Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА





 

1.1. Понятие, предмет и система

международного воздушного права

 

Современное международное воздушное право базируется на широкой нормативной базе, включающей Конвенцию о международной гражданской авиации 1944 г. и других международных договорах, регулирующих широкий круг вопросов, касающихся правового статуса и режима воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами, международных полетов, осуществления международных перевозок, регламентации международных воздушных сообщений, обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности и т.д.

Нормативную правовую базу современного международного воздушного права (МВП) составляют также различного рода региональные соглашения и двусторонние соглашения о воздушных сообщениях.

Разноплановая нормативная правовая база МВП представляет собой не простую совокупность юридических норм, а стройную систему принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, возникающих в процессе использования воздушного пространства в целях гражданской авиации.

Таким образом, предметом регулирования международного воздушного права можно считать межгосударственные отношения, возникающие в связи с выполнением международных полетов и международных воздушных перевозок.

Международное воздушное право регулирует преимущественно международную деятельность национальной гражданской авиации, которая складывается из международных полетов и международных перевозок. Такого рода деятельность осуществляется в рамках международных воздушных сообщений, образующих всемирную сеть. В зависимости от применяемых критериев существуют различные классификации отношений, возникающих при международных полетах и международных воздушных перевозках.

Международное воздушное право входит в систему международного права и является отраслью международного права, которая выполняет функции обеспечения международного правопорядка при использовании воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами.

 

1.2. Международное право обеспечения безопасности

деятельности международного воздушного транспорта

 

Научно-технический прогресс XX века привел человечество к тому, что проблемы обеспечения безопасности за сравнительно короткий исторический промежуток времени вышли на первый план практически во всех сферах деятельности и стали насущной необходимостью.

Эта же проблема коснулась деятельности на воздушном транспорте, так как авиация сегодня - это один из самых массовых видов транспорта. Как только речь заходит об авиации, на первый план сразу выдвигается проблема обеспечения безопасности воздушного транспорта.

В середине прошлого века, когда в 1967 - 1968 гг. по Северной и Южной Америке, а затем и по всему миру прокатилась волна захватов и угонов воздушных судов, диверсий и шантажа, в авиации возникла новая проблема - воздушный терроризм. Мировое сообщество осознало надвигающуюся на воздушный транспорт опасность и начало адекватно реагировать на тенденцию роста случаев воздушного терроризма путем создания системы международно-правового обеспечения борьбы с терроризмом.

Безопасность на воздушном транспорте включает как минимум две составляющие - безопасность полетов и авиационную безопасность.

Изначально безопасность полетов согласно давно устоявшемуся мнению определялась способностью авиационно-транспортной системы обеспечить воздушные перевозки без угрозы для здоровья и жизни людей.

Обеспечение безопасности полетов воздушных судов является сложной комплексной проблемой, которую решают системно на всех этапах функционирования воздушного транспорта. Требования, предъявляемые к безопасности полетов, реализуются при создании воздушных судов, в процессе их эксплуатации, всех видах обеспечения полетов с учетом разнообразных факторов и связей, которые проявляются в процессе выполнения полетов.

Таким образом, безопасность выполнения полетов определяется не только состоянием функциональных систем самого воздушного судна, но также всеми элементами авиационно-транспортной системы и условиями среды, в которых выполняются полеты.

В качестве неблагоприятных последствий нарушения безопасности полетов воздушных судов в соответствии с международным воздушным правом могут иметь место следующие события: авиационное происшествие, инцидент, чрезвычайное происшествие, повреждение воздушного судна на земле.

Понятие авиационной безопасности связано с характеристикой защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

19 марта 1997 года был принят Воздушный кодекс Российской Федерации, в котором в развитие приложения N 17 к Чикагской конвенции впервые в нашей стране законодательно был закреплен термин "авиационная безопасность". Этим законом был устранен двойной стандарт безопасности для международных и воздушных линий, четко определены направления обеспечения авиационной безопасности, а именно:

- предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;

- охрана воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;

- исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введение особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

- предполетный досмотр;

- реализация мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения должны быть установлены федеральными авиационными правилами, часть из которых в настоящий момент находятся в стадии разработки. Это касается прежде всего государственного регулирования деятельности служб авиационной безопасности, проведения предполетного досмотра и разработки сертификационных требований к техническим средствам, которые используются в службах авиационной безопасности.

Таким образом, одним из приоритетных направлений обеспечения авиационной безопасности на современном этапе является создание адекватного нормативно-правового обеспечения этого вида деятельности.

