|
Студенческая жизнь: в аудитории и вне еёНа протяжении всего существования вуза студенты МФИ привлекались, начиная с первого курса, к научной работе. До сих пор продолжается традиция ежегодного проведения «Недели науки» (с 2010 г. – Международный научный студенческий конгресс), работает Научное студенческое общество (НСО). Яркая страница в деятельности НСО связана с именем профессора Г.П. Солюса, который более 20 лет, вплоть до 1989 г., руководил научной работой студентов в масштабах МФИ. Многие члены НСО – его ученики – стали впоследствии ведущими учеными нашего вуза (профессора В.М. Соколинский, В.Н. Сумароков, А.Ю. Юданов и др.). В 1987 г. был образован Совет молодых ученых, ежегодно проводивший научные конференции с участием студентов, аспирантов и преподавателей МФИ. Юданов Андрей Юрьевич (род. в 1952) – доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательской деятельности, Почетный работник высшего профессионального образования РФ. В 1975 г. окончил МФИ (факультет МЭО), в 1975–1978 гг. учился в аспирантуре МФИ, стажировался в аспирантуре Высшей экономической школы им. Бруно Лойшнера (Берлин). В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1992 г. стал доктором экономических наук. С 1992 по настоящее время А.Ю. Юданов является заместителем председателя Диссертационного совета нашего вуза, руководителем исследовательской группы по изучению фармацевтического рынка России. Сфера научных интересов – микроэкономика (теория фирмы), теория и история конкуренции, современная история российских предприятий, российский фармацевтический рынок. А.Ю. Юданов является автором 11 монографий и учебников. Руководитель российской части исследовательского проекта Европейской комиссии по изучению предпринимательства (AEGIS). В 1994–2002 гг. – член Европейской ассоциации по истории бизнеса, официальный участник XI (Миланского) и XII (Мадридского) Всемирных конгрессов по экономической истории. В 1996 г. – консультант фармацевтического проекта TACIS в России, тогда же читал курс лекций в Стэнфордском университете в Москве. С 1998 г. А.Ю. Юданов – приглашенный профессор Президентской программы развития и поддержки предпринимательства («Морозовский проект») и приглашенный профессор курса «Лекарственный менеджмент» в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Член редколлегии журнала «Современная конкуренция», заместитель главного редактора журнала «Мир новой экономики». Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2008). По традиции основные направления студенческих научных разработок были связаны с потребностями городского хозяйства Москвы. Так, в 1985 г. научная студенческая лаборатория кафедры статистики изучала проблему сокращения ручного труда на предприятиях и в организациях столицы. Результаты были представлены на научно-практической конференции «Ручной труд – на плечи машин», проведенной МФИ совместно с Дзержинским РК КПСС и Советом директоров предприятий и учреждений района. В 1987 г. в рамках НУЦ СНПО «Алгоритм» и СНПО «Интеграл» студенты разрабатывали методику бухгалтерского учета по различным видам деятельности и комплекс нормативно-методических материалов по совершенствованию хозяйственного механизма вычислительных центров. Одним из результатов развития научной работы студентов в 1989 г. стало руководство МФИ секции «Экономика» на городской научно-практической конференции «Лучшие работы студентов – народному хозяйству г. Москвы». В годы перестройки в МФИ была создана под председательством Т.В. Чечелевой Школа молодого лектора. Одной из важнейших форм ее работы являлась пропаганда экономических знаний на подшефных предприятиях. Студенты наряду с преподавателями участвовали в деятельности первичных организаций Всесоюзного экономического общества и общества «Знание». Приобретению профессиональных навыков способствовало участие студентов в проведении Всесоюзной переписи населения 1989 года. Традиционно в МФИ большое внимание уделялось воспитательной работе. В годы перестройки в вузе действовали клубы «Подвиг», Политклуб, Клуб молодой семьи и др. Была возобновлена работа Факультета общественных профессий, на котором созданы новые отделения: организаторов культурно-массовой и спортивной работы, переводчиков иностранных языков, организаторов военно-патриотической и оборонно-массовой работы, советского права. После двухгодичного обучения