|
По истории государства и права зарубежных странСтр 1 из 7Следующая ⇒ Сапожников С.М.
ДЕЛОВАЯ УЧЕБНАЯ ИГРА (Частная методика интерактивного семинарского занятия) По истории государства и права зарубежных стран
Тема: Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика Нижний Новгород В методическую разработку интерактивного семинарского занятия включены общие и частные методические рекомендации по организации и проведению семинара-учебной игры, перечень основных вопросов, монографической и учебной литературы, и ряд приложений по теме, посвященной изучению и сравнению государственного и общественного строя древних Афин и Спарты. Рекомендуется для использования в процессе преподавания учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран».
Содержание
Раздел I. Общие методические рекомендации Пояснительная записка Существенную роль в преподавании могут и должны оказывать активные формы обучения. Активность не возникает само собой, при обращении к той или иной форме, она создается творческим трудом преподавателя и учащихся. Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, и развиваются творческие способности обучающихся. Задачей преподавателя является сделать лекцию, семинар, практическое занятие активными формами обучения и воспитания. Эффективное преподавание невозможно без методического разнообразия в работе с учащимися. Следует отметить, что метод – это не просто набор пожеланий, включающий глаголы «улучшить», «усилить», «повысить», «поднять» и пр. Метод – это не требование, а «принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил».[1] Можно выделить некоторые методологические составляющие процесса обучения. Во-первых: метод – это алгоритм, определенные правила деятельности учителя и учеников в достижении учебных и воспитательных целей. Во-вторых: использование частных методик проведения занятий по конкретным темам неразрывно связано с общими методами обучения, владея которыми преподаватель может и должен использовать на любых занятиях. Тема семинарского занятия «Древнее государство Афин и Спарты: сравнительная характеристика» занимает особое место в курсе «История государства и права зарубежных стран». Кроме того, некоторые материалы семинарского занятия могут быть использованы при изучении отдельных тем дисциплин «История политических и правовых учений», «Политология», «Теория государства и права», «История философии», «Профессиональная этика». В свою очередь материалы, некоторые понятия и термины указанных дисциплин, эффективно используются при изучении курса «История государства и права зарубежных стран» и в частности при изучении темы заявленного семинарского занятия. Использование междисциплинарных связей позволяет разнообразить и обогатить процесс обучения, расширяет научный кругозор учащихся, позволяет закрепить знания и навыки, полученные на других занятиях. Семинарское занятие предлагается провести в форме учебной игры. Игра – не только культурная универсалия, но и универсальный педагогический инструмент, применимый в большинстве областей знаний. Уже древние римляне использовали слово «ludens» для обозначения сразу двух таких разных, наш современный взгляд, понятий – «игра» и «школа». Латиняне были уверены, что знания усвояться только в игре. Подобного же мнения придерживались и мыслители более поздних времен. Игровые технологии обладают наиболее высокими возможностями повышения творческой и рефлексивной активности обучающихся. Одной из разновидностей обучающей игры являются сюжетно-ролевая игра. Игра может реально моделировать реально-исторические сюжеты, а может вносить элемент научной фантастики, моделируя ситуацию, которая реально и не происходила, но предположить такое развитие событий допускается. Учебная игра воспроизводит ситуацию, но в несколько театрализованном виде. Как в театральной игре, у нее есть свой сценарий, распределение ролей между участниками, наличия режиссера, который следит за порядком и руководит всем действием. Игра как метод построения учебного процесса включает следующие компоненты: - игровые роли и их принятие; - построенные по определенным правилам игровые действия; - моделирование игрового процесса и соответствующего ему эмоционального напряжения (технология игры). Участники ролевых учебных игр стараются безукоризненно следовать всем заданным правилам. Игра побуждает к максимальному напряжению, а следовательно к развитию психического и интеллектуального потенциала, самостоятельному поиску знаний, стимулирует активность и находчивость[2].
