|
Изоляция электрических машин высокого напряженияК этой категории относятся электрические машины большой мощ- ности: генераторы, синхронные компенсаторы и электрические дви- гатели большой мощности, работающие при напряжениях 3–20 кВ. Изоляция электрических машин данного типа работает в тяжелых условиях эксплуатации: перенапряжения, высокая рабочая темпера- тура, цикличность нагрева и охлаждения, механические усилия и вибрация, воздействие продуктов разложения, частичные разряды, неоднородные поля. Необходимо также учитывать технологические трудности изготовления изоляции и возможность повреждения изо- ляции при изготовлении и укладке. Стоимость изоляции мощных электрических машин составляет 50–80 % от совокупной стоимости всех материалов электрических машин. Изоляция электрических машин подразделяется на корпусную (между обмоткой и магнитопроводом), междуфазную, витковую (между витками одной секции и катушки), изоляцию отдельных проводников или стержней. Конструкция изоляции зависит от мощ- ности машины, способа охлаждения и применяемых материалов. В генераторах старой конструкции применялась термопластич- ная изоляция на основе микаленты и битумного лака (компаундиро- ванная изоляция). Ее недостатки в том, что с ростом температуры компаунд размягчается, становится текучим, в нем образуются га- зовые включения. В современных машинах применяют термореак- тивную изоляцию на основе слюдинитовой бумаги, эпоксидных компаундов и стеклоткани или стеклопластика. Витковая изоляция выполняется из стеклослюдяной ленты или на основе эмалированных проводов со стекловолокнистой обмоткой, пропитанной эпоксидным компаундом. Основные типы термореак- тивной изоляции: монолит – 1, 2, 3, 4; ВЭС-2; слюдотерм; монотерм. Основные этапы технологии изготовления витковой изоляции: на- мотка сухими лентами; обжимка, вакуумная пропитка, отвердевание. Конструкция изоляции турбогенераторов показана на рис. 3.25. Токоведущие стержни 3 выполняются прямоугольной формы (могут быть полые проводники 4 для непосредственного охлажде- ния). Вследствие этого электрическое поле в пазах статора неодно- родно. Степень неоднородности зависит от радиуса закругления и толщины изоляции и составляет k н = 2,2-2,4. Для уменьшения не- однородности поля применяют прокладки из алюминия корытного профиля 11 и изоляционные прокладки 10 с закругленными краями, а также закругление стержней. Поверх корпусной изоляции 6 на- кладывается слой из полупроводящей ленты 7 (асбестожелезистая лента) для ослабления электрического поля в воздушных включе- ниях между изоляцией и стенками паза, что уменьшает интенсив- ность ЧР, скользящих разрядов (СР) и короны. Для уменьшения ЧР и СР используют также стойкую изоляцию с повышенным содер- жанием слюды. Рис. 3.25. Поперечный разрез паза статора: 1 – клин; 2, 12 – изоляционные прокладки; 3 – медный сплошной проводник; 4 – медный полый проводник; 5 – изоляционный разделитель групп транс- понированных проводников; 6 – корпусная изоляция; 7 – полупроводящая лента; 8 – изоляция мест переходов транспозиции проводников; 9 – изоляционная замазка; 10 – изоляционная прокладка с закруглением; 11 – алюминиевая прокладка; 13 – сталь статора
В лобовых частях обмотки для устранения разрядных процессов по поверхности при выходе обмотки из статора полупроводящее покрытие (полупроводящий лак или медьсо- держащая лента) выводится за пре- делы паза и делается несколькими ступенями с различным удельным по- верхностным сопротивлением r (r1 < r2 < r3) (рис. 3.26). Плот- ность поверхностного тока утечки при этом уменьшается по мере удаления от паза и распределение напряжения в лобовых частях выравнивается.
Рис. 3.26. Схема противокоронной защиты в месте выхода стержня из паза Испытания изоляции генераторов, которые проходят в процессе производства, указаны в табл. 3.5. Анализ результатов испытаний показывает, что пробои на ребрах проводника составляют 35–40 % от их общего количества, на узких гранях – 10–15 %; на широких – 45–50 %. При выпуске машины испытательное напряжение U исп = = 2 U н + 3 кВ, где U н – номинальное напряжение электрической ма- шины, кВ. При приемосдаточных испытаниях U исп = 0,8(2 U н + 3) кВ» » 1,75 U н. Таблица 3.5 Виды испытаний и испытательные напряжения для изоляции генераторов
Импульсная прочность изоляции составляет E = 30-35 кВ/мм при толщине d = 3-12 мм, однако имеет место значительный статисти- ческий разброс. Электрическая прочность изоляции всей машины ниже, чем электрическая прочность отдельных стержней. В экс- плуатации в результате механических воздействий кратковременная (импульсная) прочность снижается. Для новых машин коэффициент импульса k и = U и U 50 = 1,5-2,0. Для машин, находящихся в длитель- ной эксплуатации, k и < 1, что объясняется образованием трещин. На основании опыта эксплуатации толщина изоляции может быть определена по следующему выражению: d = 1,45 + 0,24 U [кВ], мм. (3.21) В наиболее тяжелом режиме работает витковая изоляция. Для нее более опасными являются импульсные перенапряжения, менее опасны ЧР.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|