на ФОП студенты получали удостоверения о присвоении соответствующей квалификации. В 1989 г. в МФИ был создан Локальный комитет самоуправляемой некоммерческой неполитической студенческой организации – Международной ассоциации студентов, изучающих экономику и коммерцию (Association Internationale des Etudiants en Sciences Economiques et Commerciales, AIESEC), учрежденной в 1948 году. В декабре 1989 г. при активном участии Локального комитета был проведен первый, позже ставший традиционным, «День карьеры». В нем участвовало более 200 студентов МФИ, а также представители Минфина СССР, Сбербанка СССР, Ингосстраха СССР, Московского банковского союза, Московского инновационного коммерческого банка, В/О «Совфрахт» и др. В 1990 г. при содействии Локального комитета AIESEC в соответствии с его Международной тематической программой 75 студентов МФИ стажировались в ФРГ, Польше, Финляндии, Италии, Франции. В 1990 г. в МФИ прошел международный студенческий семинар по проблемам конвертируемости национальных валют, интерес к которому был проявлен со стороны ряда совместных предприятий. Все эти мероприятия были направлены на решение важнейшего для выпускников вопроса – трудоустройства после окончания вуза. Уже в 1988 г. руководству МФИ стало ясно, что переход предприятий на хозрасчет, возрождение предпринимательства ставят под сомнение выполнение вузами государственного плана распределения выпускников. Действительно, с 1991 г. составление таких планов было прекращено. Ректорат провел большую работу по переходу на систему заключения договоров на подготовку специалистов с министерствами, ведомствами, промышленными и строительными организациями. Распределение выпускников в 1990 г. носило переходный характер – от жесткого государственного плана к договорным отношениям или свободному трудоустройству. В начале 1991 г. между МФИ и организациями действовали договоры на подготовку специалистов двух типов – договоры, не предусматривавшие денежной компенсации, но предполагающие в разных формах содействие развитию материальной базы вуза, и договоры на основе частичной денежной компенсации затрат вуза на подготовку выпускника института. На период перестройки пришлось профессиональное становление многих лидеров российского бизнеса и государственных деятелей современной России. Среди них немало выпускников МФИ. Это – А.А. Козлов, А.Г. Хлопонин, М.Д. Прохоров и многие другие. Козлов Андрей Андреевич (1965–2006) – государственный деятель, финансист. По окончании МФИ (1989) работал в Госбанке СССР. Расцвет его профессиональной карьеры пришелся на 1990 – начало 2000-х гг., когда он занимал пост первого заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации (1997–1999; 2002–2006), являлся членом Совета директоров Банка России. Возглавив Комитет банковского надзора, А.А. Козлов принимал решения о выдаче и отзыве банковских лицензий. Роль этого органа резко возросла в связи с принятием в 2003 г. закона о страховании вкладов. Комитет банковского надзора определял, может ли тот или иной банк быть принят в систему страхования и принимать вклады от физических лиц. Для этого, в частности, от банков требовалось раскрыть информацию о реальных владельцах. Закончив отбор в систему страхования, Центральный банк РФ начал кампанию против банков, участвующих в отмывании и незаконном обналичивании денег. 13 сентября 2006 г. А.А. Козлов трагически погиб в результате организованного на него покушения. В память об А.А. Козлове по инициативе Центрального банка РФ, Ассоциации российских банков и МДМ-Банка была учреждена стипендиальная программа, основной целью которой является поощрение студентов с отличными знаниями в области экономики и финансов, создание условий для их включения в профессиональную деятельность и достижения результатов, имеющих большой общественный резонанс. Студенческая жизнь – это не только овладение знаниями и подготовка к профессиональной деятельности. Характерной приметой эпохи перестройки стал расцвет студенческих строительных отрядов. В 1985 г. в институте был сформирован студенческий отряд численностью до одной тысячи человек. Его члены работали в сберкассах Москвы, магазине «Детский мир», реализовывали сельскохозяйственную продукцию в торговых предприятиях Москвы, обслуживали ХII Всемирный фестиваль молодежи и студентов, трудились в Казахстане, на сборе урожая в Астраханской