Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пример общей технологии разработки экспертного прогноза





Этап 1 — Первичное задание на прогноз. Задание на прогноз – это документ, определяющий цели и задачи прогноза, а также период упреждения, и рекомендующий порядок его разработки.

Субъекты: ЛПР, Заказчик. В первой части этапа ЛПР готовит и передает Заказчику (если таковой имеется) документы и первичные материалы для разработки прогноза. На этой основе совместно решаются ниже указанные задачи, включая три основные условия подбора элементов. Так, если в результате обсуждения этих задач станет ясно, что прогноз мало что дает ЛПР — то есть тому, кто является его потребителем, но при этом для его разработки нужно много времени, усилий и финансовых затрат, то на этом процесс подготовки прогноза завершается. В противном случае переходят ко второму этапу, и тогда завершающей частью первого этапа является подготовка первичного задания на прогноз и назначение ЛПР процедуры разработки прогноза.

Задачи этапа:

— Описать объект или процесс с той степенью детализации, которая необходима для разработки прогноза и, рассмотреть его специфику [ЛПР];

— Указать период упреждения, т.е. время на которое разрабатывается прогноз [ЛПР];

— Указать начало разработки прогноза и затраты времени (интервал или верхний предел) на его разработку исходя из имеющихся временных ограничений, сложности объекта [ЛПР];

— Указать, для чего нужен прогноз, по возможности выделив главные для ЛПР и Заказчика цели [ЛПР или (и) Заказчик];

— Указать форму, структуру и объем прогноза [ЛПР или (и) Заказчик];

— Указать ограничения, источники, механизм, принципы и объемы финансирования проекта «Разработка прогноза в целом», подготовив и утвердив смету расходов на его разработку [ЛПР или (и) Заказчик];

— Оценить возможность при заданных трех основных условиях подбора элементов привлечь к работе экспертов, прогнозистов и организаторов прогноза необходимого уровня [ЛПР или (и) Заказчик];

— Дать предварительную оценку пользы разрабатываемого прогноза. (После выполнения перечисленных задач) [ЛПР].

Этап 2 – Формирование группы сопровождения. Заказчик подбирает и создает группу сопровождения. В задачи этой группы входит разработка экспертного прогноза на всех этапах, начиная с третьего, но за исключением десятого.

Задачи этапа:

— Реализовать процедуру отбора группы сопровождения [ЛПР, Заказчик].

— Подобрать нормативно-правовые документы, необходимые для их работы [ЛПР, Заказчик].

Этап 3 – Уточнение задания на прогноз. Организатор и Прогнозист тщательно готовят и проводят опрос ЛПР с целью выяснить и четко сформулировать все требования к прогнозу. Эти требования могут касаться, в частности внешних связей объекта прогнозирования, что необходимо при системном его рассмотрении; 2. Уточняют основные условия подбора элементов 3. Решают задачи этапа.

Задачи этапа:

— Составить общий план работы над прогнозом и обязательно указать сроки выполнения этапов [Организатор, Прогнозист];

— Указать сторонних потенциальных потребителей прогноза (учитывая при этом, какие решения должны быть приняты ЛПР на основе полученного прогноза) [ЛПР, Прогнозист];

— Оценить качество прогноза, необходимого для ЛПР (в том случае, если удается формализовать этот параметр) [ЛПР, Прогнозист];

— Согласовать с субъектами основные используемые понятия, в том числе: прогноз, эксперт, экспертное заключение, качество экспертного прогноза [Прогнозист];

— Указать источники, механизм, принципы и объемы финансирования каждого из этапов разработки прогноза в рамках ограничений, указанных на первом этапе [Организатор, Прогнозист];

— Рассмотреть практическую возможность финансового обеспечения Заказчиком каждого из этапов и их реализацию [Организатор];

— Выявить уровень понимания ЛПР и Заказчика по исследуемой проблеме [Организатор, Прогнозист];

— Выделить, из ниже следующих множеств, как элементов технологии и обладающих «системозначимыми» свойствами, варианты подходящие для ЛПР, Эаказчиков и экспертов: • совокупность простейших видов экспертных оценок, которые могут быть использованы ЛПР [Прогнозист]; • совокупность простейших методов и процедур организации деятельности экспертных групп, позволяющих получить от них новые знания [Прогнозист]; • совокупность алгоритмических операций и методов, позволяющих получить выбранные виды экспертных оценок [Прогнозист].

