Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кафедра теории государства и права





Кафедра теории государства и права

 

 

Согласовано: Председатель УМК Института права Гимадрисламова О.Р.     Утверждено: на заседании кафедры (протокол № 5 от 15 января 2016г.) Зав. кафедрой Утяшев М.М.    

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

 

История отечественного государства и права

 

Б.3. Б.2 Профессиональный цикл. Базовая часть.

 

Направление подготовки

40.03.01 (030900.62) – Юриспруденция (уровень бакалавриата)

 

Профили подготовки:

государственно-правовой, уголовно-правовой, гражданско-правовой

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

Разработчик (составитель):

доцент, к.и.н. Зубаиров М.Г.

 

Уфа - 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы    
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы    
3. Объем учебной дисциплины (модуля)  
4.   4.1.   4.2.   5.   Содержание дисциплины (модуля)   Содержание дисциплины (модуля) для очной формы обучения   Содержание дисциплины (модуля) для заочной формы обучения   Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)        
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)    
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)    
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины (модуля)    
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)    
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)    
11. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)    

 


 

Основными целями в процессе изучения дисциплины «История отечественного государства и права» являются:

- понимание общих объективных и субъективных предпосылок, сформировавших государственность у народа нашей страны, диалектической взаимозависимости возникновения и развития государства и права, движущих сил этого процесса, механизма функционирования государственно-правовой системы в различные периоды нашей истории, основного понятийного аппарата;

- научиться использовать различные методы изучения общественных явлений (всеобщие, общие и специальные), анализировать юридические памятники и документы с целью привлечения правдивого историко-правового материала для недопущения фальсификации истории;

- иметь представления о различных воззрениях тех или иных научных школ на проблемы отечественного государства и права в прошлом и в наше время, о соотношении мировоззрения, социальной принадлежности и общественной ориентации исследователей с результатами их творческой деятельности;

- обладать навыками самостоятельного изучения монографической литературы, периодической печати, справочных изданий для подготовки письменных материалов, публичных выступлений перед большим количеством слушателей.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(с ориентацией на карты компетенций)

 

Учебная дисциплина «История отечественного государства и права» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) «Юриспруденция» (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464, которыми должен обладать выпускник:

 

а) общекультурными компетенциями (ОК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную

речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

(ОК-5);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

 

 

б) профессиональными компетенциями (ПК):

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15).

 

 

Результаты освоения дисциплины:

 

Результаты обучения Формируемая компетенция (с указанием кода) Примечание
       
Знания   1. О природе сущности отечественного государства и права, основные закономерности и особенности генезиса государственн – правовых систем, сформировавшихся на территории нашей страны 2. Факторы и условия определяющие исторические этапы совершенствования государственных институтов, общественного строя, отраслей и институтов права, законодательства. 3. Основные теоретические подходы к указанным проблемам отечественных и зарубежных специалистов в области истории государства и права.   - осознаёт социальную значимость своей будущей професии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК – 1); - владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК – 3); - осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает достойным уровнем профессионального правосознания (ОК – 1); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК – 7); - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК – 2); - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК – 2).  
Умения 1.Анализировать юридические, а также исторические факты и возникающие при этом правовые отношения. 2.Ореинтироваться в источниках и литературе по данной дисциплине 3. Эффективно использовать богатейший историко- правовой опыт, накопленный нашим государством в законодательной и правоприминительной практике при осуществлении своих функциональных обязанностей. 4.Анализировать современное состояние государства и права, выявлять тенденции их развития. 5.Сопоставлять типологические модели государственно – правового развития прошлого и настоящего. 6. Выявлять государственного – правовые традиции, их положительные стороны. - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК – 3); - способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК – 4); - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК – 8); - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК – 9); - способен толковать различные правовые акты (ПК – 15).    
Владения (навыки / опыт деятельности) 1. Владеть юридической терминологией. 2. Применять полученные знания в научно – исследовательской и других видах деятельности, при изучении отраслевых юридических дисциплин. 3.Обладать навыками приминения исторического метода исследования в профессиональной юридической деятельности. 4.Навыками разрешения правовых проблем и коллизий. 5.Способностью формулировать и отстаивать собственную точку зрения, вести дискуссию. - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК – 3); - способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК – 4); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работать в коллективе (ОК – 5); - способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК – 9).  