Целевая установка Цель занятия: Цель семинарского занятия «Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика» направлена на дальнейшее развитие и закрепление определенных знаний, умений и навыков. Образовательные функции Продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной подготовки. студенты должны знать: Ø объективные закономерности развития древнегреческого общества, приведшие к образованию государства; Ø основные факторы, определяющие развитие государства и права в древней Греции; Ø взаимосвязь государственно-правовых явлений с экономикой, идеологией, религией; Ø на примере Афин и Спарты рассмотреть различные типы и формы государства, особенности государственного и правового развития этих стран; Ø основополагающие понятия, термины и категории относящиеся к изучаемой теме; Ø конкретно-исторический материал содержащийся в историко-правовых источниках и приемы работы с ними. Продолжить формирование у курсантов умений: Ø актуализировать знания, полученные на предыдущих занятиях; Ø анализировать и оценивать эволюцию государственного, общественного и правового устройства древнегреческих полисов; Ø применять и использовать в связи с изучаемым материалом основных категорий предыдущих тем; Ø выражать и обосновывать свои взгляды по вопросам, касающимся ценностного отношения к различным государственно-правовым институтам; Ø выявлять и обосновывать значимость тех или иных государственно-правовых институтов для анализа современного государства и права; Ø ориентироваться в перспективах государственно-правового развития на основе осмысления исторического опыта, генезиса цивилизации, анализа и оценки современных событий в мире и в стране; Ø проверять степень усвоения знаний, умений и навыков, полученных курсантами на лекционных, семинарских занятиях и в рамках самостоятельной работы. Воспитательные задачи Продолжить формирование у курсантов: Ø позитивной мировоззренческой направленности; Ø профессионального правосознания; Ø умения действовать в духе законности и профессионализма; Ø представлений о роли своей предстоящей профессиональной деятельности; Ø на историческом примере воспитание патриотизма, любви к Родине, нравственных качеств личности, непримиримость к негативным поступкам. Структура занятия
Для проведения семинарского занятия по теме «Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика» преподавателю рекомендуется обеспечить наличие: дидактического материала – выполненные на носителе крупного формата (А-1 или А-2) схемы: «Периодизация истории Афинского рабовладельческого государства», «Периодизация истории древней Спарты», «Государственный строй Афинского полиса», «Государственный строй древней Спарты», «Общественный строй Афинского полиса», «Общественный строй древней Спарты» (см.: Схемы № 1, №2., №3, №4, №5, №6); раздаточного материала – Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древний мир и средние века. Подготовительная часть. Для проведения учебной игры «Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика», требуется значительная подготовительная работа. Игровые действия определяются целевым аспектом игры и могут задаваться по разному: сценарием, ведущим, режиссером или фасилитаторами[3] игры, нормативными документами. В ряде случаев игровые действия могут формироваться самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями. В нашем случае наиболее оптимальным является разумное сочетание всех выше указанных факторов. Сценарий разрабатывается преподавателем, им определяется основное действие и направление игры. Персональные задания учащиеся получают заранее на предшествующем учебной игре семинарском занятии. Кроме индивидуальных заданий, студенты получают и общие задания, для этого они разбиваются на группы, во главе со старшими групп, которые выбираются или назначаются из числа наиболее ответственных и подготовленных учащихся. В течение всего периода подготовки к семинарскому занятию преподавателем проводятся индивидуальные и групповые консультации, в специально отведенное для самостоятельной подготовки время. На них проверяется правильность и своевременность выполнения возложенных на студентов по подготовке к семинарскому занятию заданий. Во время консультаций совместно преподавателем и учащимися обсуждаются вопросы: как лучше подготовится к учебной игре, на что необходимо обратить особое внимание и пр. Преподаватель выступает в роли координатора и наставника, он моделирует и направляет процесс подготовки, но курсантам предоставлена определенная самостоятельность, под чутким руководством учителя они готовят проблемные вопросы оппонентам по игре, разрабатывают ситуации поведения и действий. Исходя из состава учебной группы (примерно 26-32 человек) рекомендуется следующая схема распределения ролей в учебной игре «Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика» Таблица № I.