области. Во время «летнего трудового семестра» студенты МФИ собственными силами организовали на местах 15 концертов художественной самодеятельности, безвозмездно отремонтировали один памятник, две школы, передав в дар школе около 300 книг. В следующие годы студенческие отряды МФИ работали уже в торговых и кредитных учреждениях Москвы и традиционно в совхозах Рузского района Подмосковья, участвовали в интернациональных отрядах в Болгарии и Швейцарии. Вместе с тем наши студенты прежде всего откликались на проблемы родного вуза. Так, в 1988–1989 гг. студенческий отряд МФИ безвозмездно трудился на строительстве новой институтской столовой. В условиях становления рынка студенты смогли улучшить свое материальное положение и во время учебы. В 1988 г. при поддержке ректората в МФИ было учреждено молодежное хозрасчетное объединение «Эллипс», создан студенческий кооператив «Тренд». Многие известные сегодня российские предприниматели, в том числе выпускники МФИ, начинали свою деловую карьеру именно в конце 1980-х гг. как активные участники кооперативного движения. В их числе – М.Д. Прохоров. Прохоров Михаил Дмитриевич (род. в 1965) – российский предприниматель. В 1989 г. с отличием закончил МФИ (факультет «Международные экономические отношения»); его однокурсниками были Александр Хлопонин и Андрей Козлов. В 1989–1992 гг. – начальник управления Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС). В 1992–1993 гг. – Председатель правления акционерного коммерческого банка «Международная финансовая компания», в 1993–2000 гг. – руководитель ОНЭКСИМ Банка, в 2000–2001 гг. – президент АКБ «РОСБАНК». В 2001–2007 гг. – генеральный директор, председатель правления ГМК «Норильский никель» (с июня 2008 г. – член Совета директоров этой компании). С 2006 г. – Председатель совета директоров (с декабря 2010 г. – генеральный директор) ОАО «Полюс Золото». С июня 2007 г. – член наблюдательного совета государственной компании по нанотехнологиям «Роснанотех». В мае 2007 г. основал частный инвестиционный фонд ООО «Группа ОНЭКСИМ», президентом которого является в настоящее время. Среди проинвестированных М.Д. Прохоровым инновационных проектов – строительство (совместно с «Роснано») завода «Оптоган» по выпуску светодиодных ламп, проект по выпуску гибридного «Ё-мобиля» и другие. По версии «Forbs», по состоянию на 2010 г. состояние М.Д. Прохорова оценивалось в 13,4 млрд долл. С 2004 г. М.Д. Прохоров является учредителем благотворительного Фонда Михаила Прохорова. Фонд осуществляет поддержку культурных, образовательных и научных инициатив. В 2007 г. – один из учредителей Эндаумент-фонда Финуниверситета (внес 5 млн долл. из личных средств). М.Д. Прохоров награжден орденом Святого благоверного князя Даниила Московского II степени (РПЦ), орденом Дружбы за вклад в развитие экономического потенциала России, а также орденом Почетного легиона (за расширение культурных связей между Россией и Францией). В конце 1980-х гг. были достигнуты значительные результаты в улучшении материально-технической базы института. Успешно реализовывалась в нашем вузе комплексная программа «Здоровье и быт студентов». В 1989 г. открылась столовая на 300 мест, студенты обеспечивались льготным (с 50%-ной скидкой) обедом. В общежитии был оборудован студенческий клуб, построена спортивная площадка. Проводились занятия по плаванию, баскетболу, футболу, женской ритмической и атлетической гимнастике, лыжам, легкой атлетике, настольному теннису, кикбоксингу, летнему и зимнему многоборью ГТО. Работали шахматный и туристский клубы. Был организован прокат спортивного и туристского инвентаря. Ежегодно устраивались спартакиады МФИ. По инициативе А.Г. Грязновой в МФИ стали проводиться вечера «В гостях у ректора» – творческие встречи с известными деятелями культуры и искусства. Эта традиция сохраняется в нашем вузе и сегодня. \\\ Таким образом, в переломный для страны период 1985–1990 гг. коллективу МФИ удалось успешно решить задачи, поставленные перед высшей школой самой жизнью, в том числе ходом экономической реформы. Институт вышел на качественно новый уровень развития как один из ведущих научных и образовательных центров СССР. è Вопросы для повторения 1. Каковы причины коренной перестройки системы высшего (в том числе экономического) образования в СССР в 1985–1991 гг.? 2. Какие наиболее значимые изменения произошли в 1985–1991 гг. в структуре МФИ и организации учебного процесса? 3. Каковы характерные черты развития научной работы в МФИ в годы перестройки? 4. В чем проявилась роль МФИ как ведущего финансово-экономического вуза к концу 1980-х гг.? 5. Кто из выпускников МФИ 1985–1991 гг. впоследствии приобрел известность, благодаря успехам в бизнесе и на государственной службе?