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б3.Б.2 Базовая часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 г. № 464.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция: «Теория государства и права», «Права человека и правозащитная деятельность», «Конституционное право», «Гражданское право», «Финансовое право», «Трудовое право», «История отечественного государства и права».

 

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоёмкость дисциплины (модуля) «История отечественного государства и права» составляет 216 учебных часов, из них:

- для очной формы обучения зачётных единиц трудоёмкости (ЗЕТ) 6, лекций – 32, семинарских занятий – 16, экзамен – 27, самостоятельная работа студентов – 137, КСР – 4;

-для заочной формы обучения зачётных единиц трудоёмкости (ЗЕТ) 6, лекций – 8, семинарских занятий – 4, экзамен – 9, самостоятельная работа студентов – 193, КСР – 2;


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине История отечественного государства и права

 

  Рабочую программу осуществляют:   Лекции:   доцент, к.и.н. Зубаиров М.Г. проф., д.и.н. Шайхисламов Р.Б.   Практические занятия:   доцент, к.и.н. Зубаиров М.Г. проф., д.и.н. Шайхисламов Р.Б.     Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) – 6     Учебных часов – 216 лекций – 32, семинарских занятий – 16 экзамен – 27 самостоятельная работа студентов – 137 КСР – 4    

для очной формы обучения 1 курс 2семестр


  № П№ п/п Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, самостоятельная работа) Количество часов аудиторной работы Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач Количество часов самостоятельной работы Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.)
               
