Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дискуссия как вид спора, дискуссия в научной и профессиональной среде.





Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, в официальной беседе; публичный спор с целью компетентного рассмотрения спорного вопроса, нахождения его правильного решения.

Во время дискуссии участники могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором – дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору.

И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий и взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.

Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

подготовленность (информированность и компетентность) участников по предложенной проблеме; семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия должны быть одинаково понятны всем участникам); корректность поведения участников; умение организатора проводить дискуссию.

Как подготовить дискуссию? Продумать следующие моменты:

1. Тема дискуссии. Продумать как тематику дискуссии (широко), так и более конкретную тему. Но тему сформулировать точно, интересно и интригующе. Можно в виде вопроса.

2. Программа дискуссии. Составить краткое описание составных частей дискуссии (презентация, выступление эксперта(ов), обсуждение, завершение). Продумать примерные вопросы, выстроить главную линию обсуждения по определенным вопросам, имеющим отношение к теме дискуссии, в определенном порядке. Решить, как начать процесс обсуждения (провокационным выступлением или вопросом; объявлением темы с указанием на противоречие в проблеме; краткой презентацией спорной ситуации и т.п.).

3. Регламент дискуссии. Нужно точно определить границы и параметры обсуждения (правила для участников, основные блоки обсуждения,

4. Целевая аудитория (участники).

5. Каналы и средства распространения информации. Объявления через интернет, афиши, привлечение волонтёров, персональные приглашения.

6. Приглашенные эксперты. Дискуссии часто требуют определённых знаний, по некоторым темам и вовсе невозможны без привлечения специалистов-экспертов, обладающих углубленными знаниями. Экспертов может быть несколько, и их мнения могут быть различными.

7. Время и место проведения дискуссии. Для их определения лучше всего ориентироваться на потребности и нужды целевой аудитории.

8. Размещение людей. Есть два варианта: по кругу (менее формальный), в форме замкнутого или открытого квадрата.

9. Выбор помещения. Помещение должно быть светлым, просторным и хорошо проветриваемым, но не холодным (в душном помещении люди быстрее устают, а это одна из причин отрицательных эмоций).

10. Длительность дискуссии. В целом дискуссия должна длиться не более 3-х часов. В среднем грамотно организованное обсуждение занимает от 1 до 1,5 часов (плюс экспертные выступления: в среднем 1,5-2 часа). При невозможности уложиться в это время необходимо предусмотреть перерыв и кофе-тайм (печенье, бутерброды, чай, кофе, сахар, минеральная вода; посуда, поттер).

11. Материальное сопровождение. Бейджики с указанием фамилий и имен участников, программа дискуссии, ручки и блокноты, большие листы бумаги (для записи основных моментов дискуссии в виде «летописи» или «коллективной памяти»), технические средства.

Ход дискуссии. Правильно организованная дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.

На первой стадии участники адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определённая установка на решение поставленной проблемы.

При этом перед организатор дискуссии должен:

1. Сформулировать проблему и цель дискуссии. Для этого надо объяснить, что обсуждается, что должно дать обсуждение.

2. Провести знакомство участников (если группа в таком составе собирается впервые). Для этого можно представить всех участников или попросить представиться каждого участника самому.

3. Создать необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему,

показать её значимость, выявить в ней нерешённые и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение).

4. Установить регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений, так как общий регламент определяется продолжительностью практического занятия.

5. Сформулировать правила ведения дискуссии, основное из которых – выступить должен каждый. Кроме того, необходимо внимательно выслушивать выступающего, не перебивать, аргументировано подтверждать свою позицию, не повторяться, не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию.

6. Создать доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон. Здесь организатору могут помочь персонифицированное обращение к участникамам, динамичное ведение беседы, использование мимики, жестов и - улыбки.

7. Добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Уточнение понятийного аппарата сформирует привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова.

Вторая стадия – стадия оценки – обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей.

На этой стадии организатор должен:

1. Начать обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам. Организатору не рекомендуется брать слово первым.

2. Собрать максимум мнений, идей, предложений.

Для этого необходимо активизировать каждого участника. Выступая со своим мнением, участник может сразу внести свои предложения, а может сначала просто выступить, а позже сформулировать свои предложения.

3. Не позволять уходить от темы, что требует некоторой твёрдости организатора, а иногда даже авторитарности. Следует тактично останавливать отклоняющихся, направляя их в заданное «русло».

4. Поддерживать высокий уровень активности всех участников. Не допускать чрезмерной активности одних за счёт других, соблюдать регламент, останавливать затянувшиеся монологи, подключать к разговору всех присутствующих участников.

5. Оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к следующему витку дискуссии. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать через определённые интервалы (каждые 10 – 15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов можно иногда поручать одному из участников, предлагая ему временную роль ведущего.

Третья стадия – стадия консолидации – предполагает выработку определённых единых или компромиссных мнений, позиций, решений. Организатор должен:

1. Проанализировать и оценить проведённую дискуссию, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученным результатом, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявлять их положительные и отрицательные стороны.

2. Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путём внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.

3. Принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

4. В заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим научное и практическое значение.

5. Добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех участников за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.

Требования к организатору и руководителю дискуссии:

- высокий профессионализм, хорошее знание материала дискуссии;

- речевая культура, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией;

- коммуникабельность, умение заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, управлять, но соблюдать такт;

- быстрота реакции;

- способность к лидерству;

- прогностические способности, позволяющие предусмотреть трудности в обсуждении материала, а также спрогнозировать ход и результаты дискуссии, предвидеть последствия своих действий;

- умение анализировать и корректировать ход дискуссии;

- умение владеть собой;

- умение быть объективным.

Правила для участников:

  1. Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому;
  2. Не говорите «Вы не правы», а только – «Я с Вами не согласен»;
  3. У Вас есть право на собственное мнение, но нет права на факты;
  4. Опирайтесь на надежную фактическую базу;
  5. В начале выступления можете уточнить аргумент дискутанта, который вы хотите оспорить;
  6. Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б;
  7. Формулируйте тезис в начале выступления;
  8. Не превращайте реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут с Вашими аргументами что-то не так;
  9. Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь – как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными;
  10. Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в «банальном» и «странном» содержится что-то ценное для общего хода дискуссии;
  11. Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре;
  12. Каждый имеет право на молчание;
  13. Уважайте оппонента, не демонстрируйте пренебрежения, не прерывайте бесцеремонно и грубо, входите в дискуссию грамотно;
  14. Не машите руками перед носом оппонента, регулируйте невербальные средства общения.

7. Оснащение лекции. Лекция проводится в традиционной форме..

Литература

Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи.. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/

2. Голубев В. Л. Риторика. Ответы на экзаменационные вопросы. - Минск: ТетраСистемс, 2008 / Университетская библиотека on-line

3. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-line

4. Тимошенко Т. Е. Риторика. Практикум. - М.: Флинта, 2009 / Университетская библиотека on-line

5. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2013.

6. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.