Следует заметить, что студенты должны изучить и знать учебный материал всего семинарского занятия, не только историю государства и права страны, представителем которой в игре они является, но и историю государства и права страны соперницы. Деление на роли предполагает использование способа перехода от общего к частному, от общих знаний истории государства и права одного из полисов к углубленным знаниям тех государственных и правовых институтов, роль в которых им досталась. Для участия в каждой роли необходимо задействовать не менее двух участников. Это необходимо по нескольким причинам: во-первых, взаимозаменяемость, в случае болезни или иной причины отсутствия на семинаре, эта роль всегда будет закрыта товарищем по команде; во-вторых, уровень подготовленности учащихся различается, поэтому более подготовленные ученики должны помочь слабо успевающим лучше подготовиться к этому семинарскому занятию. Вводная часть Занятие начинается с ритуала приветствия преподавателем группы и доклада капитанов о готовности команд к игре. Преподавателю необходимо: 1 выяснить о степени готовности группы. Так как контроль за подготовкой к семинарскому занятию должен осуществляется преподавателем постоянно в ходе подготовки к игре, то совершенно неготовых к занятию в принципе быть не должно. Если все же выясниться, что кто-то, по какой-либо причине не смог подготовится к занятию (например, длительное отсутствие из-за болезни), следует предупредить, о необходимости подготовится и впоследствии ответить преподавателю эту тему. Кроме того, необходимо разъяснить, что их неподготовленность не являться основанием, быть сторонними наблюдателями. Они внимательные слушатели и полноправные активные участники семинара-игры, должны и обязаны участвовать в дискуссиях и обсуждениях вопросов, а в конце семинара им будут заданы вопросы по изученной теме занятия и своими ответами они смогут принести дополнительные очки команде; 2) проверить, есть ли в аудитории мел и тряпка, чтобы иметь возможность в случае необходимости визуализировать информацию по вопросам темы; 3) проконтролировать наличие дидактического и раздаточного материала. Дидактический материал раскладывается в стопку, схемы вывешиваются непосредственно перед выступлением и впоследствии не снимаются, это должно способствовать не только их запоминанию, но позволяет использовать их при ответе на другие вопросы; 4) На этом этапе студенты прикрепляют заранее подготовленные визитки с именами игроков и той ролью, которую они будут исполнять в ходе игры. Они рассаживаются по командам. Преподаватель представляет команду игротехников.[4] Основная часть занятия Подведение итогов занятия. Курсанты с нетерпением должны ждать подведения итогов занятия. Для них интересно и важно кто стал победителем. Пока выбранная специальная счетная комиссия считает заработанные командами баллы, преподаватель дает краткое резюме состоявшейся игры. 1. Необходимо поблагодарить участников игры за проделанную работу, может, не все у них получилось, но они готовились, старались и поэтому заслуживают слов уважения и благодарности. 2. Необходимо отметить: Достигнута ли цель семинарского занятия? Если не все задачи семинарского занятия были выполнены полностью, необходимо прокомментировать, что послужило тому причиной. 3. Способствовали ли поставленные проблемные вопросы и ситуации организации обсуждения в заданном русле и вызывали ли они активную дискуссию? 4. Рекомендовать каким образом студенты смогут реализовать полученные на семинарском занятии исторические знания далекого прошлого в своей будущей профессиональной деятельности или в повседневной жизни? 5. Спросить: все ли вопросы семинарского занятия студенты поняли, все ли было понятно при обсуждении вопросов, какие вопросы остались? 6. Назвать фамилии студентов отличившихся своими ответами в лучшую или худшую сторону, объяснить почему; отметить наиболее активных в дискуссиях. 7. Объявить выставленные на занятии оценки, мотивируя при этом свое решение. Следует отметить, что все заработанные ими в ходе семинарского занятия «драхмы» и «оболы», но не приведшие к выставлению оценки в журнал не пропали. Они будут учтены в последствии, преподаватель заносит в свою учетную карточку и впоследствии студенты в результате активной, творческой работы обязательно реализуют их в положительные оценки. 8. Напомнить учащимся о том, какую добавочную информацию они могут найти по пройденной теме для самостоятельного изучения и расширения своего научного кругозора. 9. В случае если в группе выделяется студент, обладающий научным потенциалом, проявивший себя во время учебной игры, и заинтересовавшейся данной темой, преподаватель может предложить ему написание научной работы по этой проблематике. 10. Преподаватель объявляет команду победительницу, поздравляет ее с победой. Отмечает лучших игроков обеих команд. Необходимо сказать и несколько утешительных слов в адрес проигравшей команды, особенно если она оказала достойное сопротивление победителям. Это напутствие должно стимулировать их к более активному и продуктивному обучению, возможности в следующей игре взять реванш и доказать, что их научный и учебный потенциал не чуть не хуже команды победительницы. Сапожников С.М.
ДЕЛОВАЯ УЧЕБНАЯ ИГРА (Частная методика интерактивного семинарского занятия) по истории государства и права зарубежных стран
Тема: Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика Нижний Новгород В методическую разработку интерактивного семинарского занятия включены общие и частные методические рекомендации по организации и проведению семинара-учебной игры, перечень основных вопросов, монографической и учебной литературы, и ряд приложений по теме, посвященной изучению и сравнению государственного и общественного строя древних Афин и Спарты. Рекомендуется для использования в процессе преподавания учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран».