Модуль 1
  Тема: Введение в учебный курс. Предмет науки и учебной дисциплины. Методология – это учение о методах познания. Всеобщее, общенаучные и специальные методы исследования историко – юридических дисциплин. Литература и источники.   Лекция   Основная литература: раздел 7, б) п.п. 1-4. Дополнительная литература: раздел 7, в) п.п. 3,6,10. Взаимосвязь дисциплины с теорией государства и права, отечественной историей. Историография и периодизация. Основная литература: раздел 7, б) п.п. 1- 4. Дополнительная литература: раздел 7, в) п.п. 3,6,10.   Текущий контроль: Проверка конспектов научной и учебной литературы. Анализ выполнения заданий в рабочей тетради. Тесты
  Тема: Древнерусское государство и право (IX – X вв.). Теории возникновения государства. Форма правления, организация государственного единства, политический режим. 1. «Русская правда» Прававое положение населения. 2. Гражданское право. 3. Уголовное право. 4. Процессуальное право.   Лекция   Семинарское занятие       Основная литература: раздел 7,а) п. 19 б) п.п. 1- 4. Дополнительная литература: раздел 7, в) п.п. 3,4,5,6.     Раннефеодальная монархия, её признаки. Административно – финансовая реформа 10 века. Принятие христианства. Основная литература: раздел 7, б) п.п. 1- 4. Дополнительная литература: раздел 7, в) п.п. 3,4,5,6   Текущий контроль: опрос: Проверка конспектов научной и учебной литературы. Анализ выполнения заданий в рабочей тетради. Тесты.
  Тема: Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII – XIV вв.). Причины феодальной раздробленности. Проблема государственного единства. Новгородская и Псковская феодальные республики.   Лекция   Основная литература: Раздел 7, а) п.п. 17,19; б) п.п. 1-4. Дополнительная литература: раздел в) п.п. 3,5,6,22. Развитие права, источники. Новгородская и Псковская судные грамоты. Основная литература: Раздел 7, а) п.п. 17,19; б) п.п. 1-4; в) 3,5,6,22   Текущий контроль: Проверка конспектов научной и учебной литературы. Анализ выполнения заданий в рабочей тетради. Тесты.
    Тема: Образование Русского централизованного государства и его прававой системы и его прававой системы (XIV – XVI вв.)   Предпосылки образования. Развитие права. Судебные органы. Государство и церковь.     Судебники 1497 и 1950 годов.   1. Правовое положение зависимого населения. 2. Уголовное право. 3. Процессуальное право.     Лекция     Семинарские занятия         Основная литература: Раздел 7. а) п. 22,23. б) п.п. 1-4.   Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 4,5,6,14,15.23. Правовое положение сословий русского общества. Государственный строй. Форма правления. Судебные органы.   Основная литература: Раздел 7. а) п. 23; б) п.п. 1-4.   Дополнительная литература: раздел 7. в) п. 4,5,6,14,15,23.     Текущий контроль: - опрос; - проверка конспектов научной и учебной литературы; - анализ выполнения заданий; - тесты.
    Тема:Сословно-представительная монархия (середина XVI – XVII). Правовое положение сословий и сословных групп. Развитие права. Церковное право.     Соборное уложение 1649 года. 1. Правовое положение крестьян, посадских людей и холопов. 2. Феодальное землевладение. 3. Уголовное право. 4. Процессуальное право.     Лекция   Семинарские занятия         Основная литература: Раздел 7. а) п.20,21; б) п.п. 1-4.     Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 4,5,6,14,15,17. Государственный строй. Форма правления. Развитие формы государственного единства.   Основная литература: Раздел 7. а) п. 20,21; б) п.п. 1-4.   Дополнительная литература: раздел 7. в) п. 4,5,6,14,15,17.     Текущий контроль: - опрос; - проверка конспектов научной и учебной литературы; - анализ выполнения заданий; - тесты.
    Тема: Образование и развитие абсолютной монархии (конец XVII – XVIII вв.) Предпосылки возникновения абсолютизма. Особенности абсолютизма в России. Развитие крепостного права. Уголовное и процессуальное право.     Лекция       Основная литература: Раздел 7. а) п.1; б) п.п. 1-4.     Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 4,5,6,8,14,15,18. Завершение Формирования сословного строя. Духовенство. Правовое положение церквей в России. Городское население. Развитие формы государственного единства. Состояние права. Основная литература: Раздел 7. а) п. 1; б) п.п. 1-4.   Дополнительная литература: раздел 7. в) п.п. 4,5,6,8,14,15,18.       Текущий контроль: - опрос; - проверка конспектов научной и учебной литературы; - анализ выполнения заданий; - тесты.