Глава 6
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ В декабре 1991 г. распался СССР. Еще летом Российская Федерация объявила о своем суверенитете, обрела собственные атрибуты государственности. Первым Президентом России стал Б.Н. Ельцин. Он объявил о начале радикальных экономических реформ, идея которых поддерживалась большинством граждан России. Выход из глубокого социально-экономического кризиса виделся в разгосударствлении собственности и создании свободного рынка. Пути реализации этих целей предлагались разные. Широко обсуждались антикризисная программа Н.И. Рыжкова – Л.И. Абалкина; «Программа 500 дней» С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского. Главой правительства был назначен Е.Т. Гайдар, сторонник максимальной либерализации экономических отношений с опорой на мировой, в первую очередь западный опыт. Его монетаристская программа стабилизации и оздоровления рынка денег и в целом финансово-кредитной сферы стала осуществляться в 1990-е годы. Эта политика, получившая название «шоковая терапия», была продиктована желанием укрепить новый политический режим, окончательно отстранить от власти коммунистов, а также предотвратить перерастание кризиса в экономическую катастрофу. На выбор методов реформирования оказали влияние и рекомендации иностранных экспертов, привлеченных к разработке реформы, и требования международных финансово-кредитных институтов. Первыми результатами стали резкий скачок инфляции и падение на 50% уровня жизни населения. Началась приватизация, которая, однако, не повысила эффективности экономики. Произошли серьезные изменения в сельском хозяйстве. Преобладающую роль стали играть акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельские кооперативы. Но и здесь наблюдался спад производства в два раза. Формирование новых экономических отношений сопровождалось углублением социальной дифференциации населения, сокращением или даже прекращением важнейших социальных программ. Это болезненно отозвалось, в том числе на положении вузов и вузовской науки. В конце 1990-х и в 2000-х гг. социально-экономические отношения в Российской Федерации демонстрировали медленно нараставшие позитивные тенденции. Окончательно утвердились рыночные отношения, за курсами рубля, доллара и евро пристально следили все субъекты экономической деятельности. 6.1. Модернизация системы подготовки финансистов В 1991 г. МФИ был преобразован в Государственную финансовую академию (ГФА). Политика «шоковой терапии», серьезные и неожиданные для ельцинских реформаторов трудности в развитии рыночных отношений требовали значительного числа высококвалифицированных специалистов для финансово-банковской сферы. В этих условиях деятельность Финансовой академии приобрела первенствующее значение в системе профессиональной подготовки. Отражением этих процессов стал Указ президента РФ от 7 октября 1992 г. «О мерах по подготовке кадров для обеспечения деятельности финансово-банковской системы». Наш вуз был преобразован в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации. Задачи, возложенные на Академию, диктовали принципиально новые требования к подготовке специалистов для финансово-банковской сферы. В связи с этим были открыты новые направления – «Экономика» (бакалавриат) и «Менеджмент», а также новые специальности: «Антикризисное управление», «Государственное и муниципальное управление», «Математические методы в экономике», «Налоги и налогообложение», «Юриспруденция». Им должны были соответствовать новые образовательные подразделения. Реорганизация структуры Финакадемии шла в течение всех лет ректорства А.Г. Грязновой и являлась формальным отражением сущностных изменений самого вуза, его радикальной модернизации. Фетисов Глеб Геннадьевич (род. в 1966 г.) – доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, член Общественной палаты РФ, руководитель Рабочей группы Президиума Генсовета ВПП «Единая Россия» по социально-экономическому развитию. В 1988 г. окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, окончил аспирантуру экономического факультета МГУ, учился в магистратуре и докторантуре Финансовой академии. В 2003 г. защитил докторскую диссертацию. С 1990 г. работал в Центральном экономико-математическом институте АН СССР, в 1993–1995 гг. занимал должности заместителя председателя и председателя правления ряда коммерческих банков. В 1997–2001 гг. Г.