Проблема обеспечения безопасности воздушного транспорта возникла уже с первыми передвижениями в воздухе на воздушных шарах. Так, в первом международном договоре, заключенном между Германией и Австрией 2 ноября 1898 г., были урегулированы отношения, связанные с использованием воздушных шаров в военных целях, а также определялись условия полетов через границы военных пилотов воздушных шаров.

Следует отметить, что первоначально существовали две противоположные теории использования воздушного пространства различными государствами: "полной свободы воздуха" и "полного государственного суверенитета", и первые трудности, связанные с попытками урегулирования полетов над территориями отдельных государств и обеспечения при этом безопасности воздушного транспорта, были обусловлены наличием этих двух теорий.

Первый Международный воздушный кодекс, выработанный под эгидой созданного в 1909 году Международного юридического комитета авиации (МЮКА), был ориентирован на сторонников теории "свободы воздуха".

Однако по мере развития авиации все больше выявлялась несостоятельность этой теории, предусматривавшей возможность вторжения в воздушное пространство другого государства.

Одним из первых международных правовых актов, устанавливающих основы международного воздушного права, ориентированным на принцип суверенитета, была Парижская конвенция 1919 года. Впервые в Парижской конвенции была сделана попытка объединить принципы "полного суверенитета" и "свободы воздуха". Статья 1 определила, что "каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства, расположенного над его территорией". Одновременно с этим в статье 2 признавалось право "мирного полета" иностранных воздушных судов над территориями других государств.

Многие государства признавали, что обеспечить эффективность и регулярность воздушных перевозок можно только на основе хорошей организации проектирования и изготовления воздушных судов, их летной и технической эксплуатации.

В свою очередь, решение этой задачи справедливо связано с унификацией требований к технологиям, процедурам эксплуатации гражданских воздушных судов и распространением этих требований на все государства, имеющие гражданские воздушные суда.

Это определило необходимость создания международных организаций, которые определяли общие для всех стран правила безопасной деятельности гражданской авиации и использования воздушного пространства.

Очень важной вехой в развитии международного воздушного права явилось создание на первом Конгрессе международного частного воздушного права в 1925 году Международного технического комитета юристов - экспертов по воздушному праву (СИТЕЖА), который просуществовал вплоть до создания ИКАО.

Роль этого Комитета в создании большинства международных конвенций и соглашений по гражданской авиации в этот период была чрезвычайно велика. Так, например, Международный технический комитет являлся разработчиком проекта Варшавской конвенции 1929 года, в котором впервые были заложены правовые основы регулирования поисковых и аварийно-спасательных работ, страхования, регистрации воздушного судна и пр., что также положительным образом сказалось на обеспечении безопасности и регулярности полетов.

В конце Второй мировой войны большинство государств пришло к выводу о необходимости разработки международно-правовых основ обеспечения безопасной деятельности гражданской авиации в послевоенный период.

Взамен Парижской конвенции 1919 года в декабре 1944 года была принята Конвенция о международной гражданской авиации. Это ознаменовало новый этап в дальнейшем развитии международного воздушного права, ориентированного на обеспечение безопасности полетов.

Сегодня действуют более 10 международных межправительственных авиационных организаций, которые играют ведущую роль в системе международного сотрудничества на мировом воздушном транспорте.

Главенствующее положение среди этих авиационных организаций по праву занимает Международная организация гражданской авиации (ИКАО), созданная в конце Второй мировой войны на основе Чикагской конвенции 1944 г. и официально начавшая действовать с апреля 1947 года.

Необходимо отметить, что вклад России в развитие воздушного права весьма значителен. Уже в дореволюционной России был принят ряд нормативных актов, касающихся использования воздушного пространства и обеспечения безопасности полетов. В первые годы советской власти в 1921 г. Совет Народных Комиссаров принимает Декрет о воздушных передвижениях - полный аналог по названию Международной конвенции 1919 г.

Дальнейшее правовое регулирование деятельности авиации и обеспечения безопасности полетов осуществлялось посредством принятия комплексных нормативных актов - воздушных кодексов, включая действующий сегодня Воздушный кодекс РФ 1997 г.

После вступления в ИКАО обозначился новый этап развития международного и национального воздушного права России. Он характеризуется созданием актов, регулирующих деятельность авиации и использования воздушного пространства, строго ориентированных на определенный вид деятельности или область применения. К актам, которые напрямую связаны с обеспечением безопасности воздушного транспорта, можно отнести Федеральные авиационные правила, Авиационные правила, Руководства и т.п.