    Тема: Государство и право России на вершине абсолютизма (первая половина XIX века) Необходимость государственных реформ. Изменения в сословном строе. Дворянство. Крестьянство. Формирование буржуазии и пролетариата. Правовое положение нерусского населения. Тюремная система.   Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. 1. Общие понятия преступления и проступка. 2. Состав преступления. 3. Система преступлений. 4. Система наказаний.     Лекция   Семинарские занятия     Основная литература: Раздел 7. а) п. 27,28; б) п.п. 1-4.     Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 2,4,5,6,14,15. Развитие формы государственного единства. Государственный механизм. Систематизация законодательства. Гражданское, уголовное право.   Основная литература: Раздел 7. а) п.27,28; б) п.п. 1-5.     Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 2,4,5,6,14,15.     Текущий контроль: - опрос; - проверка конспектов научной и учебной литературы; - анализ выполнения заданий; - тесты.
    Тема: Государство и право в период реформ и контрреформ (вторая половинаXIX века). Контрреформа 1880 – 1890-х гг. Закон о военном положении 1892 года. Кодификация уголовного права. Появление фабричного законодательства. Гражданский и уголовный процессы.     Лекция     Основная литература: Раздел 7. а) п.14,28; б) п.п. 1-4.     Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п.6,14. Предпосылки буржуазных реформ. Изменения в правовом положении сословий. Государственный сторй. Судебная, военная, финансовая реформы.   Основная литература: Раздел 7. а) п.14,28; б) п.п. 1-4.     Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 6,14.     Текущий контроль: - опрос; - проверка конспектов научной и учебной литературы; - анализ выполнения заданий; - тесты.
  Тема: Кризис абсолютизма (1900 – 1914 гг.) Столыпинская аграрная реформа и изменения в правовом положении крестьянства. Избирательные законы по выборам в государственную думу. Карательные органы. Практика внесудебных репрессий. Уголовное уложение 1903 года.   Лекция   Основная литература: Раздел 7. а) п. 16,28; б) п.п. 1-4.     Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п.1,6,7,14,18,19. Необходимость политических и экономических реформ. Появления политических партий. Возникновение Советов рабочих депутатов. Изменения в государственном механизме.   Основная литература: Раздел 7. а) п. 16,28; б) п.п. 1-4.     Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 1, 6,7,14,18,19.       Текущий контроль: - опрос; - проверка конспектов научной и учебной литературы; - анализ выполнения заданий; - тесты.
Модуль 2
    Тема: Создание Советского права и права (октябрь 1917 г. – середина 1918г.) Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Революционное преобразование общественного строя. Изменеие политической системы. Форма государственного единства. Учредительное собрание. Создание красной Армии и Флота, милиции, Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и судебных органов.   Первые правовые акты Советского государства 1. Важнейшие правовые акты Второго Всероссийского съезда Совета рабочих и солдатских депутатов. 2. Декларация прав народов.   Лекция     Семинарские занятия     Основная Литература: Раздел 7. а) п.2,3,4,5; б) п.п. 1-4.     Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 6,16,18,20. Национально – государственное строительство. «Декларация прав народов России». Создание основ Советского права. Источники права. Особенности законодательства. Создание основ финансового, гражданского, хозяйственного, семейного, трудового, земельного, уголовного права. Процессуальное право.   Основная Литература: Раздел 7. а) п. 2,3,4,5; б) п.п. 1-4.     Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 6,16,18,20.     Текущий контроль: - опрос; - проверка конспектов научной и учебной литературы; - анализ выполнения заданий; - тесты.
    Тема: Советское государство и право в период НЭПа (1921 - 1929 гг.) Политический и экономический кризис 1921 года. Предпосылки образования СССР. Конституции СССР 1924 года и РСФСР 1925 года. Перестройка государственного аппарата. Создание и развитие органов юстиции СССР. Коренизация государственного аппарата национальных регионов.     Уголовные кодексы РСФСР 1922 года и 1926 года. 1. Разработка и принятие Кодексов. 2. Сходство и различия в основных положениях Общей и Особенной частей Кодексов.   Лекция     Семинарские занятия       Основная Литература: Раздел 7. а) п. 6,7,8,9,10,24,25; б) п.п. 1-4.     Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п.6,18,21. Развитие права. Систематизация и кодификация права. Уголовное право. Укрепление законности и первые шаги к её подрыву.   Основная Литература: Раздел 7. а) п. 6,7,8,9,10,24,25; б) п.п. 1-4.   Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п.6,18,21.   Текущий контроль: - опрос; - проверка конспектов научной и учебной литературы; - анализ выполнения заданий; - тесты.