Г. Фетисов являлся депутатом Законодательного собрания Красноярского края, в 2001 г. избран членом Совета Федерации от Воронежской областной думы. Г.Г.Фетисов – директор Центра изучения проблем региональных финансов Совета по изучению производительных сил (СОПС) при РАН и Министерстве экономического развития. Избран в состав правления Российского союза промышленников и предпринимателей, а также правления Общероссийского объединения работодателей РСПП. Г.Г. Фетисов – вице-президент Международного фонда Н.Д. Кондратьева, член Попечительского совета Международного научного фонда экономических исследований академика Н.П. Федоренко. Г.Г. Фетисов – научный редактор издания «Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков». Им написан ряд монографий, учебников и учебных пособий, в том числе «Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты». Повышение статуса давало право Академии организовывать вместо факультетов институты. Преобразовывались старые факультеты, учреждались новые. Из числа созданных в 1990 – начале 2000-х гг. можно назвать несколько, наиболее значимых институтов – страхования, налогов и налогообложения, налоговой полиции, финансового менеджмента, второго высшего образования, открытого образования, международный финансовый институт XXI века, математических методов в экономике и антикризисного управления, делового администрирования и бизнеса, высшую школу государственного управления. Надо указать на создание в 1992 г. Международной финансово-банковской школы. Ее учредителями выступили Финансовая академия, Европейский банк реконструкции и развития, ЦБ РФ, министерство финансов, Европейская ассоциация банковского образования, Центр подготовки банковских специалистов французской ассоциации банков и другие. Глубокие структурные изменения развернулись с избранием в октябре 2006 г. новым ректором Финансовой академии М.А. Эскиндарова, работавшего до этого первым проректором. Президентом Академии была избрана А.Г. Грязнова. Они подчиняют свою деятельность повышению качества подготовки выпускников и конкурентоспособности вуза, превращению его в научно-образовательный комплекс, отвечающий самым высоким международным требованиям. В 2007 г. институты были реорганизованы в факультеты: финансов и кредита, менеджмента, управления, международный факультет экономики и юриспруденции; создан международный финансовый факультет с подготовкой бакалавров и магистров на английском языке. На базе института государственной службы была создана Высшая школа государственного управления (ВШГУ). В 2008 г. был создан факультет довузовской подготовки. Система дополнительного профессионального образования, в последнее время ее называют «бизнес-образованием», упрочила свои позиции в связи с учреждением в 2007 г. Международной школы бизнеса. Организовывались новые кафедры: «Страховое дело», «Ценные бумаги и биржевое дело», «Налоги и налогообложение», «Экономическая география и региональная экономика», «Оценка собственности», «Социология», «Государственное, муниципальное и корпоративное управление», «Государственная служба», «Гражданское право и процесс», «Государственно-правовые дисциплины», «Финансовое право», «Экономика и антикризисное управление» и другие. Федотова Марина Алексеевна (род. в 1955 г.) – доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе, Заслуженный экономист РФ. Была студенткой, затем аспиранткой МФИ. В 1984 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию, защитила первую в России докторскую диссертацию по оценке бизнеса. Автор и соавтор учебников и учебных пособий по экономической теории, оценочной деятельности и антикризисному управлению – «Оценка недвижимости и бизнеса», «Оценка бизнеса», «Оценка недвижимости», «Реструктуризация кредитных организаций в зарубежных странах», «Теория и практика антикризисного управления», «Финансовый менеджмент». Принимала активное участие в разработке Государственного стандарта по специальности «Финансы и кредит», Государственных требований профессиональной переподготовки оценщиков. Руководила Институтом профессиональной оценки. М.