Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отличие от современного текста





Благодаря появлению компьютера современная культура обогатилась новым видом текста, который кардинально отличается от классического риторического текста. Речь идёт о гипертексте. Вместе с тем следует сказать, что гипертекст родился не на пустом месте, ему предшествует ручной, один из вариантов которого – традиционное использование карточек. Их можно нумеровать и снабжать взаимными ссылками, распределять по рубрикам, организовывая иерархически.

Другой вариант ручного гипертекста – словарь, энциклопедия, справочник и т.п. Статьи в таких книгах содержат ссылки друг на друга. Из древности дошли до нас материалы, в которых внутренние перекрёстные ссылки и отсылки к другим документам образуют значительную часть содержания. Это, например, Талмуд с многочисленными комментариями, встроенными в него, Библия, особенно современный вариант представления текста в сопровождении «параллельных» стихов из других книг-частей Библии в виде ссылок на полях.

Многие современные литературные произведения постмодернизма гипертекстуальны. Так, «Бледное пламя» В.В. Набокова состоит из «поэмы», «построчного комментария» к ней, занимающего очень большое место в книге, и «глоссария». Прочитав книгу, читатель получает три равнозначные версии того, что произошло в произведении. В романе Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» автор на протяжении повествования предлагает три варианта возможного финала. Можно вспомнить и современный фильм «Беги, Лола, беги», в котором сюжет трижды завершается по-разному в зависимости от того, как ведёт себя Лола.

Существуют разные определения понятия «гипертекст».

Так, автор термина программист Тед Нельсон определяет его как «просто непоследовательное письмо – текст, который разветвляется и даёт выбор читателю».

Гипертекстом называют текст как «нелинейную документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в ней информацию в последовательности, которую он сам выбирает».

Гипертекстом называют «особый способ представления информации в электронном учебнике, который позволяет связывать воедино текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие материалы».

Гипертекст определяют и таким образом: «Это представление информации как связанной (linked) сети гнезд (nodes), в которых читатели свободны прокладывать путь (navigate) нелинейным образом. Он допускает возможность множественности авторов, размывание функций автора и читателя, расширенные работы с нечеткими границами и множественность путей чтения».

Существуют разные определения понятия «гипертекст».

Так, автор термина программист Тед Нельсон определяет его как «просто непоследовательное письмо – текст, который разветвляется и даёт выбор читателю».

Гипертекстом называют текст как «нелинейную документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в ней информацию в последовательности, которую он сам выбирает».

Гипертекстом называют «особый способ представления информации в электронном учебнике, который позволяет связывать воедино текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие материалы».

Гипертекст определяют и таким образом: «Это представление информации как связанной (linked) сети гнезд (nodes), в которых читатели свободны прокладывать путь (navigate) нелинейным образом. Он допускает возможность множественности авторов, размывание функций автора и читателя, расширенные работы с нечеткими границами и множественность путей чтения».

Рассмотрим особенности гипертекста, диаметрально противоположные классическому.

1. Дисперсность структуры (от лат. dispersus — рассеянный, рассыпанный). Информация представляется в виде небольших фрагментов-гнёзд, войти в эту структуру можно с любого звена.

2. Нелинейность текста. В отличие от классического текста в гипертексте не обязательна строгая последовательность материала. Мы привыкли к бумажным книгам, в которых существует линейная последовательность между главами, и мы движемся в них от начала до конца.

3. Децентрализованность текста. В гипертексте отсутствует иерархия, центр, он многомерен. Он похож на растение с такой корневой системой, в которой нет стержня, эта система состоит из множества хаотически переплетающихся, периодически отмирающих и регенерирующих побегов, непредсказуемых в своём развитии.

4. Непредсказуемость развития текста. Гипертекст даёт возможность читателю выбирать маршрут чтения текста с различными отходами и ответвлениями от текста (особенно большими возможностями для этого обладает интернет-текст), рассматривать разные варианты развития и завершения повествования, самостоятельного «достраивания» текста и т.п.