 

1.3. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте

 

Многие нормы международного воздушного права сегодня направлены на обеспечение всесторонней безопасности воздушных сообщений. Именно поэтому обеспечение безопасности выполняемых международных полетов входит в число важнейших функций международного воздушного права.

Конкретно к предмету регулирования международного воздушного права можно отнести:

- полеты в суверенном воздушном пространстве государств в целях выполнения международных и национальных воздушных перевозок;

- полеты в международном воздушном пространстве в целях выполнения международных воздушных перевозок;

- сотрудничество государств в использовании воздушного пространства;

- режим воздушного пространства и безопасность воздушных перевозок;

- международно-правовую защиту воздушного пространства от загрязнения.

Из приведенного выше перечня видно, что правовой режим воздушного пространства и правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по обеспечению безопасности на воздушном транспорте, базируются как на принципах и нормах международного (публичного) права, так и на нормах национального (внутригосударственного) права. В этой связи следует отметить, что такое положение в ряде случаев создает определенные трудности при практическом применении норм международного воздушного права на территории различных государств, в том числе Российской Федерации.

Под источником международного воздушного права понимаются договор, обычай и вспомогательные источники, что вытекает из статьи 38 Статута Международного суда ООН. Основная регламентирующая роль в международном воздушном праве принадлежит договорам, обычаи занимают незначительное место.

Договором в международном праве принято считать соглашение, достигнутое и выраженное в юридической форме между субъектами международного права, о создании, изменении или прекращении конкретного правила в качестве нормы международного права.

В международном воздушном праве наиболее распространенными видами таких соглашений являются конвенции, соглашения, протокол конвенции и т.п.

Примером многостороннего договора может служить Чикагская конвенция о Международной гражданской авиации 1944 г., в которой участвуют почти все государства.

Заключение такого рода многосторонних договоров значительно упрощает процедуру единообразного создания и применения норм в национальном воздушном законодательстве различных государств в плане обеспечения безопасности воздушного транспорта.

В практике сотрудничества между государствами в сфере воздушного транспорта имеет место значительное число двусторонних соглашений по конкретным вопросам, касающимся только этих государств. Это, как правило, вопросы, связанные с регулированием воздушного движения в конкретном регионе, таможенными правилами, административными формальностями, техническим сотрудничеством и т.д.

К числу основных источников международного воздушного права можно также отнести договоры государства с международными организациями и региональные договоры и соглашения. К последним относятся, например, Документ Стокгольмской конференции по мерам доверия 1986 г., Конвенция Европейской организации гражданской авиации.

Сегодня важное значение в области обеспечения безопасности в гражданской авиации приобретают договоры между неправительственными организациями. К таким неправительственным организациям относится, например, Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА).

Акты, принимаемые международными неправительственными организациями, за исключением специально оговоренных случаев, по своей правовой силе являются рекомендательными и, как правило, распространяются только на членов этого международного объединения.

Следует отметить, что сегодня роль России в поддержании и обеспечении надежных и эффективных воздушных сообщений постоянно возрастает. Позитивное движение в этом направлении возможно только при наличии надлежащей правовой базы. Такая база в настоящий момент обеспечивается:

- во-первых, воздушным законодательством. Оно состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, федеральных авиационных правил и других принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ.

Российское воздушное законодательство регулирует использование воздушного пространства и деятельность в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с использованием российских воздушных судов за пределами Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами соответствующего иностранного государства или международным договором;

- во-вторых, международными договорами, участником которых является Российская Федерация. При этом, если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены российским воздушным законодательством, применяются правила международного договора. Причем, как уже отмечалось выше, это могут быть:

- многосторонние межгосударственные соглашения (конвенции), устанавливающие общие принципы деятельности международной гражданской авиации и ее организации ИКАО (Чикагская конвенция 1944 г.), а также регулирующие: ответственность авиаперевозчика и эксплуатанта воздушных судов, борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и т.д.;

- двусторонние межправительственные соглашения о воздушном сообщении, решающие вопросы, связанные с установлением воздушных сообщений между Российской Федерацией и конкретными странами;

- коммерческие соглашения, заключаемые авиапредприятиями по вопросам коммерческого и технического обслуживания авиаперевозок и воздушных судов, агентского обслуживания, заправки топливом и т.д.; коммерческого сотрудничества между предприятиями-партнерами: совместное использование кодов (кодшеринг), совместная эксплуатация линий, аренда воздушных судов и пр.