  Тема: Советское государство и право в период коренных преобразовании общественных отношений (1990 – 1941 гг.) Модернизация СССР и создание Советской цивилизации. Политический строй. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года. Вступление в СССР новых союзных республик.   Строительство Вооружённых Сил. Создание прокуратуры СССР. Причины массовых репрессии 1937 – 1938 годы.   Конституция СССР 1936 года. 1. Подготовка и принятие Конституции. 2. Форма правления, организация государственного единства, политический режим, государственный механизмю 3. Основные права и обязанности граждан. 4. Избирательная система.   Лекция     Семинарские занятия   Основная Литература: Раздел 7. а) п. п. 11; б) п.п. 1-4.     Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 9,13,18,21. Развитие права. Борьба кулачества против коллективизации сельского хозяйства: - политические и экономические требования; - террористические акты против партийных и советских руководителей и организаторов колхозов. Раскулачивание и репрессии при проведении преобращований в сельском хозяйстве. Ведение новых составов преступления в Уголовный кодекс. Уголовно – процессуальное право.   Основная Литература: Раздел 7. а) п. п. 11; б) п.п. 1-4.   Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 9,13,18,21.   Текущий контроль: - опрос; - проверка конспектов научной и учебной литературы; - анализ выполнения заданий; - тесты.
    Тема: Советское государство в середине 50-х – середина 60-х годов. Международное положение и внешние функции государства. Совершенствование формы государственного единства.Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Выведение органов КПСС и их руководителей из под контроля правоохранительных органов. Подчинение государственного аппарата партийному. Ликвидация Особого совещания пр МВД СССР и отмена внесудебного порядка рассмотрения дел. Создание добровольных народных дружин.     Лекция       Основная Литература: Раздел 7. а) п. 12,15; б) п.п. 1-4.     Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 18,21. Перестройка государственного механизма. Ракзвитие правовой базы деятельности Советов. Реорганизация управления над родным хозяйством: замена отраслевого управления на территориальный; создание совнархозов. Разделение краевых областных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские. Развитие гражданского, трудового, земельного, колхозного, природо – охранительного, уголовного права. Совершенствование уголовно – процессуального и гражданско – процессуального права:   Основная Литература: Раздел 7. а) п. 12,15; б) п.п. 1-4.     Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 18,21.       Текущий контроль: - проверка конспектов научной и учебной литературы; - анализ выполнения заданий; - тесты.
      Тема: Государство и право в период перестройки и реставрации капитализма. Курс на ускорение социально – экономического развития и его перерастание в перестройку как революции сверху. Содержание и этапы перестройки. Разрушение формы государственного единства. Доктрина «социалистического правогого государства». Нагнетание и обострение межэтнических и межреспубликанских противоречий. Парад суверенитетов и провозглашение верховенства республиканских законов над союзными. Объявление российскими своего суверенитета. Всесоюзный референдум о сохранении СССР и российский референдум об учреждении в РСФСР института президентства. «Новоогарёвский процесс» и политический кризис 19 – 21 августа 1991 года. Демонтаж государственно – политических структур СССР. Юридическое оформление разрушения СССР. Политический кризис 1993 года в РСФСР и государственный переворот. Принятие Конституции Российской Фудерации 1993 года.   Лекция   Основная Литература: Раздел 7. а) п. 13; б) п.п. 1-4.   Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 18,21. Реформа политической системы. Создание «народных фронтов» и их деятельность. Съезды народных депутатов СССР и РСФСР. Развитие стачечного движения межрегиональной группы депутатов, «Демократической платформы» в КПСС, антикомунистических партии и их роль в разрушении политической системы. Переход от однопарийности к многопартийности. Учреждения поста президента СССР, отметка рководящей роли КПСС. Процессы «депратизации» в республиках. Создание новых правоохранительных органов и реконструкция старых. Сращивание власти и каптала. Криминализация общества.   Основная Литература: Раздел 7. а) п. 13; б) п.п. 1-4.   Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 18,21.     Текущий контроль: - проверка конспектов научной и учебной литературы; - анализ выполнения заданий; - тесты.
                           