А. Федотова является членом Экспертно-консультационного совета при Министерстве экономического развития и торговли РФ, Объединенного научно-методического Совета по оценочной деятельности при Отделении экономики Российской Академии наук, членом Правления Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков (ГИФА). Лауреат премии Президента РФ в области образования. В 2008 г. созданы новые кафедры под руководством известных ученых и практиков. Кафедру «Макроэкономическое регулирование» возглавил член-корреспондент РАН, первый заместитель директора Института экономики РАН Д.Е. Сорокин. Заведующим кафедрой «Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы» стал директор департамента Минсоцразвития РФ В.А. Козбаненко. Заведовать кафедрой «Финансовый контроль» приглашен директор Департамента Счетной палаты С.И. Гайдаржи; кафедру «Системный анализ» возглавил член-корреспондент РАН Г.Б. Клейнер. Сорокин Дмитрий Евгеньевич (род. в 1946 г.) – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, первый заместитель директора по научной работе Института экономики РАН, член-корреспондент РАН. Внес вклад в выработку позиции РАН по стратегии социально-экономического развития страны. Автор и соавтор 70 научных работ, в том числе монографий «Россия–2015: оптимистический сценарий», «Стратегический ответ России на вызовы нового века», «Россия перед вызовом: политическая экономия ответа», «Россия в глобализирующемся мире» и др. Область научных интересов: теоретико-методологические проблемы функционирования и эволюции общественно-экономических систем, механизмов взаимодействия общесистемных и экономических законов, влияния цивилизационных особенностей общества на экономическое поведение, взаимодействия институтов рынка, государства и гражданского общества, история российской политико-экономической мысли. Д.Е. Сорокин – член редколлегии журналов «Вопросы экономики», «Экономическая наука современной России», один из организаторов постоянно действующего «круглого стола» Вольного экономического общества России «Экономический рост России». Д.Е. Сорокин активно участвует в развитии международных научных связей, в международных исследовательских проектах с научными и университетскими центрами Канады, КНР, Польши, Беларуси, Казахстана, Узбекистана и др. Привлекается в качестве эксперта по вопросам экономической политики Государственной думой РФ, Советом Безопасности при Президенте РФ, Счетной палатой РФ и другими органами государственной власти и управления. В 2005–2006 гг. в ряде регионов были открыты представительства Академии для повышения качества подготовки абитуриентов. Тогда же в структуру Финансовой академии в качестве филиалов вошли восемь финансово-экономических колледжей: Благовещенский, Бузулукский, Звенигородский, Красноярский, Осташковский, Пермский, Уфимский, колледж в Ростове-на-Дону. Таким образом, Финансовая академия развилась в мощный образовательный комплекс с разветвленной структурой подготовки специалистов. Она включала в себя систему довузовской подготовки, собственно вузовскую и послевузовскую подготовку и различные виды дополнительного профессионального образования. С начала 1990-х гг. до наших дней подготовка специалистов осуществляется по очной, вечерней и заочной формам обучения. Всё шире применяются дистанционные технологии и экстернат. В настоящее время в Финуниверситете одновременно обучается более 22 тыс. студентов, аспирантов. Десятки тысяч специалистов ежегодно проходят переподготовку и повышают квалификацию. Масштабные изменения произошли в содержании учебного процесса. Реформа системы образования сформировала условия для мобильного развития вузов. Наиболее общие требования были унифицированы в государственных образовательных стандартах 1996 и 2000 гг. Вместе с тем в соответствии с Уставом 1990 г. Академия имела право самостоятельно решать вопросы о введении новых дисциплин, определять объем часов для их изучения; формы работы и т.