Исходя из того что международное воздушное право является составной частью международного (публичного) права, основные принципы современного международного права действуют и в области правового регулирования международных воздушных сообщений в целом.

Принцип полного исключительного суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории занимает по своему значению центральное место в международном воздушном праве. Суверенитет над воздушным пространством является составной частью государственного суверенитета. В силу этого государство в пределах собственного воздушного пространства суверенно, т.е. оно в принятии решений исходит только от собственной власти этого государства. Эта позиция нашла отражение в статье 1 Чикагской конвенции 1944 года и воздушных кодексах многих государств.

Так, Воздушный кодекс Российской Федерации в статье 1, закрепляя суверенитет России в отношении воздушного пространства РФ, определяет, что "Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем".

Государственный суверенитет осуществляется государством независимо от его участия в Чикагской конвенции 1944 г. или ином международном договоре.

Очень важной производной суверенитета, в том числе для Российской Федерации, является возможность создания по своему усмотрению национального воздушного законодательства, регулирующего как внутренние, так и международные перевозки над территорией этого государства.

В плане национального регулирования деятельности авиации сегодня условно можно выделить два направления:

1) международная аэронавигация;

2) международный воздушный транспорт (перевозки, коммерческая деятельность).

Первое направление связано с обеспечением собственно безопасности полетов и авиационной безопасности, поэтому акцент в учебнике и сделан на международную аэронавигацию, второе - с обеспечением деятельности воздушных перевозок.

Одним из важнейших принципов международного воздушного права является и принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. События последних лет прямо указывают на важность и актуальность его неукоснительного соблюдения.

Данный принцип предполагает суверенное право любого государства принимать адекватные меры организационного, технического, эксплуатационного, информационного и т.д. характера, обеспечивающих выполнение полетов гражданских воздушных судов без угрозы для здоровья и жизни людей.

К основным принципам международного воздушного права относится принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве (за пределами государственной территории). В соответствии с этим принципом любые воздушные суда могут выполнять полеты в международном воздушном пространстве, которое не находится под юрисдикцией какого-либо другого государства. Женевская конвенция об открытом море 1958 г. установила, что свобода открытого моря включает в себя также и "свободу летать над ним" (inter avia).

Соблюдение принципа свободы полетов предусматривает оптимальное соблюдение прав и обязанностей государств в области использования воздушного пространства. Это, например, право государств осуществлять полную юрисдикцию над своими воздушными судами и экипажами, применять аэронавигационные средства для контроля и управления полетами воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, право преследовать иностранное торговое судно за нарушение законов и правил прибрежного пространства и т.д.

Однако при реализации своих прав государства обязаны, в частности: соблюдать правила полетов, рекомендованные ИКАО (Чикагская конвенция, статья 12); не допускать полетов своих военных и гражданских воздушных судов без национальных знаков отличия и регистрационного номера (Чикагская конвенция, статьи 17 - 20) и т.д.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Понятие международного воздушного права.

2. Какие нормативные правовые акты составляют юридическую базу современного международного воздушного права?

3. Основные стратегические задачи в области обеспечения международных полетов.

4. Раскройте содержание международно-правового регулирования деятельности по обеспечению безопасности на воздушном транспорте.

5. Перечислите направления, относящиеся к предмету регулирования международного воздушного права.

6. Приведите примеры основных источников международного воздушного права.

7. Какие принципы международного воздушного права положены в основу воздушного права России?

8. Охарактеризуйте особенности правового регулирования международных полетов гражданских воздушных судов.

9. Каковы особенности правового регулирования международных воздушных сообщений?

10. Дайте характеристику и определите основные направления либерализации деятельности международного воздушного транспорта.

 

Литература

 

1. Конвенция о международной гражданской авиации. Чикаго, 1944.

2. Международное воздушное право. М., 1980. Кн. 1.

3. Международное воздушное право. М., 1981. Кн. 2.

4. Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

5. Международное право / Под ред. К.А. Бякишева. М., 2005.

6. Бордунов В.Д. Международное воздушное право: Учеб. пособие. М.: Авиабизнес; Научная книга, 2007.

7. Свиркин В.А. Воздушное право. Международное воздушное право (аспект безопасности): Учеб. пособие. М.: МГТУ ГА, 2008. Ч. I.

8. Соловьева Т.Л. Оценка динамики развития международного права и национального права России, регламентирующих деятельность по обеспечению безопасности на воздушном транспорте // Транспортное право. 2008. N 3.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.