное, наша речь полна «стёртых» метафор (солнце село, дождь идёт, хвост поезда). Выразительной речь делают «оживлённые», обыгранные привычные метафоры и новые, созданные в индивидуальной, том числе поэтической или ораторской речи. Эти метафоры нередко подхватываются, их начинают активно употреблять. Так, современное парламентское красноречие полно таких выражений, как «вирус суверенитетов», «синдром забастовок», «паралич власти», «инфляционная мина», «под огнём критики» и т.п.

Метафоричность свойственна разным видам красноречия. Например, судебной речи: «Яд, которым отравляет рецидивист психологию молодёжи, чрезвычайно опасен».

Разновидностью метафоры является олицетворение - перенос свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы. Приём олицетворения широко распространён в устном народном творчестве и в лирической поэзии, реже используется в ораторской речи: «Наше общество постепенно выздоравливает от аллергии к рынку» (из речи депутата).

Другим не менее значимым тропом является метонимия, то есть употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, «по соседству» (по местоположению, по времени, по причинно-следственным отношениям и т.п.): «Лондон представил альтернативный проект договора».

Разновидность метонимии - синекдоха, перенос, в основе которого лежит соотношение части и целого. Например: «Пуще всего береги копейку», или «Не тот нынче студент пошёл, не тот».

Ирония - троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному, с целью тонкой или скрытой насмешки. Насмешка нарочито облечена в форму положительной характеристики:

«Продовольственная программа была успешно выполнена, и мы стали слегка голодать».

Ирония вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата сразу два значения слова – прямое (буквальное) и переносное (противоположное первому).

Ирония – это инструмент воздействущей речи и инструмент мысли. Ирония может переходить в издёвку, в сарказм, но никогда не должна превращаться в грубость или подлость.

Простейший вид иронии - антифразис, когда в противоположном смысле употребляется одно слово. Так, слабака называют Геркулесом.

Ирония часто реализуется через парадокс.

Парадокс (от греч. Paradoxos – неожиданный, странный) – утверждение, противоречащее на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем общепринятое мнение.

Это яркое остроумное средство, приносящее радость и вызывающее

восхищение. Оно кратко, афористично, логически завершено.

«Россия – страна с непредсказуемым прошлым.» (Михаил Задорнов).

«В жизни мужчины есть два периода, когда он совершенно не понимает женщину: до свадьбы и после.» (Янина Ипохорская)

«Молодую женщину подстерегают тысячи опасностей, но только несколько из них доставляют настоящее удовольствие.» (Янина Ипохорская)

«Всего лучше сохраняется в тайне то, о чем все догадываются.»

«Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.»

«Газета — это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации.».

«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.»

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.»

(Б. Шоу).

Гипербола, или преувеличение, представляет собой перенос значения по количественному признаку. В повседневной речи мы при­бегаем к гиперболам, сами того не зная: « Я так устала, ну просто с ног падаю». Общеязыковые гиперболы: «ожидать целую вечность», «задушить в объятиях», «море слез», «любить до безумия» и т.п.;

Гиперболы нередки в прозе и в поэзии: «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» (М.Ю. Лермонтов).

Гипербола может соединяться с другими тропами, например, с метафорой: «Свежий ветер избранных пьянил, с ног сбивал, из мертвых воскрешал, потому что, если не любил, – значит, и не жил, и не дышал!» (В. Высоцкий).

В ораторской речи чаще встречаются в торжественных речах: «Москва - лучший город земли!»Противоположна гиперболе литота - преуменьшение (вспомните сказочного мальчика-с-пальчика).

Укажем ещё на некоторые средства словесной выразительности, статус которых по отношению к тропам ещё не определён - на эпитет и перифраз.

Эпитет - красочное, яркое, образное определение предмета, чаще всего выраженное прилагательным: бархатные глаза, живой след, янтарное вино и т.п. Вместе с тем основные признаки эпитета - не столько переносное (метафорическое) значение, сколько направленность на изображение предмета, показ его наиболее существенных, значимых в данном конкретном случае признаков: «Кабаку нужны не трезвые и сдержанные: его друзья - буйные и безвольные гуляки» (из речи Н.Ф.Плевако). Эпитет – это троп, образное определение, слово или словосочетание, характеризующее лицо, предмет, явление или действие с субъективных позиций автора. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными.