Этап 4 – Формирование группы экспертов. Мы полагаем, что при заданных трех основных условиях подбора элементов технологии экспертного прогнозирования, эксперты найдутся. Сферы их компетенции таковы, что необходимо привлечь, по крайней мере, двух экспертов. Для начала из всего множества экспертов мы выбираем потенциально подходящих для нашей группы. На следующем шаге нам необходимо отобрать из потенциальных экспертов, тех, кто будет включен в группу. В заключение нам нужно решить, каким способом мы будем опрашивать экспертов. Суммируя сказанное, отметим то, что влияет на выбор эксперта Организатором, ЛПР и Прогнозистом. Это, прежде всего индивидуальные характеристики эксперта, а также специфика объекта прогнозирования и используемая методика. Основными способами опроса экспертов являются анкетирование и интервьюирование.

Задачи этапа:

— Выделить варианты, подходящие для ЛПР, Заказчика и экспертов из ниже следующих множеств, обладающих «системозначимыми» свойствами: • совокупность способов формирования экспертных групп [Прогнозист]; • совокупность приемов и способов отбора экспертов в группу [Прогнозист]; • совокупность способов опроса экспертов [Прогнозист].

Этап 5 – Информационное обеспечение участников разработки экспертного прогноза. Первоначально Организатор, Прогнозист и Заказчик рассматривают: • цели получения первоначальной информации; • организацию информационного обеспечения; • основные условия создания адекватного информационного образа объекта прогнозирования. Общая схема этапа близка к описанию любого процесса творческого мышления:

1. Накопление информации об объекте;

2. Осмысление полученных оценок (с учетом степени достоверности той или иной информации);

3. Выводы;

4. Проверка выводов. Реализуя указанные стадии этапа, субъекты в дальнейшем должны решить следующие задачи.

Задачи этапа:

— Разработать план поиска необходимой информации, который включает источники поиска необходимых сведений [Организатор, Заказчик];

— Соотнести предполагаемую длительность этапа с протяженностью разработки всего прогноза. В случае необходимости провести коррекцию [Организатор, Заказчик];

— Обеспечить экспертов предварительной информацией [Организатор, Заказчик];

— Разработать структуру информационного обеспечения экспертного прогнозирования. Структура должна отражать специфику области, к которой принадлежит объект прогнозирования [Организатор, Заказчик];

— Сформировать информационный фонд, включающий прогнозы по близкой тематике. Разработать новые и (или) использовать существующие базы данных и знаний на ЭВМ [Организатор, Прогнозист];

— На основе новейших информационных технологий, обеспечить вход в мировое информационное пространство [Организатор, Заказчик];

— Провести анализ собранных данных [Организатор];

— Разработать схему обработки информационных потоков, которая обеспечивала бы техническую и технологическую базу для решения поставленных прогнозных задач [Организатор, Прогнозист];

— Разработать «систему поддержки» эксперта, включающую не только интегрированный банк прогнозной информации, но и диалоговую систему обучения эксперта работе с процедурами и методиками. Такая система должна помочь корректно использовать разнообразные виды экспертных оценок, содержать описание наиболее распространенных методических заблуждений и типовых трудностей экспертного прогнозирования. [Организатор, Прогнозист];

— Создать адекватный информационный образ объекта прогнозирования. [Организатор, Прогнозист].

Этап 6 — Окончательное задание на прогноз. На этом этапе Заказчик, ЛПР, Организатор, Прогнозист, а также при необходимости предварительно отобранный Эксперт окончательно формулируют задание на прогноз. С учетом информации, полученной на четвертом и пятом этапе, Прогнозист решает задачи этапа и тем самым преобразует шесть системно-образующих элементов технологии экспертного прогнозирования в ее системно-составляющие элементы

Задачи этапа:

— Проанализировать объект прогнозирования и при необходимости дать его классификацию [Прогнозист, Эксперт].