Содержание
Раздел I. Общие методические рекомендации Пояснительная записка Существенную роль в преподавании могут и должны оказывать активные формы обучения. Активность не возникает само собой, при обращении к той или иной форме, она создается творческим трудом преподавателя и учащихся. Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, и развиваются творческие способности обучающихся. Задачей преподавателя является сделать лекцию, семинар, практическое занятие активными формами обучения и воспитания. Эффективное преподавание невозможно без методического разнообразия в работе с учащимися. Следует отметить, что метод – это не просто набор пожеланий, включающий глаголы «улучшить», «усилить», «повысить», «поднять» и пр. Метод – это не требование, а «принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил».[1] Можно выделить некоторые методологические составляющие процесса обучения. Во-первых: метод – это алгоритм, определенные правила деятельности учителя и учеников в достижении учебных и воспитательных целей. Во-вторых: использование частных методик проведения занятий по конкретным темам неразрывно связано с общими методами обучения, владея которыми преподаватель может и должен использовать на любых занятиях. Тема семинарского занятия «Древнее государство Афин и Спарты: сравнительная характеристика» занимает особое место в курсе «История государства и права зарубежных стран». Кроме того, некоторые материалы семинарского занятия могут быть использованы при изучении отдельных тем дисциплин «История политических и правовых учений», «Политология», «Теория государства и права», «История философии», «Профессиональная этика». В свою очередь материалы, некоторые понятия и термины указанных дисциплин, эффективно используются при изучении курса «История государства и права зарубежных стран» и в частности при изучении темы заявленного семинарского занятия. Использование междисциплинарных связей позволяет разнообразить и обогатить процесс обучения, расширяет научный кругозор учащихся, позволяет закрепить знания и навыки, полученные на других занятиях. Семинарское занятие предлагается провести в форме учебной игры. Игра – не только культурная универсалия, но и универсальный педагогический инструмент, применимый в большинстве областей знаний. Уже древние римляне использовали слово «ludens» для обозначения сразу двух таких разных, наш современный взгляд, понятий – «игра» и «школа». Латиняне были уверены, что знания усвояться только в игре. Подобного же мнения придерживались и мыслители более поздних времен. Игровые технологии обладают наиболее высокими возможностями повышения творческой и рефлексивной активности обучающихся. Одной из разновидностей обучающей игры являются сюжетно-ролевая игра. Игра может реально моделировать реально-исторические сюжеты, а может вносить элемент научной фантастики, моделируя ситуацию, которая реально и не происходила, но предположить такое развитие событий допускается. Учебная игра воспроизводит ситуацию, но в несколько театрализованном виде. Как в театральной игре, у нее есть свой сценарий, распределение ролей между участниками, наличия режиссера, который следит за порядком и руководит всем действием. Игра как метод построения учебного процесса включает следующие компоненты: - игровые роли и их принятие; - построенные по определенным правилам игровые действия; - моделирование игрового процесса и соответствующего ему эмоционального напряжения (технология игры). Участники ролевых учебных игр стараются безукоризненно следовать всем заданным правилам. Игра побуждает к максимальному напряжению, а следовательно к развитию психического и интеллектуального потенциала, самостоятельному поиску знаний, стимулирует активность и находчивость[2].
Целевая установка Цель занятия: Цель семинарского занятия «Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика» направлена на дальнейшее развитие и закрепление определенных знаний, умений и навыков. Образовательные функции Продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной подготовки. студенты должны знать: Ø объективные закономерности развития древнегреческого общества, приведшие к образованию государства; Ø основные факторы, определяющие развитие государства и права в древней Греции; Ø взаимосвязь государственно-правовых явлений с экономикой, идеологией, религией; Ø на примере Афин и Спарты рассмотреть различные типы и формы государства, особенности государственного и правового развития этих стран; Ø основополагающие понятия, термины и категории относящиеся к изучаемой теме; Ø конкретно-исторический материал содержащийся в историко-правовых источниках и приемы работы с ними. Продолжить формирование у курсантов умений: Ø актуализировать знания, полученные на предыдущих занятиях; Ø анализировать и оценивать эволюцию государственного, общественного и правового устройства древнегреческих полисов; Ø применять и использовать в связи с изучаемым материалом основных категорий предыдущих тем; Ø выражать и обосновывать свои взгляды по вопросам, касающимся ценностного отношения к различным государственно-правовым институтам; Ø выявлять и обосновывать значимость тех или иных государственно-правовых институтов для анализа современного государства и права; Ø ориентироваться в перспективах государственно-правового развития на основе осмысления исторического опыта, генезиса цивилизации, анализа и оценки современных событий в мире и в стране; Ø проверять степень усвоения знаний, умений и навыков, полученных курсантами на лекционных, семинарских занятиях и в рамках самостоятельной работы. Воспитательные задачи Продолжить формирование у курсантов: Ø позитивной мировоззренческой направленности; Ø профессионального правосознания; Ø умения действовать в духе законности и профессионализма; Ø представлений о роли своей предстоящей профессиональной деятельности; Ø на историческом примере воспитание патриотизма, любви к Родине, нравственных качеств личности, непримиримость к негативным поступкам. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|