д. С 1992 г. в Финансовой академии началась реализация учебных планов многоуровневой подготовки «бакалавр – магистр», с сохранением квалификации «специалист». Большое значение стало придаваться разработке элективных дисциплин. Одним из важных направлений подготовки современных специалистов является развитие аналитического мышления, способности быстро адаптироваться к новациям, умению работать с большими объемами информации. Для этого стали широко внедряться проблемный подход при чтении лекций и активные формы обучения на семинарах – деловые и ролевые игры, компьютерные игры, интернет-трейдинги, лабораторные работы, дискуссии и др. Преподаватели стремились максимально приблизить студентов к реальным ситуациям. Подчас учебными площадками для занятий становились аудиторские фирмы, страховые компании, налоговые инспекции, биржи, офисы банков. В Академии в начале 2000‑х гг. в процессе обучения стали применяться мультимедийные технологии, интернет-ресурсы, электронная почта. Большое внимание уделялось обучению основам поведения на рынке труда, развитию у студентов предпринимательского потенциала, овладению приемами и методами работы в конкурентной среде. Этому способствовали студенческий центр открытого предпринимательства, практика в банках, участие в научно-практических конференциях и т.д. Совершенствовалась система контроля качества знаний. В соответствии с западными образцами введены письменные экзамены, 100-бальная система оценки, рейтинг знаний студентов. Поспелов Валентин Кузьмич (род. в 1943 г.) – доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, декан факультета социологии и политологии, проректор Финуниверситета, заместитель председателя УМС УМО по специальности «Мировая экономика» и член Экспертного совета. В.К. Поспелов является председателем Ученого совета факультета социологии и политологии. В результате этих преобразований качество подготовки студентов соответствовало требованиям времени, рейтинг Финансовой академии в 1991–2006 гг. был одним из самых высоких в стране, она неизменно входила в первую пятерку. Все наши выпускники оказались востребованными на рынке труда. Степашин Сергей Вадимович (род. в 1952 г.) – российский государственный и политический деятель, председатель Счетной палаты РФ, доктор юридических наук, профессор, генерал-полковник запаса, сопредседатель Ассоциации юристов России. В 1973 г. окончил Высшее политическое училище внутренних войск МВД СССР, в 1981 г. – Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, в 1986 г. – аспирантуру этого вуза. Выпускник Финансовой академии (2002 г.). В 1981–1990 гг. С.В. Степашин – преподаватель в Высшем политическом училище МВД. В 1987 – 1990 гг. выполнял задания в «горячих точках». В 1992–1993 гг. С.В. Степашин первый заместитель Министра безопасности России. В 1993–1995 гг. – первый заместитель директора Федеральной службы контрразведки, директор Федеральной службы контрразведки России, Директор ФСБ России. В 1997–1998 гг. – Министр юстиции РФ, Министр внутренних дел РФ. С мая по август 1999 г. – Председатель Правительства РФ, с 2000 г. С.В. Степашин – председатель Счетной палаты РФ. Член Совета Безопасности Российской Федерации. Имеет государственные награды: Ордена «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, Орден Мужества, многие медали и почетные знаки России и иностранных государств. С марта 2007 г. начался переход на многоуровневую систему подготовки специалистов. Он включает комплекс мероприятий по развитию бакалавриата и магистратуры, разработке образовательных программ и учебных планов, подготовке новых учебников и учебных пособий для бакалавриата и магистратуры, введению системы зачетных единиц (ECTS), переходу от линейной к модульной форме организации учебного процесса. Трудно переоценить вклад нескольких поколений преподавателей, отдавших свой труд и знания на подготовку высококвалифицированных специалистов. В Финансовом университете в настоящее время работает более 1000 преподавателей, из них 77% с учеными степенями и званиями, более 120 из них – члены международных и российских академий. Традиционно в Университете ведут занятия практики – сотрудники банков и других финансовых учреждений. Многие из них – выпускники МФИ – ФА разных лет. Творческая работа коллектива Финакадемии в 2007–2009 гг. позволила принять новую программу дальнейшего комплексного развития вуза. Ее цель – «создание инновационной системы образования для подготовки финансистов – лидеров конкурентной экономики». Предстоит изменить не только подход к организации образовательного процесса, но и сменить идеологию подготовки специалистов для финансово-банковской сферы. 