— Выбрать элементы системы, обладающие «системоопределенными» свойствами, и тем самым окончательно определить: • вид(ы) экспертных оценок, которые будут использованы. (Необходимо, чтобы форма прогноза удовлетворяла ЛПР и воспринималась экспертами) [Прогнозист]; • метод или процедуру организации деятельности экспертных групп, позволяющую получить новые знания от экспертов [Прогнозист]; • алгоритмическую операцию или метод, позволяющую получить выбранный вид экспертных оценок [Прогнозист]; • прием отбора экспертов в группу [Прогнозист]; • способ формирования экспертных (ой) групп (ы) [Прогнозист]; • способ опроса экспертов [Прогнозист].

Этап 7 – Опрос экспертов:

1. Провести предварительную работу Организатора с экспертами, включая обеспечение экспертов информацией. (По завершению этой части этапа у экспертов должна возникать определенная ориентация в отношении поставленной задачи и их дальнейшей работы) [Организатор];

2. Опросить экспертов на основе выбранного метода или процедуры [Прогнозист];

3. Решить нижеуказанные задачи этапа.

Задачи этапа:

— Нацелить экспертов на системный анализ объекта прогнозирования. Для этого, в частности [Прогнозист]: • установить границы, в рамках которых будет рассматриваться объект; • выявить противоречия в развитии объекта; • исследовать внешние связи объекта.

— Уменьшить влияние конформизма экспертов на их суждения [Прогнозист];

— Получить определенный вид экспертных оценок явно или на основе выбранной алгоритмической операции [Прогнозист]; 4. Выявить параметры, определяющие совокупность классов эквивалентности видов показателей ошибок, для апостериорной оценки точности прогноза путем опроса экспертов [Прогнозист];

Этап 8 — Обработка экспертной информации, ее анализ и представление для ЛПР. Необходимо обработать как количественные, так и качественные результатов опроса. При этом используются как дискретный, так и статистический подходы. Желательно процедуру статистической обработки экспертных данных разбить на три подзадачи: • анализ оценок каждого эксперта; • определение групповых оценок объектов; • оценка достоверности групповых оценок. Первая подзадача — проверка формальной правильности проставления оценок экспертами. В том случае, когда мнения экспертов расходятся, а это бывает почти всегда, необходимо тем или иным способом ввести понятие «усредненное» мнение и решить вторую подзадачу. (Выбор типов средних, зависит от вида экспертной оценки и, значит, от шкалы, в которой дана оценка). Одной из важнейших проблем, возникающих при обработке экспертной информации, является выбор наилучшей альтернативы. Кроме того, часто необходимо решать три следующие задачи анализа и обработки экспертной информации: — проверка согласованности значений индивидуальных экспертных оценок, выявление отдельных резко отклоняющихся значений, либо двух или более возможных подгрупп согласованных значений оценок в общей совокупности; — получение обобщенного суждения согласованной группы индивидуальных экспертных оценок и оценки их согласованности (рассеяния); — разработка с помощью теории игр N-игроков не манипулированных процедур: так называемая активная экспертиза. В том случае, когда эксперты дают совокупность своих оценок тех или иных показателей, прямо или косвенно связанных между собой, необходимо согласовывать эти оценки (в смысле соотношения их друг с другом) таким образом, чтобы закономерности связей между показателями нашли отражение в соотношении экспертных оценок этих показателей. В заключительной и важнейшей части этого этапа происходит формирование обобщенного заключения экспертов для ЛПР в виде структурированного документа — прогноза.

Задачи этапа:

— Обработать экспертные оценки [Прогнозист];

— Проанализировать и истолковать их [Прогнозист, Эксперт];

— Учесть влияние конформизма экспертов на их суждения;

— Подготовить самим, или с помощью экспертов, сводный материал [Организатор, Прогнозист].