Отличаются от простого определения художественной выразительностью. Сравните: «Густой туман – волнистый туман». «Большая поляна – печальная поляна». «Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она» (А. Пушкин). Эпитет может соединяться с олицетворением: «печальные поляны», «заплаканные окна», с метафорой: «бархатные руки». Эпитеты могут образно описывать не только свойства, но и действия: «усыпительный шум дождя», или «тучи двигались зловеще».

Перифраз, перифраза - троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких: «погрузился в задумчивость» вместо «задумался».

Разновидностью перифраза является эвфемизм - слово или выражение, употребляемое вместо неприличного, грубого, запретного («ритуальные услуги» вместо «похороны»): «Но разве это единственная, мягко говоря, выдумка Натальи Фёдоровны?».

В основе тропов лежит сравнение, являясь их предпосылкой, однако сравнение - это и самостоятельный, чрезвычайно распространённый приём. Сравнение – троп, при котором характеристика одного предмета дается через сопоставление его с другим предметом. Сравнение – это троп, состоящий в сопоставлении предметов по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощью слов «как будто», «будто», «точно», «словно», «похожа». Могут быть сравнения в форме сравнительной степени прилагательного, в форме творительного падежа имени существительного: «Однообразный голос лектора убаюкивал, как колыбельная песня», «Тени вечера волоса тоньше», «Толпа походила на серую птицу». Прекрасным ораторским средством является развёрнутое сравнение, позволяющее нарисовать яркую картину. Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно - покой и простор! Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер. (Н. Некрасов).

Развёрнутое сравнение позволяет нарисовать яркую картину. Таково описание салона А.П. Шерер в романе Л.Н. Толстого «Война и мир:

«Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает в надлежащий ход, - так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину...».

В качестве изобразительно-выразительных средств хороший оратор умет использовать устойчивые обороты:

1. фразеологизмы, идиомы («встать ни свет ни заря», «работать спустя рукава»);

2. пословицы и поговорки («Не плюй в колодец, пригодится воды напиться»);

3. авторские крылатые слова и выражения («Счастливые часов не наблюдают»);

4. фразы из Библии («Вавилонское столпотворение»);

5. образные мифологические выражения («яблоко раздора»);

6. латинские изречения («terra incognita»)

Готовый, всем известный образ мгновенно воскрешает в памяти людей идею, мысль, эмоцию, заложенную в нём. Он позволяет охватить смысл в целом, уловить основное содержание. То, что долго пришлось бы объяснять рациональным путём. В самом начале Чеченской войны один политолог сказал: «Мы даже не представляем, какого джина мы выпустили из бутылки, начав военные действия».

Народная мудрость, афоризмы - мысли, высказанные авторитетными людьми, яркие крылатые выражения из книг и кинофильмов, обыгранные и перефразированные цитаты повышают воздействующую силу речи, повышают авторитет говорящего, вызывают уважение к нему, возбуждают интерес к предмету речи.

Китайская мудрость

Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.

Всё потерянное, кроме времени, можно найти.

Опыт — это расчёска, которую мы получаем после того, как облысели.

Не говорите, если это не изменяет тишину к лучшему.

Сильный преодолеет преграду, мудрый — весь путь.

Хижина, где смеются, богаче дворца, где скучают.

Если ты споткнулся и упал, это ещё не значит, что ты идёшь не туда.

Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы.

Хитрость жизни в том, чтобы умереть молодым, но как можно позже.

Японская мудрость

Если проблему можно решить, то не стоит о ней беспокоиться, если её решить нельзя, то беспокоиться о ней бесполезно.

Быстро — это медленно, но без перерывов.

Кто сильно желает подняться наверх, тот придумает лестницу.

Море потому велико, что и мелкими речками не брезгует.

Кто пьет, тот не знает о вреде вина; кто не пьет, тот не знает о его пользе.

Даже если меч понадобится один раз в жизни, носить его нужно всегда.

Солнце не знает правых. Солнце не знает неправых. Солнце светит без цели кого-то согреть. Нашедший себя подобен солнцу.

Еврейская мудрость

Если проблему можно решить за деньги, это не проблема, это расходы.

Бог дал человеку два уха и один рот, чтобы он больше слушал и меньше говорил.

Бог не может быть везде одновременно — поэтому он создал матерей.

Все жалуются на отсутствие денег, а на отсутствие ума — никто.

Знания много места не занимают.

Бог защищает бедняков, по крайней мере, от грехов дорогостоящих.

Хорошо молчать труднее, чем хорошо говорить.

Человек должен жить хотя бы ради любопытства.


 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.