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине История отечественного государства и права

 

для заочной формы обучения на 2015/2016 учебный год 1 курс 1 семестр

Рабочую программу осуществляет:   Лекции: Доцент, к.и.н. Зубаиров М.Г.   Практические занятия: Доцент, к.и.н. Зубаиров М.Г.   Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) – 4   Учебных часов – 216 Лекций – 8, семинарских занятий – 4 самостоятельная работа студентов – 193 КСР – 2  
  № П№ п/п Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа) Количество часов аудиторной работы Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач Количество часов самостоятельной работы Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и.т.п.)
               
1.   Вводное занятие (октябрь 2015 г.) Ознакомить слушателей с программой курса, выделяя: - предмет дисциплины; - методологию ее изучения; - литературу и источник; - темы семинарских занятий для изучения на зимней сессии. Обратить внимание студентов на необходимость планомерной и систематической самостоятельной работы в семестровый период. Установочная лекция   Основная литература: Раздел 7. а) п.п. 1-28; б) п.п. 1-4.   Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 1-23. Опираясь на программу дисциплины изучить основную и дополнительную литературу, обращая при стальное внимание на экзаменационные вопросы. Во время подготовки к зимней сессии определить перечень вопросов для консультации с преподавателем. Подготовиться к выступлениям на семинарских занятиях по темам: 1. "Русская Правда" 2. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года. Составить таблиц: - Развитие уголовного права и процесса (XI-XX вв.); - "Наказания уголовные и исправительные" (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года); - "Органы государственной власти и управления" (Конституция РСФСР 1918 года).       Текущий контроль: - проверка конспектов научной и учебной литературы; - анализ выполнения заданий.  
2.   Зимняя сессия (январь - февраль 2016 года) Обратить внимание студентов на ключевые проблемы: - критика Норманнской теории происхождения Древнерусского государства; - объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности; - этапы закрепощения крестьянства; - судебно-прокурорская система по судебным уставом 1864 года; -аграрная реформа П.А. Столыпина и изменения в правовом положении крестьянства; - октябрь 1917 года. Социалистическая революция или октябрьский переворот?; - этапы образования СССР; - раскулачивание и репрессии при коллективизации сельского хозяйства; - советское государство и церковь; - осуществление закона "отрицание отрицания" при создании советской цивилизации; - Конституция СССР 1936 года и социалистическая демократия; - объективные и субъективные причины массовых репрессий в 1937-1938 года; - чрезвычайные меры 1941-1945 годов; - распад СССР.     "Русская правда" 1. Правовое положение населения. 2. Гражданское право. 3. Уголовное право. 4. Процессуальное право.   Уголовный кодекс РСФС 1922 года. 1. Разработка и принятие Кодекса. 2. Основные положения Общей и Особенной части.     Обзорная лекция     Семинарское занятие     Семинарское занятие         Основная Литература: Раздел 7. а) п. 1-28; б) п.п. 1-4.   Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 1-23.     Основная Литература: Раздел 7. а) п. 1-28; б) п.п. 1-4.   Дополнительная литература: Раздел 7. в) п.п. 1-23.     Подготовка к семинарским занятиям, доработка таблиц, изучение и повторение материалов по экзаменационным вопросам.   Подготовка к семинарским занятиям, доработка таблиц, изучение и повторение материалов по экзаменационным вопросам.             Текущий контроль: - опрос; - проверка конспектов научной и учебной литературы; - анализ выполнения заданий.     Форма промежуточной аттестации - Экзамен.    

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Виды самостоятельной работы:

Ø изучение нормативного материала, основной и дополнительной литературы;

Ø конспектирование нормативно-правовых актов различных исторических периодов развития государства, научной литературы по заданию преподавателя;

Ø подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме обучения;

Ø подготовка докладов, рефератов, эссе;

"Реферат" - 1) доклад на определенную тему, включающий этюд, включающий обзор соответствующих литературных и других источников; 2) изложение содержания научной работы, книги и.т.п.

Эссе - жанр критики, публицистики - прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному.

Этюд - небольшое произведение научного, критического и другого характера, посвященное какому-либо отдельному вопросу." (Словарь иностранных слов. 12-е изд., стереотип. - М.: Рус.яз., 1985. - С. 433, 593, 595.)

Ø анализ актуальных научных и практических проблем развития государства и права в Российской Федерации на основе изучения публикаций в юридической периодике (журналы "Правовое государство: теория и практика", "Государство и практика", "История отечественного государства и права" и другие).

Формы текущего контроля:

v опрос;

v проверка и обсуждение подготовленных докладов, рефератов, эссе;

v контроль подготовленности к интерактивным занятиям;

v проведение мини-диктантов по терминам;

v тестирование.

АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Этапы освоения дисциплины

этапы Результаты обучения Формируемая компетенция (с указанием кода)
1 этап Знания 1. О природе сущности отечественного государства и права, основные закономерности и особенности генезиса государственно – правовых систем, сформировавшихся на территории нашей страны - осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК – 1); - владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК – 3); - осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает достойным уровнем профессионального правосознания (ОК – 1); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК – 7); - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК – 2); - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК – 2).
2. Факторы и условия определяющие исторические этапы совершенствования государственных институтов, общественного строя, отраслей и институтов права, законодательства.
3. Основные теоретические подходы к указанным проблемам отечественных и зарубежных специалистов в области истории государства и права.
2 этап Умения 1. Анализировать юридические, а также исторические факты и возникающие при этом правовые отношения - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК – 3); - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК – 4); - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК – 8); - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК – 9); - способен толковать различные правовые акты (ПК – 15).  
2. Ориентироваться в источниках и литературе по данной дисциплине
3. Эффективно использовать богатейший историко- правовой опыт, накопленный нашим госуд<





Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.