— Представить сформированное обобщенное заключение экспертов для ЛПР в структурированном виде, с обязательным формулированием выводов и отредактировать его [Организатор, Прогнозист, Эксперт]. Для решения последней задачи необходимо решить совокупность подзадач:

Этап 9 — Априорная оценка качества прогноза. Априорная оценка качества пассивного экспертного прогноза осуществляется в две стадии:

1. (до получения оценок экспертов). Необходимо оценить качество единичного экспертного прогноза исходя из следующих параметров: • своевременность разработки самого прогноза; • степень четкости и ясности задания на прогноз; • оценка качества (по полноте и надежности и т.д.) исходной информации, предоставляемой экспертам; • обоснованность постулатов и допущений, лежащих в основе прогноза; • степень близости к принятой технологии получения прогноза; • уровень компетентности специалистов, участвующих в разработке прогноза. Кроме того, в случае, когда Прогнозист и выделенный эксперт задают функцию, которая отражает зависимость результирующего значения некоторой прогностической процедуры от значения исходных данных, можно априори оценить чувствительность функции, заданной на этих элементах.

2. (когда эксперты дали свои оценки). Тогда о качестве единичного экспертного прогноза можно судить, в частности, по: • виду оценок экспертов (если эксперты могут его выбирать); • динамике изменения оценок в случае многотуровых экспертиз; • месту расположения оценки на шкале с ограничениями, данной экспертом; • взаиморасположению различных частей одной и той же оценки или различных простейших видов экспертных оценок.

Задачи этапа: Оценить —насколько полезен прогноз до его реализации и ранее момента завершения периода упреждения прогноза [ЛПР, Заказчик].

Этап 1О — Использование прогноза для принятия решений:

1. Еслиполучен бесполезный прогноз. Его необходимо игнорировать, поскольку знания, которые извлекаешь из такого прогноза, несоразмерно малы в сравнении с огромным трудом, затрачиваемым на его получение и заново перейти к его разработке.

2. Если — получен полезный прогноз. На 10-м этапе необходимо провести синтез объективной информации не прогнозного характера и информации, полученной в этом и других прогнозах, с целью приведения их в форму, удобную для принятия решения. Так, в случае, когда мы разрабатываем долгосрочный прогноз, могут быть полезны среднесрочные и даже краткосрочные прогнозы. Использование всей совокупности данных повышает качество решения, принимаемого на основе прогноза.

Этап 11 — Апостериорная оценка качества прогноза. После того, как период упреждения прогноза завершился, необходимо провести верификацию прогноза и оценку его качества.

Задачи этапа:

— Провести верификацию прогноза [Организатор, Прогнозист, Эксперт];

— Получить информацию об аналогичном, но стороннем прогнозе с тем же периодом упреждения [Организатор, Прогнозист, Эксперт].

— Путем сопоставительного анализа выявить, какая из прогнозных оценок точнее: полученная нами или же полученная в рамках стороннего прогноза [Прогнозист, Эксперт].

Этап 12 — Разработка управляющих воздействий. Проводить анализ эффективности предложенной технологии и контроль над правильностью ее реализации, а также решить нижеуказанные задачи.

Задачи этапа:

— Анализировать информацию о решениях, принятых на основе экспертных прогнозов [Организатор];

— Вести систематический учет ошибок экспертов и на основе принципа обратной связи, выбирать экспертов из числа потенциальных кандидатов в эксперты [Организатор, Прогнозист];

— Постоянно улучшать методическое, информационное и организационное обеспечение экспертизы (пополнение и совершенствование банков данных, справочных и нормативных материалов) [Организатор, Прогнозист];

— Организовывать и проводить на постоянной основе подготовку и переподготовку экспертов, прогнозистов, организаторов разработки прогнозов. [Заказчик, Организатор, Прогнозист];

— Вести архивное накопление прогнозных материалов [Организатор];

— Проводить на научно-методической основе выборочную проверку качества экспертных прогнозов [Прогнозист].







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.