6.2. Взаимосвязь учебного процесса Приобретение Финансовой академией статуса крупного научного центра стало итогом работы преподавателей МФИ еще в период перестройки. Перевод в 1990-х гг. вузовской науки на самофинансирование почти полностью ее уничтожил. Многие талантливые исследователи ушли из вузов. В Финакадемии это были единицы, так как наиболее востребованными оказались разработки экономистов, в том числе и из нашего вуза. В начале 2000-х гг. финансирование стало расти – руководство России осознало необходимость финансовых знаний. С 2004 по 2006 г. финансирование науки последовательно возрастало: 20, 50, 95 млн руб. В 2007 г. оно достигло 150 млн руб. В последние годы наряду с бюджетным и хоздоговорным финансированием научная работа получает материальную поддержку Научного фонда Финансового университета. Он был сформирован для поддержки фундаментальных и прикладных исследований, укрепления их связи с образовательным процессом, обеспечения воспроизводства преподавательских кадров, соответствующих своей квалификацией международным стандартам. Булыга Роман Петрович (род. в 1964 г.) – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Аудит и контроль», автор монографий, учебных пособий и методик по проблемам аудита и государственного контроля, экономического анализа. член Ученого совета Финуниверситета, член Ученого совета факультета учета и аудита, председатель комитета по образованию Аудиторской палаты России (АПР), член совета директоров аудиторской фирмы ЗАО «ЮНИФИН Лтд». В 1985 г. окончил Ярославское высшее военное финансовое училище им. А.В. Хрулева, а в 1993 г. – Военный финансово – экономический факультет при Финансовой академии. В 1997 г. защитил кандидатскую, а в 2005 г. – докторскую диссертацию. Ведет занятия со студентами, магистрантами, государственными служащими по практическому аудиту, финансовому контролю и анализу. Сфера научных интересов – применение концепции интеллектуального капитала в теории и практике бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита и оценки, проблемные вопросы правового регулирования, бухгалтерского учета и аудита нематериальных активов коммерческих организаций, финансовый анализ в аудите, разработка системы показателей финансового анализа. С ростом финансирования росли и объемы исследований. Миркин Яков Моисеевич (род в 1957 г.) – доктор экономических наук, профессор, создатель кафедры «Ценные бумаги и финансовый инжиниринг», Заслуженный экономист России, начальник отдела ИМЭМО РАН, председатель Совета директоров ИК «Еврофинансы», научный руководитель МШБ Финуниверситета. Является членом Советов Национальной фондовой ассоциации, Ассоциации участников вексельного рынка, комитета Торгово-промышленной палаты РФ по финансовому рынку, экспертных комитетов Государственной думы. Я.М. Миркин является признанным ученым в области ценных бумаг и финансового рынка. Автор и соавтор монографий «Ценные бумаги и фондовый рынок», «Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития», «Руководство по организации эмиссии и обращения корпоративных облигаций», «Правонарушения на финансовом рынке: выявление, анализ и оценка ущерба». Я.М. Миркину принадлежит разработка ряда концепций и проектов развития российского рынка ценных бумаг, в том числе «Национальный доклад. Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия (2008)». Им опубликованы циклы статей в журналах «Эксперт», «Рынок ценных бумаг», «Деньги и кредит», «Профиль», газетах «Известия» и «Российская газета». «Англо-русский толковый словарь по банковскому делу, инвестициям и финансовым рынкам» с участием Я.М. Миркина пользуется большим спросом. Я.М. Миркин – лауреат Премии Президента РФ. В Академии сложился ряд научных школ: в области финансов (Родионова В.М., Маркина Е.В.), денежных и кредитных отношений (Лаврушин О.И., Абрамова М.А.), мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений (Красавина Л.Н., Смитиенко Б.М., Ярыгина И.З.), бухгалтерского учета, анализа, контроля и аудита (Мельник М.В., Булыга Р.П., Гетьман В.Г., Бариленко В.И.), налогов и налогообложения (Павлова Л.П., Гончаренко Л.И.), корпоративного управления и управления бизнесом (Эскиндаров М.А., Беляева И.Ю., Цыгалов Ю.М., Королев О.Г.), оценочной деятельности и антикризисного управления (Федотова М.А., Ряховская А.Н.), системного анализа в экономике Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|