5. Деперсонализация автора. Нелинейность и децентрализованность ведут к уменьшению власти автора над текстом. Традиционный текст закончен, он полностью выражает идеи и мировоззрение автора, автор что хочет, то и делает с сюжетом и со своим героем. Последний намёк на авторскую волю умер в недрах интернета.

Г. Хазагеров в статье «Лестница цивилизации» пишет: «Интернет-читатель поселяется в тексте, как короед в обшивке корабля. А ведь когда-то, гордые и взволнованные, поднимались и мы по сходням, становились рядом с капитаном и слушали про проплывающие мимо острова. Зачем нам сейчас капитан и его карта? Выхватим, что хотим, и сжуём. Забавно, что такое движение по тексту называется «навигация». У писатели своя навигация, у читателя своя».

6. Интертекстуальность текста.

Гипертекст содержит множество отсылок к другим текстам. В гипертексте (как и в традиционном тексте) применяются все типы цитирования. Но особенно часто используются преобразованные, изменённые цитаты. Другим способом реализации гипертекстуальности является аллюзия (от лат. allusio – шутка, намёк) – скрытый в речи намёк на какого-либо человека, событие или ситуацию, которые предположительно известны читателю. С этим намёком воскрешается смысл другого текста. От цитаты аллюзия отличается тем, что не представляет собой целостного высказывания. Широко применяются в гипертекстах афоризмы, требующие размышления над содержанием, а также вкрапления стилистически чужеродных элементов.

7. Разнородность и мультимедийность текста.

В гипертексте применяются все возможные средства воздействия на читателя, которые технически возможны в данной системе (с компьютером и без) – стилистические приёмы, шрифты, иллюстрации, анимация, звук, нехудожественные материалы и т.п.

Писатель-постмодернист Умберто Эко, размышляя о гипертексте, пишет: «Я хочу закончить панегириком тому конечному и предельному миру, который открывают нам книги. Вы читаете «Войну и мир» и мечтаете только об одном, чтобы Наташа отвергла этого дурака Анатоля и вышла за князя Андрея и чтобы он не умер и они жили долго и счастливо. Переписывайте эту историю за компьютером сколько вам угодно. Создавайте бесчисленное множество собственных «Войн и миров». Пусть Пьер Безухов убьёт Наполеона или пусть Наполеон победит Кутузова. Но в этой книге нам делать нечего. Увы, нам придётся принять закон Локка: признайте неотвратимость судьбы.

Гипертекстуальный роман даёт нам свободу и творчество, и будем надеяться, что эти уроки творчества займут место в школе будущего. Но написанный роман «Война и мир» подводит нас не к бесконечным возможностям свободы, а к суровому закону неминуемости. Чтобы быть свободными, мы должны пройти урок жизни смерти, и только одни книги способны передать нам это знание».

Таким образом, гипертекст – это нелинейный, децентрализованный, разнородный и мультимедийный текст, открытый для взаимодействия со множеством других текстов, организованный особым образом из отдельных фрагментов-гнёзд, оставляющий авторскую свобод у при его чтении.

Как считают сегодня многие, «книга не умрёт, она останется необходимой. Причём не только художественная литература, но все случаи, когда требуется чтение неторопливое, вдумчивое, то есть не просто получение информации, а размышление над ней».

Современный человек должен уметь обращаться как с традиционным, так и современным видом текста. Каждый из них необходим, каждый имеет свои сильные и слабые стороны.

Классический, традиционный текст продолжает существовать в устной и письменной формах, во всех сферах жизни общества – учебной, научной, деловой, юридической и других. Ораторская речь подчиняется законам риторического традиционного текста, умение создавать и произносить тексты подобного рода входит в речевую культуру современного образованного человека.

7. Оснащение лекции. Лекция проводится в режиме электронной презентации.

Литература

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи.. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/

2. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012 / Университетская библиотека on-line

3. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2013.


 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.